Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Читаем по лицу




 

Родиной физиогномики, как уже говорилось, по праву считается Древний Китай. Особенно большое развитие искусство чтения лица получило в Японии, где и сегодня оно пользуется широкой популярностью в различных сферах искусства, в первую очередь в театре масок.

Предметом изучения физиогномики является взаимосвязь между чертами лица и характером человека. Эта взаимосвязь привлекала внимание и Аристотеля, и ученых Древнего Востока, и исследователей позднейших времен.

Великий Аристотель писал: «С того момента, как жизненная сила души нашла свое отражение в теле, душа и тело сроднились между собой. Они взаимно влияют друг на друга. Особенно влияет душа на тело в минуты гнева, страсти, печали. Те чувства, которые утаивает душа, тело выражает открыто. А наблюдая за телодвижениями и выражением лица, мы можем проследить за душевными переживаниями. В этом и заключается искусство физиономистов. В их распоряжении имеются признаки тройного рода:

1. Можно наблюдать некоторое сходство и сравнивать человеческую внешность с внешностью животных. Можно также, подмечая движения животных, проводить аналогию с движениями людей.

2. Можно устанавливать сходство между отдельным человеком и представителями различных рас и народностей – эфиопов, индийцев и других. Подмечая черты, роднящие отдельного человека с характерными признаками разных народов, мы не ошибемся, определяя его характер.

3. Можно сравнивать лицо человека в спокойном состоянии с таким, каким оно бывает во время гнева, или во время испуга, или во время страсти. И по отдельным признакам можно утверждать без риска впасть в ошибку, что данный человек по натуре вспыльчив, труслив, похотлив.

Искусство физиономиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи Всевышнего… И тот, кто хочет чистым светочем знания обогатить свой ум, должен изучить три основы учения физиономиста. Подобно тому как яркий солнечный свет дает нам возможность видеть земные предметы, а без него ни один глаз ничего не увидит, так и без знаний физиогномики никто не сможет по внешности определить характер человека».

Поговорим, например, о глазах. Что психолог может сказать о человеке на основании выражения глаз?

Светло-серые глаза навыкате бывают у людей очень добрых. Глаза темно-серые навыкате – признак доброты и благородства. У людей жадных, злых, мстительных и завистливых, вечно стремящихся к чему-то недостижимому, бывают глаза навыкате, черные, при густых бровях. Влажные глаза любого цвета – прежде всего признак пережитых нравственных страданий, обид и неудач. Впалость глаз свидетельствует о пережитой тяжкой болезни. Темные, маленькие, прищуренные, с острым выражением глаза – признак человеконенавистничества и зависти.

Мягкое, ласкающее выражение открытых глаз – признак честности и благородства. Остро-колючие бегающие глаза свидетельствуют о затаенных злых намерениях. Мутные глаза – показатель физической ненормальности или злоупотребления спиртными напитками. Целомудренность выражается ясностью глаз. Развратность усматривается в удлиненности и неправильности глазных разрезов и большой красноте углов.

В большинстве случаев белок глаза имеет ясно-белый цвет у людей здоровых. Желтоватая окраска белка или неясный белок, подернутый красными жилками – признак того, что человек ведет ненормальную жизнь и склонен к излишествам в чувственных удовольствиях. На угнетенное состояние духа, ограниченный ум и неспособность сосредоточиться на предметах, требующих размышления, указывает желтизна, синева, излишняя влажность глазного белка.

Чересчур открытые глаза – признак странностей характера и склонности к умопомешательству. У нежных, чувствительных и страстных людей белок виден только в ширину глаза. У веселых и подвижных людей бывают небольшие, круглые глаза. Глаза темные – признак энергии, силы воли и страсти; светлые – робости, нежности и умеренности. Малоподвижный взгляд – свидетельство жестокости; блуждающий – растерянности. У злых, безжалостных людей глаза налиты кровью.

В 1869 году Чезаре Ломброзо сделал такую запись в своем дневнике: «Однажды утром хмурого декабрьского дня я обнаружил на черепе каторжника ряд атавистических аномалий, аналогичных особенностям строения черепов низших позвоночных. При виде этих ужасных аномалий – как будто яркое сияние озарило темную равнину до самого горизонта – я вдруг осознал, что проблема сути и происхождения преступников была для меня полностью разрешена».

Форма и содержание, как известно, находятся в неразрывном единстве, поэтому аномалии психологических установок человека не могут не отражаться на его внешности, и наоборот. Нравится кому-то это положение или нет, но едва ли возможно указать на человека с черепом неандертальца как на субъект социально-позитивного поведения. Речь, разумеется, не идет о каких-либо превентивных карательных мерах в отношении таких людей, но не учитывать их потенциальные преступные возможности было бы попросту неразумно и крайне беспечно.

В 1977 году Агата Кристи в своей знаменитой «Автобиографии» писала: «Давайте признаем, что расцениваемое ныне как дефект когда-то являлось достоинством. Не будь человек безжалостным, жестоким, абсолютно лишенным сострадания, вероятно, его существование оказалось бы непродолжительным, довольно скоро его стерли бы с лица земли. Человек зла наших дней, возможно, человек удачи прошлого. Тогда он был необходим, однако ныне такая необходимость отпала, он опасен».

Преступник, в частности насильник и убийца, представляет собой в большинстве случаев аномальное существо с ярко выраженными атавистическими признаками. Он как будто по какому-то странному капризу природы вдруг перенесся в наш цивилизованный век из первобытного мира, где качества, которые у нас принято считать социально опасными, были вполне естественным и необходимым условием выживания человека как биологического вида.

Каждому хорошо известно из школьных учебников, как выглядели наши полудикие пращуры: плоский затылок, скошенный низкий лоб с сильно развитыми надбровными дугами, короткий приплюснутый нос и мощные, выдающиеся вперед челюсти. Увидев в наше время человека с такими чертами, вы едва ли решитесь доверить ему воспитание своих детей или придете в восторг, если ваша дочь представит его в качестве своего избранника. И будете абсолютно правы.

И пусть вас не собьют с толку возражения типа «Зато душа у него какая! ». Во-первых, в чужую душу заглянуть невозможно, а во-вторых, тот, кто восхищается душой, как правило, судит о ее качествах по сугубо поведенческим проявлениям. Возможно, что такой человек может себя вести довольно благопристойно, но только до того момента, когда определенное стечение обстоятельств не спровоцирует его преступное проявление, которое для поборников добродетели, конечно же, будет полной неожиданностью.

Лицо человека объективно и беспристрастно рассказывает обо всех его достоинствах и пороках.

Мастера психологического детектива в своих романах часто приводят различные показательные характеристики криминогенной личности.

 

Эдгар Уоллес

«– Мне вчера довелось повстречаться с человеком, у которого было лицо подлинного убийцы. Когда он улыбнулся, я обратил внимание на его зубы…

– И что же?

– Непомерно большие резцы. И это при глубоких глазных впадинах, прямых бровях и неправильном строении черепа… Это говорит о преступных наклонностях…»

«Из автомобиля вышел высокий стройный мужчина с тонкими прямыми бровями и глубоко сидящими глазами».

«Мягкое лицо, но слишком развита нижняя челюсть».

«Подавляющее большинство преступников носит более или менее густую шевелюру».

«Мистер Томас Пирсон был крупным, толстым и сильным мужчиной с сонными глазами, мохнатыми бровями и резко очерченным подбородком».

«Не люблю я таких светлых голубых глаз, – подумал Леон. – И от усов я тоже не в восторге».

«Низкий и узкий лоб, неправильные черты лица говорили о тупости и низменных инстинктах».

«Джиму было хорошо знакомо это узкое бледное лицо с усталыми глазами, выступающим вперед подбородком и короткой щеточкой усов».

 

Джон Диксон Карр

«Эванс, худой, смуглый, с темными, сросшимися в одну линию бровями, слегка походил на нормандского барона из рыцарских баллад… Худое лицо и крючковатый нос…»

 

Агата Кристи

«Взгляд Эркюля Пуаро критически отметил выступающую челюсть, маленькие свиные глазки, нос картошкой и сжатые губы».

 

Артур Конан Дойл

«Его толстое, желтое от загара лицо было перерезано тысячью морщин, а глубоко сидящие, злобно сверкающие глаза и длинный, тонкий, костлявый нос придавали ему сходство с хищной птицей».

«Он очень тощ и высок. Лоб у него белый, огромный и выпуклый, глубоко запавшие глаза».

«Незнакомец был уже немолодой человек с тонким, ястребиным носом, высоким лысеющим лбом и длинными седыми усами».

«Это был высокий, красивый, смуглый мужчина в сером костюме и широкополой шляпе, с черной жесткой бородой и крупным хищным носом».

Но так говорят писатели. А что же говорит наука?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...