Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Стадия длительного поддержания жизни




Сердечно-легочная реанимация новорожденных.

Асфиксия новорожденного может возникать вследствие различных перинатальных осложнений и характеризуется гипоксемией и гиперкапнией. Настоящая асфиксия новорожденного возникает только в 1,0-1,5% родов. Среди недоношенных риск асфиксии возрастает до 9%, среди доношенных -не превышает 0,5%. Асфиксией обусловлено 20% смертельных исходов у новорожденных.

Цель СЛР - как можно скорее устранить гипоксемию, гиперкапнию и нормализовать микроциркуляцию. Это позволяет предотвратить гипоксическое поражение головного мозга и других органов. Реанимационные мероприятия проводят в следующем порядке:

1. для уменьшения потребности в кислороде ребенка быстро вытирают насухо и укладывают на обогреваемый столик;

2. восстанавливают проходимость дыхательных путей — отсасывают их содержимое (слизь, меконий);

3. обеспечивают поддержку дыхания;

4. обеспечивают поддержку кровообращения.

Сердечно-легочная реанимация (СЛР)

Оценку состояния ребенка проводят в течение первых секунд его жизни. При определении показаний к СЛР в первую очередь учитывают частоту дыхания, ЧСС и окраску кожных покровов. Если с помощью этих параметров асфиксию диагностируют уже в течение первой минуты жизни ребенка, СЛР начинают сразу, до оценки состояния ребенка по шкале Апгар. Если на 5-й минуте состояние ребенка по шкале Апгар ниже 7 баллов, оценку повторяют каждые 5 мин в течение 20 мин или до тех пор, пока она не составит 7 баллов или выше. Оценка состояния ребенка по шкале Апгар на 5-й и 10-й минуте жизни помогает судить о риске острой полиорганной недостаточности.

Первые мероприятия не должны занимать более нескольких секунд.

1. Ребенка укладывают на обогреваемый столик и насухо вытирают заранее подогретыми пеленками. Придавать ребенку положение Тренделенбурга не рекомендуется.

2. Ребенка укладывают на спину или на бок. Голову слегка запрокидывают. Отсасывают содержимое носо- и ротоглотки. Чтобы предупредить попадание содержимого верхних дыхательных путей в нижние, сначала очищают рот при помощи резиновой груши. Для облегчения движения воздуха через дыхательные пути под плечи ребенка подкладывают сложенное в несколько раз полотенце.

3. При большом количестве содержимого в ротоглотке голову ребенка поворачивают набок во избежание аспирации.

4. Обтирание тела и санация дыхательных путей рефлекторно стимулируют дыхание. Если после этих манипуляций ребенок не начал дышать, его слегка похлопывают по стопам и растирают спинку теплым полотенцем. Другие методы стимуляции дыхания применять не следует из-за опасности осложнений. Если в течение 10-15 с дыхание не появилось, начинают ИВЛ.

Дальнейшие этапы СЛР

При нарушении частоты и ритма дыхания начинают ИВЛ 100% кислородом при помощи дыхательного мешка и маски.

При падении частоты дыхания, отдельных агональных вдохах, полном отсутствии дыхания либо при ЧСС ниже 100 мин–1 начинают ИВЛ с помощью дыхательного мешка и маски. Перед началом вентиляции голову ребенка слегка запрокидывают. Маска должна прикрывать нос и рот ребенка. Несколько раз нажав на дыхательный мешок, проверяют плотность прилегания маски. Эффективность вентиляции оценивают по экскурсии грудной клетки. Если амплитуда движений грудной клетки недостаточна, необходимо:

- изменить положение маски;

- изменить положение головы ребенка;

- проверить проходимость дыхательных путей, при необходимости — провести их санацию;

- убедиться, что рот ребенка приоткрыт;

- увеличить давление на вдохе.

Если экскурсии грудной клетки не отмечается, показана немедленная интубация трахеи. ЧСС определяют после вентиляции 100% кислородом в течение 15-30 с. ЧСС регистрируют в течение 6 с и умножают полученное число на 10.

Непрямой массаж сердца начинают, когда после 15-30 с ИВЛ 100% кислородом ЧСС остается ниже 60 мин–1 либо постоянно остается в пределах 60—80 мин–1. Массаж сердца проводят одновременно с ИВЛ 100% кислородом. Ребенка укладывают на обогреваемый столик на жесткую поверхность и проводят массаж, надавливая на грудину с частотой не менее 90 мин–1, смещая ее на глубину 1-2 см. Если ИВЛ проводит один из реаниматоров, то ее продолжают с частотой 30 мин–1. Соотношение частоты надавливаний и вдуваний должно составлять 3:1. Реаниматор, проводящий массаж сердца, должен вслух считать надавливания, чтобы реаниматор, проводящий ИВЛ, знал, в какие моменты осуществлять вдох. Рекомендуется следующий ритм: «и - раз, и - два, и - три, и - вдох…». Если через 30 с ЧСС становится более 80 мин–1, непрямой массаж сердца прекращают и продолжают только ИВЛ, если ЧСС ниже 80 мин–1, продолжают и то, и другое.

8. Универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации их профилактика. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.

Реанимационные мероприятия не проводятся:

- при наличии признаков биологической смерти;

при наступлении состояния клинической смерти на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых за­болеваний или неизлечимых последствий острой травмы, не­совместимой с жизнью. Безнадежность и бесперспективность сердечно-легочной реанимации у таких больных должна быть заранее определена консилиумом врачей и зафиксирована в истории болезни. К таким больным относят последние стадии
злокачественных новообразований, атоническая кома при нарушениях мозгового кровообращения у престарелых пациентов, несовместимые с жизнью травмы и т. п.;

- если имеется документированный отказ больного от проведения сердечно-легочной реанимации (законод. об охр. здор.).

Реанимационные мероприятия прекращаются:

- при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса мероприятий, направленных на поддержание жизни;

- при неэффективности реанимационных мероприятий, направ­ленных на восстановление жизненно важных функций в течение 30 минут (в процессе реанимационных мероприятий после по­явления в ходе наружного массажа сердца хотя бы одного удара
пульса на сонной артерии 30-ти минутный интервал времени отсчитывается заново);

- если наблюдаются многократные остановки сердца, неподдаю­щиеся никаким медицинским воздействиям;

- если по ходу проведения сердечно-легочной реанимации выяс­нилось, что больному она не показана (то есть, если клиническая смерть наступила у неизвестного человека, сердечно-легочную реанимацию начинают немедленно, а затем по ходу реанимации
выясняют, показана ли она была, и если реанимация не была по­казана, ее прекращают).

Реаниматоры - «немедики» проводят реанимационные мероприятия:

- до появления признаков жизни;

- до прибытия квалифицированного или специализированно­го медицинского персонала, который продолжает реанимацию или констатирует смерть

- Критерии эффективной сердечно-легочной реанимации:

1. Поднятие передней грудной стенки при вдувании.

2. Наличие пульсации на магистральных артериях при компрессиях.

Реанимационные мероприятия начинаются при остановке кровообращения и (или) при остановке дыхания. Сердечно-легочная реанимация проводится до восстановления спонтанного (самостоятельного) кровообращения (появления пульса на магистральных артериях) или констатации биологической смерти, время проведения не менее 30 минут.

Возможные осложнения сердечно-легочной реанимации:

1. Непрямого массажа сердца: переломы ребер, повреждения внутренних органов (легких, печени, желудка).

2. ИВЛ: перерастяжение желудка воздухом, приводящее к рвоте и аспирации.

Профилактика переполнения желудка воздухом:

1. Следить, чтобы во время вдувания поднималась грудная клетка, а не живот.

2. Вдох следует делать медленно (с целью снижения давления на вдохе).

3.Между вдохами необходимо давать легким полностью спадаться.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Причины, приводящие к внезапной остановке сердца.

2. Понятия: «Реаниматология», «Реанимация», «Интенсивная терапия».

3. Терминальное состояние.

4. Признаки клинической и биологической смерти.

5. Причины обструкции дыхательных путей.

6. Частичная и полная обструкция дыхательных путей.

7. Признаки обструкции, последовательность действий при обнаружении пострадавшего без признаков жизни.

8. Оказание помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом у пострадавшего в сознании и без сознания, с избыточной массой тела, беременным.

9. Самопомощь при обструкции дыхательных путей.

10. Освобождение дыхательных путей у ребенка и младенца при обструкции дыхательных путей инородным телом в сознании и без сознания.

11. Сердечно-легочная реанимация взрослого, ребенка, младенца одним или двумя спасателями.

12. Особенности проведения ИВЛ у пациента с зубными протезам, повреждением головы, шеи и позвоночника.

13. Универсальные меры предосторожности при проведении ИВЛ.

14. Возможные осложнения при проведении сердечно-легочной реанимации их профилактика.

15. Критерии эффективности проводимых реанимационных мероприятий.

16. Критерии прекращения сердечно-легочной реанимации.

Литература

Основные источники:

Учебники

31. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

32. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2008.

33. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2002. – (Медицина для вас).

34. Основы сестринского дела: введение в предмет, сестринский процесс. ∕Составитель С.Е. Хвощёва. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, 2001.

35. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

Дополнительные источники:

11. Барановский В.А. Справочник медицинской сестры. – М.,2000.

12. Обуховец Т.П., Чернова О.В., Барыкина Н.В. и др. Карманный справочник медицинской сестры. – М.:Феникс, 2004.

Лекция № 15

Тема 3.13. Потери, смерть горе. Сестринская помощь.

 

План лекции:

1. Потери, смерть, горе. Стадии горевания.

1. Понятие и принципы паллиативной помощи.

2. Хосписное движение. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа.

3. Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Сестринская помощь.

4. Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека.

5. Психологическая помощь семье обреченного.

6. Стадии терминального состояния их основные клинические проявления. Посмертный уход в условиях ЛПУ и на дому.

1. Потери, смерть, горе. Стадии горевания.

Горе - это нормальное, внутреннее ощущение, которое возникает при потере близкого человека, в то время как тяжелая утрата - это состояние, которое возникает в результате переживания этой потери.

Эмоциональные стадии горя

Приводя данные исследования умирающих пациентов, Л. Уотсон говорит о пяти стадиях изменения отношения человека к собственной смерти (пять стадий горя):

- отрицание;

- гнев;

- попытка что-то сделать;

- депрессия или страх;

- примирение.

Первая реакция на смертельное заболевание обычно такова: «Нет, только не я. Это неправда». Как только пациент осознает реальность происхо­дящего, его отрицание сменяется гневом: «Почему я, ведь мне еще так много нужно сделать?». Иногда пациент пытается совершить сделку с собой и с другими и выиграть дополнительное время на жизнь. Когда же смысл заболевания полностью осознается, наступает период страха или депрессии.

Другая точка зрения рассматривает процесс горя как имеющий 7 стадий, включающих:

- шок или неверие,

- отрицание,

- сделку,

- вину,

- гнев,

- депрессию

- принятие/надежду

Стадия шока или неверия понимается как оцепенение, часто ассоциируемое с первоначальным получением новостей о смерти любимого человека. Стадия вины, горя относится к чувствам сожаления о сложных аспектах взаимоотношений с умершим.

При уходе за умирающими пациентами перед медсестрой стоят следующие цели:

1. Поддерживать пациента в комфортных и безопасных условиях, на­ сколько это возможно.

2. Создать для него максимально возможную автономию при удовлетворении своих потребностей.

3. Помочь пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.

4. Помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.

В больницах следует уделить большое внимание вопросу о размещении умирающего в палате. Смерть часто для остальных пациентов является огромным потрясением. Неожиданная смерть глубоко потрясает соседей o палате. Поэтому очень важно вовремя изолировать умирающего. Уход за такими пациентами в небольших палатах более ин­тенсивен, что благоприятно и для самих тяжелобольных пациентов и для окружающих, не наносится вред остальным пациентам.

2. Понятие и принципы паллиативной помощи.

Понятие "паллиативная" (медицина/помощь) происходит от латинского "pallium" и означает "покрывало, покров, покрытие". Иными словами, это защита и всесторонняя опека больного.

Паллиативная помощь - активная и всесторонняя помощь пациентам, страдающим далеко зашедшим прогрессирующим заболеванием, основными задачами которой являются купирование боли и других симптомов, решение психологических, социальных и духовных проблем. Цель паллиативной помощи - достижение наcколько возможно наилучшего качества жизни больных и членов их семей.

Паллиативная медицина - особый вид медицинской помощи пациентам с активными проявлениями прогрессирующих заболеваний в терминальных стадиях развития с неблагоприятным прогнозом для жизни, целью которой является обеспечение качества жизни. Это составляющая часть паллиативной помощи, в которую не входят аспекты социально-психологической и духовной помощи. Терминальный уход - (terminal care) раздел паллиативной помощи, которая обычно оказывается больным в течение последних часов или дней их жизни.

Аспекты паллиативной помощи

- медицинские аспекты по снятию болевого синдрома, уходу за открытыми очагами, правилам асептики, питания и личной гигиены пациента.

- психологические аспекты, связанные с уменьшением уровня стресса и страха, вызыванного прогрессирующим заболеванием, и снижающего качество жизни пациента и его близких.

- социальные аспекты, связанные с решением ряда социально-бытовых вопросов и проблем, обеспечения необходимой социальной поддержки для больного, его семьи и ухаживающих лиц.

- духовные и культурные аспекты, связанные с удовлетворением религиозных и культурных потребностей больного и членов его семьи на основе признания и уважения этно-культурных различий и особенностей.

Основные принципы паллиативной помощи

- паллиативная помощь - это неотъемлемая и составляющая часть системы здравоохранения;

- любой человек, нуждающийся в паллиативной помощи, должен иметь возможность получить эту помощь;

- основной целью паллиативной помощи является достижение возможно наилучшего качества жизни пациента;

- задачей паллиативной помощи является решение физических, психологических и духовных проблем, возникающих при развитии неизлечимого заболевания;

- активные лечебные мероприятия следует проводить лишь в том случае, если пациент этого хочет, если нет - лечение следует прекратить;

- доступ к службам паллиативной помощи должен быть основан на клинических показаниях, но не на нозологической форме заболевания, местонахождении больного, его экономическом статусе;

- программы образования по паллиативной помощи должны быть включены в подготовку всех заинтересованных медицинских работников;

- должны проводиться научные исследования с целью улучшения качества помощи;

- паллиативная помощь должна получать адекватное и равноправное финансирование;

- медицинские работники, оказывающие паллиативную помощь, должны всегда уважать права пациентов, выполнять профессиональные обязательства и стандарты помощи и действовать только в интересах больного.

Основные модели оказания паллиативной помощи

- Паллиативная помощь в рамках стационара медицинского учреждения (хосписа, отделения паллиативной помощи),

- Паллиативная помощь в рамках дневного стационара,

- Паллиативная помощь на дому пациента,

- Оперативная (экстренная) выездная служба паллиативной помощи,

- Центр временного пребывания,

- Паллиативная служба выходного дня.

Кодекс прав онкологического больного

- право на медицинскую помощь

- право на сохранение человеческого достоинства

- право на поддержку

- право на купирование боли и облегчение страданий

- право на получение информации

- право на собственный выбор

- право на отказ от лечения

3. Хосписное движение. Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа.

С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру. В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по инициативе Виктора Зорза - английского журналиста и активного участника хосписного движения. В 1981 году Всемирная медицинская ассоциация приняла Лиссабонскую декларацию - международный свод прав пациента, среди которых провозгла­шено право человека на смерть с достоинством. Но еще раньше в большинст­ве цивилизованных стран появились специальные медицинские учреждения, а затем и общественное движение помощи умирающим людям. В нашей стране слово "хоспис" пока еще мало знакомо.

Хосписы - не просто специализированные больницы для умирающих. Они во многом являются отрицанием "просто больницы". Исходная идея философии хоспи­сов - умирающий нуждается в особой помощи, ему можно и должно помочь пройти через эту границу. В хосписе личность (желания пациента, его эмоциональные реакции) выдвинута на первый план. Снятие боли - вопрос первостепенной важности. Хроническая боль из­меняет мироощущения, мировосприятие человека. Она способна "отравить" отношение пациента со всеми окружающими его людьми. Боль способна вы­теснить нравственные потребности, нравственную мотивацию поведения. Но опыт хосписов лучше всего показал, что боль, как правило, может быть взята под контроль у самых тяжелых пациентов. Поставить болевой синдром под контроль - первая, но не единственная функция хосписов, в которых медицинский персонал стремится учитывать и другие специфические потребности умирающего человека, неустанное на­блюдение за пациентами, грамотная оценка разнообразных симптомов (одышка, отсутствие аппетита, пролежни) - все это обязательные атрибуты профессионализма врачей, медсестер, медицинских психологов в хосписах. Умение обеспечить физический комфорт обреченному пациенту, когда многие его функции страдают, в немалой степени зависит от технической осна­щенности хосписов современными функциональными кроватями, противо - пролежневыми матрацами, ваннами, меняющими с помощью системы управ­ления угол наклона и так далее. Забота о физическом комфорте пациента в хосписе органично сочетается с заботой о его психологическом комфорте. Пациент должен почувствовать уже с первой встречи с медицинским персоналом, что здесь, в хосписе, он бу­дет в безопасности, что он попал в такое место, где считают своей первой обязанностью - заботу о нем и его близких.

Врачи и медицинские сестры хосписа являются специалистами паллиа­тивной помощи, представляют совершенно новую медицинскую специаль­ность, в рамках которой изучается процесс завершения жизни. Цель паллиа­тивной помощи - реализация права человека на достойную смерть. Специали­сты паллиативной помощи исповедуют следующее эстетическое кредо: если невозможно прервать или даже замедлить развитие болезни, качество жизни пациента становится более важным, чем ее продолжительность. ВОЗ определяет паллиативный уход как активный целостный уход за па­циентами, чьи болезни не поддаются излечению. Особые взаимоотношения складываются в хосписах между врачом и ме­дицинской сестрой. Это работа на равных. Роль медсестры не сводится лишь к раздаче лекарств или выполнению инъекций. Она видит пациента каждый день, принимает решения в экстремальных ситуациях, когда врача может не быть рядом. В России свод прав пациента впервые сформулирован только в 1993 го­ду, однако право на достойную смерть там даже не упомянуто. И, тем не ме­нее, первый хоспис в нашей стране появился уже в 1990 году в Санкт-Петербурге.

Основные принципы хосписного движения следующие:

- за смерть нельзя платить,

- хоспис - дом жизни, а не смерти,

- смерть, как и рождение - естественный процесс, его нельзя ни торо­пить, ни тормозить,

- хоспис - система комплексной медицинской, психологической и со­циальной помощи пациенту,

- хоспис - не стены, а люди, сострадающие, любящие и заботливые.

4. Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Сестринская помощь.

В дополнение к эмоциональной боли, симптомы горя могут быть физическими, социальными или религиозными по природе. Физические симптомы могут варьировать от легких проблем со сном или аппетитом до сердечного приступа. Социальные симптомы тяжелой утраты включают в себя изоляцию от других близких и трудности во взаимоотношениях, деятельности дома, в школе и/или на работе.

Для детей и подростков реакции на смерть родителя или другого близкого человека, как правило, соответствуют реакции на любой тяжелый стресс. Такие реакции обычно отражают особенную стадию развития ребенка или подростка. Например, пока дети до 2-х летнего возраста не умеют еще говорить, их реакцией на потерю любимого обычно включают в себя плач и большую раздражительность. В дальнейшем, у них проявляются физические симптомы проблем со сном и аппетитом, изменения в уровне активности, а также большую пристальность (бдительность) к своему окружению.

С того времени, как дошкольники в возрасте от 3 до 5 лет становятся в состоянии запоминать того, кто умер, но еще не развили способности понимать постоянство смерти, они могут думать, что они каким-то образом магически вызвали смерть и могут вернуть человека назад. В дополнении к проявлению признаков горя, которые подобны детям ясельного возраста, они могут иметь больше сложностей при отделении от людей, заботящихся о них.

Дети начального школы, в возрасте от 6 до 8 лет более вероятно понимают, что смерть постоянна, по сравнению с более младшими детьми, часто чувствуют вину по поводу смерти их близкого, становятся погруженными в воспоминания об ушедшем и пытаются совладать со своей потерей, которую они переживают, часто разговаривая об этом. В то время как симптомы горя у школьников в возрасте от 9 до 11 лет подобны симптомам детей начальной школы, эта более старшая группа более уязвима к снижению самооценки, потому что они считают себя отличными от своих сверстников, если они пережили потерю близкого человека. Они также более вероятно защищаются от своего чувства утраты, активно занимаясь в школе, социальной и/или внеклассной активности.

В соответствии с развивающейся потребностью в независимости, подростки в возрасте от 12 до 14 лет могут испытывать смешанные чувства об умершем лице и проявлять широкий спектр эмоций. Они могут избегать разговоров о потере. Более старшие подростки обычно испытывают горе, подобное взрослым, переживая печаль, тревогу и гнев. Они, как правило, отрицают свое чувство потери при общении с родителями, но обсуждают его детально со сверстниками. Для детей, подростков и взрослых, как и любой большой стресс, горе может привести к эмоциональному регрессу человека, т.е. возвращение его к предыдущей, менее зрелой манере мышления, поведения и адаптации. Симптомы осложненного горя включают интенсивные эмоции и стремление к умершим, тяжелые навязчивые мысли о потерянном близком, чувство изоляции и пустоты, избегание выполнения вещей, которые возвращают воспоминания об умершем, новые или усугубляющиеся проблемы со сном или отсутствие интереса к деятельности, от которой пострадавший обычно получал удовольствие. Подростки чаще всего реагируют на потерю близкого, который умер из-за самоубийства подобно тому, как взрослые переживают осложненное горе.

Независимо от возраста, люди, которые потеряли близкого из-за самоубийства, находятся в большей степени риска стать поглощенными причиной самоубийства, чем отрицать или прятать причину смерти, задаваясь вопросом, могли бы они предотвратить это, чувствуя виновными себя в проблемах, предшествующих суициду, чувствуя отвергнутыми своим близким и заклейменными другими.

Один из подходов к лечению горя состоит в дуальной модели процесса, которая рассматривает процесс траура как динамичную борьбу между болью от смерти близкого человека (ориентация на потерю) и выздоровлением (ориентация на восстановление). Эта модель лечения рекомендует, чтобы лица, понесшие утрату, чередовали непосредственную работу над утратой (конфронтация) и перерывом (избеганием) этого процесса, когда это нужно.

Для того чтобы помочь детям и подросткам справиться эмоционально со смертью друга или члена семьи, важно, чтобы они получали постоянную заботу и часто взаимодействовали с взрослыми. Для детей школьного и более старшего возраста рекомендуется соответствующее участие в школьной, социальной и внеклассной деятельности необходимое для успешного преодоления горя.

Для подростков поддержание позитивных отношений со сверстниками является важным в понимании того, как пережить смерть близкого человека. Из-за возраста, подростки могут даже найти взаимодействия со сверстниками и семьей более полезными, чем официальные источники поддержки, как их школьный консультант. Все дети и подростки могут получить пользу оттого, что будут разубеждены в том, что они не виноваты в смерти близкого человека.

Эффективные советы по тому, как справиться с горем, почти также различны и многочисленны, как число потерпевших утрату людей. Забота понесшего тяжелую утрату о самом себе путем правильного полноценного питания, оптимального отдыха и общения с друзьями и членами семьи облегчают горе. Хотя утрата несет болезненные переживания, траур иногда приводит к повышению личностного развития.

5. Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного человека.

Нужно помочь пациенту принять неизбежное и понять, что теперь придется жить иначе, чем до сих пор.

Люди, способные это понять, совершают переход спокойно. Во многом придется перестраиваться. Пациент теперь в большей степени зависит от дру­гих, так как у него может быть нарушено удовлетворение всех 14 основных потребностей. Этазависимость угнетает пациента больше всего, поэтому он должен научиться принимать помощь и услуги других: медперсонала, близ­ких ему людей, членов его семьи.

Помощь пациенту в удовлетворении потребностей должна оказать медсестра.

Нарушенное удовлетворение потребностей в выживании.

- Примеры возможного участия медсестры.

При нарушении удовлетворения потребности есть:
1) медсестра разнообразит меню, учитывая пожелания пациента и предписанную врачом диету;

2) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи малыми порциями 5-6 раз;

3) медсестра обеспечит искусственное питание пациенту (кормление через зонд, парентерально, питательные клизмы, через гастростому) при невозможности накормить его естественным путем;

4) медсестра привлечет, при необходимости, к кормлению пациента близких родственников.

- При нарушении удовлетворения потребности пить:

1) медсестра обеспечит пациенту прием достаточного количества жид­кости;

2) медсестра, при необходимости, будет вводить жидкость, по назначению врача, внутривенно - капельно (или через зонд, или посредством капельной клизмы).

- При нарушении удовлетворения потребности выделять:

1) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприемником;

2) медсестра будет контролировать регулярность физиологических отправлений у пациента;

3) медсестра при запоре поставит клизму пациенту, по назначению врача;

4) медсестра при острой задержке мочи проведет катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером.

- При нарушении удовлетворения потребности дышать:

1) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее дыхание (с приподнятым головным концом)

2) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;

3) медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных путей;

4) медсестра при остановке дыхания проведет ИВЛ методом "рот в рот" или «рот в нос».

 

Нарушено удовлетворение потребностей в безопасности

Примеры возможного участия медсестры.

- При нарушении удовлетворения потребности быть чистым:

1) медсестра обеспечит пациенту проведение утреннего туалета в постели;

2) медсестра не менее двух раз в день будет подмывать пациента;

3) медсестра будет проводить мероприятия по профилактике пролежней;

4) медсестра обеспечит смену нательного и постельного белья пациенту по мере загрязнения.

- При нарушении удовлетворения потребности спать, отдыхать:

1) медсестра обеспечит максимально комфортные условия для сна и от­дыха пациента (тишина, неяркое освещение, приток свежего воздуха, удобная кровать и так далее);

2) медсестра обеспечит прием снотворных, по назначению врача.

- При нарушении удовлетворения потребности поддерживать температуру:

1) медсестра обеспечит пациенту физический и психический покой;

2) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;

3) медсестра обеспечит уход за пациентом в зависимости от периода лихорадки;

4) медсестра будет контролировать состояние пациента во всех 3-х
периодах лихорадки.

- При нарушении удовлетворения потребности двигаться:

1) медсестра обеспечит рациональный режим физической активности пациенту (поможет поворачиваться, присаживаться в постели, обес­печит проведение простейшей ЛФК и так далее).

- При нарушении удовлетворения потребности одеваться и раздеваться:

1) медсестра поможет пациенту одеваться и раздеваться.

- При нарушении удовлетворения потребности быть здоровым

1) медсестра будет поддерживать пациента в комфортных условиях;

2) медсестра поможет пациенту справляться с активностью повседнев­ной жизни (одевает, кормит, подает судно, поворачивает в постели, меняет белье и так далее);

3) медсестра создаст пациенту максимальную возможность для самостоятельного удовлетворения своих потребностей.

- При нарушении удовлетворения потребности избегать опасности:

1) медсестра оценит реакцию пациента на потери и его способность адаптироваться к ним;

2) медсестра окажет психологическую поддержку пациенту;

3) медсестра поможет пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь.

4) медсестра обеспечит пациенту психологическую поддержку со сто­роны его родственников и близких.

Нарушено удов­летворение выс­ших психосоци­альных потреб­ностей

 

Физические и душевные страдания неотделимы друг от друга. Беспо­мощность, зависимость умирающего человека от окружающих, его изо­лированность, объясняет необходимость психологической поддержки. Для медсестры важно отвлечь внимание пациента от лежащей в основе болезни патологии и подготовить его к тому, чтобы процесс умирания проходил как можно более легко как для самого пациента, так и для ок­ружающих.

К желаниям пациента необходимо относится с глубоким вниманием. Со­глашайтесь с решениями пациента (такими, как отказ от еды, отказ от посетителей, или, наоборот, желание их видеть), выполняйте его просьбы (в той степени, в какой это возможно). Когда пациенты слабеют, их на­чинает тяготить одиночество. Поэтому в данный момент забота родных, внимание друзей, посещения близкими необходимы для него. Изменения личности, возникающие в результате хронического заболева­ния, измененное состояние сознания часто не позволяют сообщить паци­енту правду. В таких случаях умирающий не способен по-настоящему понять, о чем, собственно говоря, идет речь. Нужно следить за тем, что­бы у постели умирающего, даже находящегося в бессознательном со­стоянии, не прозвучали тяжело ранящие слова, не говорилось ничего обидного! Глубина потери сознания может быть переменчивой, пациент может слышать те или иные замечания.

7. Психологическая помощь семье обреченного.

В прошлом смерть часто принималась как явление естественное; ее зна­ли и делали все так, как нужно. Сейчас все изменилось. Смерть стараются не видеть и ее не знают, а когда она все-таки подходит близко, то становится особенно трудно не только пациенту, но и его родным.

Смерть часто является тяжелым потрясением для родных, а поэтому к ним в таких случаях следует отнестись с особой заботой и вниманием, ока­зать им психологическую поддержку. Мы часто считаем, что обреченному нужны только уход и комфорт; это не так. Его родственники часто думают, что в больнице умирающему будет лучше, там знают, что делать. Умирать трудно в любых условиях, но умирать у себя дома, когда около тебя те, кого ты любишь, и кто тебя любит, легче. Последние часы жизни умирающий, как правило, хочет быть с близкими, по­чувствовать их любовь и дать им свою. Объясните это родственникам и близ­ким умирающего. Находясь у себя дома, обреченный пациент сможет дольше сохранить свой обычный образ жизни. Многое придется менять, ему нужно научиться принимать опеку без огорчения, а родным суметь так ухаживать за ним, что­ бы он не очень сильно заметил перемену и не почувствовал свою беспомощ­ность и зависимость от других. Медсестра должна обучить родственников элементам ухода за обреченным пациентом на дому и в первое время помочь им в уходе (при необходимости). Родственникам обреченного необходимо объяснить, что ему надо дать воз­можность продолжать трудиться, заботиться о семье и участвовать в решениях вопросов, касающихся его самого и его семьи, насколько это возможно. Если умирающий находится в стационаре из-за тяжести своего состоя­ния, то к уходу за ним также можно привлекать его родных и близких, кото­рые психологически подготовлены и обучены элементам ухода. Они могут, например, покормить пациента, поправить постель, провести некоторые ги­гиенические мероприятия. Чтобы пациент не чувствовал себя одиноким и покинутым, они могут посидеть рядом, держа его за руку, касаясь его плеча, во­лос, или почитать ему книгу, когда контакт не только эмоциональный, а и фи­зический, он полнее. Даже если пациент забылся или без сознания, он все равно чувствует. Необходимо говорить с ним, даже если Вам кажется, что он не понимает. Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно разгова­ривать, как наносить визиты пациенту, - этому должна научить родственни­ков и близких обреченного медсестра, которая должна помнить, что они сами нуждаются в психологической поддержке. Родные и близкие умирающего человека проходят те же стадии горя. После смерти близкого человека горе потери может омрачить всю после­дующую жизнь остающихся жить. Последствия могут отразиться на их пси­хическом равновесии и подорвать здоровье. От горя невозможно спрятаться, его нужно пережить. Подготовить психологически к предстоящим пережива­ниям родных и близких обреченного может медсестра. Горе надо принять и глубоко переживать; потеря должна быть восприн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...