Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами и эффективности их использования.




Информационные источники для анализа:

- план МТС (заявки, договора); - финансовая отчетность (аналитический учет, бухгалтерские счета, баланс); - формы статистической отчетности; - оперативный учет и отчетность;

Анализ обеспеченности матер. ресурсами:

- оценка поставки материалов по срокам (ритмичность поставки); - по ассортименту; - размеры складских запасов;

Источники обеспечения:

- собственные (сокращение отходов, экономия материалов, использование вторичного сырья); - внешние (от поставщиков).

Определение изменения объема производства продукции по каждому виду за счет изменения расхода сырья и материалов:

Qi = (Si - ∆Qостi – Qтхi) / УДрi

Si – количество заготовленного сырья и матер-ов;

∆Qостi – переходящие остатки;

Qтхi – отходы сверхплановые;

УДр – удельные расходы сырья, материалов на единицу продукции;

Анализ эффективности использования матер. ресурсов:

- материалоотдача

МО = ВП/МЗ, где ВП – валовая продукция; МЗ – матер. затраты;

- материалоемкость

МЕ = МЗ/ВП = (∑(Qобщ*УДi*УРмзi*Цмi))/

∑(Qобщ*УДi*Цмi), где Qобщ – объем производства всей продукции; УДi – структура продукции; УРмз – удельный расход сырья и материалов на единицу продукции; Цм – цена на материалы

- рентабельность материальных затрат

R = П/МЗ = П/ВР * ВР/ВП * ВП/МЗ = Rпр*УДреал*МО, где П – прибыль; ВР – реализованная продукция; Rпр – рентабельность продаж

 

Особенности описания производственного процесса

На АТП организация производства заключается в создании совокупности форм, методов и процедур функционирования АТП, направленных на обеспечение рационального взаимодействия средств и предметов труда, а также людей, занятых в процессе автотранспортного производства. Производственный процесс - совокупность технологических и вспомогательных процессов, в результате протекания которых создается конкретный продукт на конкретном этапе. Производственные процессы -это деятельность по последовательному изменению состояния предмета труда при его трансформации из материала в продукт с заранее заданными свойствами. Эта деятельность совершается в пространстве и во времени. Все производственные процессы характеризуются наличием:

- предметов труда (сырье, материалы)

-средств труда (оборудование, инструменты)

-самого труда (деятельность человека)

Производственные процессы делятся:

-простые и сложные. Простые -объект производства не расчленен на более простые составляющие элементы, а лишь проходит определенные стадии обработки или изменения места расположения (механизированные погрузоразгрузочные операции и т.д.). Сложные -предмет труда состоит из множества отдельных частей, для производства каждой из которой необходимы простые производственные процессы.

-основные и вспомогательные. Основные -обеспечивают выполнение комплекса производственных операций, определяющих основную цель функционирования предприятия. (транспортирование грузов или пассажиров). Вспомогательные -имеют значение для производства вспомогательной продукции, хотя непосредственно для этого не предназначены (ремонт поврежденного оборудования и т.д.)

-обслуживающие - внутрихозяйственное транспортирование грузов, процесс хранения на складах и т.д.

-побочные и подсобные. Побочные - производство побочное производство продукции из отходов.

 

Разработка технологических схем производственных потоков в АТП

Производственный поток как объект управления предст собой совокупность технологич процессов, выполняемых для пр-ва продукции (работ, услуг) в рамках п/п-я. В его состав входят инновации, производство, качество.

Производственные потоки можно классифицировать по ряду признаков:
- по числу линий - на однолинейные и многолинейные;
- по степени охвата производства - на участковые и сквозные;
- по способу поддержания ритма - со свободным и регламентированным ритмами;
- по степени специализации - многопредметные и однопредметные;
- по степени непрерывности процесса - прерывные и непрерывные.

Описание технологического процесса пр-ится по стадиям технологич схемы, начиная с подготовки сырья, с указанием основных параметров процесса и химических реакций, характера используемого основного оборудования на каждой стадии.

На схеме дается раздельная нумерация или наименование стадий и нумерация потоков. После схемы сост-ся табл с указанием кач-ных и колич-ных характеристик всех потоков, в конце которой приводятся суммированные данные по одному производственному потоку и по всему производству в целом.

Схема составляется по одному производственному потоку с включением в нее всех аппаратов, основных материальных коммуникаций, органов управления и регулирования, точек контроля технологических параметров производства..

Спецификация оборудования cocт-cя на один пр-ный поток в виде таблицы, где указывается: номер по порядку, номер позиции по технологической схеме, наименование оборудования, материалы), технологич характеристика, основные габаритные размеры и емкость.

 

 

Планирование показателей эксплуатации подвижного состава AT на линии.

В целях планирования показат-ей эксплуатации ПС на линии составляется произв-ая программа. (ИЗ Б-П: Пр-ная прогр является частью пр-го плана, перед ее расчетом необх 1) описать технологич проц, 2) обосновать ТЭП работы п/с, т.е рассчитать tоб, Nоб, Тн, Lсс, Lгр, b, W, Q, αвып, αтех.гот., 3) непоср расчет пр-ной прогр).

Пр-ная прогр АТП содержит след показатели:

1. Ходовое кол-во а/м Ах=(Асс* αвып*Дк)/Др

2. А/м-дни работы АДр=Ах*Др=Асс* αвып*Дк

3. А/м-дни календарные АДк=Асс*Дк

4. А/м-часы работы АЧр=АДр*Тн= Асс* αвып*Дк*Тн=Ах*Др*Тн

5. Общий пробег Lобщ=Lсс*АДр=Lсс*Ах*Др

6. Общий груженый пробег Lгр.общ. = Lобщ*b

7. Общее кол-во ездок Nе.общ.=Nе*АДр

8. Объем перевозок Qгод=Qсут*АДр

9. Объем тр-тной работы Wгод=Wсут*АДр

Объем перевозок и тр-тной работы определяют провозные возможности п/п-я

 

Показатели использования бывают 2х типов: количественные и качественные.

В качестве примера количественного показателя можно привести коэффициент использования машинного времени. Аналогом на автотранспорте выступают коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска на линию.

Эти коэффициенты показывают отклонения от максимально-возможного по длительности использования ОПФ. Но они не учитывают то, как именно использовались ОПФ, т.е. не принимают в расчет качество.

Интегральным показателем является Фондоотдача – либо в натуральном выражении либо в денежном, на автотранспорте в дополнение к фондоотдаче могут расчитываться: транспортная работа по парку или автомобилю, обьем грузоборота по парку или автомобилю (хотя эти показатели тоже отчасти количественны).

При планировании работы предприятия необходимо учитывать особенности экплуатации ОПФ:

· Необходимость и длительность технического обслуживания

· Вероятность появления неисправностей и как следствие – простоя в ремонте

· Условия эксплуатации

· График работы оборудования (некоторые технологические линии необходимо эксплуатировать круглосуточно)

· Законодательство (производству с высоким уровнем шума нельзя работать в 3 смены и по выходным дням, вблизи жилых районов допустимый уровень шума в жилых районах 78-80 дБА)

На автотранспорте расчет коэффициентов выпуска происходит исходя из пробега ПС за рассматриваемый период, условий эксплуатации, типа подвижного состава, возраста ПС. Все эти факторы влияют на коэффициент технической готовности.

На коэффициент выпуска помимо технической готовности будет влиять график работы предприятия (количество рабочих дней в году), а так же работа отдела сбыта, так как простой может произойти из-за отсутствия заказов на перевозку.

В связи с вышесказанным планирование работы ОПФ будет происходить исходя из факторов внутренней среды предприятия – технология, график работы и ремонта и пр, и внешней среды – потребности заказчиков, законодательство, наличие спроса.

Внешняя среда не менее важна чем внутренняя – так как было бы гораздо удобнее и прибыльнее использовать грузовой или пассажирский автотранспорт в круглосуточном режиме, но отсутствие спроса не позволяет.

 

 

Планирование ТО и ремонта подвижного состава.

- корректировка нормативов периодичности ТО и трудоёмкости всех видов работ

Lто-1ск = Lто-1отр*к1*к3

Lто-2ск = Lто-2отр*к1*к3

Нео ск = Нео отр*к2*к5

Нто-1ск = Нто-1отр*к2*к5

Нто-2ск = Нто-2отр*к2*к5

Нтр ск = Нтр отр*к1*к2*к3*к4*к5

К1 учит условия эксплуатации

К2 учит модификацию п/с

К3 учит природно-климатич условия

К4 в завис от пробега с начала экспл

К5 учит размер АТП

- расчёт планового количества и годовой трудоёмкости работ по видам воздействий

Nто-2 = Lобщ/Lто-2ск

Nто-1 = Lобщ/Lто-1ск – Nто-2

Nео = Адр

Nсо = 2Асс

Тi = Hiск*Ni

Tтр = (Нтр ск*Lобщ)/1000

Твсп = 25%(Тео+Тто-1+Тто-2+Тсо+Ттр)

- опр-е места и порядка проведения ТОиТР подвижного состава и плановой величины затрат на ТоиР всех видов основных средств: собств силами, у подрядчика, на арендованных площадях

- выбор и описание варианта хранения подвижного состава: на собств площадях, на арендуемых площадях, под окнами водителя; и расчёт затрат на хранение.

Техническое обслуживание и ремонт неотъемлемые элементы эксплуатации ОПФ. О того насколько эффективно будет спланированы эти операции будет зависеть размер простоев производства, его надежность, выпуск продукции.

Техническое обслуживание – это прогнозируемое явление, которое характеризуется определенной периодичностью, размером работ, стоимостью и продолжительностью. Текущий ремонт – это случайное событие, направленное на устранение случайных повреждений, поломок, неисправностей, спрогнозировать его невозможно, но с помощью вероятностей, определенных статистическим путем, можно учесть время и средства на его проведение при планировании работы предприятия.

Для планирования ремонта подвижного состава на автотранспорте используются нормативный метод. Нормативы на ремонт и обслуживание были разработаны в советское время на базе АТП с большой численностью ПС и значительным объёмом статистической информации.

Для ЕО, ТО-1 и ТО-2 нормативами устанавливается, трудоемкость в человеко-часах, периодичность их проведения (ЕО – ежедневно), а так же расход основных узлов, агрегатов и ремонтных материалов на 1000 км пробега в натуральном выражении (масла, смазки, обтирочные материалы, инструмент, технические жидкости)

В случае с ТР устанавливаются нормативные трудоемкости на 1000 км пробега и расходы вышеперечисленных узлов, агрегатов и материалов.

Еще одной важной причиной планирования ремонта и обслуживания является необходимость расчета потребного количества постов и линий для обслуживания ПС (если обслуживание выполняется своими силами) и численности обслуживающего персонала.

Если же обслуживание выполняется подрядными организациями (что выгодно при небольших размерах парка подвижного состава), то планирование ремонта и обслуживания позволит минимизировать простой в ремонтах за счет предварительной записи на ремонт и согласования с подрядчиком продолжительности работ.

Планирование также необходимо для учета в работе с клиентами простоев транспорта. Однако данный фактор можно минизировать проводя работы в нерабочее время (как в ПАТП)

Кроме того необходимо рассмотреть экономическую целесообразность проведения работ во внерабочее время (ночью или в выходные) – это позволит существенно увеличить коэффициент выпуска на линию и выручку от перевозок. Негативным фактором является значительное увеличение заработной платы ремонтных рабочих в соответствии с ТКРФ. За работу в выходные или праздничные дни надбавка не менее 100% от ЗП, при работе в ночное время 40% (если не менее половины смены приходится на время с 22 до 6 утра)

В случае использования подвижного состава (или оборудования) на которое отсутствуют нормативы – данные предоставляются заводом-изготовителем.

 

Ресурсы предприятия.

Ресурсы – источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ.

К основным видам ресурсов, используемых предприятием, относят:

материальные,

средства труда,

трудовые, в том числе интеллектуальные ресурсы,

финансовые,

информационные.

Материальные ресурсы – совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта. К материальным ресурсам относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты, детали и т.п. Достаточно часто к материальным ресурсам относят все ресурсы в материально-вещественной форме.

Средства труда – то, с помощью чего осуществляется производственный процесс. В качестве средств труда выступают здания, станки, машины и.т.п.

Трудовые ресурсы – это часть населения страны, располагающая совокупностью физических и духовный способностей, которая может принять участие в процессе труда. Трудовые ресурсы характеризуют численность трудоспособного населения.

Информационные ресурсы – совокупность данных организованных для получения достоверной информации. Они включают отдельные документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.п.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по расширенному воспроизводству.

Финансовые ресурсы предприятия могут быть классифицированы по направлениям вложения и по источникам формирования. Такая классификация лежит в основе построения бухгалтерского баланса предприятия.

Финансовые ресурсы по источникам образования подразделяются на внутренние и внешние.

Важнейшими внутренними источниками финансовых ресурсов являются прибыль и амортизационные отчисления.

Внешние (привлеченные) финансовые ресурсы могут быть мобилизованы на финансовых рынках и получены в результате перераспределения.

Из всей совокупности ресурсов традиционно выделяют производственные ресурсы, то есть те, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.

Предметы труда, средства труда и работников с их способностью к труду относят к производственным ресурсам предприятия.

 

Планирование потребностей предприятия в сырье и материалах.

Потребность в топливе Gтопл100км*Lобщ/100 +Н100ткм*W/100

Надбавка за работу в холодных условиях (среднегодовая надбавка) Сзим=10%*Nзим.мес. /12* Gтопл

Затраты на топливо Зтопл.=GΣтопл.

Затраты на смазочные и обтирочные материалы Зсм=10%Зтопл.

Затраты на шины Зшзшш*Lобщ*nк/(100*1000)

Затраты на запасные части и ремонтные материалы Зз/ч и р/м=Зз/ч+Зр/м

Затраты на запасные части Зз/ч=Нз/ч*Lобщ/1000

Затраты на ремонтные материалы Зр/м=Нр/м*Lобщ/1000

Далее уже не сырье и не материалы, но на всякий случай)))

Затраты на электроэнергию Зэ=Зосв+Зсил

Затраты на освещение Зосв=Nосв*S*tосв*Др*Ц1квт-час/1000

Затраты на силовую электроэнергию 0,3*Зосв

Затраты на отопление Зотопл=Нтпл*М*Ц1гкал

Прочие расходы ПР = 1%затрат на мат и энергетич ресурсы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...