Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская культура XVI века




В конце XV и начале XVI веков Россия приглашала из Европы, особенно из Италии, выдающихся зодчих и других мастеров. Это заметно обогащало русскую культуру. Однако отмеченное стремление церкви противостоять «латинству» затрудняло приток свежих знаний и модернизацию культуры. Наиболее образованные и мыслящие люди пытались бороться с названными тенденциями, что проявилось в появлении демократических настроений и особенно религиозных «ересей». Однако эти явления были крайне слабы. Правление Ивана IV «Грозного», начавшееся в 1547 году, окончательно закрепило деспотично-самодержавный тип государства и особую роль бюрократии, основанную на насилии.
Тем не менее развитие культуры продолжалось, и в XVI веке следует отметить замечательные достижения.
Так, продолжал складываться фольклор, в котором ведущей темой оставалась борьба за независимость. Былины киевского цикла «осовременивались», древние богатыри совершали свои подвиги в войнах против Казанского и Крымского ханств. Появились новые исторические песни, где осуждалась жестокость Ивана Грозного. Фольклорные тексты несли демократические идеи.
Развивалась система просвещения, открывались новые школы, о чем заботилась церковь. Больше стали создавать рукописных книг, а с 1553 г. в Москве началось книгопечатание. В 1563 г. в Москве открывается первая государственная типография (Иван Федоров).
Формировалась политическая теория Российского государства («Москва — третий Рим»).
Приглашенные из Италии мастера полностью перестроили Московский Кремль. Появились новые дворцы, и не только в Москве. Оформился стиль каменной шатровой архитектуры (храм Вознесения в селе Коломенском, храм Иоанна Предтечи в селе Дьякове). Настоящим символом Москвы стал Покровский собор (1555-1560) на Красной площади в Москве, больше известный как храм Василия Блаженного. Было построено множество крепостей (кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Серпухове и др., крепостные стены вокруг монастырей), крепостные стены Китай-города в Москве (зодчий Федор Конь) и т.д.
Новые соборы расписывали и оснащали иконами замечательные художники, создавшие самобытный стиль русской живописи, такие, как Дионисий, Феодосий. Следует отметить, что они продолжали традиции, заложенные еще в XIV-XV веках Феофаном Греком и Андреем Рублевым, создавшим знаменитую «Троицу».

Русская культура XVII века

XVII век для русской культуры несет приметы перехода от средневековья к Новому времени, правда, перехода весьма своеобразного, поскольку крепостное право не отменялось, а укреплялось еще больше (Соборное уложение 1649 г.). Однако началось развитие товарного производства, появились признаки всероссийского рынка. Соответственно в России появились зародыши буржуазии, начали формироваться буржуазные общественные отношения. Собственно, это означало начало формирования русской нации.
В то же время развитие культуры проходило в условиях чрезвычайно острых социальных противоречий, вылившихся в многочисленные восстания в городах, стрелецкие восстания, крестьянские войны, «медный бунт» 1662 г. К этому надо добавить еще и церковный раскол и вызванные им волнения, весьма масштабные. XVII век вполне заслуженно называют «бунташным».
Эти потрясения как бы сопровождали начавшееся разрушение средневекового мировоззрения и перехода культуры к более светскому облику, «обмирщение» культуры. В художественной культуре возрастала роль демократических элементов. Литературный язык приближался к народному. Народное творчество активно влияло на архитектуру, живопись. Все шире становились контакты России с западным миром, практически прекращавшиеся в период татаро-монгольского ига. В России появлялось все больше иностранных купцов, на государственную службу все чаще принимали иноземных специалистов, так что во многих городах появились целые иноземные слободы (в Москве, Вологде, Нижнем Новгороде, Туле, Астрахани, Архангельске и др.).
При всех противоречиях развитие культуры продолжалось. Быстро рос уровень грамотности в городах, особенно в посадах (ремесленники и торговцы) и среди государственных чиновников. Росла и грамотность дворянства. Громадными по тем временам тиражами (более 300 тысяч) печатались буквари. Выходили учебники грамматики, математики и проч. Повысился спрос на книги. В течение XVII века государственный Печатный двор выпустил 483 издания, причем наряду с богослужебными книгами (85 %) выходили и учебники, специальная литература. Оживилась работа по переводу иностранных книг: в XVI веке было переведено 26 книг, в 17-м — 153, причем 114 во второй половине века. 116 из них были учебниками, книгами по истории, географии, военному делу, художественными. Появлялись и школы; Симеон Полоцкий в 1665 году возглавил государственную школу, где готовили подьячих для центральных правительственных учреждений. В 1687 году открылось первое в России высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (позднее —академия). Оно предназначалось для подготовки чиновников государственной службы и высшего духовенства, в нем могли учиться люди «всякого чина, сана и возраста».
Составляются карты и описания русского государства, изучается Сибирь, Китай, Азия.
Продолжается развитие архитектуры. В Московском Кремле строится Теремной дворец, облик которого сформирован под сильным влиянием народного искусства — живописный, сказочный. Появились на всех башнях Московского Кремля декоративные шатры, определяющие сегодня их силуэты. В конце концов в русском зодчестве возник «нарышкинский стиль», или «московское барокко», одним из самых замечательных памятников которого стала церковь Покрова в Филях.
Тенденции обмирщения проявились и в живописи, где следует назвать С. Ушакова. Его «Спас нерукотворный» стал новым для русской живописи образцом изображения человеческого лица. Художники стали писать чисто светские портреты — «парсуны», в которых применялась техника иконописи. Были созданы портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, юного царевича Петра, дяди и матери Петра I — Л.К. и Н.К. Нарышкиных. Эти парсуны стали предшественницами знаменитой школы русского портрета: в них просматривается интерес к внутреннему миру портретируемого, создается тонкий колорит. В конце столетия русские художники стали использовать масляные краски по холсту.
В 1672 году был организован придворный театр. На народных празднествах, на ярмарках и площадях давали представления скоморохи и кукольные театры.
Все это заметно продвинуло русскую культуру и подготовило решительные перемены следующего, XVIII века.

 

Билет 9-10

архитектура первой половины 18 века. Выдающиеся зодчие

Главное направление - барокко. Характерен пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Петровское барокко - более сдержанное, проще, четче.

Приглашенные иностраныне архитекторы Петра I:

Доменико Трезини - итальянец. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро-Невская лавра, в 1706 году начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова (1715), выстроены Летний дворец Петра I в Летнем саду (1710—1711), Петровские ворота (деревянные — 1708, каменные — 1714—1717) и Петропавловский собор (1712—1733) в Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий (1722—1734) — теперь главное здание Петербургского университета, расширение Зимнего дворца Петра I (1726—1727), Галерная гавань и большое количество ныне не сохранившихся зданий, среди них (Гостиный Двор на Васильевском острове).

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли - итальянского происхождения. Деревянный летний дворец в СПб, не сохранился. Большой дворец в Петергофе (остальное творчество - вторая половина века, т.к. родился в 1700 г.)

Джованни Мария Фонтанa - итальянец. Перестройка Лефортовского дворца в Москве, Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге, Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме, Дворец Гагарина на Тверской в Москве (не сохранился)Никола Микетти - итальянец. Летний сад, парк и фонтаны в ПетергофеЖан-Батист Леблон - француз. Автор Генерального плана СПб, с центром на Васильевском острове. Принимал участие в строительстве Петергофа, спроектировал «водный сад» в Стрельне.Занимался оформлением интерьеров Летнего дворца Петра I.Андреас Шлютер - немец. Работал над Летним дворцом, Петергофом, дворцами Меншикова на Васильевском острове и в Ораниенбауме, Кикиными палатами.

Георг Иоганн Маттарнови - немец. Единственное созранившееся здание - Кунтскамера.

 

Приезжие зодчие брали учеников, были и др. талантливые русские зодчие, напр. Михаил Земцов (Церковь Симеона и Анны, проект Аничкова Дворца), Иван Зарудный (Меншикова башня в Москве).

 

 

Архитектура второй половины 18 века. Выдающиеся зодчие.Характерно обращение к традициям античности.Русский классицизм. Постройки классицизма строго симметричны, монументальны, без изысков декора и архитектурных излишеств. Один из первых образцов - Академия художеств авторства Александра Кокоринова и француза Жан Батиста Мишеля Валлен-Деламота.Василий Баженов - Дом Пашкова, Царицынский дворцово-парковый ансамбль,проект Михайловского замка, Владимирская церковь в БыковоИван Старов - Таврический дворец князя Г. А. Потёмкина-Таврического в Петербурге (1783— 1789 гг.), Колонный зал (или Большая галерея).Джакомо Кваренги - Здание Смольного института, Александровский дворец, Академия Наук, дрорец Юсуповых, деревянные Нарвские триумфальные ворота

Чарлз Камерон - резиденция великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Фёдоровны в Павловске. Елизаветинское барокко = растреллиевскоеБартоломе́о Франче́ско Растре́лли - исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры. Основные - Зимний дворец, Смольный собор, Царскосельский Екатерининский дворец,Андреевская церковь в КиевеПри Екатерине один из фаворитов - Анто́нио Рина́льди (классицизм) - Большой Гатчинский дворец, Мраморный дворец, павильон «Катальная горка», Китайский дворец.

 

Билет №11. Живопись и скульптура 18 века.

 

Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности. Портретисты первой четверти 18 в. остро схватывают индивидуальный склад ума и характера человеческой личности, видя основное ее достоинство в активности, жизненной энергии. Портретисты начала столетия преодолевали ограниченность образного строя парсуны* (разновидность картины, характерная для переходного периода древнерусского искусства конца XVI—XVII в. Соединяет традиции иконописного мастерства и живописного портрета), так же как и условность ее художественного языка — относительную плоскостность изображения, статичность композиции, локальность колорита.

 

Развитие живописи 18 века.

Иван Никитич Никитин (ок. 1690—1741), сын священника, преподавал арифметику и рисование, был послан Петром I в Италию с целью завершения его профессионального образования; по возвращении на родину работал в Петербурге как портретист. Билет №12. Образование, просвещение и наука в 18 веке.

Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.

Просвещение

На грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и ее отставание по сравнению с Западной Европой. В России в среднем училось лишь два человека из тысячи.

В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т. д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся — в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

Общераспространенными учебниками в училищах были азбука, книга Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам», «Арифметика» Л. Ф. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, часослов и псалтырь. Обязательных учебных программ не было, срок обучения колебался от трех до пяти лет. Прошедшие курс учения умели читать, писать, знали начальные сведения из арифметики и геометрии.

Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — училища для солдатских детей. Это — наиболее рано возникшая, самая демократическая по составу начальная школа того времени, обучавшая не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, фортификации, артиллерии. К типу солдатских принадлежали также национальные военные школы, открытые во второй половине XVIII в. на Северном Кавказе.

Второй тип школ - это закрытые дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных девиц и т. д., всего более 60 учебных заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. Хотя в шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийской, Инженерном) готовили главным образом офицеров для армии и флота, они давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были и благородные пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете и т. д. Из них выходили хорошо образованные дворяне, воспринявшие идеологию своего класса. Эти учебные заведения пользовались наибольшей финансовой поддержкой правительства.

К третьему типу учебных заведений относятся духовные семинарии и школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось 20 393 человека (имеются в виду только православные школы). Это были также сословные школы, предназначаемые для детей духовенства; разночинцев в них, как правило, не принимали.

Небольшое количество (около двух десятков) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в 1757 г. Академия художеств, представляли четвертый тип учебных заведений. В них училось всего около 1,5 тыс. человек, они играли важную роль в подготовке специалистов, в которых Россия тогда особенно нуждалась.

Наконец, подготовка специалистов велась и через университеты — Академический, учрежденный в 1725 г. при Академии наук и существовавший до 1765 г., Московский, основанный в 1755 г. по почину Ломоносова, и Виленский, который формально был открыт лишь в 1803 г., но фактически действовал как университет с 80-х годов XVIII в. Студенты философского, юридического и медицинского факультетов Московского университета, помимо наук по своей специальности, изучали также латынь, иностранные языки и русскую словесность.

Московский университет был крупным культурным центром. Он издавал газету «Московские ведомости», имел собственную типографию; при нем работали различные литературные и научные общества. Из стен университета вышли Д. И. Фонвизин, позднее А. С. Грибоедов, П. Я. Чаадаев, будущие декабристы Н. И. Тургенев, И. Д. Якушкин, А. Г. Каховский.

Крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер.

М. В. Ломоносов и русская наука

Сын рыбака-помора тайком от родителей ушел с обозом в Москву, претерпел тяжкую нужду и лишения, но наук не оставил, а стал первым русским академиком, основал Московский университет. Это был ученый энциклопедических знаний, один из основоположников современного естествознания, физик, химик, астроном, геолог, историк, поэт и лингвист. В это время русская наука, освобождалась от пут средневековья, переживала своеобразное Возрождение.

Исследования ученых-иностранцев, приглашенных в Петербургскую академию, способствовали развитию русской и мировой науки. Но русская наука создавалась русским народом, людьми «разного чина и звания». Крестьяне М. В. Ломоносов и М. Е. Головин (математик), солдатские дети И. И. Лепехин, С. П. Крашенинников и В. Ф. Зуев были в числе первых русских академиков; токарь Навигацкой школы А. К. Нартов, гидротехник и строитель калмык М. И. Сердюков, первый русский теплотехник, создатель «огнедействующей машины», солдатский сын И. И. Ползунов, «нижегородский посадский человек», механик Академии наук И. П. Кулибин — вот подлинные творцы науки и новой техники в крепостной России.

Ломоносов развил атомно-молекулярную гипотезу строения вещества и стал одним из родоначальников химической атомистики и физической химии. Универсальный закон сохранения материи и движения, открытый Ломоносовым, имеет огромное значение для всего естествознания, равно как и для материалистической философии. Труды Ломоносова в области геологии дали правильное объяснение причин поднятия материков и горообразования, вековых колебательных движений Земли; ученый заложил основы сравнительно-исторического метода в геологии. Открытие Ломоносовым одним из первых атмосферы на Венере привело к созданию новой науки — астрофизики; изобретенная им «ночезрительная труба» получила в наши дни применение в мире морских биноклей и прожекторных труб.

Реформа русского стихосложения завершена Ломоносовым, который тесно связывал вопросы поэзии с развитием русского языка. Им созданы учебники по риторике и грамматике, он подготовил реформу русской стилистики, осуществленную впоследствии А. С. Пушкиным.

Открытия ряда русских ученых составили золотой вклад русской науки в мировую. Основоположник русской минералогической школы, сын придворного музыканта В. М. Севергин много сделал для развития идей Ломоносова в минералогии и геологии. Трудами русских ученых в XVIII в. была исследована Сибирь. «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова было переведено на четыре европейских языка. Имена С. И. Челюскина и братьев Лаптевых навечно остались на географических картах Севера нашей Родины. Исследования выдающегося натуралиста, путешественника и этнографа И. И. Лепехина открыли для русской науки богатства Поволжья, Урала и Сибири.

Академик И. И. Лепехин участвовал в экспедициях, находил описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря.

Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».

Во второй четверти XVIII в. крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии.

Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга.

Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. Свои общественно-политические взгляды и художественные представления народ выражал в устном творчестве и прикладном искусстве.

 

БИЛЕТ 13. ТЕАТР, МУЗЫКА, ЖУРНАЛИСТИКА XVIII В.

Театр:

На первых порах театр представлял собою явление, занесенное иностранцами, начало его связано с именем царя Алексея Михайловича. После его смерти театр перестал развиваться до тех пор, пока к власти не пришёл Пётр I.

1702 – Петр I создал Публичный театр для массовой публики. В Москве на Красной площади специально построили здание – "Комедиальная храмина"→спектакли немецкой труппы Кунста: иностранные пьесы не имели успеха→1706 закрытие театра.
После смерти Петра и его жены Натальи→упадок театра из-за равнодушия к нему Екатерины I и Петра III.

Анна Иоановна→возобновление спектаклей и маскарадов; спектакли комического содержания ("крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга"). Дворцовые спектакли с участием петербургской знати.

Елизавета Петровна: начало становления профессионального театра, Петербург – изобилие и разнообразие зрелищ. Открытие театра в Шляхетском корпусе кадетов, 1749 впервые поставлена первая трагедия Сумарокова "Хорев".

Екатерина II: придавала театру воспитательно-образовательное значение, но на самом деле театр оставался развлечением. При ней было 3 придворных труппы: итальянская оперная, балетная и русская драматическая + вольная немецкая.

1806 – открытие Императорского театра в Москве; любительские спектакли в Эрмитажном театре.

В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актерах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных.

 

Музыка:

Появление, возрождение, реформирование и взаимопроникновение многих музыкальных жанров,

широкое распространение домашнего музицирования и использования в быту многих музыкальных инструментов,

возникновение первых капелл, оркестров и оперных трупп,

становление системы музыкального образования,

большой интерес общественности к национальным традициям русской музыки, намечающийся размах концертной деятельности,

созревание национальной школы композиторов подготовили расцвет русской классической музыки в наступающем XIX веке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...