Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кодекс профессиональной этики аудиторов - свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности. 2 страница




В соответствии с Воинским уставом 1716 г., который представлял собой совокупность официальных установок, определяющих военную организацию государства, аудитор осуществлял надзор за соблюдением законов в воинских судах и вместе с тем нес важную миссию добра и справедливости, истины и правоты < 1>.

--------------------------------

< 1> Сутормин Г. Аудиторская служба Российского государства // Законность. 2001. N 9.

 

Именным указом Петра I в 1719 году было создано Аудиторское повытье как структурная часть Канцелярии Военной коллегии. В его состав входили генерал-аудитор, генерал-фискал, обер-аудитор и вспомогательные работники. Аудиторское повытье вело делопроизводство военной коллегии по военно-судебной части, регистрировало все судебные дела, возникавшие в войсках в отношении офицеров, и имело право ревизии проведенных судебных дел. Институт аудиторов был введен в армии, где они занимались делами, связанными с расследованием имущественных споров. " По характеру своему должность аудитора совмещает в себе черты должностей делопроизводителя, секретаря и прокурора" < 1>.

--------------------------------

< 1> Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

 

Указом Павла I в 1797 г. Аудиторская экспедиция при Военной коллегии была реорганизована в Генерал-Аудиториат как высший суд по гражданским и уголовным делам для всех вооруженных сил армии. В 1812 г. Генерал-Аудиториат был разделен на два аудиториатских департамента: сухопутный и морской. В 1833 г. с целью обучения аудиторов в Петербурге была учреждена школа, переименованная затем в Аудиторское училище < 1>.

--------------------------------

< 1> Цит. по: Арзуманова Л. Л. Развитие аудита в России: начиная с Петровской эпохи и до начала 90-х гг. XX в. // Юридические науки. 2005. N 4. С. 21.

 

Как следует из научных разработок российского ученого Я. В. Соколова, к середине XIX века в России имелось много существенных недостатков в организации учета и контроля. Понимая это, в 1856 году высокопоставленный чиновник В. А. Татаринов (1816 - 1871) был командирован за границу для изучения опыта постановки учета < 1>. Однако представленные В. А. Татариновым в докладе Александру II результаты поездки так и остались на бумаге. Мало что изменилось и в годы правления Александра III < 2>, хотя обсуждение проблем учета и контроля проходило систематически < 3>.

--------------------------------

< 1> Богданович И. С. Аудит. Омск, 2007. С. 12.

< 2> Александр III писал: " К сожалению, в официальных отчетах так часто приукрашивают, а иногда и просто врут, что я, признаюсь, всегда читаю их с недоверием... ". Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 21.

< 3> Там же.

 

Однако в России того времени институт аудиторов не прижился. Во многом это объясняется тем, что недостаточно внимания было уделено становлению аудиторской профессии со стороны Министерства финансов, возглавляемого в конце 1990-х гг. С. Ю. Витте.

В декабре 1894 года, когда в Санкт-Петербурге русские бухгалтеры праздновали 400-летие первого печатного труда по бухгалтерскому учету Луки Пачоли, замечательный бухгалтер П. Д. Гопфенгаузен предложил ввести по примеру Англии институт присяжных бухгалтеров (аудиторов) < 1>. Создание института подняло бы престиж бухгалтерской профессии < 2>. Соответствующая докладная записка была подана Министру финансов С. Ю. Витте.

--------------------------------

< 1> Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.

< 2> " Ограждая интересы отдельных лиц, счетоводство является лучшим охранителем экономических интересов общества", - писали инициаторы создания института присяжных бухгалтеров. Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22.

 

Развернулась бурная дискуссия о целях аудита в России и о роли аудитора в хозяйственной жизни страны. В 1895 году цели и задачи института присяжных бухгалтеров определили следующим образом: проверка правильности счетов и отчетов; кураторство по делам несостоятельности; ликвидация предприятий; ведение отчетов по делам душеприказчиков и опекунов; расчет по разделу и продаже имущества; судебные функции в качестве третейских судей по спорным вопросам, касающимся расчетов; заключение и проверка товарищеских и других счетов при окончательных расчетах и в других случаях; организация и ведение счетоводства в различных предприятиях и хозяйствах < 1>.

--------------------------------

< 1> Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22.

 

Был составлен проект документа. По ряду причин технико-юридического характера проект вернули на доработку. В ноябре 1895 г. И. А. Жидков завершает новую редакцию документов и выносит ее на обсуждение в общество для распространения коммерческих знаний. В апреле 1896 г. проект был вновь отправлен в Министерство финансов России < 1>.

--------------------------------

< 1> Изосимов С. В. История становления и развития российского аудита // Современные проблемы государства и права: Сборник научных трудов. 2006. Выпуск 10. С. 64.

 

В Петербурге 18 октября 1889 года состоялось учредительное собрание Общества для распространения коммерческих знаний. Одной из инициатив указанного Общества стала попытка создания Института присяжных бухгалтеров России. Предполагалось, что в него войдут лица, получившие от специально создаваемых окружных комиссий удостоверения об успешно выдержанных экзаменах < 1>. Однако в России на тот период не было достаточного числа квалифицированных бухгалтеров, в то время как общественность настаивала на получении разрешений на членство в институте и лицензий на работу на основании или диплома учебного заведения, или стажа работы.

--------------------------------

< 1> Мерзликина Е. М., Никольская Ю. П. Аудит. М., 2009. С. 58, 59.

 

От аудиторов требовалось также соблюдение нравственной этики. Присяжный бухгалтер признавался таковым после произнесения специальной присяги: " Обещаю и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом Господним исполнять, по крайнему моему разумению, поручения, какие будут возложены на меня установленными властями, не совершать ничего противного доброй воле в торговле и промышленности, охранять интересы моих доверителей и других лиц и учреждений, дела которых будут мне поручены, и вообще честно и добросовестно исполнять все обязанности принимаемого мною звания Присяжного счетовода, памятуя, что я во всем этом должен буду дать ответ перед законом и перед Богом на страшном суде Его. В удостоверение чего целую Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь" < 1>.

--------------------------------

< 1> Цит. по: Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 22, 23.

 

По данному поводу развернулась дискуссия. В. Миляев писал: " Аттестаты о благонадежности не могут быть вполне мерилом нравственных качеств... действовать может только страх ответственности перед судом или обществом" < 1>.

--------------------------------

< 1> Там же. С. 23.

 

Членство в Институте предполагалось лишь для русских подданных, что исключало появление западных аудиторов. Попытки создать в России институт аудита предпринимались также и в 1912 году.

Общество для распространения коммерческих знаний просуществовало до 1917 года, а Институт присяжных бухгалтеров так и не был создан.

Конец XIX в. - начало XX в. ознаменовались возникновением во многих крупных и средних городах общественных организаций бухгалтеров, способствующих распространению знаний, трудоустройству бухгалтеров, однако аудит как профессия так и не появился. Если говорить о причине, в основном породившей современный западный аудит, - возникновение акционерных обществ, то в России в 1836 году было всего лишь 10 акционерных предприятий, а в начале XX века - около 2, 5 тыс.

Кроме того, опыт Запада для России не всегда был понятен и приемлем. Зарубежные аудиторы по просьбе клиента и за плату проверяли объективность представляемой отчетности, принимая на себя ответственность за качество своей работы и возмещая потерпевшим убытки в случае, если не замечали искажений отчетности. В России рассматриваемого периода господствовал принцип вертикального контроля, т. е. ревизии. И если необходимость оплаты деятельности ревизора можно было понять, то оплата услуг аудитора, да еще после того, как он в своем акте раскрывал недостатки работы клиента, не воспринималась обществом.

После Октябрьской революции 1917 года в период государственного регулирования экономики в СССР аудит не существовал. По своей экономической сущности аудит как независимая финансовая проверка входил в противоречие с основополагающими принципами строительства государственной экономики, основанной на централизованном планировании, государственном финансировании и снабжении, тотальном ценовом регулировании. В СССР развивался государственный контроль, предпосылок к развитию аудита не было.

Аудиторская деятельность и профессия аудитора появились в современной России сравнительно недавно, с переходом к рыночной экономике. Как и многие другие нововведения, аудит в нашу страну пришел в эпоху перестройки, т. е. после 1985 года, причем раньше, чем начали формироваться налоговые органы.

Необходимость появления аудита была обусловлена рядом следующих причин:

1. Появление совместных предприятий, финансово-хозяйственная деятельность которых должна была контролироваться аудиторскими организациями. Так, в 1987 году были приняты Постановления Совета Министров СССР от 13 января N 48 " О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ" < 1> и от 13 января N 49 " О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран" < 2>. Данными актами предусматривалось, что проведение проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности осуществляется за плату советской хозрасчетной аудиторской организацией.

--------------------------------

< 1> СП СССР. 1987. N 8. Ст. 38.

< 2> СП СССР. 1987. N 3. Ст. 40.

 

2. Легализация предпринимательской деятельности и частной собственности, что приводило к необходимости получения независимой оценки имущественного и финансового положения организаций. Положение усугублялось либерализацией цен < 1>, повлекшей гиперинфляцию. В этих условиях возникла потребность в достоверной оценке и переоценке имущества, в первую очередь основных фондов.

--------------------------------

< 1> Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. N 297 " О мерах по либерализации цен" // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1878.

 

3. Либерализация внешнеэкономической деятельности, разрешение привлечения иностранных инвестиций в экономику. Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1545-1 " Об иностранных инвестициях в РСФСР" < 1> обязывал предприятия с иностранными инвестициями представлять годовые бухгалтерские отчеты вместе с заключением аудитора о достоверности отчетности. При этом по законодательству проверка финансовой и коммерческой деятельности таких предприятий должна была осуществляться российскими аудиторами, а заключения иностранных аудиторов юридической силы для налоговых органов не имели. Непредставление в налоговые органы аудиторского заключения являлось основанием для привлечения плательщиков к ответственности в установленном порядке.

--------------------------------

< 1> ВСНД и ВС РСФСР. 1991. N 29. Ст. 1008.

 

4. Становление в стране финансового рынка, что сопровождалось принятием специального законодательства и установлением в нормативных правовых актах требований проведения аудиторских проверок. Например, согласно ст. 30 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 394-1 " О Центральном банке РСФСР (Банке России)" < 1> Банку России было дано право назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. Статьей 45 Закона РСФСР от 2 декабря 1990 г. N 395-1 " О банках и банковской деятельности в РСФСР" < 2> была установлена обязательность ежегодной проверки аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РСФСР на осуществление таких проверок, деятельности коммерческих банков. Кроме того, банки были обязаны публиковать годовой баланс после подтверждения аудиторской организацией достоверности указанных в них сведений. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 " Об организации страхового дела в Российской Федерации" < 3> содержал норму, согласно которой страховщики публиковали годовые бухгалтерские отчеты в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, после аудиторского подтверждения достоверности в этих отчетах сведений. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 " О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" < 3> аудиторская проверка должна была проводиться в инвестиционных фондах. Положение об инвестиционных фондах (приложение N 1 к Указу) и Положение о специализированных инвестиционных фондах приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан (приложение N 2 к Указу), устанавливали обязательную ежеквартальную публикацию информации о стоимости активов фонда, удостоверенной заключением независимого аудитора. Акт, составленный по результатам проверки, являлся неотъемлемой частью годового отчета о деятельности инвестиционного фонда.

--------------------------------

< 1> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356.

< 2> ВСНД РСФСР. 1990. N 27. Ст. 356.

< 3> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56.

< 3> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370.

 

В соответствии с Инструкцией Минфина России от 3 марта 1992 г. N 2 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации" < 1> была предусмотрена обязательность наличия аудиторского заключения при представлении сведений в проспекте эмиссий регистрирующим органам.

--------------------------------

< 1> БНА. 1992. N 8.

 

Пункт 2 Указа Президента РФ от 7 октября 1992 г. N 1186 " О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий" < 1> предписывал оказывать всемерное содействие созданию и развитию сети " аудиторских фирм".

--------------------------------

< 1> ВСНД и ВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2370.

 

5. Появление акционерных обществ, в том числе в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, что предопределило необходимость осуществления финансового контроля их деятельности. В Положении об акционерных обществах, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 < 1>, содержался раздел об аудите. В нем различались внешний и внутренний аудит. В первом случае акционерное общество заключало договор со специализированной организацией для проведения проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности. Внутренний аудит акционерного общества осуществлялся ревизионной комиссией. Данное Положение устанавливало также правило о том, что годовой отчет общества должен быть проверен и подтвержден назначенной общим собранием акционеров аудиторской организацией.

--------------------------------

< 1> СП РСФСР. 1991. N 6. Ст. 92.

 

6. Установление новых правил ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 81 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 20 марта 1992 г. N 10 < 1>, годовая бухгалтерская отчетность предприятий о результатах хозяйственной деятельности, имущественном и финансовом положении стала открытой к публикации для заинтересованных пользователей (бирж, покупателей, поставщиков и др. ), а ее достоверность стала подтверждаться " независимой аудиторской организацией".

--------------------------------

< 1> БНА. 1992. N 6.

 

Указанные причины привели к тому, что необходимость появления аудита стала объективной реальностью.

Становление и развитие аудита в современной России прошли несколько этапов < 1>.

--------------------------------

< 1> Следует отметить, что периодизация становления аудита представлена в ряде научных и учебных изданий. См., например: Аудит: Учебник / Под ред. В. И. Подольского. М., 2003. С. 19; Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 24, 25; и др.

 

Первый этап (1987 - 1993 гг. ) проходил в условиях отсутствия нормативной правовой базы аудиторской деятельности. Данный период отличался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций, с другой - стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий).

Постановлением Совета Министров СССР от 8 сентября 1987 г. N 1033-245 " О создании советской аудиторской организации" на базе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было образовано акционерное общество " Инаудит". Уставный капитал " Инаудита" был определен в 800000 рублей, а основными акционерами стали: Минфин СССР - 55%, Министерство внешней торговли - 10%, Госбанк СССР - 5%, всесоюзные объединения " Автоэкспорт", " Станкоимпорт", " Совфрахт", " Соврыбфлот" и другие - по 5%. В " Инаудите" было образовано 10 отделов, которые, имея высококвалифицированный штат, оказывали широкий комплекс услуг действующим в СССР и за границей совместным предприятиям. Однако сохранить " Инаудит" как единую структуру не удалось. Хотя " Инаудит" имел высокую организационно-правовую форму по сравнению с хозрасчетными ревизионными группами или кооперативами, все же он был создан на базе государственного контрольного органа, а его учредителями были в основном союзные министерства. В дальнейшем эти министерства продали свою долю капитала коллективу акционерного общества " Инаудит", которое в 1992 году распалось на несколько самостоятельных организаций.

В 1991 году совместно с Конгрессом деловых кругов состоялся Всероссийский съезд аудиторов, где присутствовали 189 представителей российских аудиторских фирм < 1>.

--------------------------------

< 1> Характеризуя данный период отечественного аудита, В. И. Колбасин, председатель Московской аудиторской палаты, председатель Комиссии по работе с профобъединениями Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, член Экспертно-консультативного совета при председателе Счетной палаты Российской Федерации, заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности при мэре Москвы, писал: " В России не было ни законодательства об аудиторской деятельности, ни единой концепции становления аудита. На рынке действовали разрозненные аудиторы и аудиторские организации с собственными представлениями о задачах, правах, обязанностях и т. п. " (Колбасин В. И. Наша цель - повышение престижа профессии аудитора // Аудиторские ведомости. 2008. N 2).

 

У аудиторов появляется своя общественная организация - Аудиторская палата СССР, которая была учреждена 29 марта 1991 года. Ее учредителями стали Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью " Мосаудит", акционерное общество " Инаудит", журналы " Бухгалтерский учет", " Деньги и кредит", а также ряд других предприятий и научно-исследовательских институтов.

Аудиторская палата на добровольных началах объединила аудиторские ассоциации, фирмы, банковские и страховые организации, специалистов в области аудита и финансов. Цель палаты состояла в содействии развитию аудиторской деятельности в нашей стране. В ее функции входили: координация и поддержка аудиторской службы, разработка методических рекомендаций и квалифицированных требований к аудиторам, их аттестации, выдача сертификатов на занятие аудитом, контроль за качеством работ. Создание Аудиторской палаты СССР - независимой общественной организации - " было целесообразным шагом в деле создания важной и нужной контролирующей службы, поскольку в условиях рыночной экономики без правдивой, объективной финансовой информации весьма сложно принимать ответственные хозяйственные решения" < 1>. При аудиторской палате СССР были созданы Центр обучения и повышения квалификации контролеров, научный центр подготовки методологических материалов по аудиту.

--------------------------------

< 1> Васильчук О. И., Спиридонова Е. Е., Загрязкина Е. Е. История развития и становления бухгалтерского учета и аудита. М., 2001. С. 116.

 

Второй этап (декабрь 1993 г. - август 2001 г. ) - период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 " Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" < 1> (далее - Временные правила аудиторской деятельности ), и ряд других документов.

--------------------------------

< 1> САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5069. С изменениями от 26 ноября 2001 г.

 

Следует отметить, что в 1992 году был разработан проект закона об аудиторской деятельности, однако в результате политического кризиса в стране он не был принят. И хотя Временные правила аудиторской деятельности согласно действовавшему в тот период порядку имели законодательную силу, даже название документа подчеркивало, что это акт переходного периода < 1>.

--------------------------------

< 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М., 2010. С. 24. 25.

 

Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в том числе лицензирования и аттестации аудиторов. Как представляется, значение Временных правил аудиторской деятельности в становлении правового обеспечения аудита сложно переоценить, поскольку указанный документ стал первым в истории России нормативным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществлялось созданной в данный период Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ < 1>. За период 1996 - 2000 гг. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методическую основу российского аудита.

--------------------------------

< 1> Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено распоряжением Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 54-рп // САПП РФ. 1994. N 7. Ст. 438.

 

Очередным звеном в правовом регулировании аудита стало принятие Постановления Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. N 1355 " Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" < 1>. Систему организации аудита в банковской деятельности определило Временное положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации, утвержденное Приказом Банка России от 18 марта 1996 года N 02-71 < 2>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 1994. N 33. Ст. 3451.

< 2> Вестник Банка России. 1996. N 14.

 

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг < 1>.

--------------------------------

< 1> Ерофеева В. А., Пискунов В. А., Битюкова Т. А. Аудит. М.: Юрайт, 2010. С. 25.

 

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности был утвержден Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 " Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 было утверждено новое Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности // СЗ РФ. 1994. N 4. Ст. 365.

 

Организация проведения аттестации и лицензирования в области аудита соответствующего вида возлагалась на Министерство финансов РФ (аудит предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность), Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью (аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования) < 1>, Центральный банк РФ (аудит банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций). Указанные органы осуществляли свою деятельность на основе выданной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ генеральной лицензии, для проведения аттестации и лицензирования создавали центральные и межрегиональные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии < 2>.

--------------------------------

< 1> Впоследствии данные функции были переданы Минфину России.

< 2> См., например: официальное сообщение ЦБ РФ от 20 июля 1994 г. " О создании Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии ЦБ РФ" // ФГ. 1994. N 30; Приказ Минфина России от 31 января 1997 г. N 20 " О составе Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссии Минфина РФ (ЦАЛАК)". Официально не опубликован.

 

По данным Департамента финансового контроля и аудита Минфина России, за период 1994 - 2001 гг. Центральной аттестационно-лицензионной аудиторской комиссией Минфина России было выдано 23600 лицензий (в том числе аудиторским организациям - 14700 и индивидуальным аудиторам - 8900), число действующих лицензий составило около 8900 (в том числе по общему аудиту - 7700, аудиту инвестиционных институтов и аудиту страховщиков - 266). За тот же период Центральной аттестационно-лицензионной комиссией Минфина России утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих квалификационных аттестатов составило 24900 < 1>.

--------------------------------

< 1> Аудиторские ведомости. 2001. N 11. С. 8.

 

Третий этап (август 2001 г. - декабрь 2008 г. ) начался после вступления в силу Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности" < 1> (далее - Закон об аудите 2001 года). Принятие данного Закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему. Как указывал В. И. Подольский, " принятие Федерального закона от 07. 08. 01 N 119-ФЗ " Об аудиторской деятельности" ознаменовало переход к третьему этапу аудиторской деятельности в России, который подтвердил окончательное становление системы российского аудита и определил перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свою нишу среди других видов финансового контроля. Россия приобрела непременный атрибут рыночной экономики - аудит как неотъемлемый элемент социально-экономических преобразований. От качества аудиторских услуг во многом зависит успешная деятельность народнохозяйственного комплекса, эффективность осуществления экономических реформ в Российской Федерации" < 2>.

--------------------------------

< 1> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3422. Действует с изменениями от 14 и 30 декабря 2001 г., 30 декабря 2004 г., 2 февраля и 3 ноября 2006 г., 30 декабря 2008 г.

< 2> Подольский В. И. Новый Федеральный закон об аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 2009. N 3.

 

Закон об аудите 2001 года определял место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. В Законе об аудите 2001 года впервые было дано законодательное определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, определен порядок осуществления контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов. Одна из статей Закона об аудите 2001 года была посвящена ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Но эта норма носила отсылочный характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...