Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Грамматические нормы русского языка

 

Нередко возникают трудности при определении рода существительных. Прочитайте и запомните правила определения рода некоторых существительных.

ü Существительные типа неряха, сирота, плакса, зануда общего рода. Это значит, что они могут употребляться как слова мужского или женского рода в зависимости от пола человека, о котором идет речь. Это же правило относится и к иноязычным несклоняемым существительным, называющим людей мужского и женского пола, например, протеже, визави.

ü Большинство несклоняемых названий животных мужского рода: кенгуру, пони, шимпанзе. Род некоторых названий живых существ определяется по роду слова, называющего общее понятие: цеце (муха) – ж. р.

ü Заимствованные несклоняемые существительные, называющие предметы и оканчивающиеся на гласные, обычно среднего рода: кино, меню, бра.

ü Оценочные существительные типа заводишко, ножище того же рода, что и существительные, от которых они образованы: заводишко←завод (м.р.); ножище←нож (м.р.).

ü Род несклоняемых географических наименований определяется             в соответствии с родом слова, называющего общее понятие: Тбилиси (город) – м. р., Миссисипи (река) – ж. р.

ü Род большинства аббревиатур определяется по роду так называемого корневого слова. Например, ВГУ - Воронежский государственный университет – м.р.

ü Несклоняемые существительные, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду: денди, месье.

ü Несклоняемые существительные, называющие лиц женского пола, относятся к женскому роду: леди.

ü Несклоняемые названия языков обычно мужского рода: хинди, суахили. НО! Слово эсперанто может быть как мужского, так и среднего рода.

Определение рода значительной части существительных не подчиняется правилам, поэтому родовую принадлежность этих слов необходимо запомнить. Список существительных, при определении рода которых чаще всего допускаются ошибки, приведен в приложении 1.

Упражнение 10. Распределите слова в таблице в зависимости от их родовой принадлежности. Для справки обращайтесь к приложению 1.            В случае затруднений воспользуйтесь толковым словарем.

Желе, фиаско, аэрозоль, танго, погон, ООН, тапка, какаду, мисс, крупье, драже, ранчо, табель, идальго, пари, босоножка, кофе, бюллетень, городишко, кепи, шевалье, пенсне, рельс, Сочи, бродяга, кутюрье, колибри, шасси, сандалия, умишко, рефери, ГУВД, тюль, кроссовка.

 

мужской род женский род средний род общий род
       

Упражнение 11. Подберите определения, выраженные прилагательными, к каждому из следующих слов. Например: Миссисипи полноводная.

Депо___________, алиби___________, клёш_________, Дели___________, интервью___________, плацкарта______________, эсперанто___________, шампунь______________, метро______________, салями______________, визави___________, кенгуру___________, мозоль___________, тапка_________, заводишко___________, алоэ___________, багет__________, рандеву_________, бандероль___________, вуаль___________, Онтарио___________, тюль______ _____, атташе___________.

 

Одной из самых частотных ошибок при употреблении имен существительных является неправильное образование формы множественного числа именительного падежа: например, вместо договор ы говорят договор а. Четкого алгоритма, по которому можно было бы выбрать окончание в подобных случаях, в русском языке нет.

Упражнение 12. Образуйте форму множественного числа от следующих слов.Для справки обращайтесь к приложению 1.

Директор _, кондуктор _, год _, инспектор _, лектор _, инструктор _, отпуск _, редактор _, доктор _, договор _, торт _, слесарь _, шофер _, тенор _, бухгалтер _, профессор _, диктатор _, ректор _, сектор _, катер _, отгул _, полис_.

 

Упражнение 13. Определите смысловые различия между словами                в каждой паре. Если необходимо, воспользуйтесь толковым словарем.

Лагери – лагеря, мехи – меха, пропуски – пропуска, ордены – ордена, учители – учителя, образы – образа, хлебы – хлеба, проводы – провода, счеты – счета, адресы – адреса, цветы – цвета, тоны – тона, ордеры – ордера, тока – токи.

 

Регулярно нарушаются носителями русского языка нормы употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа. Следующие правила помогут вам не ошибиться в употреблении существительных.

С нулевым окончанием употребляются

ü большая часть названий народов и национальностей с основой, оканчивающейся на –н или –р: грузин, татар, румын; а также бурят, турок. НО: бедуинов, бушменов;

ü слова: солдат, партизан;

ü существительные женского рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на –ня: кухонь, монахинь;

ü существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на –ище: топорищ, хранилищ;

ü большая часть существительных, в именительном падеже единственном числе оканчивающихся на –це: полотенец, зеркалец. НО: болотцев;

ü существительные среднего рода, в именительном падеже единственном числе оканчивающиеся на –ье: угодий, новоселий. НО: платьев;

ü названия некоторых парных предметов: чулок, сапог;

ü некоторые существительные, не имеющие формы единственного числа: каникул. НО: джинсов, заморозков, дебатов.

2. С окончанием –ов употребляются                                                                                                                   

ü названия некоторых единиц измерения: граммов, килограммов, центнеров, гектаров;

ü названия плодов и овощей мужского рода: помидоров, апельсинов;

ü слово носков.

В случаях, не названных в правилах, нужно обращаться к орфоэпическому словарю.

Упражнение 14. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа.

 

туфля вишня абрикос макароны валенок башкир яблоко запястье монгол баклажан джинсы   килограмм барышня чулок сердце бурят солдат таджик апельсин полотенце осетин сплетня  

 

Упражнение 15. Поставьте существительные в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

1. Она купила пятьсот (грамм мандарин_______________________).        2. У них в саду всегда росло много (яблоня и вишня_______________________). 3. После (заморозки__________) воздух всегда необыкновенно прозрачный. 4. Этот кулинарный рецепт мы переняли от (киргиз ___________). 5. Участок, купленный под строительство, занимал более пяти (гектар___________).                              6. В неофициальной обстановке он обычно носил гимнастерку без (погон___________). 7. И.А. Крылов известен нам главным образом как автор (басня___________). 8. В старину у (болгарин___________) свадьба праздновалась в течение недели. 9. На территории базы есть несколько (овощехранилище___________). 10. Во время войны он состоял в отряде (партизан___________).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...