Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1: Место Египта в типологии цивилизаций древнего Ближнего Востока. Самопозиционирование египтян среди народов мира.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Учебно-научный центр египтологии им. В.С. Голенищева

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ЦЕНТРА И ПЕРИФЕРИИ

Учебно-методический комплекс для специальности

№ 031501 ‑ Искусствоведение

Москва 2009


 

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ИСКУССТВО И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ПРОБЛЕМЫ ЦЕНТРА И ПЕРИФЕРИИ

Учебно-методический комплекс

 

Автор – составитель

канд. ист. наук, доц. Ладынин И.А.

 

 

Ответственный редактор:

 

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании УНЦ египтологии им. В.С. Голенищева

2009 г, протокол №

 

 

© Российский государственный

гуманитарный университет, 2009

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие..................................................................................................................  
2. Программа курса..........................................................................................................  
2.1 Пояснительная записка............................................................................................  
2.2 Содержание курса.....................................................................................................  
2.3 Тематический план курса........................................................................................  
3. Планы семинарских занятий  
3.1 Пояснительная записка............................................................................................  
3.2 Тематические разделы..............................................................................................  
4. Список литературы по курсу……………..................................................................  
5. Контрольные вопросы по курсу................................................................................  
6. Порядок проведения текущего и итогового контроля знаний студентов........  

ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (далее – УМК) по курсу «Древнеегипетское искусство и окружающий мир: проблемы центра и периферии» предназначен для специальности 031501 «Искусствоведение». Курс является составной частью программы специализации «Искусство цивилизаций долины Нила» Факультета истории искусства и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого и египтологического образования. Согласно учебному плану, курс читается в 8 семестре дневной формы обучения.

УМК «Древнеегипетское искусство и окружающий мир: проблемы центра и периферии» включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины: программу курса с пояснительной запиской, содержанием курса и тематическими планами, планы семинарских занятий, а также список литературы по курсу, контрольные вопросы по курсу, систему текущего и итогового контроля знаний студентов.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Древнеегипетское искусство и окружающий мир: проблемы центра и периферии» включен в число факультативов для студентов дневного отделения специальности 031501 «Искусствоведение» (8 семестр). Объем курса включает 16 часов аудиторных занятий (10 часов – лекции, 6 часов – семинары, 1 зачет).

Курс представляет собой часть учебной программы специализации «Искусство цивилизаций долины Нила» и является оригинальной авторской разработкой. Концентрируясь на категории памятников древнеегипетского искусства, специфических не своей типологией, а сюжетным характером и условиями их создания, он является органическим дополнением курсов «История древнего Египта», «Архитектура и монументальное искусство древнего Египта», «Египетская археология и естественнонаучные методы археологической разведки», «Искусство греко-римского Египта». Кроме того, материал, излагаемый в курсе, носит в значительной мере общеисторический характер и расширяет знания студентов по истории древнего Египта и древнего Востока в целом, полученные в более кратком виде в рамках соответствующих курсов («История древнего Египта» - для студентов специализации «Искусство цивилизаций долины Нила»; «Всеобщая история» - для всех студентов специальности «Искусствоведение»).

Предметом курса «Древнеегипетское искусство и окружающий мир: проблемы центра и периферии» являются особенности и, в меру возможности их выявления, закономерности преломления взаимодействия цивилизации древнего Египта с сопредельными регионами Африки (Ливия, Нубия), Передней Азии (Синай, Восточное Средиземноморье) и, спорадически, средиземноморского мира (цивилизации Крита и ахейской Греции) на протяжении III – перв. пол. I тыс. до н.э. в памятниках изобразительного искусства.

Цель курса: формирование у студента представления об основных этапах межкультурного взаимодействия Египта и сопредельных регионов в рассматриваемый период; о важнейших особенностях инварианта древнеегипетской цивилизации за пределами долины Нила – на территории Нубии; о специфических установках древнеегипетского мировоззрения, предопределявших характер контактов египтян с сопредельными странами и отражавшихся в релевантных памятниках искусства.

Задачи курса:

1) познакомить студентов с местом древнеегипетской цивилизации в типологии путей развития обществ Ближнего Востока эпохи ранней и начинающейся имперской древности (терминология И.М. Дьяконова);

2) определить характер базовых установок древнеегипетской цивилизации, предопределяющих особенности ее взаимодействия с другими культурами на протяжении всей древности (концепция ритуального миродержавия Египта; см. ниже); раскрыть связь между этими установками и конкретными памятниками искусства, рассматриваемыми в рамках курса;

3) охарактеризовать основные этапы взаимодействия Египта с регионами окружающего его мира в свете его внутри- и внешнеполитической истории, макрорегиональных природных и этнических процессов на протяжении рассматриваемого периода;

4) охарактеризовать основные памятники и комплексы памятников искусства древнего Египта и, в отдельных случаях, искусства других регионов, сформировавшихся под влиянием данных этапов межкультурного взаимодействия и прямо или косвенно их отразивших;

5) выявить важнейшие особенности культурно-исторической области, сформировавшейся под прямым детерминирующим воздействием древнеегипетской традиции и выработавшей под этим воздействием собственную культуру, – древней Нубии;

6) суммировать опыт взаимодействия Египта с другими культурами вплоть до начального момента самого масштабного его этапа – греко-римского (рассматривается в отдельном курсе «Искусство греко-римского Египта»);

7) выработать у студентов элементарные навыки анализа памятников, отразивших взаимодействие древнеегипетской цивилизации с другими культурами, с точки зрения преломления в них собственно египетских концептов и напластований других культур.

Требования к уровню освоения дисциплины. Ознакомившись с материалом курса «Древнеегипетское искусство и окружающий мир: проблемы центра и периферии» студент должен иметь представление:

ü об основных этапах взаимодействия древнеегипетских государства и цивилизации с сопредельными регионами (включая основные сведения о вовлечении Египта в единое геополитическое пространство Ближнего и Среднего Востока с сер. II тыс. до н.э. и далее на протяжении всего рассматриваемого в курсе периода);

ü об основных наработках в изучении древних Ближнего и Среднего Востока, выявляющих место древнеегипетской цивилизации (как по социально-политическим, так и по культурологическим параметрам) в рамках путей развития стран этих регионов;

ü о важнейших работах, связанных с изучением конкретных проблем взаимодействия Египта с регионами окружающего его мира;

ü о принципах интерпретации памятников изобразительного искусства, сформировавшихся в результате совмещения древнеегипетской и чужеродной по отношению к ней художественно-культурных традиций (прежде всего, на материале древней Нубии).

Студент должен знать:

ü круг важнейших проблем взаимодействия древнего Египта с окружающим его миром, поднимавшихся в египтологической литературе

ü основные концепции древнеегипетской идеологии, связанные с самопозиционированием древнего Египта среди народов и культур древности, знать их религиозные основания и уметь оценивать их воздействие на памятники, соответствующие тематике курса;

ü важнейшие комплексы памятников и, в ряде случаев, единичные памятники, локализованные или обнаруженные за пределами Египта и появившиеся под прямым воздействием древнеегипетской цивилизации;

ü иконографические особенности презентации контактов Египта с окружающим миром в его традиционном искусстве;

ü значение контактов Египта с окружающим миром для идеологических и социально-политических процессов внутри древнеегипетского общества в пределах долины Нила и их преломление в соответствующих памятниках искусства.

Новизна предложенного курса состоит в попытке сочетания в нем методов исторического (в том числе социально- и этнополитического) исследования, искусствоведческого описания и анализа памятников и специфически египтологического метода работы с ними, предполагающего, помимо их формального описания с точки зрения археологии и истории искусства, особое внимание к сочетанию в них письменного и изобразительного «информационных рядов», выявление фиксируемых ими концептов и определение назначения данного памятника в системе египетского мировоззрения. Привязка данного курса к памятникам искусства естественно вытекает из искусствоведческого характера специализации, в рамках которой читается данный курс; однако по существу он ставит задачу более комплексного характера – показать, каким образом в рассматриваемых памятниках преломилось взаимодействие древнего Египта с другими регионами в диахронном плане – как часть его истории, в синхронном плане, применительно к отдельным эпохам и базовым установкам древнеегипетской цивилизации, неизменным на всем ее протяжении – как часть целостной картины мира древних египтян.

Предлагаемый УМК является разработкой 2008-2009 учебного года, основанной на опыте чтения его составителем данного курса с 2004-2005 года: соответственно, он учитывает основные достижения отечественной и мировой историографии по кругу затрагиваемых в рамках данного курса проблем.

После изучения данного курса студент должен уметь:

ü понимать воздействие этно- и геополитических процессов в Передней Азии, Северной Африке и Средиземноморье на характер контактов древнего Египта с окружающим его миром;

ü ориентироваться в наиболее важных проблемах взаимодействия древнего Египта с окружающим его миром в египтологической литературе;

ü оценивать воздействие на памятники древнеегипетского искусства, отражающих взаимодействие древнего Египта с регионами окружающего его мира, концепций, связанных с самопозиционированием египтян среди них;

ü оценивать присутствие древнеегипетских мотивов в памятниках искусства регионов, испытавших культурное влияние цивилизации долины Нила (прежде всего египетской Нубии);

ü ориентироваться в иконографической специфике памятников, изображающих стандартные сцены, связанные со взаимодействием Египта с регионами окружающего мира (сцены царского триумфа, батальные сцены, изображения представителей чужеземных народов и т.д.).

Хронологические рамки данного курса определяются не только его проблематикой, но и особенностями учебного плана специализации «Искусство цивилизаций долины Нила». Поскольку в ее рамках контактам древнего Египта с эллинистическим и римским миром, а также генезису в Египте римского времени христианской культуры посвящены отдельные учебные дисциплины, кажется нецелесообразным подробно рассматривать данный материал в рамках настоящего курса. Соответственно этому, его начальной хронологической границей можно считать эпоху неолита, когда в Египте появляются земледельческие культуры и, далее, в результате миграции, собственно египтяне как этнос, отделившийся от ядра народов афразийской языковой семьи (IX-V тыс. до н.э.); конечной хронологической границей предлагаемого курса является эпоха вовлечения Египта в систему межкультурного взаимодействия в пределах Ахеменидской державы.

Актуальность курса в рамках специализации «Искусство цивилизаций долины Нила» определяется высокой значимостью такой составляющей древнеегипетской картины мира, как представления египтян о других странах и народах, и исторической ролью, которую контакты с другими регионами и их народами сыграли в исторической судьбе древнего Египта. Знакомство с этими аспектами египтологии позволяет обогатить содержание собственно искусствоведческого исследования памятников древнеегипетской цивилизации за счет обращения к их историческому контексту и принципиальным для них религиозно-идеологическим концепциям.

Принципы построения курса. Материал сгруппирован по пяти темам, которые, ввиду компактности курса, нецелесообразно группировать в разделы более высокого уровня. Данные темы, за исключением первой, включающей в себя общие вопросы положения древнеегипетской цивилизации в кругу других культур Ближнего и Среднего Востока (как в восприятии самих египтян, так и с точки зрения современных исследователей), выделяются в соответствии с основными хронологическими этапами контактов древнего Египта с окружающим миром: в рамках каждой темы рассматриваются политические и иные процессы и явления, оказавшие влияние на контакты Египта с другими культурами, и конкретные памятники, связанные с этими контактами.

Основным методом изучения дисциплины являются лекционный курс и семинарские занятия. Проведение контрольных работ в ходе чтения курса не предусмотрено учебным планом; соответственно, формами текущего контроля усвоения студентами материала являются экспресс-опросы и участие в семинарских занятиях, итогового – сдача зачета (см. соответствующий раздел настоящего УМК).

Формы занятий. Занятия проходят в лекционной и семинарской форме с просмотром иллюстративного материала (фото-материалов и СD-дисков).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: Место Египта в типологии цивилизаций древнего Ближнего Востока. Самопозиционирование египтян среди народов мира.

Формирование этноса древних египтян в рамках афразийской языковой семьи в ходе распада афразийского единства (с характеристикой основных теорий о его локализации – И.М. Дьяконов, А.Ю. Милитарев; IX-V тыс. до н.э.). Заселение египтянами долины Нила; проблема доегипетского субстрата, археологические и иные подходы к ее решению (гипотезы об этнической специфике неолитических культур Хелуана IX-VIII тыс. до н.э. и Эль-Каба VIII-VI тыс. до н.э.; анализ древнеегипетского термина хау-небу). Статус египетских этноса и языка в рамках афразийской языковой семьи (отдельная группа); проблема расового типа древних египтян.

Модель формирования цивилизации на основе ирригационной экономики долины великой реки: общая характеристика. Типология путей развития обществ Ближнего Востока в период ранней древности по И.М. Дьяконову; значение открытия Ю.Я. Перепелкиным исчезновения сельской общины в Египте III тыс. до н.э. для постулирования особого второго пути развития обществ ранней древности. Характеристика природных условий древнего Египта (долины Нила): узость речной долины, резкий перепад природных потенциалов (почвенного плодородия) на границе Египта и Нубии, отсутствие на периферии древнеегипетской цивилизации политий (как оседлых, так и кочевых), сопоставимых с ней по потенциалу; в исторической перспективе – качественная слабость номовой государственности Восточного Средиземноморья по сравнению с египетским государством. Раннее соединение в руках правителей долины Нила жреческих и военных полномочий (ср. месопотамских энов и лугалей) и формирование института авторитарной сакросанктной монархии. Концепция ритуального миродержавия Египта (представления об уникальности Египта как единственного региона мира, пригодного для полноценного совершения ритуала, и о царе Верхнего и Нижнего Египта как единственном в мире сакральном правителе, способном совершать ритуал и, ввиду этого, распространяющем свои функции и власть на весь мир); ее фундаментальное значение для развития его культуры, включая искусство, на всем протяжении древности и исторические параллели (государственная доктрина Японии вплоть до 1945 года).

Традиционные этнотопонимы, употребляемые египтянами для обозначения народов мира (сечет/сетет, хау-небу, различные деривативы от обозначения лука и их интерпретация); использование данных терминов для ориентации в пространстве окружающего мира. Дихотомии та («земля», «Долина») – хасет («чужеземная страна», «пустыня», «нагорье»), Кемет («Черная [земля]») – Дешерет («Красная [земля]»). Топос «девяти луков» и его применение в сценах ритуального поражения врагов фараона в древнеегипетском искусстве. Иконографические особенности изображения представителей других народов (ливийцев, азиатов, нубийцев) в древнеегипетском искусстве.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...