Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Псковская трагедия. Как распознать и предотвратить беду?

Написать эту статью меня побудила шокирующая история о Псковских Бонни и Клайде. Два пятнадцатилетних подростка сбежали из дома, проникли через окно и заперлись на 3 дня в загородном коттедже отчима девочки, взломали сейф с оружием и боеприпасами. Когда их обнаружили полицейские, дети начали стрелять из окна по машине, по собаке. Все происходящее они транслировали он-лайн в интернете, сопровождая своими комментариями. Видео последних часов их жизней легко доступно в сети. Этих мальчика и девочки больше нет...

Предстоит еще расследование всех обстоятельств этого дела, однако, анализируя видео, можно увидеть, что поведение подростков демонстрировало объективные признаки и черты пре суицидального поведения.

l Предшествовал острый семейный конфликт, с применением насилия и унижения, который воспринимался как крайне значимый и травматичный, вызывавший внутренний кризис и драматизацию событий;

l Употребление психоактивных веществ в больших количествах-алкоголь, курение, вызывающих затуманивание сознания, обостряющие эмоциональное напряжение на физиологическом уровне;

l Свои поступки они воспринимали в романтически- героическом ореоле: как смелый вызов, мужественное решение, хотя были моменты, когда они чувствовали себя загнанными в угол, выявляли страх;

l Их поведение было мега-демонстративно;

l Предполагаю, наличие компьютерной игровой зависимости, так как в речи и поведении присутствовали штампы известных стрелялок;

l Были опубликованы предсмертные прощальные письма в социальных сетях;

l Девочка неоднократно убегала из дома;

l Будущее представлялось им, в свете того, что натворили, страшным и бесперспективным.

Эта трагедия потрясает, и вызывает у нас, родителей страх за своих детей. То, что в интернете они вели трансляцию, потенциально может вызвать всплеск подобных действий у подростков. Причем появление в социальных сетях "групп смерти", еще более вызывает тревогу. Как защитить? Как не пропустить тревожных звоночков? Как удерживать эмоциональную близость и принятие ребенка?

Подростковый возраст всегда считается противоречивым, неоднозначным, рискованным. Виртуальная реальность сейчас становится частью действительной реальности, а у подростков происходит спутанность этих двух плоскостей, и фантазии могут определять действия.

Психологический смысл суицидального поведения это - крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. С современными технологиями это становится легко, страшно представить себе, что будет дальше. Настоящего желания умереть, как правило, в этом возрасте нет; представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Е.М.Вроно пишет: «Желание устраниться лишь на время, «умереть не до конца» - типичное подростковое решение трудной ситуации» (Вроно Е.М.,1994). Смерть представляется желаемым длительным сном, отдыхом от невзгод, способом попасть в другой мир, уйти от ответственности. Часто смерть видится средством наказать обидчиков. Да и представление о ценности собственной жизни еще не сформировано

Н.Волкова выделяет специфические особенности поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:

l Тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако с проявлениями суеты, спешки.

 

l Затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий, зловещих животных и т.д.

 

l Напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне немотивированной агрессией.

 

l Признаки депрессии, апатия, неразговорчивость; подросток «тяжел на подъем», уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время; сонливость, пониженное настроение.

 

l Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя; сильная неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью.

 

l Тяжело протекающий пубертат с выраженными эндокринными и нервно-психическими нарушениями.

 

l Употребление алкоголя, токсикомания и наркомания Многие из них сталкивались со смертью в близком окружении (Волкова А.Н., 1998).

В качестве личностной особенности подростков, способствующих формированию суицидального поведения следует отметить также характерную для этого возраста двойственность ощущения своего места в мире. С одной стороны, он уже не ребенок - у него «взрослые» желания, интересы, а с другой - абсолютная бесправность и полная зависимость от семьи. Главное, что сам подросток уже ощущает себя полноценным взрослым человеком, а родители, учителя и другие значимые взрослые, как правило, признавать его таковым не хотят. Это переживается подростком очень болезненно.

Семья - один из важнейших факторов, влияющих на формирование суицидальной склонности у подростков. Е.М.Вроно (1994) пишет: "Поводом к покушению на самоубийство служат неурядицы в различных сферах жизни подростка. Истинной же причиной, которая выявляется при более вдумчивом, детальном знакомстве с ситуацией, как правило, оказываются нарушенные взаимоотношения в сем ье"

Поэтому, я призываю родителей, повернитесь к своим детям, приглядитесь повнимательнее: чем живет? че м дышит? как себя чувствует? Если не получается контакт, имейте ввиду, что есть специалитсы, которые в компетенции вам помочь. Признать, что проблема существует и принять отвтственность за нее, это значит быть взрослым родителем - а это жизненно необходимо нашим детям!

 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

Что должно насторожить в поведении ребенка:

1. Потеря аппетита или даже обжорство, бессонница;

2. Частые жалобы на недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);

3. Пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

4. Постоянное чувство одиночества, вины;

5. Погруженность в размышления о смерти;

6. Отсутствие планов на будущее;

7. Побеги из дома;

8. Разговоры, записки, рисунки с отражением жестокости к себе;

9. Плачь без причины, грубость;

10. Раздача личных вещей.

Не бойтесь обращаться за помощью, бойтесь запоздалого раскаяния, о том, что не обратились вовремя!

 

 

Консультация психолога в формате Skype, текст, аудио, видео. Annahodosova53

Ходосова Анна Андреевна, клинический психолог, Действительный член Общероссийской психотерапевтической лиги, сертифицирована в работе с генограммой, семейной историей, он-лайн консультант. [email protected]

Центр развития семьи "Гармония".

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...