Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные нормы научной этики

К нормам, регулирующих повседневную научную деятельность, относятся:

- Точное соблюдение правил получения и отбора данных, действующих в конкретной научной дисциплине;

- Надежная организация защиты и хранения первичных данных. Ясное и полное документирование всех важных результатов;

- Осмысление неявных, аксиоматичным предположений. Пристальное отношение к попыткам принять желаемое за действительное, вызванных личной заинтересованностью или даже причинами этического характера. Осторожное отношение к вероятности неправильного толкования через методично ограничены возможности установить объект исследований.

Нормы, регулирующие отношения между коллегами и сотрудниками:

- Обязательство не препятствовать научной работе конкурентов, путем, например, задержки отзывов или передачи третьему лицу научных результатов, полученных при условии соблюдения конфиденциальности;

- Активное содействие научному росту молодых ученых;

- Открытость для критики и сомнений, которые высказываются другими учеными и коллегами по работе;

- Внимательная, объективная и непредвзятая оценка работы коллег; не- предвзятое отношение к ним.

К норм, регулирующих публикацию результатов относят:

- Обязательная публикация результатов работы, выполняемой за счет государственных средств (принцип общедоступности результатов фундаментальных исследований)

- Соответствующее представление непидиверджених гипотез и признание ошибок (принцип научной культуры, допускающий возможность ошибки в науке);

- Честное признание заслуг и надлежащая оценка вклада предшественников, конкурентов и коллег (принцип признания заслуг).

 

 

52. Нарушение научной этики

Принципы научной этики могут быть нарушены различными способами — от небрежного применения научных методов или невнимательного документирования данных до серьезных научных преступлений, таких как умышленная фальсификация или обман. Нарушение научной этики имеет место, когда в научно значимом контексте намеренно или в результате крайней небрежности делается ложное заявление, в случае нарушения авторства или нанесения иного ущерба научной работе других лиц. Пример развернутого описания поступков, квалифицируемых как

нарушение научной этики, дают «Нормы научной этики» Сената Общества Макса Планка. В соответствии с ними как существенные нарушения научной этики могут рассматриваться следующие деяния.

 

^ Ложные заявления

 

1. Фабрикация данных.

 

2. Фальсификация данных, например:

 

– путем тайного отбора данных и отказа от нежелательных результатов;

 

– путем манипуляции изображениями или иллюстрациями.

 

3. Некорректные заявления в письме-заявке или заявке на получение поддержки [заявке на грант].

 

^ Нарушение авторского права

 

4. В отношении работ другого автора, охраняемых авторским правом, значительных научных открытий, гипотез, теорий или методов исследования:

 

– несанкционированное использование авторских текстов (плагиат);

 

– присвоение методов исследования и идей (кража идей);

 

– узурпация научного авторства или соавторства (необоснованное их присвоение);

 

– фальсификация содержания;

 

– несанкционированная публикация или предоставление третьим лицам доступа к еще не опубликованным работам, находкам, гипотезам, теориям или научным методам.

 

5. Притязание на соавторство с другим лицом без его согласия либо без должных оснований.

 

Вред, наносимый чужой научной работе

 

6. Саботаж исследовательской работы (в том числе нанесение ущерба, разрушение или подделка экспериментальных установок, оборудования, документации, аппаратуры, программного обеспечения, химикатов или других предметов, необходимых для проведения эксперимента).

 

^ Совместная ответственность за нарушение научной этики

 

7. Совместная ответственность может являться результатом:– активного участия в нарушении научной этики, совершаемом другими лицами;

 

– осведомленности о фальсификации, совершаемой другими;

 

– соавторства в фальсифицированных публикациях;

 

– явного пренебрежения обязанностями контроля.

 

53. Научные исследования – разновидность труда умственного. Умственный труд утомителен, ибо он связан с работой мысли, сосредоточением и напряжением внимания, памяти, логическими умозаключениями на основе полученных фактов и наблюдений, решением сложных задач. При этом затрачивается не только нервная энергия, определенному напряжению подвергается сердечно-сосудистая, эндокринная и другие системы.

Одна из важнейших черт умственного труда по сравнению с физическим - это невозможность полностью “выключить мозг” после формального окончания работы, особенно если она прервана на важном этапе, оставлена незаконченной. Мысль о работе мешает человеку переключиться на отдых, на другой вид деятельности, может лишить его сна, вызвать напряжение нервной системы.

Среди людей умственного труда нередко можно встретить людей с неудовлетворительным физическим развитием, неумением владеть своим телом, некоторой вялостью характера.

Снижение двигательной активности в течение дня приводит в значительно более короткие сроки

- к снижению продуктивности труда,

- к снижению тонуса центральной нервной системы, функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы,

- к снижению тонуса мускулатуры (мышц спины и ног).

Долгое пребывание в закрытом помещении при сниженном содержании кислорода во вдыхаемом воздухе приводит к кислородному голоданию тканей и в первую очередь клеток мозга.

Для умственного труда особое значение имеют такие свойства человеческого мозга как память и внимание.

Различается кратковременная память и долговременная. (Если Вы прочитали фразу, и почти сразу ее повторили, это сработала кратковременная память). Перейдет ли эта фраза в долговременную память? Если увиденное, услышанное, прочтенное произвело сильное впечатление, поразило, удивило, то в этом случае оно перейдет в долговременную память.

Запоминание требует определенных методологических навыков:

- интересный рассказ запомнить легче, чем скучный,

- короткий текст - легче, чем длинный,

- понятный материал запомнится в 20 раз быстрее, чем непонятный, поэтому лучше больше времени потратить на понимание материала, чем механически зазубривать;

- большую роль при запоминании играет активизация памяти. Если при пересказе не все вспомнилось, не спешите заглядывать в учебник, а попытайтесь вспомнить. Но не стоит долго напрягать память (более трех минут), иначе быстро наступит переутомление.

Существуют различные виды памяти: зрительная, слуховая, образная, двигательная (моторная).

Чаще всего встречаются люди, у которых эти типы выражены более или менее равномерно. Однако известны случаи, когда у людей был исключительно развит один из типов. Например, художник Левитан обладал исключительной зрительной памятью, зимой рисовал пейзажи, увиденные летом. Французский художник Густав Доре точно воссоздавал в рисунке копию единожды увиденной фотографии. Композиторы С.Рахманинов, И.Глазунов, А.Моцарт обладали поразительной слуховой памятью. Рассказывают, что прослушав один раз сложные музыкальные произведения, они могли безошибочно их воспроизвести.

НЕ СЛЕДУЕТ особенно перегружать память второстепенным материалом, требующим механического запоминания (даты, цифры), которые всегда можно найти в справочниках.

ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ читать с карандашом, подчеркивая главное. Конспектирование, реферирование прочитанного тренирует память, обостряет внимание, дисциплинирует человека.

Тем, у кого сильно развита зрительная память, для лучшего запоминания полезно пользоваться схемами, диаграммами, картами, наглядными пособиями. При слуховом типе памяти лучше слушать других или самому читать вслух. Когда преобладает моторный тип, надо работать с ручкой или карандашом, делать выписки.

Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, в результате чего достигается лучшее отражение этого объекта в сознании. Разумеется, внимание необходимо при любом виде психической, в том числе умственной деятельности.

Возможность сосредоточения внимания на выполняемой работе, умение не отвлекаться очень важный фактор успешного выполнения решаемой задачи. Не все люди умеют сосредоточить внимание на каком-либо объекте. Но внимание можно и развивать в определенной степени. С чем связано развитие внимания? С волевыми качествами человека, умением не отвлекаться.

* Без внимания невозможна наблюдательност ь, которая является важным элементом в работе исследователя;

* Без внимания нельзя что-либо хорошо обдумать.

При утомлении в процессе длительной умственной работы или работы в неблагоприятных условиях (шум, плохое освещение, неудобная поза и т.д.) внимание нарушается. В таких случаях, чтобы сосредоточиться, надо приложить большие усилия, т.е. затратить нервную энергию, а это повышает утомляемость.

Довольно велика роль эмоций в умственной деятельности: положительные эмоции благоприятно действуют на настроение, желание работать, при этом мобилизуются и значительно полнее используются резервы головного мозга и нервной системы в целом. При положительных эмоциях улучшается мозговое кровообращение, умственная работа протекает на более высоком уровне и более длительное время не падает ее продуктивность.

Когда человек подавлен, огорчен, нет настроения, нет интереса к работе, нет вдохновения, все валится из рук. Такое состояние не только не способствует продуктивной работе, но вызывает сильное перенапряжение, быстро приводящее к переутомлению.

Очень важно найти способ преодоления отрицательных эмоций. Как не допускать воздействия отрицательных эмоций или снижать их влияние?

- Устойчивость к стрессу придает повышенная двигательная активность;

- Умение переключаться с отрицательных эмоций на положительные;

- Полноценный сон восстанавливает силы;

- Начиная какую-либо работу, следует понимать, что не все может быть гладко, какая-то часть работы может быть сделана впустую;

- Настрой на положительный результат.

 

54. Авторское пра́во — в объективном смысле — право, позволяющее регулировать правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано»[1] произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право (имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства). Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

 

 

55. В процессе осуществления педагогической и научно-исследовательской деятельности творческими работниками может быть достигнут результат, который подлежит правовой охране. К таким результатам относятся, например, первые признаки беременности до задержки, книги, статьи, монографии, а также различные учебно-методические материалы: учебные программы, методические пособия и т.д. Форма представления названных результатов творческой деятельности может быть как традиционной – письменной, так и электронной. Законом охраняются результаты творческой деятельности, выраженные в любой форме и на любом материальном носителе. В последнее время широкое распространение приобретают различные учебно-методические материалы, исполненные в виде мультимедийного продукта, правовой режим их охраны является предметом дискуссии среди специалистов. В то же время при создании творческого продукта нередко используются и результаты интеллектуальной деятельности, созданные иными лицами, либо они создаются в результате совместного труда группы авторов. Особенно это относится к мультимедийным продуктам, при создании которых используются фрагменты музыкальных произведений, иллюстрации, фотографии и т.д. Поэтому творческим работникам необходимо не только принимать меры к охране собственного результата интеллектуальной деятельности, но и соблюдать права авторов и правообладателей, используемых ими объектов интеллектуальной собственности. Указанные отношения имеют свою правовую регламентацию, обладающую определенной спецификой.


Результаты интеллектуальной деятельности отличаются от иных объектов гражданских правоотношений, в том числе от классических объектов собственности. Они имеют нематериальный характер, в силу чего к результатам интеллектуальной деятельности неприменима классическая триада правомочий собственника: владения, пользования и распоряжения. Особенности правовой природы результатов творческой деятельности обуславливают специфику правового регулирования отношений по созданию, использованию и охране указанных объектов. Такое правовое регулирование осуществляется при помощи совокупности правовых норм, образующих право интеллектуальной собственности, которое является подотраслью гражданского права.
На современном этапе право интеллектуальной собственности является одной из самых активно развивающихся нормативных систем как на международном так и национальном уровне, что обусловлено резким повышением роли и значения результатов творческой деятельности не только в культурной, но и в экономической сфере современного общества, введением объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость овладения основами правового регулирования данных отношений всеми, чья деятельность связана с созданием результатов интеллектуальной деятельности, в том числе и созданием учебно-методических материалов в мультимедийной форме.

 

 

56. Антиплагиа́т (Антиплагиат. Ру) — российский интернет-проект, программно-аппаратный комплекс для проверки текстовых документов на наличие заимствований из открытых источников в сети Интернет и других источников. Проект доступен как для рядовых пользователей, так и (в специальной версии) для высших учебных заведений. Использование системы рекомендовано[ источник не указан 83 дня ] российским вузам Советом по качеству при Рособрнадзоре. Правообладателем на использование комбинированного товарного знака «антиплагиат» является закрытое акционерное общество «Анти-Плагиат».

Плагиа́т — умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе[1]. Плагиат может быть нарушением авторско-правового законодательства и патентного законодательства и в качестве таковых может повлечь за собой юридическую ответственность. С другой стороны, плагиат возможен и в областях, на которые не распространяется действие каких-либо видов интеллектуальной собственности, например, в математике и других фундаментальных научных дисциплинах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...