Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование муниципальной собственности




Формирование муниципальной собственности напрямую связано с разграничением компетенции между уровнями управления ¾ государственным и местным. Объекты рассматриваемого вида собственности служат для обеспечения компетенции местного самоуправления.

Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения и т. д. Порядок формирования муниципальной собственности первоначально был предусмотрен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с приложением № 3 к данному постановлению в состав муниципальной собственности должны были перейти объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (т. е. жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т. д.), а также объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов (т. е. предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности).

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утратило силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 2006 г. № 603 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации). В положении определялся порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Перечни указанных объектов следовало согласовывать с органами государственного управления, в ведении которых эти объекты находились. При согласовании перечней объектов федеральной собственности органы государственного управления исходят из необходимости сохранения технологического единства инженерных, учебных, лечебно-профилактических комплексов (систем), централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, а также недопущения выведения из их состава объектов, не являющихся автономными по характеру своего функционирования.

Составление и утверждение перечней отнесено положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов.

В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности, предусматривающий возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.

Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью существенно возросли в связи с начавшимся в 1992 г. процессом приватизации.

Основным нормативным актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 21 ноября 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности в полном объеме поступают в местный бюджет.

Приватизация муниципального имущества относится к производным способам приобретения права собственности, представляя собой (за исключением внесения муниципального имущества в оплату уставного капитала обществ) особый случай купли-продажи имущества. Данный договор является взаимообязывающим. Материальный объект договора ¾ приватизируемое муниципальное имущество, юридические объекты ¾ действия сторон по передаче данного имущества и уплате за него денежной суммы (цены), а также по выполнению других условий договора (например, инвестиционных и (или) социальных условий при продаже имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями). Таким образом, приватизация ¾ это особый способ передачи имущества из публичной в частную собственность.

Исходя из сформулированного выше понятия приватизации муниципального имущества, можно выделить следующие признаки приватизации:

§ принадлежность приватизируемого имущества к муниципальной собственности (отчуждение своего имущества обществом, имеющим муниципальное образование в качестве единственного участника, не будет считаться приватизацией, так как с момента формирования уставного капитала юридического лица имущество, внесенное учредителями в оплату уставного капитала, является собственностью самого общества);

§ покупателем приватизируемых объектов могут быть только субъекты частной собственности (передача государственного (муниципального) имущества от одного государственного (муниципального) унитарного предприятия другому не является приватизацией имущества);

§ возмездность приватизации;

§ законодательное требование отчуждать государственное или муниципальное имущество только способами, установленными Федеральным закономот 21 ноября 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Средства, поступающие в местные бюджеты в результате приватизации, направляются исключительно:

§ на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов местного самоуправления;

§ финансирование мероприятий по социальной защите населения;

§ реализацию соответствующих инвестиционных программ.

Один из важнейших способов формирования муниципальной собственности ¾ создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль.

20.5. Права и полномочия органов местного самоуправления
по распоряжению муниципальной собственностью

Конституция Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления все права собственника: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130), а также гарантирует их самостоятельность в управлении муниципальной собственностью.5

В соответствии с российским законодательством органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия использования этих объектов. Кроме того, органы местного самоуправления вправе сдавать объекты муниципальной собственности в аренду, а также совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Органы местного самоуправления также участвуют в других мероприятиях по вопросам управления муниципальной собственностью: в определении порядка передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду, правил пользования земельными ресурсами; правил пользования сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения и др.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления имеют следующие полномочия в отношении муниципальной собственности.6

1. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

3. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты.

4. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

20.6. Полномочия органов местного самоуправления
в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды

В статье 9 Конституции Российской Федерации признается право муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы.7

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут в интересах населения устанавливать условия и осуществлять контроль над использованием земель, находящихся в границах муниципального образования. Указанные действия составляют важную государственную функцию, поэтому органы местного самоуправления тесно взаимодействуют по этим вопросам с государственными органами, осуществляющими госземконтроль.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, а также иные полномочия по решению вопросов местного значения в области использования и охраны земель, находящихся в муниципальной собственности.

По Федеральному закону от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», к муниципальной собственности относятся:8

§ земли особо охраняемых природных территорий местного значения, земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;

§ земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и иные земли, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности;

§ земельные участки, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в частной собственности, не приобретенные собственником имущества в установленном порядке;

§ земельные участки, которые были предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также созданным органами местного самоуправления муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации;

§ земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения.

В Российской Федерации негосударственные субъекты собственности на землю имеют права не на все недра, соответствующие их земельному участку, а только на общераспространенные полезные ископаемые (глина, песок и т. п.). Залежи угля, нефти, руды и т. п. не включены в состав недвижимого имущества частного собственника земельного участка, так как недра полностью принадлежат государству.

Согласно Федеральным законам от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», к полномочиям органов местного самоуправления, помимо перечисленного выше, относятся: регулирование использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых, недр для строительства подземных сооружений местного значения, введение ограничений на использование участков недр на территории муниципального образования, если эта деятельность наносит ущерб окружающей среде и др.

В Федеральном законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» предусмотрено право органов местного самоуправления получать плату за добываемые на территории муниципальных образований полезные ископаемые, за их поиск и разведку.

Таким образом, в Российской Федерации недра и содержащиеся в недрах полезные ископаемые находятся в собственности государства, но добытые полезные ископаемые могут находиться в муниципальной собственности.

В физический и, следовательно, в экономико-правовой состав недвижимого имущества любого собственника (кроме государства) не входит и воздушное пространство над поверхностью земельного участка данного собственника. Оно носит общественный характер и принадлежит государству. Только на землях государственного фонда понятие недвижимости включает все его составные части в вертикальной проекции.

Водные ресурсы в нашей стране также являются государственной собственностью. Вместе с тем, согласно Водному кодексу Российской Федерации, небольшие обособленные водные объекты могут находиться в муниципальной собственности.

В полномочия органов местного самоуправления входит регулирование использования водных объектов местного значения, установление правил водопользования на водных объектах, расположенных на территории муниципального образования (места для купания, забора воды, водопоя скота и пр.).

В Российской Федерации использование земли является платным, поэтому взимается земельный налог. Минимальные ставки налога на землю устанавливаются на уровне субъекта Российской Федерации, однако органы местного самоуправления вправе повышать ставки этого налога, а также устанавливать льготы в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю» (с 1 января 2006 г. данный закон утратил силу, за исключением статьи 25) и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Для приобретения и выкупа земельных участков используется нормативная цена земли, порядок определения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления могут повышать или понижать установленную нормативную цену земли, однако не более чем на 25%.

Органы местного самоуправления должны организовывать работы по межеванию (установлению границ землепользования), проведению землеустройства (т. е. мероприятий по рациональному использованию и охране земель), участвовать в мелиоративных работах, проводимых на территории муниципального образования. Указанные органы могут владеть мелиоративными системами и сооружениями, принимать участие в экспертизе проектов их создания. Соответствующие полномочия закреплены в Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

Органы местного самоуправления имеют право передавать землю в собственность, предоставлять землю в пользование, в аренду.

Передача муниципального имущества для использования на условиях договора аренды ¾ один из важнейших видов непосредственной хозяйственной деятельности муниципалитетов, надежный источник пополнения местного бюджета и действенный инструмент экономического развития территории. Наиболее распространена аренда муниципального недвижимого имущества: зданий, помещений, земельных участков. Значительно реже заключаются договоры аренды движимого имущества и уже совсем редко ¾ аренды действующих муниципальных предприятий.

При аренде земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо в качестве паевого взноса в производственный кооператив без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Изменение условий договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без согласия его арендатора, а также ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда в случае существенного нарушения арендатором условий данного договора.

При продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.

Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды».

В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает орган местного самоуправления. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.

 

Рекомендация:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...