Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Когда мы говорим происходит раздражение прорприо—и барорецепторов, которое идет по центростремительным путям к коре головного мозга.

Ядра ствола мозга – в них берут начало черепно-мозговые нервы (12 пар). Главные из них:

ü тройничные нерв – к мышцам нижней челюсти

ü лицевой нерв – к мимической мускулатуре (движение губ, надувание щек)

ü языкоглоточный – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба – отвечает за чувствительность языка

ü блуждающий – к мышцам гортани, голосовых складок, глотки, мягкого неба, к мышцам органов дыхания и сердца

ü добавочный нерв -- к мышцам шеи

ü подъязычный нерв – к мышцам языка

Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому приводят в движение речевые органы обратная связь: от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат

Состоит из трех отделов:

ü дыхательный

ü голосовой

ü артикуляционный

Дыхательный отдел:

§ входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей

§ речь тесно связана с дыханием

§ воздушная струя осуществляет голосообразующую и артикуляционную функции

§ дыхание в момент речи отличается от обычного (длинный выдох, число дыхательных движений в 2 раза меньше)

§ для речи необходим большой запас воздуха (объем) и большее давление воздушной струи

Голосовой отдел:

§ включает гортань с голосовыми складками

Гортань:

§ широкая короткая трубка, состоит из хрящей и мягких тканей

§ расположена в переднем отделе шеи (прощупывается)

§ сверху переходит в глотку, снизу – в трахею

§ на границе гортани и глотки – надгортанник – хрящ в форме лепестка, служит клапаном: закрывает при глотании вход в гортань (чтобы не попадала пища и слюна)

§ у мужчин гортань крупнее, голосовые складки длиннее и толще (20-24 мм), у женщин – 18-20 мм.

§ у детей гортань меньшего размера. Рост происходит в 5-7 лет, в 12-13 (у девочек), в 13-15 (у мальчиков) – результат: низкий голос, кадык.

Голосовые складки:

§ застилают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель

§ при дыхании голосовая щель раскрыта, имеет форму треугольника, воздух проходит беззвучно

§ при фонации голосовые складки смыкаются, струя воздуха раздвигает их в стороны, под действием мышц, которые сужают голосовую щель, складки возвращаются в исходное положение колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются как звуки речи (складки колеблются в поперечном направлении)

§ при шепоте – происходит неполное смыкание складок – щель в виде треугольника, складки не колеблются, слышен шум трения о края треугольной щели – шепот.

Голос обладает:

Ø силой

Ø высотой

Ø тембром

Сила голоса зависит от

· амплитуды колебания голосовых складок (сила выдоха)

· участия резонаторных полостей (ротовая и носовая) – усилители звука.

Тембр голоса – индивидуальная окраска голоса – зависит от особенностей строения гортани и резонаторных полостей

Высота голоса – зависит от:

· частоты колебания голосовых складок

· толщины, длины и степени их напряженности

Артикуляционный отдел включает:

· язык

· губы

· челюсти (верхнюю и нижнюю)

· твердое и мягкое небо

· альвеолы

Из них подвижными являются губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть.

Язык:

· массивный мышечный орган, заполняет ротовую полость

· передняя часть языка подвижна, задняя – фиксирована (это корень языка)

· для артикуляции важны:

- кончик языка

- боковые края языка

- спинка языка

§ язык может в больших пределах изменять свою форму, положение и степень напряжения

§ язык участвует в образовании всех гласных и согласных (кроме губных)

Губы, зубы, твердое и мягкое небо, альвеолы, челюсти:

§ участвуют в артикуляции звуков, образуя щели или смычки (при приближении или прикосновении к ним языка)

Резонаторы:

§ создают громкость и отчетливость звуков

Надставная труба – резонаторы вместе с глоткой:

§ глотка и рот соединены (в результате эволюции)

§ надставная труба может менять объем и форму (вытянутая, сжатая, растянутая) благодаря этому создаются явления резонанса (тембр голоса)

Например: звук А:

q ротовая полость расширяется

q глотка сужается и вытягивается

Звук И:

q ротовая полость сжимается

q глотка расширяется

Функции надставной трубы:

ü резонатор

ü шумовой вибратор (с его помощью образуются глухие согласные)

При одновременном включении шумового вибратора и голосовых складок образуются звонкие согласные и соноры.

Ротовая полость принимает участие в произнесении всех звуков, носовая – в произнесении М, МЬ, Н, НЬ. В других случаях мягкое небо и язычок (небная занавеска) закрывают вход в полость носа.

Итак:

v дыхательный отдел – для подачи воздуха,

v голосовой отдел – для голосообразования

v артикуляционный отдел – резонатор и фонемообразователь.

Для того, чтобы произошло произнесение звука в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений – артикуляционная программа.

Она реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора:

v в дыхательной

v в голосовой (фонаторной)

v в резонаторной системах

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:

Ø с помощью слуха ( действует в момент произнесения)

Ø через кинестетические ощущения ( позволяет предупредить ошибку и внести поправку до произнесения звука)

Обратные импульсы идут от речевых органов к коре головного мозга, где контролируется, при каком положении органов произошла ошибка. От центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова – обратный импульс – о достигнутом результате. Это происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль.

Система обратной связи обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи. Так формируется 2-я сигнальная система.


5. Этиология речевых нарушений

Термин “ЭТИОЛОГИЯ” – учение о причинах (“этио” – причина, “логос” – учение)

Вопросы этиологии речевых нарушений начали активно разрабатываться с 20 гг ХХ в. Предприняты первые попытки классификации речевых нарушений в зависимости от причин их возникновения.

Причина нарушений речивоздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых оно не может возникнуть.

По классификации М.Е.Хватцева выделяют:

v органические причины –

1. недоразвитие или повреждение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения

2. различные нарушения периферических органов речи

v психоневрологические причины –

1. умственная отсталость

2. расстройства психических функций

v социально-психологические причины – неблагоприятное влияние окружающей среды

Все вредные факторы, вызывающие речевые нарушения условно можно разделить на 2 группы:

q экзогенные факторы (внешние)

q эндогенные (внутренние)

Между ними существует тесная связь.

В возникновении речевых нарушений большую роль играют специфические факторы, способствующие или препятствующие нарушению речи.

Например: ЗАИКАНИЕ

Причина – психотравма.

Способствующие факторы:

· соматическая ослабленность ребенка

· повышенная возбудимость

· остаточные явления органического поражения ЦНС

· возраст

В разных случаях один и тот же фактор может играть роль УСЛОВИЯ или ПРИЧИНЫ. В данном примере возраст (условие) + повышенная возбудимость = причина заикания.

В развитие речевых нарушений очень важны:

· речевое окружение ребенка

· речевое общение

Пример:

если речевое окружение дефектно (например, глухие родители) происходит нарушение речевого общения и как следствие, нарушение речевого развития.

Речевое общение должно быть:

· значимым

· проходить на эмоционально-положительном уровне

· побуждать к ответной речевой реакции

Предпосылкой развития речи является накопление ребенком впечатлений в его предметно-игровой деятельности.

Речь развивается по подражанию. Поэтому некоторые речевые нарушения могут иметь в своей основе подражание (заикание, нарушения звукопроизношения, ускоренный темп речи)

Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды развития. Их 3:

1. 1-2 год жизни – формируются предпосылки речи

2. 3 года – интенсивно развивается связная речь, переход от ситуативной речи к контекстной (отставание речевого развития, мутизм, заикание)

3. 6-7 лет – начало развития письменной речи.

Критические периоды играют предрасполагающую роль и могут сочетаться с неблагоприятными факторами.

1. Различные внутриутробные патологии, приводящие к нарушению развития плода:

· токсикоз беременности

· вирусные заболевания (грипп, ОРВИ, краснуха, корь)

· эндокринные заболевания (сахарный диабет)

· внутриутробные травмы

· радиация, вибрация

· несовместимость по резус-фактору

· интоксикации (курение, алкоголь)

2. Родовые травмы и асфиксия во время родов

· затяжные роды

· обвитие пуповины

· акушерские манипуляции

3. Недоношенность

4. Различные заболевания в первый год жизни ребенка:

· вирусные (грипп, ОРВИ)

· детские инфекции (корь, краснуха)

· хронические соматические заболевания (хр. пневмония)

· нейроинфекции (менингит, энцефалит)

5. Травмы черепа с сотрясением мозга

6. Наследственные факторы:

· генные мутации

· хромосомные синдромы (болезнь Дауна)

· У-хромосомные проявления (у мальчиков)

7. Неблагоприятные социально-бытовые условия:

· педагогическая запущенность

· эмоциональные депривации (недостаточность эмоционально-положительного контакта со взрослыми)

Группа риска по речевой патологии:

1. семьи, в которых уже есть ребенок с особенностями развития

2. семьи с у.о., шизофренией, нарушением слуха у родителей

3. семьи, где матери во время беременности перенесли острое инфекционное заболевание, токсикоз

4. семьи, в которых имеются дети, перенесшие внутриутробно гипоксию (кислородное голодание), нейроинфекцию, ЧМТ.

 

Дислалия

Дислалиянарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия отмечается:

· у 25-30% дошкольников (5-6 лет)

· у 17-20 % школьников (1-2 класс)

· у 1% взрослого населения

При формировании произношения ребенок учится:

Ø воспринимать обращенную к нему речь

Ø управлять собственными органами артикуляции

Чаще всего нарушаются следующие группы звуков:

§свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)

§шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ)

§сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ)

§заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ)

§звонкие (В, З, Ж, Б, Д, Г и их мягкие пары)

§мягкие (ТЬ, ДЬ, НЬ)

Если нарушается одна группа звуков (например, шипящие) – это мономорфное нарушение произношения.

Если нарушается одновременно 2 или несколько групп звуков (например, шипящие и соноры) – это полиморфное (сложное, диффузное) нарушение произношения

Различают 3 формы нарушения звуков:

ü искаженное произношение (горловое Р)

ü отсутствие в речи звука (КООВА-КОРОВА)

ü замена одного звука другим (КОЛОВА-КОРОВА)

Причина искаженного произношения – недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики (например, движений языка ) фонетические нарушения (моторные, антропофонические)

Причина замены звуков -- недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Дети не слышат различия между звуком и его заменителем (например, Л – Р) фонематические (фонологические, сенсорные) нарушения. При замене одной фонемы другой может меняться смысл слова (ЛАК—РАК)

Причина отсутствия звуков – могут быть и та, и другая.

Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Акценты в коррекционной работе:

v при фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики

v при фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха

В логопедии выделяют уровень нарушения звуков:

I уровень – полное неумение произнести звук

II уровень – ребенок произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и во фразовой речи, т.е. звук не автоматизирован III уровень – ребенок смешивает звук с другим в речевом потоке (С-Ш, СЬ-Щ, З-Ж) – звук не дифференцирован.

Выделяют две основные формы дислалии:

 

     
Функциональная дислалия (нет органических нарушений речевого аппарата)
 
Механическая дислалия (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба)


           

Механическая дислалия -- нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции.

Чаще всего встречаются:

· аномалии зубо-челюстной системы (диастемы)

· отсутствие резцов или их аномалии

· дефекты прикуса

При этом могут быть:

ü дефекты шипящих и свистящих (избыточный шум)

ü дефекты губно-зубных, переднеязычных, взрывных

ü нарушения гласных (очень редко)

При патологии в строении языка (макролалия, микролалия, укороченная уздечка):

ü страдает внятность речи

ü дефекты шипящих

ü дефекты вибрантов

ü боковой сигматизм

При губных деформациях (травма, расщелина):

ü дефекты О, У, губных звуков

Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в артикуляционном аппарате.

 


Причины возникновения:

         
 
биологические
 
социальные

 

 


§ физическая ослабленность ребенка в период развития речи

§ задержка психического развития

§ задержка речевого развития

§ нарушение фонематического восприятия

§ неблагоприятное социальное окружение (ограниченность речевых контактов, подражание, недостатки воспитания –«сюсюканье»)

Различают три формы функциональной дислалии:

Ø акустико-фонематическую

Ø артикуляторно-фонематическую

Ø артикуляторно-фонетическую

Акустико-фонематическая дислалия:

q дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха

q ребенок не опознает акустический признак звука

q уподобляет акустически сходные фонемы друг другу

q неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА)

q смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С

q у ребенка нет нарушений физического слуха

q избирательно не формируется функция слухового различения фонем

Артикуляторно-фонематическая дислалия:

q дефект обусловлен несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи

q у ребенка или полностью не сформирована артикуляция, или он отбирает близкий по артикуляции звук

q заменяет звуки более простыми артикуляциями

- шипящие – свистящие(С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р)

q фонематический слух не сформирован

 

Артикуляторно-фонетическая дислалия:

q дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями

q звуки произносятся искаженно

q нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...