Таинственно глядит из глубины,-
Ход урока Установку на эмоциональное восприятие создает звучащая в начале урока фортепианная музыка (звучит мелодия Грига- музыкальная заставка урока). Слово учителя: 1. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Ф. И. Тютчева (1803-1873) и А.А. Фета (1920-1892). Они были современниками, Тютчев старше на 17 лет. Их имена часто ставят рядом, хотя в их творчестве больше различий, чем сходства. 2. «Эта книжка небольшая томов премногих тяжелей»,- так отзывался А. Фет о вышедшем из печати сборнике стихов Ф. Тютчева. - «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»,- это мнение И. С. Тургенева. 1. А. Фет считал: «Поэт – тот, кто в предмете видит то, что без его помощи другой не увидит». 2. П. И. Чайковский отмечал необычайную музыкальность лирики Фета: «Фет в лучшие свои минуты выходит из, пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». – 3. «Все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет», - под этим высказыванием поэта начала ХХ века А. Блока, наверное, могли бы подписаться многие. Вы в течение одной недели должны были самостоятельно познакомиться с рядом стихотворений Фета и Тютчева, предложенных учителем. Каковы основные темы и мотивы произведений обоих поэтов? Кто мне ближе и почему? Эти вопросы домашнего задания были направлены на выявление первичного читательского восприятия. (Приводятся примеры наиболее интересных ответов, кратко анализируются). Постараемся вместе углубить ваше понимание художественных произведений обоих поэтов, сопоставляя близкие по тематике тексты, ибо именно в сравнении часто выявляются существенные признаки. И помните, что хороший читатель – это тот, кто способен глубоко чувствовать и анализировать, или, как сказал Александр Сергеевич Пушкин, «мыслить и страдать».
Ф. Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И стоит он, околдован, - Солнце зимнее ли мещет
А. Фет На небе ни клочка лазури, И на душе не рассветает, А все надежда в сердце тлеет, Где бури пролетают мимо,
- Прослушайте две мелодекламации: эти стихотворения прозвучат в исполнении двух учениц и в сопровождении фортепианной музыки. Музыка помогает чтецу донести до слушателей настроение лирического героя стихотворения, а у слушателей вызывает свои эмоции и ассоциации. (Звучат две мелодекламации. Музыкальный фон – пьесы «Лунный свет» К. Дебюсси и «Лунная соната» Л. В. Бетховена). Ученица, подбиравшая музыку, объясняет свой выбор тем, что музыка Дебюсси родственна импрессионизму, в ней есть динамика чувства, переданы оттенки настроения, как и в стихотворении Фета, а мелодия «Лунной сонаты» Бетховена завораживает своей таинственностью, как и стихотворение Тютчева).
Работа с текстами - Сравните душевное состояние лирическогогероя каждого стихотворения. Статично оно или динамично, т.е. меняется ли на протяжении стихотворения? (Фет: от уныния – к надежде и мечте Тютчев: созерцательность; это состояние наблюдения и размышления) 1. В классической русской литературе традиционно противопоставляются ум и сердце, чувство и разум. Каково соотношение чувства и мысли в стихах Тютчева и Фета? (Фет: преобладает чувство. Тютчев: преобладает мысль). 2. Подчеркните ключевые слова и примыкающие к ним в каждом стихотворении, подумайте, как они помогают осознать видение мира лирического героя Фета и Тютчева. (Фет: весна, красота, мечта, надежда, душа, цветет, помолодеет. Тютчев: Чародейка, Зима, чудная жизнь, очарован, неподвижная, немая.) 3. Подберите эпитет к слову «грусть» и объясните, почему Зима – существительное собственное. (У Фета грусть сладкая, прекрасная, как у Пушкина -«печаль светла» (оксюморон); даже в печали есть красота, это «радость страдания». У Тютчева природа одухотворена, используется прием олицетворения). 4. Каким видит мир лирический герой Фета и лирический герой Тютчева? (Фет: мир прекрасный, таинственный и очень красивый, лирический герой любуется этой красотой – обращаем внимание на эмоциональную живописную деталь - метафору: «серебряные змеи»; он любит этот мир. Тютчев: мир загадочный, таинственный). -Подведем некоторые итоги: как соотносятся человек и природа у Тютчева и Фета? Может ли человек постичь тайну природы? (Фет: «посвященным только зримо цветет весна и красота». Тютчев: тайна природы непостижима для человека.) 1. Послушайте впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес»
-Видение мира Тютчева пантеистично (пантеизм- отождествление природы и бога). Лирику Тютчева называют натурфилософской (натурфилософия – философия природы). Ф. Тютчев Ф. Тютчев Гляжу с участьем умиленным, Как увядающее мило! - Какие стихи Фета, прочитанные вами самостоятельно, передают эстетический восторг перед красотой мира и способность лирического героя слиться с природой в единое целое? *** Все злей метель и с каждою минутой Но верь весне. Ее промчится гений, ***
Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что отовсюду - Послушайте стихотворение Фета «В дымке-невидимке», Л. Н. Толстой в письме к Фету так выразил свое впечатление от него: «Стихотворение ваше крошечное прекрасно. Это новое, никогда не уловленное прежде чувство боли от красоты выражено прелестно». В дымке – невидимке Так и льнет, целуя Истерзался песней -Сравним еще два стихотворения: А.Фет Свет ночной, ночные тени, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Ф. Тютчев
О чем ты воешь, ветр ночной? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке –
О, страшных песен сих не пой Из смертной рвется он груди, 1. Сопоставьте синтаксические особенности двух стихотворений. Как они связаны с воплощением авторской позиции? (Фет: одно длинное предложение, состоящее из «нанизанных» на «стержень эмоции» назывных, не ни одного глагола, т. к. важны не действия, но чувства взволнованности, эстетического восторга перед красотой человеческих отношений и красотой природы. Тютчев: Риторические вопросы и восклицания передают напряженность мысли и чувства –«мыслящее чувство») 1. Найдите ключевые образы стихотворений (Фет: нет ключевых образов, есть ряд равнозначных подробностей. Чей шепот? Чье дыханье? Это шепот человека или шепот листвы, самой природы? Человек и природа нераздельно слиты. Каков образ возлюбленной? Он «размыт», нет определенных черт лица, лирического героя волнует «ряд волшебных изменений милого лица». Поэт передает неуловимые душевные движения, тайна этого мира, как и тайна чувств человека – в движении, изменчивости, тонких оттенках и полутонах, запечатлеть эту смену мгновений может лишь посвященный.)
1. Для какого направления искусства конца 19- начала 20 века характерно стремление запечатлеть мир в его подвижности, изменчивости, передать впечатление художника-творца, а не реалии действительности? (Импрессионизм. Сегодня на уроке звучала пьеса К. Дебюсси, вы видели репродукцию картины И. Грабаря. И композитор, и художник – яркие представители импрессионизма в живописи и музыке). 2. Посмотрите на репродукцию картины русского художника 3. В.Борисова – Мусатова «Весна». Согласны ли вы, что это удачная иллюстрация к сборнику стихов Фета? Что общего со стихами Фета можно заметить в этом произведении? (Тема весны, красоты и любви; эмоциональность пейзажа, выражение мечты о прекрасном мире, где человек находится в гармонии с природой). 4. Назовите ключевые слова и примыкающие к ним в стихотворении Тютчева. Определите их стилистическую окраску (ночь, ветер, хаос, неистовые, страшных песен, мука, смертной груди, беспредельное. Высокая стилистическая окраска, что характерно для философских размышлений и сущем, онтологическом. Хаос – понятие античной философии, обозначающее первобытное состояние природы. 5. Какие понятия можно поставить в один ряд в качестве контекстных синонимов с понятием «хаос» (страх, смерть, бездна, ночь, ветер). 6. Найдите контрастные понятия или контекстные антонимы в стихотворении, запишите их парами (глухо - шумно, понятный - непонятный, страшных - родимый, смертное – беспредельное). 7. Что же мучит человека, вышедшего из «древнего хаоса родимого»? Каково мироощущение лирического героя? Что передает прием антитезы? (Трагическое мироощущение порождено тем, что загадка мироздания, тайна бытия осмыслена как роковая, она и влечет, и страшит человека, его мучит сознание трагичности собственного существования в этой вселенной). - Вспомните другие стихи Тютчева, в которых природа – это часть космоса, а существование человека и человечества трагично, даже катастрофично: Когда пробьет последний час природы, И божий лик изобразится в них!
То глас ее: он нудит нас и просит… Небесный свод, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной 1. Послушайте профессиональное исполнение этого стихотворения в записи. (видеозапись: «Как океан…») Как видеоряд помогает прочувствовать стихотворение? (Мы ощущаем масштабность, космизм лирика Тютчева.) 2. Ночь. Беспредельное звездное небо. Этот видеоряд выбран не случайно. М говорили, что тайна бытия непостижима у Тютчева, но ночью срывается покров с этой тайны: И тайна нам обнажена Целый день спят ночные цветы, И в больную усталую грудь Ф. Тютчев Любовь, любовь – гласит преданье- И чем одно из них нежнее В борьбе неравной двух сердец, 1. Передайте словами душевное состояние лирического героя (Фет: душевный трепет. Тютчев: страдание). 2. Что вызывает душевный трепет? (Красота природы, чувство любви -Что необычного в строке «И я слышу, как сердце цветет»? Как называется этот прием? (Метафора основана на явлении синестезии ( греч: совместное чувство, одновременное ощущение) - дополнительно возникающие зрительные или слуховые ощущения (например, «цветной слух»). Цветение сердца – это выражение духовного единения с природой, так выражено чувство, пронзительное до содрогания. 1. Послушайте стихотворение, в котором причудливые, завораживающие метафорические образы основаны на явлении синестезии. Понаблюдайте над звукописью стихотворения. Какова ее роль? ПЕВИЦЕ О дитя! Как легко средь незримых зыбей Вдалеке замирает твой голос, горя, Уноси ж мое сердце в звенящую даль. Так, ты жилица двух миров, Пускай страдальческую грудь 1. Почему же человеческая любовь так трагична? (Это объясняется противоречивостью человеческой души). - Сегодня мы лишь прикоснулись к двум беспредельным мирам. Один из них – Фет, другой – Тютчев. Итоги сейчас подводить рано, но прошу вас выполнить небольшое задание, своеобразный тест, проверяющий понимание того, о чем мы говорили на уроке. Распределите следующие характеристики на две группы: 1. А теперь проверьте себя:
ТЮТЧЕВ Домашнее задание: 1. Выучить понравившиеся стихотворения Фета и Тютчева. 2. Выбрать стихотворение одного из поэтов для самостоятельной интерпретации из списка, предложенного учителем.
Для учеников Ф. Тютчев Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И стоит он, околдован, - Солнце зимнее ли мещет
А. Фет На небе ни клочка лазури, И на душе не рассветает, А все надежда в сердце тлеет, Где бури пролетают мимо, Впечатление от этой картины одного из любителей живописи: «Как стремительно энергичны и одновременно грациозны вертикальные линии стволов и веером расходящиеся лучи веток; как ослепительна белизна берез и синева снега; как пронзительно светозарна вся картина, залитая радостной, певучей голубизной! Насколько явственно и музыкально выражено в ней настроение, впечатление художника, испытавшего истинное потрясение от зрелища фантастической красоты, открытого ему природой! Душа художника и душа зрителя, кажется, не могут не устремиться ввысь, в звенящую бездонную лазурь ликующих небес» 1.Ф. Тютчев 2.Ф. Тютчев 3.Ф. Тютчев Гляжу с участьем умиленным, Как увядающее мило! ________________________________________________ *** Все злей метель и с каждою минутой Но верь весне. Ее промчится гений, *** Рассказать, что лес проснулся, Рассказать, что с той же страстью, Рассказать, что отовсюду А. Фет. «В дымке-невидимке» В дымке – невидимке Так и льнет, целуя Истерзался песней
А.Фет Свет ночной, ночные тени, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Ф. Тютчев
О чем ты воешь, ветр ночной? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке – О, страшных песен сих не пой Из смертной рвется он груди, Когда пробьет последний час природы, И божий лик изобразится в них!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|