Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 2. Теоретические основы русского общества. Модель общества.




 


«Люди в своих действиях по большей части противоречат сами себе! Берегут глаза свои, чтоб они не засорились, а ума – этого ока души – отнюдь не думают беречь, засоряют всевозможным сором. Господь повелел хранить ум, потому что он – вождь человека. Если ум собьется с пути истинного, - вся жизнь человека делается заблуждением. Чтобы сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль.»

Святитель Игнатий Брянчанинов


В этой части предпринята попытка изложить взгляд на русскую общественную систему в понятиях, традиционных для русской консервативной мысли. Это будет не история русского консерватизма, а нечто новое, систематизирующее вроде бы знакомые представления. Свой метод я бы назвал диалектическим традиционализмом и вытекает он прямо из хорошо знакомого позитивистского подхода мыслителей-материалистов. Как ни странно, но позитивизм, основанный на современной научной базе отходит от примитивного материализма и может быть уподоблен научному подходу Аристотеля, а из нашего времени – системному взгляду Анохина. Стоит задача вобрать в диалектическую форму богатое содержание цивилизационного подхода классиков русского консерватизма. Несколько вольное обращение с историческим материалом следует из того, что он будет призван иллюстрировать представляемую парадигму, которая, не всегда совпадает с уже привычными. Поэтому аргументы, что я чего-то не понял в исторических событиях должны предваряться попыткой понять: а что же иллюстрирует этот пример в новой системе? Сопоставление двух оценок хорошо известных исторических явлений должно выявить новые смыслы.

 

Глава 1. ПОИСК ПОНЯТИЙ.

ВВЕДЕНИЕ.

В первой части будет предпринята попытка осмысления понятий обществоведения, причем тех, которые представляются автору существенными. Понятия будут рассматриваться в порядке от общего к частному.

ОБЩЕСТВО.

Итак, почему "русское общество" а не государство, не народ, не нация? Как говорил Гегель, "начинать нужно с начала", а первое с чем мы сталкиваемся при исследовании общественных вопросов это сам феномен связи людей в общество. Причем общества бывают разные от общества филателистов до обществ объединяющих целые народы и сословные группы без различия рода-племени. Семья - тоже общество, трудовой коллектив - тоже. При таком подходе правильным будет рассматривать кроме широкого еще и узкий смысл, т.е. Общество, по своему объему совпадающее с населением той или иной страны. Путем исследования попробуем обнаружить структуру такого общества и построить модель. В начале путем наблюдения от общего к частному и анализа попробуем выявить действительно существенные элементы общества и отделить их от привходящих или умопостигаемых. Например "человек" - абстракция, а не материальная сущность. Двигаясь от общего к частному, попробуем структуры, лежащие в основе других структур. Затем проанализировав первичные элементы, попробуем составить из них по обнаруженным структурным связям модель общества, но наполненную конкретикой - содержанием, позволяющим анализировать общественные явления и делать прогнозы. Закономерен вопрос: почему так сложно? Ответ: жизнь такова. Время простых схем, умещающихся на плоском листе бумаги, уже прошло. Если раньше (100, 200, 300 лет назад) когда общественные структуры работали и были понятны русским людям, простые схемы были в употреблении и позволяли решать частные вопросы, которые тогда только и возникали. С утратой передачи кодов общественной жизни (традиции) общество рухнуло при первом столкновении с чужеродной европейской системой общественной мысли. Идеология марксизма, основанная на философии позитивизма, легко заняла место русской идеологии выраженной в образах, исторических примерах, лозунгах и частичных объяснениях. Поэтому стоит задача выработки русской идеологии. Но это невозможно без системного ответа на вопросы жизни общества, а для этого нужно представление о русском обществе адекватное действительности. Европейские модели общества построены на атомарной модели строения вещества (об этом далее, когда дойдем до первичных элементов). Если удастся описать русское общество исходя их представлений более высокого порядка, например с точки зрения молекулярной теории, то будут выполнены сразу две задачи: увеличения подробности модели и противодействия европейской идеологии, т.к. Любая атомарная модель - не более как частный случай молекулярной.

 

СОСЛОВНОСТЬ

"Без нового сословного деления Россия не возродится"

Константин Леонтьев

Эти слова заставили меня внимательней подойти к теме сословий. Обычное объяснение сословий через правовые нормы (привилегии, наследование и т.п.) Неудовлетворительно и не раскрывает сути этого явления. Тем более именно правовая сторона бытия сословий вызывала больше всего нареканий противников сословности и являлась устаревшей. Пришлось обратиться к сущности сословности (Группа лиц, объединенных профессиональными интересами). Это определение выявляет этимологию русского термина, не имеющего аналога в европейских языках. Если для европейцев сословие - это часть, часть целого, часть общества, то русское "сословие" сразу отсылает к "смыслу", неизреченному слову, к "логосу", "мысли". Слово изреченное и в греческом и в древнерусском назывались по иному - "глагол" и греч. - "рэма". В этом "сословие" близко к "особому смыслу", который несет в себе конкретная группа профессионалов. Очевидно, что такое выделение смысла должно предполагать общий смысл, который относится к наибольшей группе работников. Каким образом в обществе можем выделить главную группу работников - "народ" и "сословия"- специализированные группы, помогающие основной массе народа (инженеры, медицинские работники, воины, учителя, чиновники и т.п.). Сословность как основа общества должна быть тесно связана с самосознанием людей. Важно, чтобы члены общества ценили свои трудовые достижения, свою принадлежность профессиональной группе. Народ в этом случае тоже совпадает с профессиональной группой рабочих-крестьян. Смею утверждать, что в России всегда было сильно именно сословное сознание, которому противостояло классовое сознание - деление людей по одному внешнему признаку, например, по богатству. В современной Росси созданы все правовые атрибуты классового общества, но граждане упорно не хотят признавать какого-то особого достоинства богачей. Самосознание людей упорно не хочет ассоциировать себя со счетом в банке. На Западе наоборот такое классовое сознание всегда присутствовало и четко делит общество. Классификация, т.е. Деление общества возможно в принципе по любому внешнему признаку. Например, на планете Плюк (из гениального фильма Георгия Данелии "Кин-дза-дза") деление общества происходило по обладанию "кэ-цэ" - спичками и давало привилегию носить штаны особого цвета и пользоваться почетом особого уровня. В обществах, основанных на родовых структурах (кланы, тейпы) классификация проводится по возрасту членов клана. Это прекрасно можно видеть на примере народов Кавказа и Средней Азии. Для общественной структуры важно не только наличие отношений (в родовых, имущественных,....) А ассоциирование члена общества с ними, на чем он себя утверждает. Сословное сознание русского человека позволяет ему самоутверждаться в труде и нравственном отношении к другим людям. Именно труд и нравственность позволяют человеку в России претендовать на уважение окружающих и повышение его общественного статуса.

 

ВЛАСТЬ.

"Власть в монархическом государстве вытекает из власти отца в семье" Аристотель.

В этом утверждении Аристотеля сразу задается принцип, что семья - ячейка общества, имеющего государственную власть. Таким образом, совокупность семей создают государственную власть проецируя властные отношения в семье. Эта власть нужна семьям и поддерживается в первую очередь семьями. В нашем случае это тк называемы «охранители», «охранительство», когда отдельные индивиды ругают существующую власть, готовы идти против нее, а общество в целом Можно утверждать, что разделение обязанностей внутри семейного хозяйства являются основанием для возникновения сословий в обществе: было у отца семь сыновей, четверо занимались земледелием и кормили семью, двое охраняли, седьмой стал агрономом. Совокупность агрономов и воинов из разных семей, в конце-концов, образуют сословные группы со своими особыми правилами для самовоспроизводства и эффективной помощи кормильцам. Важно, чтобы сословия не отрывались от народа и выполняли свои служебные функции. Неслучайно и в советские годы инженеры и чиновники ходили на "службу", а в царское время получали "жалованье" в то время как народ ходил "на работу" и получал заработную плату" за работу. Видим, как на уровне языка общество фиксирует смысл происходящих в нем процессов. Например, раньше лечились в "лечебницах" теперь же посещают "больницы" - очевидно чтобы болеть. Раньше свадьбы "играли", чтобы ввести молодоженов в новый для них мир, передать через игру новые смыслы, навыки. Теперь же свадьбу "справляют" как нужду. Таким образом, полная структура русского общества будет такой народ-сословия-власть. В этой структуре сословия могут появляться как удовлетворяющие потребности народа, который их содержит и голосует рублем за их услуги, так и получающие задания от власти. Власть может принимать на службу те или иные общественные сословия, а может создавать новые и отпускать их потом в самостоятельное существование. Дальнейшее движение в исследовании общества приведет нас к исследовании структуры семьи.

 

«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, —
А там увидим, что прочней..."

Федор Тютчев

СЕМЬЯ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВА.

Исследование следующего уровня общественных структур приводит к анализу семьи. Понятие человека, индивида для анализа семейных отношений никак не подходит. К тому же «человек» - не более чем абстракция, постигаемое умом обобщение в действительно существующих мужчинах и женщинах. В реальности существуют мужчины и женщины с особенностями присущими своему полу. Про разделение труда в рождении и воспитании новых поколений особо говорить не приходится. Если взвалить даже воспитание на одного из супругов, то возникнет много проблем и у воспитателя и у воспитуемого. Если же каждый из родителей возьмет свою половину, то процесс пойдет легко и не без удовольствия. Мужчине проще выполнять трудную работу без видового разнообразия. Женщины при этом с удовольствием возьмут на себя мелкие легкие задачи. Связано это не только с разницей в физическом строении, но и в психологических особенностях полов. Нейрофизиология установила разницу в функционировании головного мозга у мужчин и женщин. Левое полушарие мужчины работает как аналитический центр а данные берет из правого, отвечающего за восприятие данных от чувств. У женщин оба полушария работают одинаково на восприятие. Поэтому сознание мужчины склонно к рефлексии, анализу, логическим построениям, но совершенно не выносит накала чувств. Женщина наоборот больше чувственна, чем рациональна, да и нервная система у нее продублирована именно в чувственном направлении. При этом женщина прекрасно воспринимает логические построения мужчины, но самостоятельно осознать логическую последовательность явлений, как правило, не в состоянии. Соединяясь в семью, муж и жена распределяют и мыслительные процессы: мужчина анализирует и принимает решения (муж-глава семьи), а жена воспринимает и доставляет первичные данные ("баба сердцем чует", "муж- голова, а жена - шея: куда повернет, туда голова смотрит"). Таким образом, можно увидеть, что семья как форма совместной жизни мужчины и женщины основана особенностях восприятия и мышления. Особенностях физиологии полов. Семья проецирует свою форму на общество иерархические отношения через установление власти и разделение труда. Таким образом, не только власть, но и разделение труда, т.е. Сословное деление тоже вытекает из семьи как формы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...