Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнерусская архитектура




История мировой и отечественной культуры.

Варошилова Наталья Владимировна.

зачет – лекции и семинары.

Первый семинар. Культура первобытного общества.

16.02.12

Понятие «Культура» насчитывает много определений. Первоначально лат культура значило возделывание (земли). С Цицерона это понималось как возделывание человеком самого себя. В эпоху просвещения культурность = разумность. В 19 в. призыв отделения природного и искусственного. НКФ - материальная культура и дух кул-ра раздольны. Нем философ нач 19 в. Гердер разработал понимание культруы в историческом аспекте- развитие культуры = суть исторического прогресса, оно раскрывает сущность человека.

На всей протяжении истории человека был недостаток в понимании – европоцентризм. Это игнорировало других.

Группы определений понятия культуры:

1. Описательный характер.

2. Связывают культуру с традициями, социальным опытом.

3. Подчеркивают регулирующую функцию культуру.

4. Классика – 19 в., англ этнографом Эдуардом Тейлором. Это комплекс способности и навыки приобретенные человеком и обществом.

Признаки культуры:

1. Понять культуру можно только через призму деятельности человека,

2. Она связанна с деятельностью человека (преобразование природного начала).

3. Культура социальна.

Культура – совокупность достижений человечества в мат и дух сферах, совокупность результатов его деятельности по преобразованию мира.

Структура мировой культуры:

1. Материальная = охватывает сферу материального производства и его продукты.

2. Духовная.

Они не существуют в разрыве друг от друга.

По Марковой:

1. Мировая.

2. Национальная:

a. Доминирующая – некая совокупность ценностей верований, которыми руководствуется большинство общества.

b. Субкультура – малая часть.

c. Контркультура – не просто отличается, а противостоит ей.

В зависимости от ее создателей:

1. Элитарная культура, создается привилегированной частью общ-ва.

2. Народная культура.

3. Массовая.

Предмет истории культуры.

1. Выявление общих закономерностей мирового и национального культурного процесса.

2. Изучение взаимовлияния культур. И их национально-этнического своеобразия.

3. Описание фактов истории культуры.

4. Исследование истоков формирования и факторов развития культурных явлений.

Подходы в изучении культуры:

1. О роли культуры в развитии человечества:

a. Пессимистический (Руссо, Ницше).

b. Оптимистическое (Вебер и Щлейцер).

2. О движущих силах и общих направлениях развития культуры:

a. Формационный подход (культура –духовная надстройка, которая определялась развитием экономики).

b. Цивилизационный подход: культурно-поступательный (Ясперс; признавали существовании е цивилизаций, старались увидеть закономерность их развития. Ясперс ввел понятие «осевое время» - промежуток в ист человечества между, когда совершались ключевые культурные процессы, личности => дооссевые, послеоссевые), циклический (Шпенглер; в центре – локальная цивилизация).

c. Технократический подход (Тоффлер, Гелбрейт).

Проблемы типологизации культуры.

1. По хронологическим критериям: культурно-исторические эпохи (этап и тип):

a. Первобытная

b. Античная

c. Средневековая

d. Эпоха возрождения

e. Новое время

f. Современная

2. По географическим критериям: В и З: разное мировоззрения, С и Ю.

Исторические особенности русской культуры.

1. Проблема програничности = бинарность русской культуры. = > евразийство.

2. Христианско-православное начало.

3. Мессианское сознание, имперские амбиции. Москва третий Рим.

4. Открытость и способность к диалогу с другими культурами.

5. Расколотость культуры, разрыв между этнической и национальной культурами.

6. Устойчивые черты национального характера (менталитета): коллективизм, гиперболизм – черно-белое мышление = крайность, фетишизация гос.вл, особый характер патриотизма.

 

1/03/12

Культура древней Руси 9 – нач. 12 вв.

· 1132 г – черта –смерть Мстислава Великого.

· 1240 - татаро-монгольское нашествие.

· К 14 – 16 век – окончательно формируется единый народ и т.п.

· 17 в – переход

· 1ая четверть 18 в – петровская эпоха

· Ост 18 век.

· Золотой век

· Пореформенная Россия

· Серебряный век

· СССР

· Пост советская Россия.

Черты и особенности древнерусской культуры.

Есть конечно общее, т.к. это средние века. И есть общие черты:

1. Замедленность темпов развития. И в мат-ой культуре: медленное совершенствование экономич. =>

2. Традиционализм – авторитет старины.

3. Господство религиозного мировоззрения.

4. Отсутствие научного объяснения фактов и явлений, т.е. процесс накопления практических знаний.

Особенное:

1. Синтетичный характер:

· культура восточного славянства

· балтские и финно-угорские племена

· степные народы

· византийское влияние (спор о роли ее в нашей культуре: либо мы ветвь византийской культуры, либо это просто фигня для нас).

· Западная Европа. Не так велико как византийское влияние.

2. Двоеверие: язычество и православие. В городе превалировало христианство, в сельской местности язычество.

Фольклор (устное народное творчество):

-сказки, легенды, сказания (мечта о счастливой жизни, которая легко достается):

· Религиозного толка,

· Светские

- былины (Волько Святославович).

- пословицы (дидактический характер), поговорки (яркая характеристика). Мертвые сраму не имут – слова Святослава.

- народные песни:

· Песни-плачи

- обрядовый фольклор.

Развитие просвещения.

Возникновение письменности у восточных славян.

Этапы:

1. Пиктографическое письмо («черты и резы»): ссылаются на сказания Храбрия.

2. В эпоху зарождения 1х славянских государств – использование греческого алфавита для записи родной речи. Велисова книга. Это не приспособлено к фонетике нашей.

3. Создание славянской азбуки: во 2й пол IXв. – глаголица, на рубеже IX-X вв. – кириллица (синтез глаголицы и греческого письма).

4.? о существовании узелковой письменности в догосударственный период. Доказывают это древнерусским фольклором (везде клубочек ниток). Но она просто существует.

Письменность:

· Старославянский (церковнославянский) язык.

· Древнерусский (на основе восточнославянской фонетики).

Можно говорить о достаточно высокой граммостности народа. Особенно в городской черте: берястянные грамоты, надписи на предметах быта, надписи на храмах и т.п. Женщины были так же грамотны (Анна Ярослаловна).

2 вида школ (при Владимире и Яр Мудром):

1. Монастырские: чтение, письмо, богословие, пение;

2. Шк высшего типа: богословие, философия, риторика, грамматика, исторические, географические, естественнонаучны знания.

3. + индивидуальнее обучение.

Книжное дело.

Ø Древнейшие памятники книжного дела:

- «Остромирово Евангелие» (1057)

-2 «Изборника» князя Святослава

Ø Оформление книг:

- «Уставное письмо»

- заставка – красочная рамка перед текстом

- инициалы – цветные или раскрашенные золотом символы, буквы и т.п

- миниатюры.

 

ЛИТЕРАТУРА

ЛЕТОПИСЬ

Вопрос о становление летописания на Руси:

1. Шахматов – в 1039 г. в связи с установление киевской митрополии

2. Черепнин, Рвбников – 996 – десятинная церковь.

3. Тихомиров

Установлено:

Ø о существовании летописного свода, составленного в 60-70 гг 11 в в Киево-Печерский монастырь. Никон.

Ø «Начальный свод» -- 90е гг 11в.

Ø Около 1113 – Повесть временных лет. Нестор.

Жанры и произведения древнерусской литературы:

¤ Слово – «Слово о законе и благодати» (30-40е гг. 11 в.) Илариона. Это слово должно носить нравоучительный характер. Закон = иудаизм, благодать = христианство. Христианство превосходит т.к. имеет вселенски характер, а не богоизбранный. Воспевание деяний Вл. Святосл.

¤ Житийная литература (агиография) – «сказание о Борисе и Глебе».

¤ Поучение – «Поучение Вл. Мономаха». Состоит из 3 частей. Рисует образ идеального князя. Призывает всех князей к защите смердов и убогих.

¤ Хождения – «хождения Даниила».

Лихачев – отмечал, что др русская лит-ра является одной из др в Европе. Отмечал особенность – не было индивидуального начала, это была коллективная литература. (зодчие отдельных – градостроители)

ДРЕВНЕРУССКАЯ АРХИТЕКТУРА

1. Крестово-купольный храм (1- купол на световом барабане, 2- столпы, 3- алтарь +апсида, 4- хоры, 5-алтарная преграда с иконами):

 

· Десятинная церковь в Киеве, конец 10в.

· Софийский собор в Киеве. 1037-1054. (Плинфа – тонкий кирпич). 13 куполов = 12 апостолов вокруг Христа.

· Золотые Ворота в Киеве. 30е гг.11в.

· Златоверхий Собор Михайловского монастыря в Киеве. Нач 12 века.

· Софийский собор В Великом Новгороде. 40-60 гг. 11 в. Магдербургские ворота.

· Софийский Собор в Полоцке. 40-60 гг. 11 в.

· Спассо-Преображенский собор в Чернигове. Ок.1036г.

15/03/12

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...