Классические теории размещения
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. И. Тюнен, 1826 г., «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных ресурсов на земледелие». Основная цель - определение роли основных факторов размещения сельскохозяйственного производства и взаимосвязи между ними.
Основные факторы размещения производства: · расстояние от хозяйства до города (рынка сбыта); · цену на различные виды сельскохозяйственной продукции; · земельную ренту (отдача на капиталовложения в земельные ресурсы) или если точнее, то дифференциальную ренту I по местоположению. Тюнен замечает, что существует универсальная схема, которая будет представлять из себя систему концентрирования вокруг города колец\зон\поясов, и таких колец всего 6 штук. При этом для каждого кольца Тюнен выбрал такую агроспециализацию, которая обеспечивала бы наибольшую выгоду владельцу имения. Тюнен доказывает, что в таком кольце должно производиться (от центра к переферии): · Вольное хозяйство (около центра, т.к. скоропортящиеся продукты) · Лесное хозяйство (т.к. большая потребность рынка в топливе) ·
· Выгонное хозяйство · Пояс с трёхпольем · Скотоводство Тюнен формирует принцип обоснования размещения производственных сил в регионе. Таким образом, механизмы зонирования по Тюнену привнесли универсальные значения в региональной науке и практике. Яркий пример этой схемы – Куба. 2. В. Лаунхардт, 1882 г., метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции.
Главный фактором размещения - транспортные издержки. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.
3. А. Вебер, 1909 г., «О размещении промышленности: чистая территория штандорта». Главная задача - общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия. Главный фактор размещения - экономическая выгода, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте». Выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная. Транспортная система РФ Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. 1) Железнодорожный транспорт - 87 тыс. км - 2 место после США. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва 1851 год. Важнейшая магистраль — Транссибирская- начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году. 2) Автомобильный транспорт - более 745 тыс. кмс твердым покрытием, По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире. 3) Воздушный транспорт - свыше 600 тыс. км. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
4) Трубопроводный транспорт - 70 тыс. км магистральных нефтепроводов: · «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России: Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы; · Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва; · Нижний Новгород — Ярославль — Кириши. Свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов: · Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург; · Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км) · 5 ) Речной транспорт 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота, Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева, Енисей, Лена, Обь, Амур, на котором Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|