Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние Конституции РФ на развитие текущего законодательства




 

Конституция России является основой становления и развития текущего законодательства, определяет его характер. Основной Закон Российской Федерации динамичен по своей сущности. Здесь просматриваются два варианта его развития: первый - путем внесения соответствующих изменений (поправок); второй - путем «преобразования» без вторжения в текст закона.

Как известно, в Конституции РФ есть главы (1, 2, 9), текст которых не может быть подвергнут вообще каким-либо изменениям без применения особо сложной процедуры внесения поправок. Более того, как заявил Президент России Д.А. Медведев: «Российская Конституция эффективна, она работает, и ее базовые положения должны на многие годы вперед оставаться незыблемыми. Права и свободы граждан, суверенитет народа, государственный строй, федеративное устройство другие основы конституционного строя установлены на длительный исторический период».

Обратим внимание, что всего за период существования Конституции РФ в нижней палате Федерального Собрания было рассмотрено примерно 38 проектов законов, направленных на ее изменение и дальнейшее развитие. В 1994 г. такая попытка была предпринята впервые. В 1998 г. в Государственную Думу было внесено 11 законопроектов, в 1995 и 1999 гг. по 7 законопроектов, а в 1996 г. - 4. В основном корректировке подвергались главы об органах власти.

Рассмотренные Государственной Думой поправки, предусматривали усиление полномочий Федерального Собрания в сфере парламентского контроля (1999 г.), расширение членов Правительства Российской Федерации, их назначение и освобождение от должности (1999 г.) и др. После 2000 г. число законопроектов резко сократилось: в 2002, 2003 и 2008 гг. их вносилось по два в год. В 2001, 2004 и 2006 гг. - по одному. Применительно к 2003 г. поправки предусматривали новый порядок формирования Совета Федерации и изменения субъектного состава Российской Федерации. В 1997, 2000, 2005 и 2007 гг. законопроектов, направленных на изменение действующей Конституции РФ, внесено не было. Требования о внесении соответствующих поправок в Конституцию во многом были вызваны политическими процессами данного периода. Политическая нестабильность 90-х годов прошлого века явилась питательной средой для разного рода проектов по коррекции. Одновременно со стабилизацией общественно-политической ситуации в стране, начавшейся с 2000 г., число такого рода проектов резко сократилось. Немаловажное значение в вопросе о внесении поправок в Конституцию РФ имела и позиция Президента страны В.В. Путина. На определенном этапе, несмотря на множественные просьбы, он отказался вносить поправку в ч. 3 ст. 81 Конституции РФ, мотивируя это тем, что «пересмотр фундаментальных положений Конституции равносилен пересмотру основ государственного строя страны. Вопрос о поправках, ведущих к принципиально новой Конституции, в нашей стране не стоит».

В 2008 г. ситуация несколько изменилась. Двум проектам законов РФ, внесенным Президентом РФ 11 ноября 2008 г., удалось стать полноценными законодательными актами: Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»; Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации».

Внесение соответствующих корректировок в Конституцию должно происходить лишь в исключительных случаях, когда кардинальные политические или социально-экономические преобразования неизбежно заставляют внести изменения в право, прежде всего, в Основной Закон страны. Поэтому, на наш взгляд, наиболее оптимальным и целесообразным вариантом развития Конституции РФ в современных условиях является ее «преобразование», которое представляет собой специфический и малоисследованный путь конституционного развития. Его понятие впервые было введено в науку крупнейшим теоретиком права Г. Еллинеком в начале XX в.

«Преобразование» Конституции есть изменения, которые оставляют этот текст формально неизменным и вызываются обстоятельствами, которые не сопровождаются намерением произвести изменения5. О возможности такого пути ученые высказывались как в советский период, так и в настоящее время. Например, Е.С. Аничкин придерживается мнения, что «его использование позволит ослабить фиктивность юридической Конституции РФ и в то же время усилит её адекватность фактической конституции». При этом «преобразование» Конституции РФ он определяет как «существенное изменение смысла ее отдельных положений без формального вторжения в конституционный текст».

Главную роль в преобразовании Конституции РФ играет Конституционный Суд России. Именно ему предоставлено право интерпретировать (толковать) в русле современных событий жизни общества положения Основного Закона РФ без изменения его текста. Отметим, что толкование Конституции - чрезвычайно важная деятельность, состоящая в уяснении и разъяснении ее положений в целях правильного и единообразного применения конституционных норм.

Роль Конституционного Суда РФ в преобразовании Конституции выражается в том, что при вынесении решений, обязательность которых не ограничивается ни по сфере распространения (вся территория Российской Федерации), ни по кругу адресатов, он формулирует скрытый смысл рассматриваемых конституционных положений. Так, в Постановлении от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ», Конституционный Суд пришел к выводу, что поправки к главам 3-8 могут быть реализованы только в форме специального правового акта о конституционной поправке. В данном случае речь идет о Федеральном законе от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Данный нормативный акт, как известно, не упоминается в тексте Основного Закона.

В решениях Конституционного Суда РФ согласно конституционным нормам (ст. 125) устанавливается соответствие российской Конституции федеральных законов, других нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров. Нередко в ходе своей работы Конституционный Суд выносит решения, фактически создающие новые нормы, преодолевающие пробелы в Конституции. Особое значение могут иметь решения Суда о толковании Конституции в нормотворческом процессе. Ни один орган государственной власти не вправе принимать нормативные и иные правовые акты, противоречащие Конституции Российской Федерации в истолковании их Конституционным Судом.

Конституционный Суд РФ постоянно анализирует состояние действующего законодательства, критически его оценивает и не только выдвигает предложения по совершенствованию конституционного и других отраслей права, но и творит реальные, действующие правоположения, способные заменить отсутствующие юридические правила.

Таким образом, решения Конституционного Суда РФ оказывают существенное влияние на преобразование Конституции, а их значение состоит в раскрытии положений Конституции, выявлении ранее неизвестного смысла.

Развитие Конституции России также возможно путем принятия конституционных или федеральных законов с соблюдением порядка, установленного ст.ст. 105,108 Конституции РФ. Необходимость их издания либо непосредственно предусмотрена в тексте Конституции РФ, либо вытекает из ее содержания. В данном случае речь идет не о внесении в Конституцию изменений правовыми актами, а о развитии Конституции (ее положений) законами, которые по существу дополняют ее, устраняют неясности.

К таким законам, например, можно отнести Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и другие.

«Преобразование» Конституции РФ возможно и путем принятия обычных законов, в том числе и посредством реальной практики применения норм Конституции государственными органами.

Процесс развития Конституции РФ затрагивает все отрасли права и законодательства. Известно, что действующая Конституция РФ предопределила многоотраслевое развитие законодательства. Разграничивая внутрифедеральные правотворческие полномочия в ст.ст. 71 и 72, она установила не только предметы ведения и правовые институты, но и отрасли законодательства. В п. «о» ст. 71 Конституции РФ прямо названы отрасли законодательства, отнесенные к ведению Федерации. Это уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство. Пункт «к» ст. 72 содержит перечень 10 отраслей законодательства (административное, трудовое, жилищное и др.), отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Кроме того. Конституция РФ закладывает базу, т.е. содержит положения (статьи), на основе которых и происходит развитие отраслей законодательства, в том числе и правовых институтов. Однако такие положения в Основном Законе выражаются в весьма обширной форме. Поэтому отраслевое законодательство призвано развивать, конкретизировать их и вырабатывать эффективный механизм реализации.

Таким образом, в процессе развития Конституции, которое может осуществляться путем принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов, толкования Конституционным Судом РФ, происходит и развитие текущего законодательства Российской Федерации. Причем эти два процесса не только тесно связны, но и оказывают влияние друг на друга.

С одной стороны, конституционные положения находят свое непосредственное выражение в нормативных правовых актах текущего законодательства, тем самым оказывая влияние на их содержание, а с другой - в текущем законодательстве получают свое развитие конституционные положения, дополняется их содержание, формулируются новые положения, имеющие характер конституционных.


 

Заключение

 

Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.

Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период XIII-XX вв., а также прецеденты, обычаи (конституционные соглашения). Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.

Российская Конституция - это документ своего времени. Она рассчитана, по меньшей мере, на переходный период развития России, о продолжительности которого еще идут жаркие споры. Одна из важнейших исходных задач при разработке проекта Конституции состояла как раз в том, чтобы создать механизмы, обеспечивающие устойчивость государственного экономического, общественного строя именно с учетом особенностей переходного периода. Другая не менее характерная черта проявляется в провозглашении принципов, которые еще предстоит внедрить в жизнь. Вряд ли можно сегодня сказать, что Конституция 1993 г. действует в полную силу, поскольку ее реализация сталкивается с массой трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами. На конституционном развитии несомненно сказывается нерешенность многих главных задач, стоящих перед страной, отсутствие должной стабильности. Со временем проявляются как сильные, так и слабые стороны самой Конституции, обнаруживаются «белые пятна» и несогласованности. Конечно, далеко не все можно было предусмотреть на этапе подготовительной работы, да и обстановка того времени накладывала отпечаток на темпы и результаты разработки Конституции. Новое законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, само время снимают многие вопросы. Но жизнь постоянно привносит много нового и порой неожиданного. В этих условиях обновление комментария призвано облегчить понимание изменяющейся ситуации, четче видеть связь времен, легче прогнозировать будущие нововведения.


 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 2009. - № 7.

2. Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» // Парламентская газета от 30 июня 2004 г. N 117.

.   Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета от 19 октября 1999 г. N 206.

.   Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» // Российская газета от 10 марта 1998 г.

.   Андриченко Л.В. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Л.В. Андриченко и др.; под ред. В.А. Виноградова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 551.

.   Аничкин Е.С. «Преобразование» Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце 20 - начале 21 вв.: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Тюмень, 2010. С. 26.

.   Братановский С.Н. Конституционное право [Электронный ресурс]: учебник / С.Н. Братановский. - Волгоград: ВИЭСП, 2011. - 716 с.

.   Глигич-Золотарева М.В. Обзор основных инициатив по реформированию Конституции Российской Федерации // Аналитический вестник. К 15-летнему юбилею КонституцииРФ. 2008. Л 22. С. 25-26.

.   Кабышев В.Т. Конституционализм в современной России // Государство и право на рубеже веков. Конституционное и административное право: Материалы Всероссийской конференции. М., 2000. С. 10-11.

.   Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. 3+е изд. / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2003. С. 96-100.

.   Конституционное право: Курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 688 с.

.   Конституционное право России: Учебник / В.Л. Меньшов. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. - 208 с.

.   Конституционное право. Общая теория государства: Монография / Л. Дюги; Сост. Р.С. Куракин, А.Н. Барков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 427.

.   Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - 10-e изд., изм. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 784 с.

.   Конституционное право России: Учеб. пособие / С.А. Голубок. - 6-e изд. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 160 с.

.   Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Российская академия правосудия; Под общ. ред. Н.В. Витрука. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 656 с.

.   Конституционное право России: Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. - 4-e изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 544 с.

.   Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ) - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 864 с.

.   Конституционное право России: Учебник / В.Е. Чиркин; Институт государства и права РАН. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 496 с

.   Конституционное право России: Учебник / С.Н. Братановский. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 375 с.

.   Пряхина Т.М. Конституционная доктрина Российской Федерации. М., 2006. С. 27-30.

.   Прудников А.С. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / А.С. Прудников и др.; под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 767 с.

.   Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость/ Журнал российского права. 2003. № 11. С. 31.

.   Эбзеев Б.С. Конституционное право России [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов / Б.С. Эбзеев и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 671 с

.   Постановление Конституционного суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П «По делу о толковании ст. 136 Конституции РФ» // Российская газета, N 217, 09.11.1995.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...