Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос№30 Складывание российской многопартийности в нач. XX в. Ведущие политические партии.




 

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Все политические партии начала XX в. в соответствии с их видением будущего России можно разделить на три группы: социалистические, либеральные, традиционалистские.

 

Формирование политических партий шло не под влиянием импульса «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные ее члены для отстаивания общих социальных и политических интересов, а, наоборот, когда представители фактически одного социального слоя — интеллигенции — поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским. Наконец, тот факт, что первыми оформились революционные социалистические партии, во многом снижал шансы российского общества на эволюционное развитие, оставляя почти безальтернативным вариант революционного преобразования страны.

 

Среди многочисленных организаций революционно-социалистического направления выделялись две наиболее крупные общероссийские партии: РСДРП и ПСР.

 

Социал-демократы.

Российская социал-демократическая рабочая партия (эсдеки) организационно оформилась в 1903 г. на II съезде, который принял Программу и Устав партии. Программа партии состояла из двух частей.

Первая часть («программа-минимум») предусматривала решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление; право наций на самоопределение и их равноправие; возвращение крестьянам отрезанных в 1861 г. от их наделов земель, отмену выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день, отмена штрафов и сверхурочных работ.

Вторая часть («программа-максимум») предусматривала победу пролетарской революции, установление диктатуры пролетариата для социалистического переустройства общества.

 

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов наметились серьезные разногласия между двумя течениями — радикальным и реформаторским, возглавляемыми В. И. Ульяновым (Лениным) и Ю. О. Цедербаумом (Мартовым). Во время выборов в руководящие органы партии сторонники Ленина получили большинство, и за ними закрепилось название «большевики». Сторонников Мартова стали называть «меньшевиками».

 

Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропейской демократии, считали, что партия должна открыть доступ всем слоям населения, в ней могут уживаться различные точки зрения и взгляды, а в начавшейся в России революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона, или руководителя, должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; пролетариат будет выступать ее союзником. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу, пережиток феодального общества.

Ленин и его сторонники отстаивали идею партии «нового типа» — замкнутой, законспирированной организации, со строгой дисциплиной, выражающейся в формуле: меньшинство подчиняется большинству. Они считали, что, хотя революция в России и носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является пролетариат, а его союзником — крестьянство.

Большевики считали русскую буржуазию придатком царизма, контрреврлюционной силой. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания. На смену царизму, по их мнению, должна была прийти диктатура пролетариата.

 

В 1906 г. и большевики, и меньшевики пересмотрели аграрную программу партии. Идя за настроениями крестьян, на помощь которых они рассчитывали, большевики включили в нее требования конфискации всех помещичьих, государственных, удельных, церковных и монастырских земель, а также национализации всей земли в стране, т. е. передачи ее в собственность государства. Меньшевики выдвинули программу муниципализации земли, т. е. передачи конфискованной помещичьей земли в собственность местных органов власти при сохранении мелкой крестьянской собственности на землю.

 

РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. Большевистское крыло партии насчитывало в 1907 г. около 46 тыс. человек, меньшевистское — более 100 тыс.

 

Социалисты-революционеры.

В 1901 —1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших в России и за границей — в среде русских эмигрантов, в единую партию, получившую название Партия социалистов-революционеров (эсеры).

Программа партии и ее устав были приняты на I съезде ПСР, состоявшемся в конце 1905 — начале 1906 г. Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В. М. Чернов.

 

Своей главной задачей эсеры провозгласили подготовку народа к социальной революции. Но в отличие от социал-демократов они считали, что в ликвидации самодержавия заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом: крестьянство, пролетариат и интеллигенция, которых они объединяли одним понятием — «рабочий класс». Русскую буржуазию эсеры, так же как и большевики, считали реакционной силой.

 

Среди тактических средств борьбы эсеры активно использовали индивидуальный политический террор, который толковался ими как средство революционизирования масс и как мера устрашения правительства. Для подготовки и осуществления террористических акций была создана специальная группа — Боевая организация ПСР.

В мае 1903 г. ее возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. В 1905—1907 гг. эсеры провели 204 террористические операции.

 

Ядро партии составляли учителя, инженеры, агрономы, ветеринары, врачи. Численность ПСР в 1905—1907 гг. была 50— 65 тыс. человек.

 

Кадеты и октябристы.

Ведущими партиями либерального направления были Конституционно-демократическая партия и Союз 17 октября, представляющие собой два полюса русского либерального движения — прозападнического либерал-радикализма и умеренно-консервативных конституционалистов-почвенников. При этом основным методом модернизации России и те и другие признавали только ее реформирование «сверху».

 

Конституционно-демократическая партия (кадеты) организационно оформилась на учредительном съезде, состоявшемся в октябре 1905 г. Основные положения программы партии сводились к установлению конституционного строя (форма правления — конституционная монархия или республика, как говорили кадеты, их мало интересовала), к необходимости увеличения земельной площади крестьянских наделов с частичным отчуждением частновладельческих земель, к отмене сословных привилегий, равенству всех перед законом, установлению свободы личности, слова, собраний и других демократических свобод, к признанию права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день. Программа по национальному вопросу включала право на культурное самоопределение всех наций и народностей.

 

Основным методом претворения в жизнь своей программы кадеты считали тактику давления на правительство через легальные возможности и прежде всего через Думу.

 

Ядро партии составляли университетская профессура, ученые, творческая интеллигенция, преуспевающие врачи, адвокаты, учителя, средние и мелкие служащие. Вошли в нее и прозападно настроенная буржуазия, либеральные помещики. Лидером партии был П. Н. Милюков. Численность партии в 1905—1906 гг. составляла, по разным источникам, от 50 до 100 тыс. человек.

 

Партия Союз 17 октября (октябристы) представляла консервативное крыло либерального движения. Она начала формироваться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения, признавшего Манифест 17 октября поворотным пунктом в истории России.

Главной своей целью октябристы объявили оказание «содействия правительству, идущему по пути спасительных реформ». Октябристы открывали свою программу требованием сохранения единства и нераздельности Российского государства, «его исторически сложившегося унитарного характера». Экономическая программа октябристов была более умеренной, нежели у кадетов. Рассматривая частную собственность в качестве основы основ экономики, они, в отличие от кадетов, оговаривали частичное отчуждение помещичьей земли как самый крайний случай. Снять остроту аграрного вопроса в стране октябристы предлагали за счет уравнивания крестьян в правах с другими сословиями, переселенческой политики, продажи крестьянам государственных и удельных земель. Союз 17 октября — чуть ли не единственная партия в России, не выдвигавшая требования 8-часового рабочего дня, ограничившая право рабочих на проведение стачек в отраслях, имевших государственное значение.

 

Социальный состав партии был более однородным. К ней тяготела крупная, преимущественно московская торгово-промышленная и финансовая буржуазия, помещики. Среди октябристов было немало отставных военных чинов, представителей профессуры, инженеров, управляющих частными предприятиями.

 

Первый съезд Союза 17 октября состоялся в Москве в феврале 1906 г. Партия была официально признана в качестве легальной организации. В конце октября 1906 г. председателем ее Центрального комитета был избран А. И. Гучков. Численность партии в 1906 г. составляла 50—60 тыс. человек.

 

Монархисты-традиционалисты.

 

Наиболее крупными политическими организациями правого толка были: Русское собрание, Монархистская партия, Союз Русского народа и Русский народный союз имени Михаила Архангела.

 

В уставе самой крупной партии — Союза русского народа — было записано, что членами союза могут стать «природно русские люди обоего пола, всех сословий и достояний». Основную массу членов партии составляли мелкие лавочники, торговцы, дворники, извозчики. Почетным членом Союза русского народа в декабре 1905 г. стал Николай II.

 

По различным источникам, в 1905—1906 гг. традиционалистский лагерь насчитывал от 400 тыс. до 3 млн. человек.

 

Однако методы (погромы), которые избрали эти партии для достижения своей главной цели — защиты самодержавной монархии от революционных и иных посягательств, вызывали неприятие у многих людей, настроенных и антиреволюционно, и промонархически. Погромная волна прокатилась по мирным населенным пунктам. Подавляющая часть их пришлась на Европейскую Россию.

Во время октябрьских погромов погибли 1622 и были ранены 3544 человека. В некоторых городах погромы приняли такой кровавый характер, что власти были вынуждены начать расследование. Состоялось примерно 205 процессов над погромщиками, в ходе которых были осуждены 1938 человек, из них 1713 были помилованы царем. Члены боевых дружин, устраивающие погромы и столкновения с революционными манифестантами, называли себя «черной сотней», поэтому очень часто все правое движение именуют черносотенным.

 

Среди многочисленных лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался В. М. Пуришкевич.

 

Политические изменения, предпринятые властью под давлением революционных событий 1905 г., заметно продвинули страну к традиционной либеральной политической модели. Вместе с тем это были лишь первые, робкие, вынужденные шаги, носившие чаще не только ограниченный, но и обратимый характер.

 

Вопрос№31 Манифест 17 октября 1905г и становление российского парламентаризма.

Манифест 17 октября 1905 года Высоча́йший Манифе́ст Об усоверше́нствовании госуда́рственного поря́дка (Октя́брьский манифе́ст) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». В октябре в Москве началась забастовка, которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. 12—18 октября в различных отраслях промышленности бастовало свыше 2 млн человек. Эта всеобщая забастовка и, прежде всего, забастовка железнодорожников, и вынудили императора пойти на уступки.

Историческое значение Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой. Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений. В результате принятия манифеста Государственной Думой были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. Большевики сразу объявили Октябрьский манифест обманом и призвали все левые силы не признавать его. Ожидания либеральной общественности, надеявшейся на создание в России парламента, не оправдались. Дума, названная в народе "булыгинской", оказалась всего лишь подобием парламента. Отправной точкой становления парламентаризма в России стал Высочайший Манифест, подписанный царем Николаем II 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка" и целый ряд актов, развивающих положения Манифеста и также утвержденных указами императора от декабря 1905-1906 гг.: Указ от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу (от 6 августа 1905 г.) и изданных в дополнение к нему узаконении", Манифест от 20 февраля 1906 г. "Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы", Указ от 20 февраля 1906 г. "Учреждение Государственной Думы" (новая редакция) и др. Характеризуя организацию Государственной Думы и Государственного Совета России в модели Манифеста 17 октября 1905 г. и Указов Николая II от 20 февраля 1906 г.. "многие специалисты высказывают мнение, что они являлись как бы палатами Двухпалатного парламента, что Манифест и Указы 20 февраля 1906 г. "превратили Государственный Совет, по существу, во вторую палату российского парламента". стали также утвержденные Указом Николаем II Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г., которые могут быть квалифицированы как первая Российская Конституция - хотя конституцией они официально не именовались 1906 г. делалась попытка совместить принцип самодержавия с принципом "разделения властей". Как известно, ограничения, установленные для избрания в Государственную думу указом от 6 августа 1905 г., не достигли цели: политические партии, поддерживавшие самодержавие, оказались в меньшинстве. Дума, несмотря на все прогнозы, с первых дней существования вышла за отведенные ей рамки, выступила с обращением в адрес царя (хотя такое право не входило в ее компетенцию), в котором потребовала введения всеобщих выборов, расширения своих прав в законодательной сфере, гарантий гражданских и личных свобод и т.д. Получив отказ, члены Думы объявили бойкот правительству И. Л. Горемыкина. В ответ правительство бойкотировало Думу, фактически еще более ограничив ее законодательную деятельность.

Стадия деятельности первой Государственной Думы (с 27 января 1906 г. по 8 июля 1906 года) Здесь необходимо отметить, что I Государственная дума, несмотря на правовую ограниченность, оказалась самым демократическим законодательным органом государственной власти в истории монархической России. Но такой она, стала не благодаря закону, а вопреки ему, многократно превысив свои полномочия.Таким образом, вне всякого сомнения, I Государственная дума вряд ли может быть отнесена к числу законодательных представительных органов государственной власти. Скорее, это был политический орган. А вся полнота законодательной власти по-прежнему оставалась в руках императора.

Стадия деятельности второй Государственной Думы (с 20 февраля 1907 г. по 3 июня 1907 года) II Государственная дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница, в ней проправительственные силы получили еще меньше мест, чем в предыдущей. Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске Думы и о назначении выборов в новую Государственную думу. При этом были внесены существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи и Государственная дума окончательно утратила характер представительного и законодательного органа власти.

 

Вопрос№32 Столыпинская аграрная реформа.(1906-1911).

 

После революционных событий 1905–1907 гг. наиболее дальновидные политики понимали, что для предотвращения социального взрыва необходимо реформировать многие стороны жизни общества, прежде всего решить крестьянский вопрос. Инициатором реформы стал председатель Совета министров (1906-191 1 гг.) П.А. Столыпин. П.А. Столыпин, бывший саратовский губернатор, позже министр внутренних дел, был назначен премьер-министром в 44 года. Являлся реформатором авторитарного типа. Столыпин был убежден, что без стабилизации обстановки в стране, без «успокоения» народа даже путем жестоких мер намеченные преобразования обречены на провал. За свою жесткую политику в либеральных и радикальных кругах снискал славу «вешателя».

 

Содержание реформы

 

9 ноября 1906 г. был издан указ, который:

1) предоставлял крестьянам право свободно покидать общины, закрепляя в собственность причитающуюся часть общинной земли;

2) крестьянин мог получить землю в виде отдельного участка (отруб), на который мог перенести и свою усадьбу (хутор).

 

Таким образом, указ не разрушал специально крестьянские общины, но развязывал руки крестьянам, желавшим хозяйствовать самостоятельно. Таким образом, планировалось создать в деревне прослойку крепких домовитых хозяев, чуждых революционному духу, и в целом повысить производительность сельского хозяйства. Указ, принятый в период междумья, сразу вступил в действие как «чрезвычайный».

 

Большая роль возлагалась на Главное управление землеустройством и земледелием (с 1908 г. – Министерство земледелия), которое организовало на местах правильное размежевание земли.

Планировалось развитие медицины и ветеринарии, оказание социальной помощи крестьянам.

Чтобы разрешить вопрос малоземелья, были организованы переселения крестьян из зон с острым дефицитом земли в Сибирь, Казахстан, другие районы. Переселенцев, кроме того, освобождали на длительное время от налогов, выдавали денежное пособие по 200 руб. на одну семью.

 

Итоги реформы:

1) к 1916 г. из общин выделилось около 26 % домохозяев, что очень много. Но только 6,5 % из них перешли на отруба, а 3 % организовали хутора, в основном это были середняки, крепкие крестьяне (кулаки) зачастую не торопились покидать общины, так как обычно возглавляли их организацию;

2) оказанию крестьянству медицинской и социальной помощи мешал недостаток средств;

3) организация переселения оказалась не на высоте, поэтому из 3,5 млн переселенцев около 500 тыс. самостоятельно возвратились обратно. Хотя в целом эта политика имела прогрессивный характер, население Сибири увеличилось, было освоено около 30 млн десятин земли;

4) самыми значительными удачами реформы оказались ее косвенные результаты:

– у крестьян проснулся интерес к достижениям агрономической науки;

– увеличился спрос на сельскохозяйственные машины и инструменты;

– начала развиваться свободная крестьянская кооперация, как потребительская, так и производительная.

 

Принято также считать, что для достижения основной цели реформы – хозяйственного подъема, укрупнения середняцких хозяйств – необходимо было время, которого реформе отпущено не было. Ее пришлось прервать из-за начала Первой мировой войны.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...