Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исходный уровень знаний и навыков




Занятие 13

Классификация, биологические функции. Переваривание и всасывание. Обмен липопротеидов

 

Цель занятия: сформировать представления о строении, классификации основных липидов, их биологической функции, о молекулярных механизмах переваривания и всасывания липидов в желудочно-кишечном тракте. Изучить строение, химический состав, метаболизм и функциональную роль основных классов липопротеидов.

 

Исходный уровень знаний и навыков

 

Студент должен знать:

1 Строение и свойства основных классов липидов (жирные кислоты, их производные, производные изопрена).

2 Строение мембран, модели мембран.

 

Студент должен уметь:

1 Проводить качественные реакции на продукты гидролиза липидов.

 

Структура занятия

Теоретическая часть

1.1 Липиды – их строение,классификации и биологическаяроль.

· Жирные кислоты и их производные (PG, LT, TxA), а также:

- простые липиды: воска, диолы, триацилглицерины (триглицериды);

- сложные липиды: фосфоглицериды – фосфолипиды (фосфатиды: кефалины, лецитины, серинфосфатиды, инозитолфосфатиды, кардиолипины, плазмалогены); сфинголипиды (сфингомиелины, цереброзиды и ганглиозиды); гликолипиды, сульфолипиды, липопротеиды.

· Производные изопрена;

- стероиды (стерины и стериды);

- каротиноиды (растительные пигменты, витамины);

- терпены.

1.2 Роль липидов в построении мембран. Современные модели мембран, их биологическая роль.

1.3 Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте (строение и функции желчных кислот). Механизм эмульгирования жира. Печеночно-кишечный цикл желчных кислот. Значение липаз. Особенности переваривания липидов у детей. Ресинтез ТГ в энтероцитах.

1.4 Липопротеиды (ЛП) – строение, классификация, химический состав, функциональная роль. Метаболизм ЛП в норме. Экзогенный и эндогенный пути транспорта липидов в организме.

1.5 Роль рецепторов ЛП в метаболизме липидов.

Практическая часть

2.1 Решение задач.

2.2 Лабораторные работы.

Задачи

1 Кардиолипины встречаются главным образом в составе мембран:

а) лизосом; б) митохондрий; в) ядра; г) эритроцитов; д) микросом; е) аппарата Гольджи?

2 Желчные кислоты у человека представлены главным образом в виде:

а) конъюгатов с глицином; б) конъюгатов с ацетил-КоА; в) конъюгатов с таурином; г) конъюгатов ссульфатом; д) метилированных производных; е) свободных желчных кислот?

3 Роль холестерина в структуре мембраны связана с превращением ее в:

а) более "жидкую" – текучую; б) более "твердую" – инертную; в) более упругую и прочную; г) несущественна; д) менее упругую и прочную; е) более проницаемую?

4 ЛП-липаза обеспечивает гидролиз:

а) пристеночный липидов пищи в кишечнике;

б) липидов пищи в полости кишечника;

в) внутриклеточный ЛП;

г) ТГ, входящих в состав ХМ;

д) ТГ, входящих в состав ЛПНП;

е) ФЛ, входящих в состав ЛПВП?

5 Все глицеролсодержащие липиды синтезируются из:

а) ТГ; б) кефалина; в) серина; г) фосфатиднойкислоты; д) моноглицеридов; е) кардиолипина?

6 ХМ:

а) синтезируются энтероцитами;

б) являются транспортной формой экзогенных ТГ;

в) являются транспортной формой эндогенных ТГ;

г) транспортируют ХС из периферических тканей в печень;

д) транспортируют ТГ из печени в периферические ткани;

е) являются атерогенными;

ж) не являются атерогенными?

7 Превращение насцентных ХМ в ремнантные связано с действием:

а) фосфолипазы А;

б) ЛП-липазы;

в) ТГ-липазы;

г) ЛХАТ;

д) фосфолипазы С;

е) аденилатциклазы?

8 ЛПОНП:

а) синтезируются в жировой ткани;

б) синтезируются в печени;

в) являются транспортнойформойэндогенныхТГ;

г) являются транспортной формой экзогенных ТГ;

д) являются транспортной формой холестерин;

е) являются атерогенным;

ж) не являются атерогенным?

9 ЛППП:

а) синтезируются в печени;

б) образуются вкровяномрусле;

в) синтезируются энтероцитами;

г) имеют несколько фракций;

д) являются транспортной формой эндогенных ТГ;

е) являются атерогенными;

ж) не являются атерогенными?

10 ЛПНП:

а) синтезируются в печени;

б) образуются в кровяном русле;

в) являются транспортной формой холестерина;

г) являются транспортной формой экзогенных ТГ;

д) являютсяатерогенными;

е) не являютсяатерогенными?

11 Жирные кислоты, мобилизуемые из жировойткани,циркулируют в крови в виде:

а) ХМ; б) ЛПОНП; в) ЛПНП; г) ЛПВП; д) ЛПОВП; е) связанном с альбумином?

12 Превращение насцентных ЛПВП в ремнантные обусловлен действием:

а) фосфолипазы А; б) ЛП-липазы; в) ТГ-липазы; г) ЛХАТ; д) насыщением эфирами холестерина; е) аденилатциклазы?

13 Апо В-100:

а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) является маркером ЛПНП; г) является маркером ЛПВП; д) активирует ЛХАТ; е) активирует ЛП липазу?

14 Апо В-48:

а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) активирует ЛХАТ; г) является маркером ЛПВП; д) является маркером ЛПНП; е) являетсямаркером ХМ?

15 Апо Е:

а) образуется в печени; б) образуется в энтероцитах; в) маркер ремнантов ХМ; г) активирует ЛХАТ; д) является маркером ЛПВП; е) маркер насцентных ХМ?

 

Лабораторные работы

 

Лабораторная работа № 1. Влияние желчи на активность липазы

Принцип метода. Липаза ускоряет гидролиз нейтрального жира на глицерин и жирные кислоты (см. уравнение), что приводит к снижению pH и исчезновению розовой окраски индикатора – фенолфталеина. Активность панкреатических липаз, определяемых титрометрически, резко возрастает при действии желчных кислот.

Ход работы. Готовят три колбы – две опытные и одну контрольную. В них смешивают препарат липазы и субстрат (молоко или подсолнечное масло), как указано в таблице 1.


Таблица 1

Состав инкубационной смеси, мл Опытные пробы Контроль
без желчи с желчью
Молоко разведенное (1:10)      
Глицериновый экстракт поджелудочной железы     1*
Раствор желчи -    
Вода   -  
* Экстракт предварительно кипятят 10 мин для инактивации липаз.

Приготовленные инкубационные смеси тщательно перемешивают. Затем из каждой колбы отбирают по 1 мл смеси в заранее приготовленные стаканчики для титрования. Добавляют в каждый стаканчик по 1-2 капли раствора фенолфталеина и титруют 0,01М раствором NaOH до слабо-розового окрашивания. При первом титровании нейтрализуются органические кислоты – молочная и другие, которые присутствовали в молоке до начала действия липазы.

Оставшуюся в колбах смесь помещают в термостат (при t = 40 °C) и через определенные интервалы времени (15, 30, 90 мин) отбирают из каждой колбы (не извлекая их из термостата) по 2 мл смеси и титруют 0,01М раствором NaOH. Время титрования и объем израсходованного NaOH фиксируют в таблице 2.

Таблица 2

Время инкубации, мин Объем (мл) 0,01М NaOH, пошедшего на титрование
Опытные пробы Контроль
без желчи с желчью
       
       
       
       

Результаты первого титрования, полученные до начала действия липаз, вычитают из результата последующих титрований.

На основании полученных данных строят график, где по оси абсцисс откладывают время (в минутах), а по осиординат – активность липазы, выраженную объемом (мл) 0,01 М раствора NaOH, пошедшего на нейтрализацию жирных кислот, образовавшихся за данный отрезок времени. Сравнивают активность липазы в присутствии желчи и без нее.

Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагности­ческую оценку.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Лабораторная работа № 2. Эмульгирование жира

Принцип метода. Эмульгирование жира различными амфифильными веществами происходит благодаря их адсорбции на границе раздела двух фаз – гидрофобной и гидрофильной.

Ход работы. В пять пробирок вносят по 1 капле растительного масла. Затем в каждую пробирку соответственноприливают по 1-2 капли растворов NaOH, NaHCO3, яичного белка, моющего средства и желчи. Содержимое пробирок тщательно перемешивают и наблюдают образование эмульсии жира. Объясните механизм образованияэмульсии жира в этих растворах и значение процесса эмульгирования.

Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

Рекомендуемая литература

Основная

1 Материал лекций.

2.Кухта В.К.,Морозкина Т.С. Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия.

Бином –Асар 2008. –с.193-213.

3.Биохимия: под ред. чл.-корр. РАН, проф Е.С. Северина: М. Геотар-Медицина. 2006г. –с. 370-391.

4.Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина; 1998. С. 363–372, 574–577.

5.Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. с. 287-289, 297-307.

6.Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 2004г. Т. 1.- с. 151–164, 256–262.

 

7.Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Флинта, 1999. с.370-390.

 

Занятие 14

Тканевой обмен липидов

Цель занятия: изучить главные метаболическиепути основных классов липидов (ТГ, ФЛ, жирных кислот, кетоновых тел, ХС). Научиться определять содержание общих липидов крови.

Исходный уровень знаний и навыков

 

Студент должен знать:

1 Характеристику основных классов ЛП.

2 Метаболизм ЛП в норме.

3 Пути передачи гормонального сигнала на клетку (аденилатциклазный, инозитолтрифосфатный).

4 ЦТК, его энергетический баланс.

5 Структуру и функцию полиферментных комплексов (на примере пируват-ДГ).

 

Студент должен уметь:

1 Проводить исследование на фотоэлектроколориметре.

 

Структура занятия

 

Теоретическая часть

1.1 Механизм мобилизации жира (роль гормонов, цАМФ и Ca2+).

1.2 Свойства и физиологическая роль свободных жирныхкислот (СЖК). Транспорт СЖК в крови.

1.3 Окисление ТГ в тканях, окисление глицерина, его энергетический баланс.

1.4 Этапы b-окисления насыщенных жирных кислот. Механизм активации и транспорта жирных кислот через митохондриальную мембрану. Роль карнитина. Особенности b-окисленияненасыщенных жирных кислот и жирных кислот с нечетным числом атомов. Энергетический баланс окисления C16, C15, C18:2.

1.5 Энергетический баланс окисления тристеарата. Физиологическая роль СЖК при стрессе.

1.6 Обмен ацетил-КоА (пути образования и утилизации).

1.7 Кетоновые тела – биосинтез, утилизация, физиологическая роль.

 

Практическая часть

2.1 Решение задач.

2.2 Лабораторная работа.

 

Задачи

1 Жирная кислота C15 будет вступать в ЦТК в виде:

а) цитрата; б) сукцинил КоА; в) ацетил КоА; г) a-кетоглутарата; д) сукцината; е) малонил КоА?

2 Мембрана митохондрий проницаема для:

а) ацил-АПБ; б) ацил-КоА; в) малонил-КоА; г) ацетил-КоА; д) ни одного из названных соединений; е) всех названных соединений?

3 Гормончувствительная липаза обеспечивает:

а) гидролиз эфирных связей в гормонах;

б) адреналин-зависимый гидролиз пищевых липидов;

в) мобилизацию ТГ жировой ткани;

г) гидролиз ТГ впечени;

д) гидролиз ТГ в мозге?

4 Главным энергетическим субстратом для мозга в нормальных условиях является:

а) глюкоза; б) аминокислоты; в) кетоновыетела; г) жирные кислоты; д) молочная кислота; е) ТГ?

5 При голодании окисление СЖК или кетоновых тел приводит к торможению гликолиза в мышцах, потому что:

а) ацетил-КоА подавляет активность пируват-ДГ;

б)увеличение отношения АТФ/АДФ лимитирует гексокиназу;

в) гипоинсулинемия ограничивает потребление глюкозы мышцей;

г) увеличение отношения NADH/NAD+ лимитирует 3-ФГА-ДГ;

д) жирные кислоты обладают контринсулярным эффектом;

е) активируется ГНГ?

6 Кофакторы, общие как для b-окисления СЖК, так и для аэробного гликолиза, включают:

а) витамин B12; б) NAD+; в) АДФ; г) HS-KoA; д) аскорбат; е) биотин?

7 Мобилизация липидов из депо происходит при:

а) уменьшении концентрации цАМФ;

б) увеличении концентрации цАМФ;

в) увеличении концентрации инсулина;

г) уменьшении концентрации инсулина;

д) увеличенииконцентрацииадреналина;

е) увеличении концентрации ионизированного Ca2+ в крови?

8 Для транспорта CH3CO-SКоА из митохондрии в цитоплазму при биосинтезе пальмитиновой кислоты необходимо наличие:

а) карнитин-ацилтрансферазы; б) ацетил-КоА-карбоксилазы; в) КоА-гидролазы; г) АТФ-цитратлиазы; д) цитратсинтетазы; е) малонил КоА?

9 Что является ключевым метаболитом при биосинтезе кетоновых тел в печени?

а) ацетил-КоА; б) малонил-КоА; в) ацетоацетил-КоА; г) b-окси-метилглютарил-КоА; д) цитрат; е) NADH?

10 Какие из следующих ферментов необходимы дляпревращения ПВК в ацетил-КоА:

а) пируват ДГ; б) цитратсинтетаза; в) пируваткарбоксилаза; г) ФЕПКК; д) АТФ-цитрат-лиаза; е) дигидролипоат ДГ?

 

Лабораторная работа. Определение концентрации триглицеридов в сыворотке (плазме) крови энзиматическим колориметрическим методом

Принцип метода.

Триглицериды → глицерин + жирные кислоты (липаза);

Глицерин + АТФ → глицерил-3-фосфат + АДФ (глицерокиназа);

глицерил-3-фосфат + О2 → диоксиацетон фосфат + 2 Н2О2 (ГФО)

Н2О2 + 4-ААР + 4-хлорфенол → хинонимин + 4 Н2О (пероксидаза)

Концентрация хинонимина, определяемая фотометрически, пропорциональна концентрации триглицеридов в пробе.

 

Ход работы. Готовят опытную пробу по схеме:

  Опытная проба (мл)
Сыворотка (плазма) крови 0,02
Рабочий реагент 2,0

Реакционную смесь тщательно перемешивают и инкубируют в течение 5 минут в термостате при температуре 370С, измеряют оптическую плотность опытной пробы против дистиллированной воды в кюветах с толщиной поглощающего слоя 5мм при длине волны 490нм.

Примечание: окраска стабильна не менее часа после окончания инкубации при предохранения от прямого солнечного света.

Расчёт концентрации триглицеридов (С) производят по формуле:

 

С = Еоп.ст. • 250 – 10 мг/100мл или С = Еоп.ст. • 2,85 – 0,11 ммоль/л

 

где Еоп. – экстинкция опытной пробы,

Ест. – экстинкция стандартной пробы,

10 мг/100мл (0,11 ммоль/л) – поправка на содержание свободного глицерина в сыворотке (плазме) крови.

 

Нормы.

Нормальные величины: 13-160мг/100мл (0,14-1,82ммоль/л)

Группы риска: 160-200мг/100мл(1,82-2,29ммоль/л)

Патологические показатели: выше 200мг/100мл (более 2,29 ммоль/л)

Выводы. Записать полученный результат и дать его клинико-диагностическую оценку.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Рекомендуемая литература

Основная

 

1.Материал лекций.

2.Кухта В.К.,Морозкина Т.С. Олецкий Э.И., Таганович А.Д. Биологическая химия.

Бином –Асар 2008. –с.229-241, 258-260.

3.Биохимия: под ред. чл.-корр. РАН, проф Е.С. Северина: М. Геотар-Медицина. 2006г. –с. 392-395, 399-409.

3 Березов Т. Т., Коровкин Б. Ф. Биологическая химия. М.: Медицина; 1998. С. 373–381, 388-398, 574-577.

5.Николаев А. Я. Биологическая химия. М.: Медицинское информационное агентство, 2004. с.289-291, 305-310

6.Марри Р. и др. Биохимия человека. М.: Мир, 2004г. Т. 1.- с. 262–273. 286–294.

7.Филиппович Ю. Б. Основы биохимии. М.: Флинта, 1999. с.387-410.

 


Занятие 15

Биосинтез липидов. Регуляция и патология липидного обмена

 

Цель занятия: изучить основные типы и механизмынарушений липидного обмена. Научиться определять уровень общего холестерина в крови.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...