Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классические теории размещения




1. И. Тюнен, 1826 г., «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии. Исследование о влиянии хлебных цен, богатства почвы и накладных ресурсов на земледелие».

Основная цель - определение роли основных факторов размещения сельскохозяйственного производства и взаимосвязи между ними.

 

Основные факторы размещения производства:

· расстояние от хозяйства до города (рынка сбыта);

· цену на различные виды сельскохозяйственной продукции;

· земельную ренту (отдача на капиталовложения в земельные ресурсы) или если точнее, то дифференциальную ренту I по местоположению.

Тюнен замечает, что существует универсальная схема, которая будет представлять из себя систему концентрирования вокруг города колец\зон\поясов, и таких колец всего 6 штук. При этом для каждого кольца Тюнен выбрал такую агроспециализацию, которая обеспечивала бы наибольшую выгоду владельцу имения.

Тюнен доказывает, что в таком кольце должно производиться (от центра к переферии):

· Вольное хозяйство (около центра, т.к. скоропортящиеся продукты)

· Лесное хозяйство (т.к. большая потребность рынка в топливе)

·

(рожь- главный продукт. различия в интенсивности земледелия)
Плодосеменное хозяйство

· Выгонное хозяйство

· Пояс с трёхпольем

· Скотоводство

Тюнен формирует принцип обоснования размещения производственных сил в регионе.

Таким образом, механизмы зонирования по Тюнену привнесли универсальные значения в региональной науке и практике. Яркий пример этой схемы – Куба.

2. В. Лаунхардт, 1882 г., метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья рынка сбыта продукции.

Главный фактором размещения - транспортные издержки. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний. Для решения этой задачи В. Лаунхардт разработал метод весового (или локационного) треугольника.

Наилучшим пунктом размещения будет тот, в котором транспортные затраты минимальны.

3. А. Вебер, 1909 г., «О размещении промышленности: чистая территория штандорта».

Главная задача - общую «чистую» теорию размещения производства на основе рассмотрения изолированного предприятия.

Главный фактор размещения - экономическая выгода, «которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от места, где осуществляется эта деятельность. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает, следовательно, возможность изготовлять данный продукт в одном каком-либо месте меньшими издержками, чем в другом месте».

Выделяются и три основные ориентации в размещении: транспортная, рабочая и агломерационная.

Транспортная система РФ

Транспортная система России — совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации.

1) Железнодорожный транспорт - 87 тыс. км - 2 место после США. Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва 1851 год. Важнейшая магистраль — Транссибирская- начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году.

2) Автомобильный транспорт - более 745 тыс. кмс твердым покрытием, По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.

3) Воздушный транспорт - свыше 600 тыс. км. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.

4) Трубопроводный транспорт - 70 тыс. км магистральных нефтепроводов:

· «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России: Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы;

· Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;

· Нижний Новгород — Ярославль — Кириши.

Свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов:

· Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;

· Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км)

·

5 ) Речной транспорт

115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота, Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева, Енисей, Лена, Обь, Амур, на котором Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...