Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретическая основа обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов




Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретическая основа обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов……………………………………………………………………………..5

1.1 Сущность и характеристика социально одиноких пенсионеров и инвалидов……………………………………………………………………………..5

1.2 Сущность социального обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов (льготы и гарантии государства)………………………………………………….12

Глава 2. Анализ оказания услуги по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов…………………………………………28

2.1 Организационная и правовая основа деятельности по оказанию услуги по социальному обслуживанию на дому граждан пожилого возраста и инвалидов……………………………………………………………………………28

2.2. Приоритетные формы социальной помощи на дому пожилым людям и инвалидам…………………………………………………………………………...34

2.3. Социологическое исследование на тему степени удовлетворенности оказанием социальной услуги по надомному обслуживанию клиентской группой………………………………………………………………………………39

2.4. Рекомендации по совершенствованию социального обслуживания населения, нуждающегося в государственной поддержке……………………….48

Заключение………………………………………………………………………….54

Список использованной литературы………………………………………………57

Приложения…………………………………………………………………………61

 

 

Введение

 

Актуальность настоящей выпускной квалификационной работы заключается в том, что настоящее время в России проживает 23% пенсионеров и 8,5% инвалидов. Вышеуказанные лица являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки.[1]

Социальное обслуживание людей данной категории можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях жизненной ситуации, то есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, малообеспеченностью, одиночеством).

Проблема инвалидности и социальной защиты инвалидов одна из важнейших социальных проблем в нашей стране. С настоящее время социальная политика в отношении инвалидов направлена на их реабилитацию и интеграцию в общество. Она принципиально отличается от прежней, которая рассматривала инвалидов как пассивных потребителей материальных благ и была направлена на их изоляцию от общества. Крутой поворот государственной политики в отношении инвалидов произошел с 1995 г., после принятия закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Этим законом положено начало реального создания инвалидам равных возможностей во всех областях жизни и восстановление их социального статуса путем эффективной комплексной реабилитации.

По вышеуказанным причинам развитию социальной работы с незащищенными слоями общества: пожилыми людьми и инвалидами предается в нашей стране с каждым годом все большее значение.

Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать правовое и социальное положение пожилых людей и инвалидов, охарактеризовать основы социальной защиты данных категорий людей, предложить меры совершенствования по их социальной защите.

Цель реализуется через постановку и решение следующих задач:

- сущность и характеристика категорий: пенсионеров и инвалидов;

- сущность социального обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов;

- особенности обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов на территории Добрянского муниципального района Пермского края;

- меры совершенствования обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов на территории Добрянского муниципального района Пермского края.

Объект исследования – одинокие пенсионеры и инвалиды.

Предмет исследования – социальное обслуживание одиноких пенсионеров и инвалидов.

Методы написания дипломной работы – теоретическое исследование источников литературы и интернет-ресурсов на тему социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, опыт, наблюдение, социально-правовой методы.

 

 

Глава 1. Теоретическая основа обслуживания одиноких пенсионеров и инвалидов

1.1. Сущность и характеристика социальных категорий населения "пенсионеры" и "инвалиды"

 

Особенность клиента, субъекта социальной защиты заключается в том, что он чаще выступает как объект насилия со стороны социального окружения. Пожилым и инвалидам, как никак другим, свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголя, депрессией, психической неуравновешенностью.

Охарактеризуем социальную группу "пенсионеры". Этой категории людей свойственны высокая приверженность общим и групповым нормам, традициям, высокая оценка чувства долга, самопереживания и равнодушное отношение к материальным ценностям. Очевидно, что население старших возрастных периодов - это разнородная группа, характеризующаяся широким спектром внутренних различий. Среди них, как и среди других возрастных групп, есть положительные и отрицательные люди, коммуникабельные и некоммуникабельные и т.д.

В настоящее время принято считать, что пожилые люди - генерация лиц старшего возраста, в которой в соответствии с классификацией ВОЗ ООН, выделяют четыре подгруппы: собственно пожилые (55 - 64 лет), старые (65 -74 года), очень старые (75 - 84 года), престарелые (85 лет и старше). В некоторых случаях выделяют группу долгожителей (свыше 100 лет)[2].

Различают несколько видов старости: геронтологическую, физиологическую и психологическую.

Физиологической - состояние здоровья, совокупность самотических отклонений организма. Психологическая определяется самоощущением человека, видением своего места в возрастной структуре. Доктор медицины Дипак Чопре в книге «Нестареющее тело, вечный дух» утверждает, что первопричина старения - в нашем «ущербном мировоззрении», действующем как гипноз, как всеобщее внушение, создающем фиктивное представление о размерах жизни и смерти. «Эти убеждения, - пишет автор, -раньше самой старости создают мир отчуждения, увядания и смерти»[3].

Можно сделать вывод, что пожилой человек – это особая категория лиц в возрасте от 50 – 60 лет и старше, которым характерны различные болезни, переживания, а также всевозможные проблемы с которыми, к сожалению, сталкиваются пожилые люди: психологические, материально-финасовые, социально-бытовые, медицинские и др.

Социальной проблемой пожилых людей, решение которой во многом способствовало бы повышению их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории населения. Это во многом связано со сменой социального статуса человека. Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной.

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому. Важной социальной проблемой пожилых людей являются постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

Сегодня каждый пятый житель России – пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи – пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы. В России около 23% населения являются пожилыми и старыми людьми, и тенденции увеличения части пожилых людей в общей массе населения сохраняются, то становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых Россиян, выглядит достаточно емко. Она представлена законодательством общего и специального характера. Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить следующие виды:

1. Нормы закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей.

2. Нормы непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т.п.) и соответствующих этим правам особенностей государства, негосударственных структур и семьи.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По Конституции пожилым гражданам гарантируются равные со всеми гражданами права России социальные права и свободы. Это общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых граждан.

Пожилые люди наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких либо ограничений для лиц пожилого возраста. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при приеме на работу в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе администрации. Конституционный суд Российской Федерации постановлением от 04.02.1992г. признал право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду международно-правовых актах о правах человека.

Некоторые законодательные акты допускают ограничения в связи с возрастным цензом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы -60 лет. Руководитель государственного органа имеет право осуществлять помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, увольнение по своей инициативе государственного служащего в случае достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной службы.

Если при выборе места работы любое физическое лицо, независимо от возраста, может за посредничеством обращаться в органы службы занятости и те обязаны оказать ему содействие в поиске работы, то согласно этому закону граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными и, следовательно, им не выплачивается пособие по безработице.

Основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социальные права человека, являются федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Они устанавливают основные формы социального обслуживания граждан, их права, гарантии реализации этих прав, полномочия Федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.

Итак, социальное обслуживание пенсионеров осуществляется на основе комплекса нормативно-правовых актов, а Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности, составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов пожилых граждан. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью социальных работников и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма

Цель социальной работы - это изучение социальных потребностей различных категорий населения. Конечная задача – представительство и защита интересов людей, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, причем, основное усилие направлено на обретение самостоятельности лица с ограниченными возможностями в решении своих проблем. Мировая практика социальной работы показывает, что главное в ней – стимулирование инициативы, творчества, создание для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, с соц.помощью смогли бы обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности. Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения – концептуальная цель социальной работы. Среди лиц, не способных самостоятельно обеспечить себе существование, наиболее многочисленный контингент инвалидов.

«Инвалид, - говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». Из определения следует, что все инвалиды нуждаются в социальной защите, однако объем, характер мероприятий и сроки их предоставления определяются конкретно для каждого индивидуума и имеют существенные особенности у разных контингентов больных.

Социальная защита инвалидов включает систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

«Ограничение жизнедеятельности, - поясняется в этом же законе, - это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам[4].

В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как "ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества". Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (трудоспособные в щадящих условиях труда). По характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным или неподвижным группам.

Алгоритм работы по социальной защите инвалидов включает в первую очередь диагностику социальных и личностных проблем. Источником социальных и личностных проблем инвалидов является ограничение их жизнедеятельности вследствие заболеваний, травм, дефектов базируется на компенсации последствий болезни, которая получила развитие в Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (пересмотр 1989 г.).

Таким образом, пожилые граждане - пенсионеры и инвалиды являются наиболее уязвимыми категориями гражданами населения, нуждающимися в государственной поддержке и адекватной реакции со стороны граждан.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...