Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защитные мероприятия и способы защиты персонала и населения при аварии на химически опасных объектах




Объём и порядок осуществления мероприятий по защите во многом зависят от конкретной обстановки, которая может сложиться в результате химически опасной аварии, наличия времени, сил и средств для осуществления мероприятий по защите и других факто­ров.

Прежде всего защита от СДЯВ организуется и осуществляется непосредственно на ХОО, где основное внимание уделяется меро­приятиям по предупреждению возможных аварий. Они носят как ор­ганизационный, так и инженерно-технический характер и направле­ны на выявление и устранение причин аварий, максимальное сни­жение возможных разрушений и потерь, а также на создание усло­вий для своевременного проведения локализации и ликвидации возможных последствий аварии.

Все эти мероприятия отражаются в плане защиты объекта от СДЯВ, который разрабатывается заблаговременно с участием всех главных специалистов объекта. Он состоит из нескольких разде­лов и определяет подготовку объекта к защите от СДЯВ и порядок ликвидации последствий аварии.

В разделе организационных мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:

- характеристика объекта, его подразделений (цехов), имеющих­ся на объекте СДЯВ;

- оценка возможной обстановки на объекте в случае возникнове­ния аварии;

- организация выявления и контроля химической обстановки на объекте в повседневных условиях и при аварии, порядок поддержа­ния сил и средств химической разведки и химического контроля;

- организация оповещения персонала объекта;

- организация укрытия персонала объекта в защитных сооруже­ниях, имеющихся на объекте, порядок поддержания их в постоянной готовности к укрытию людей;

- организация эвакуации персонала объекта при необходимости;

- порядок оснащения и применения гражданских организаций Гражданской обороны на объекте для ликвидации послед­ствий аварии;

- организация оцепления очага поражения, порядок оказания ме­дицинской помощи, привлекаемые для этой цели силы и средства;

- организация управления силами и средствами объекта при лик­видации аварии и её последствий, порядок использования сил и средств, прибывающих для оказания помощи в ликвидации послед­ствий аварии;

- порядок представления донесений о возникновении химически опасной аварии и ходе ликвидации её последствий;

- организация обеспечения персонала объекта и гражданских организаций Гражданской обороны средствами индиви­дуальной защиты и

ликвидации последствий аварии, их накопления и хранения;

- организация транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения работ по ликвидации последствий ава­рии.

В разделе инженерно-технических мероприятий плана защиты от СДЯВ отражаются:

- размещение (оборудование) устройств, предотвращающих утечку СДЯВ в случае аварии (клапаны-отсекатели, клапаны избы­точного давления, терморегуляторы, перепускные или сбрасываю­щие устройства и т.д.);

- планируемое усиление конструкций ёмкостей и коммуникаций со СДЯВ или устройства над ними ограждений для защиты от по­вреждения обломками строительных конструкций при аварии (осо­бенно на пожаро - и взрывоопасных предприятиях);

- размещение (строительство) под хранилищами со СДЯВ ава­рийных резервуаров, чаш, ловушек (аварийных амбаров) и направ­ленных стоков;

- рассредоточение запасов СДЯВ, строительство для них за­глублённых или полузаглублённых хранилищ;

- оборудование помещений и промышленных площадок стацио­нарными системами выявления аварий, средствами метеонаблюде­ния и аварийными сигнализациями.

Планом предусматриваются также мероприятия по устранению аварий на каждом участке, имеющем СДЯВ, с указанием ответст­венных исполнителей из руководящего состава объекта, привле­каемых сил и средств, их задач и отводимого на выполнение работ времени.

По мере необходимости план защиты объекта от СДЯВ коррек­тируется.

Следует отметить, что эффективность перечисленных меро­приятий защиты от СДЯВ во многом зависит от степени подготовки к защите сил и средств ликвидации последствий аварии.

На ХОО заблаговременно создаются локальные системы опо­вещения персонала объектов. Системы оповещения включают в себя аппаратуру оповещения и обслуживающий персонал. Оповещение о факте химически опас­ной аварии (подача сигнала "Химическая тревога") осуществляется операторами, диспетчерами и дежурными ХОО. Системы оповеще­ния должны иметь возможность в зависимости от обстановки пере­давать сигналы избирательно:

- для отдельных подразделений (цехов) ХОО;

- для всего ХОО.

Заранее разработанные схемы оповещения должны определять порядок оповещения персонала объектов, как в рабочее, так и в не­рабочее время. Для оповещения персонала работающей смены объекта, на ко­тором произошла авария, используются электросирены, радио­трансляционная сеть и внутренняя телефонная связь.

Организация ликвидации химически опасных аварий зависит от их масштабов и последствий.

Химически опасные аварии, исходя из протяжённости границ распространения СДЯВ и их последствий, предлагается подразде­лять на следующие типы: локальная, местная и общая.

Локальная авария - авария, химические последствия которой ограничиваются одним сооружением (агрегатом, установкой) пред­приятия, приводят к заражению в этом сооружении воздуха и обору­дования и создают угрозу поражения работающего в нём производ­ственного персонала.

Местная авария - авария, химические последствия которой ог­раничиваются производственной площадкой предприятия или его санитарно-защитной зоной и создают угрозу поражения производст­венного персонала всего предприятия.

Общая авария - авария, химические последствия которой рас­пространяются за пределы производственной площадки предпри­ятия и его санитарно-защитной зоны с превышением пороговых токсодоз.

Ликвидация последствий локальной аварии осуществляется си­лами и средствами предприятия, на котором произошла авария. Для этого на предприятиях крупнотоннажного производства и потребле­ния СДЯВ имеются специальные штатные газоспасательные отря­ды и невоенизированные формирования (сводные отряды, команды, группы).

Газоспасательный отряд, как правило, состоит из трёх взводов: оперативного, несущего постоянное четырехсменное дежурство и предназначенного для ликвидации аварий и спасения людей; обес­печения безопасности, занимающегося проверкой соблюдения требований безопасности на рабочих местах, в цехах и оказанием помощи в выполнении этих задач на предприятии; технического, задачей которого является обеспечение цехов предприятия средст­вами защиты и их проверка.

В каждом цехе предприятия, связанном с производством или потреблением СДЯВ, имеются нештатные аварийные команды (группы).

Руководство ликвидации последствий локальной аварии на предприятии осуществляет штаб проведения аварийных работ во главе с главным инженером предприятия.

Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химически опасных аварий включает:

- прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий;

- выявление и оценку последствий химически опасных аварий;

- осуществление спасательных и других неотложных работ;

- ликвидацию химического заражения;

- проведение специальной обработки техники и санитарной об­работки

людей;

- оказание медицинской помощи поражённым.

Прогнозирование возможных последствий химически опасных аварий осуществляется расчётно-аналитическими станциями. Полу­ченные данные используются для принятия неотложных мер защи­ты, организации выявления последствий аварии, проведения спаса­тельных и других неотложных работ.

Выявление последствий аварии осуществляется проведением химической и инженерной разведки. Состав сил и средств, привле­каемых для выполнения задач разведки, зависит от её характера и масштабов. Данные разведки собираются в штабе руководства лик­видации аварии (чрезвычайной комиссии). На их основе произво­дится оценка последствий аварии, разрабатывается план их ликви­дации.

Спасательные и другие неотложные работы проводятся с це­лью спасения людей и оказания помощи поражённым, локализации и устранения повреждений, создания условий для последующего проведения работ по ликвидации последствий аварии.

Ликвидация химического заражения проводится путём дегаза­ции (нейтрализации) оборудования, зданий, сооружений и местности в районе аварии, заражённых СДЯВ, и осуществляется с целью снижения степени их заражения и исключения поражения людей.

Специальная обработка техники и санитарная обработка людей проводятся на выходе из зон заражения и осуществляются с целью предотвращения поражения людей СДЯВ. Эффективность этих мероприятий зависит от своевременности и качества их проведения.

Медицинская помощь поражённым оказывается с целью уменьшения угрозы их здоровью, ослабления воздействия на них СДЯВ.

Осуществление комплекса мероприятий по ликвидации послед­ствий химически опасных аварий требует чёткой организации и уве­ренного руководства их проведением.

При химически опасной аварии руководитель работ по ликвида­ции её последствий обязан:

- оценить химическую обстановку, определить границы зоны за­ражения, принять меры по её обозначению и оцеплению;

- выявить людей, подвергшихся воздействию СДЯВ, и организо­вать оказание им медицинской помощи;

- разработать план ликвидации последствий аварии, в котором в зависимости от масштабов и характера химического заражения из­ложить: краткую характеристику последствий аварии и выводы из оценки химической обстановки; очерёдность работ и сроки их вы­полнения; способы дегазации (нейтрализации) СДЯВ; организацию контроля за полнотой дегазации (нейтрализации) местности, техни­ки, зданий, сооружений и транспорта; организацию медицинского обеспечения;

требования безопасности; организацию управления и порядок представления донесений о ходе работ.

Как правило, работы начинаются с рекогносцировки района аварии, в ходе которой определяются:

- масштаб аварии и общий порядок её ликвидации;

- возможные масштабы распространения жидкой и паровой фаз СДЯВ;

- противопожарное состояние района предстоящих работ;

- объём работ по эвакуации;

- потребное количество сил и средств для проведения работ;

- места сосредоточения сил и средств ликвидации последствий аварии;

- задачи по расчистке путей подхода и подъезда к месту аварии;

- метеорологические условия и места организации базы, пунктов управления, выдачи средств защиты, питания и т.д.

По результатам рекогносцировки ставятся задачи силам, при­влекаемым к работам. При этом предусматривается выполнение следующих задач, перечень которых в зависимости от конкретной обстановки может уточняться:

- выявление и контроль зоны распространения паров СДЯВ;

- оповещение и эвакуация из зоны заражения;

- оказание медицинской помощи поражённым;

- организация оцепления зоны аварии и распространения опас­ных концентраций СДЯВ;

- ликвидация пожаров, обеспечение взрыво - и пожаробезопасности проводимых работ;

- расчистка и освобождение подходов и подъездов к месту ава­рии;

- устранение или ограничение течи СДЯВ из повреждённых ём­костей и их растекания на местности;

- перекачка или сбор СДЯВ в резервные ёмкости;

- организация дегазации (нейтрализации) СДЯВ в очаге аварии;

- организация дегазации (нейтрализации) техники, участвовав­шей в работах;

- санитарная обработка лиц, принимающих участие в работах.

Для руководства силами и средствами, принимающими участие в ликвидации последствий химически опасной аварии, создаётся система связи.

Следует отметить, что работы по ликвидации последствий хи­мически опасных аварий должны проводиться при любых метеоро­логических условиях, в любое время суток, а при необходимости круглосуточно. В этом случае работы организуются посменно.

При применении химического оружия возможным противником проводятся многие из защитных мероприятий и способов защиты, используемых при возникновении химически опасных аварий. Но

специфика химического оружия, точнее его применения, заключает­ся во внезапности.

Что же касается химического оружия, то в апреле 1997 г. вступила в силу международная конвенция о запрещении его разработ­ки, производства, накопления и применения, а также об его уничтожении. В соответствии с ней в течение 10 лет 180 стран ми­ра, в том числе и Россия, должны уничтожить все свои запасы хими­ческого оружия и отравляющих веществ. По оценкам 1997 г., об­щий объем последних в России составляет около 40 000 т.

11 декабря 1996 г. Государственная Дума России одобрила во втором чтении закон «Об уничтожении химического оружия». В ст. 7 государство берет на себя «обеспечение опережающего развития инфраструктуры в районах уничтожения химического оружия». Но ни слова об обеспечении законодательного права на­селения, проживающего вблизи химически опасных объектов, о человеческой «социальной инфраструктуре» в этом законе не со­держится. Впрочем, признания права этих людей на отселение от опасного соседа он тоже не содержит (поправка к ст. 18, регла­ментирующая это право, была отвергнута). На самом деле весь закон регламентирует правоотношения на случай только лишь чрезвычайных ситуаций, как если бы утечки отравляющих ве­ществ при нормальной работе отсутствовали. Таким образом, лю­ди, пострадавшие при «нормальной» работе объектов хранения и уничтожения химического оружия, лечения не получат, равно как и возмещения ущерба своему здоровью.

Итог: Дума приняла этот закон, но Совет Федерации России его отклонил (с результатами голосования: за - 26,4%, против - 36,0%, воздержалось - 8,4%).

Затем Думой было принято постановление: считать закон ОТ­КЛОНЕННЫМ, создать согласительную комиссию по данному во­просу (за постановление проголосовало 69,7%).

Итак, хотя и надо решать проблему уничтожения химического оружия, но наша страна пока не готова к этому. Нет хорошо разработанного закона, не хватает материальной и технической базы. К сожалению, Россия на сегодняшний день не в состоянии уничтожить то, что произвела.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...