Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитание деструктивной толерантности (-)




Ещё стоит отметить эпизод, где Марлин и Дори встречаются с хищными рыбами.

Три друга (две акулы Бугор и Чавк и рыба-молот Якорь) пытаются вести «некровожадный» образ жизни (то есть быть вегетарианцами). Они не едят других рыб и учатся относиться к ним дружелюбно. Одна «вегетарианка» из этой компании рассказывает, что не ела рыбу уже на протяжении трех недель. И в то время, как наши герои гостили у хищников, рыбка Дори ненароком разбивает нос, и когда потекла кровь, всё стало на свои места. Одна из акул (Бугор) почуяв запах крови, тут же набросилась на рыбок.

Другие два хищника стали сдерживать «озверевшего» товарища (странно, почему? У них что, с обонянием проблема? По логике, они тоже должны были броситься на рыбок). Марлину и Дори удаётся убежать от акулы, и можно подумать, что зритель их больше не увидит, но… Но они появляются в конце мультфильма. Бугор, Чавк и Якорь проводят Дори до дома (к Марлину), после их очередного собрания. Хищники опять изображаются абсолютно спокойными и не жаждущими полакомится рыбкой.

Образы этих хищников носят двойственный характер. С одной стороны, показывается, что «против своей природы не попрёшь» (инстинкты, заложенные природой – не подавить). Но это очевидно практически каждому ребёнку. Ведь почти каждому, в детстве, родители показывают и рассказывают, что у кошки рождаются котята, у собачки – щенята, а овечка кушает травку, волк кушает овец. И быть наоборот не может. У кошки не родятся щенята, а волк не начнёт есть травку. Но с другой стороны – зачем режиссёры изображают акул, питающихся водорослями, когда по своей природе они питаются рыбой? В начале мы видим «нехищного» хищника (неприродно), потом он становится «хищным» (природно), а в конце мультика – опять «нехищным» (неприродно). Т.е. здесь продвигается идея, что в мире нет ничего невозможного – «акулы могут быть некровожадными». Попадая в голову ребёнка, подобный посыл может развить в нём «толерантность» (спокойное отношение) к ненормальности.

Отмотаем время на 13 лет вперёд и посмотрим на мультик «Зверополис», повторяющий ту же идею и показывающий хищников «нехищными» (что также неприродно).

Позитивные ролевые модели для ребёнка – герои Немо и Жабр (+)

Рассмотрим то, как вел себя главный персонаж мультфильма, Немо, и что делал, попав в неволю в аквариум.

Сначала, попав в новое место, Немо паникует. Он всего пугается, мечется из стороны в сторону и от страха зовёт своего папу. По неосторожности Немо попадает в фильтр (продолговатая, пластиковая трубка, опущенная в аквариум). Фильтр начинает его постепенно засасывать, Немо зовёт на помощь. Здесь сразу же появляются все обитатели аквариума: Найджел, Бульк, Жак, Персик, Пузырь, Бриз, Грот и Жабр, который появляется последним. Жабр, как и Немо, родился и жил в океане, пока его не поймали и не поместили в аквариум (все остальные рыбки аквариума – магазинные). Жабр изображен серьёзным, сильным и целеустремленным.

Находясь в фильтре, Немо говорит, что он не может из него выбраться, сетуя на свой недоразвитый плавник (один плавник меньше другого), он просит, чтобы ему помогли. Рыбки готовы помочь, но тут вмешивается Жабр:

– Ты сам туда попал, сам оттуда и выбирайся.
— Но у меня один плавник меньше другого.
— Ну и что? Мне это не мешало.

И демонстративно проплывает мимо Немо, показывая свой, такой же, повреждённый плавник. Увидев это, Немо воодушевляется, начинает слушать команды Жабра, и с успехом выбирается из ловушки.

Данное действие — безоговорочно положительный поведенческий шаблон. Это яркий пример того, что паника в экстренных ситуациях – твой главный враг. И нет ничего невозможного, даже если у тебя имеются физические отклонения, главное верить в себя и свои силы.

В другом действии, когда очередной план Жабра по побегу из аквариума оборачивается неудачей, Немо уже изображается не напуганным и беспомощным, а достаточно целеустремленным и уверенным в своих силах мальчишкой. За время пребывания в аквариуме Немо вырос (развился) духовно, переняв лучшие качества Жабра. В итоге, на фоне всех рыб аквариума, которые поникли духом, Немо пробует ещё раз воплотить план Жабра в жизнь, и вторая попытка оказывается удачной.

Ближе к концу мультфильма, когда Марлин и Дори подплывают к Сиднею, они знакомятся с пеликаном Найджелом, который доставляет их прямиком к аквариуму, где находится Немо. Через окно кабинета дантиста Марлин видит Немо и говорит Найджелу, что нужно выручать его сына, и пеликан залетает прямо в кабинет дантиста, начинается заварушка. Немо оказывается без сознания возле раковины. Жабр видит, что появился шанс спасти его. С помощью других рыб Жабру удается выпрыгнуть из аквариума, и подтолкнуть Немо к умывальнику. Через водосток Немо оказывается на свободе в океане. Жабру, как и Немо, больше всех хотелось вернуться домой. Но он дал обещание, что помочь Немо — его первоочередная задача. Также он обещал рыбкам в аквариуме, что они покинут этот стеклянный ящик только все вместе (им удалось выбраться на свободу в самом конце мультика). Каждое из этих обещаний он сдержал. Жабр ставит чужие интересы выше своих. Он отличный пример для юных зрителей.

Параллельно с этими событиями Найджела выталкивают за пределы кабинета и закрывают окно, и Марлин понимает, что больше не сможет увидеть своего сына. Он не замечает того, что его сыну удается «смыться» в океан.

Марлин отчаялся, он благодарит Дори за то, что помогла добраться ему до Сиднея, но теперь пришло время возвращаться домой, и им пора расстаться. Дори в расстроенных чувствах уплывает в противоположную сторону и встречает Немо. Затем они догоняют Марлина и осуществляется долгожданная встреча отца с сыном.

Но радость от встречи отца и сына длится недолго – Дори вместе с косяком сельди попадает в рыболовную сеть. За время, проведенное в аквариуме, Немо научился у Жабра тому, что сила в единстве (сплоченности). Немо понимает, что совместными усилиями всех рыб можно порвать сеть, но для этого нужно всем сразу плыть вниз. Он вплывает внутрь сети и говорит об этом рыбам, и сеть успешно отрывается от корабля. Это одна из самых эмоциональных сцен мультфильма.

Немо и Дори спасены, и все трое успешно возвращаются домой.

Затем нам демонстрируется, как изменились отношения в семье рыбки-клоуна. Теперь Марлин энергичен, полон энтузиазма, готов к приключениям и свободен от боязни к опасностям. Видя то, как изменился папа, в конце мультфильма Немо говорит: «Папа, я люблю тебя».

Мотивы об охране природной среды (+)

Стоит также напоследок отметить, как в мультфильме изображается отношение человека к дикой природе. Большинство рыбок (магазинных) в аквариуме выглядят явно нездоровыми (один, как сумасшедший плавает и ловит пузырьки, другая разговаривает со своим отражением, а третий, так вообще, кушает свой кал). А Жабр целиком и полностью отображает своим видом печаль и тоску по своему дому. Подобные черты рыбок хорошо демонстрируют то, что животные не созданы для того, чтобы быть «декором» в доме человека. Животное не создано быть слугой человека, оно свободолюбивое, как и все живые существа на этой планете.

Примечательным образом является героиня Дарла (племянница дантиста), через которую ярко демонстрируется страдание животных из-за плохого обращения со стороны человека. Именно ей Немо должен был быть презентован на день рождения. Восьмилетней девочке Дарле уже на протяжении нескольких лет дарят рыбок. Но подаренные питомцы не успевают прожить и нескольких дней. Она относится к ним как к неодушевленным игрушкам, из-за чего они и погибают.

Все эти моменты заставляют задуматься о том, как ведёт себя человек в отношении дикой природы.

Наркотики

Отсутствуют.

Секс

Отсутствует.

Насилие

Присутствует ряд устрашающих персонажей: кровожадная рыба-барракуда, убившая жену Марлина и все их потомство; акулы-«вегетарианцы»; страшная рыба, обитающая в глубинах вод. Также сцена с медузами.

Мораль

Отрицательные стороны:

· Родитель – не эталон, а тот, кто может ошибаться (+/-); ослабление авторитета родителей в глазах ребёнка (-) (в условиях действующей ювенальной юстиции – крайне опасный посыл).

· Несмотря на семейную тему мультфильма, образ полноценной семьи не встречается даже на втором плане (-)

· Воспитание деструктивной толерантности (-)

· Преобладание женского персонажа над мужским. Зачастую Марлин не знает, что делать и как себя вести. А Дори, напротив – предлагает варианты и действует (-);

Положительные стороны:

· Если верить в свои силы – то у тебя всё получится (Немо смог выбраться из аквариума) (+);

· Сила в единстве, поодиночке мы никто (косяк рыб смог оторвать сеть от корабля и в итоге освободился) (+);

· Интересы большинства превыше собственных (поведение Жабра) (+);

· Работа над своим характером обязательно принесет положительный результат (после того, как Марлин и Немо воссоединились, их отношения в семье изменились в положительную сторону) (+);

 

Ростислав Мога

 

«Василиск»

Заключение эксперта по мультсериалу «Василиск» (телеканал 2×2)

К просмотру не рекомендуем

 

Основание для заключения – запросУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций по городу Москве и Московской области.

Информация об эксперте: Горбачева Татьяна Михайловна, старший научный сотрудник Института религии и права, кандидат психологических наук, стаж научной деятельности составляет 10 лет, стаж выполнения экспертной работы составляет 7 лет.

Предмет заключения: смысловое содержание и психологическое воздействие на зрителей 4 представленных выпусков анимационного сериала «Василиск» (выпуск «Кагеро. Очарование смерти»,выпуск «Смертельный ужас», выпуск «Отблеск видений», выпуск «Встретимся в следующей жизни»), транслировавшихся 2 сентября 2008 года в эфире телепрограммы «Телеканал 2х2 Москва», наличие в них признаков пропаганды культа насилия и жестокости.

Методы исследования представленных аудио-видеоматериалов: методы психологического и логико-семантического анализа.

Мотивировочная часть

Прежде чем перейти непосредственно к анализу представленных аудио-видеоматериалов, следует отметить, что в известной текстовой формуле «пропаганда культа насилия и жестокости» слово «культ» должно толковаться не в смысле религиозного или квазирелигиозного культа, а в смысле культивирования, психологического навязывания насилия и жестокости, формирования соответствующих психологических и нравственных отрицательных установок.

Согласно научно-практическим подходам, реализуемым экспертами НИИ Академии Генпрокуратуры РФ (к. ю. н. О.В. Пристанская), пропаганда насилия и жестокости – распространение информации, направленное на формирование в массовом сознании установок и(или) стереотипов насильственного или жестокого поведения, либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия и(или) жестокого обращения с человеком или животным, в том числе путем эстетизации, романтизации или героизации насилия и жестокости, их оправдания или представления как нормы поведения, либо в качестве приемлемого и(или) преимущественного способа разрешения конфликтов и жизненных проблем. При этом пропаганда – это деятельность физических и(или) юридических лиц по распространению информации, направленная на формирование в массовом сознании установок и(или) стереотипов поведения, либо имеющая цель побудить или побуждающая лиц, которым она адресована, к совершению каких-либо действий или к воздержанию от их совершения. Этого подхода и будем далее придерживаться в понимании понятия «пропаганда насилия и жестокости». Соответственно, с учетом ранее сказанного, будем воспринимать и понимать выражение «пропаганда культа насилия и жестокости».

Слово «жестокое» в русском языке понимается и трактуется как «крайне суровое, безжалостное, беспощадное». По существу, применительно к содержанию представленного сериала лучшей краткой, но ёмкой оценки и не найти.

Проведенный психологический и логико-семантический анализ представленных выпусков анимационного сериала «Василиск» совершенно четко и достоверно устанавливает следующие признаки пропаганды культа насилия и жестокости в этом сериале (фактически все эти проявления есть в каждом из представленных выпусков, поэтому излишне подробных отсылок к конкретным сценам выпусков сериала здесь избегаем):

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...