Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные программы 1-й ступени.




Образовательные программы построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач. В специальном дошкольном учреждении № 93 Калининского р-на Санкт-Петербурга в 1993—95-м годах был разработан и апробирован пакет программ, которые можно рекомендовать для работы.

В программе «Сказка» на первый план выступают задачи формирования коммуникации и первичных познавательных интересов. Эта программа была разработана педагогом В. М. Ивановой.

Конечно, все родители пытаются рассказывать и читать детям сказки. Но многие дети с проблемами в развитии в раннем возрасте не только не способны воспринимать речевой материал на слух, но и не могут воспринимать содержание картинок — иллюстрации к сказкам. Неудивительно при этом, что дети начинают рвать книжки, а родители раздражаются и тем самым формируют негативное отношение детей к чтению.

Программа «Сказка», прежде всего, направлена на то, чтобы сформировать интерес к прослушиванию сказок, научить воспринимать иллюстрации и приобщить ребенка к чтению. Детей сразу обучают не только восприятию (слушанию) сказок, но и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. При этом учитывается ситуативно-личностный характер общения детей со взрослыми в этом возрасте, ведущая роль предметно-манипулятивной деятельности.

Психофизиологическая основа программы состоит в развитии

ориентировочно-познавательной деятельности с использованием эмоционально-значимого материала.

Опираясь на уже имеющиеся у детей функции отображения, передвижения, манипулирования, педагог стимулирует развитие функций имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения в процессе работы со сказочными сюжетами.

Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие.

Основная цель этой программы состоит в формировании первичной коммуникации, направленной на развитие духовных интересов личности.

Задачи:

1.Учить воспринимать сюжет сказки.

2.Развивать эмоциональную сферу.

3.Развивать восприятие, внимание, память, мышление.

4.Развивать импрессивную и экспрессивную речь.

5.Развивать подражательные способности.

6.Учить осмысливать отдельные действия и сюжет в целом.

7.Развивать двигательную сферу, сопровождая текст движениями.

8.Формировать первичные навыки театрализации и драматизации, обучать имитированию характерных особенностей сказочных персонажей (походка, жесты, мимика, интонация),

Отбор литературного материала зависит от уровня развития детей, наличия необходимой наглядности, творческих наклонностей педагогов и возможности реализовать на этом материале программное содержание.

Работа ведется поэтапно.

На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»), могут быть использованы стихотворения-потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т. п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки.

Далее педагог раздает детям аналогичные игрушки и повторяет сюжет, вызывая ответную реакцию подражания своим действиям. При повторении сюжета педагог выдерживает паузы, стимулируя договаривание отдельных слов и фраз детьми.

На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений.

Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок.

Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра.

Далее педагог раздает детям аналогичные игрушки и привлекает детей к театрализации, при этом стимулируя подговаривание.

Для развития двигательных умений необходимо использовать разные варианты кукол. В зависимости от необходимости куклы должны быть легкими и тяжелыми. Они могут быть сшиты в виде головы на заполненном конусе, и в этом случае отрабатываются умения захвата и удержания конуса — легкого или тяжелого.

Если кукольная голова расположена на полом конусе, в который вставляется рука, то тренируется противопоставленность работы указательного пальца и остальных пальцев руки. Для работы двумя руками ребенку нужно дать две куклы.

Полезно использовать куклы в виде напальчников — объемные или плоские, прикрепляющиеся к пальцам на круглых резинках. Перчатка может изображать, например, 5 цыплят, что потребует от ребенка содружественной работы всех пальцев.

На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки.

Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В. Сутеева).

Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и фланелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение.

Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на фланелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки.

Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки.

Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», сказка Н. Павловой «Чьи башмачки?», сказки В. Сутеева.

Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра.

На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются сказки В. Сутеева, другие занимательные простые сказки.

Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.

В результате работы с детьми по программе «Сказка» достигаются следующие первичные умения:

—слушать педагога;

—отвечать на вопрос педагога;

—воспроизводить речевой материал с соответствующей интонацией и мимикой;

—аккуратно обращаться с игровыми предметами;

—подражать манипуляциям с игровыми предметами;

—воспринимать отдельные плоские изображения и видео-ряд;

— воспринимать сюжет с опорой на наглядность.

Однако, главным достижением в усвоении этой программы следует считать не перечисленные умения, а формирование познавательных интересов, что в дальнейшем позволит ребенку перейти к внеситуативно-познавательному общению.

Дети, поступающие в дошкольное учреждение в раннем возрасте, зачастую не только не умеют слушать чтение, но и не умеют играть. Сформировать первичную игровую деятельность позволяют занятия по программе «Игра».

Задачами этой программы являются:

1.Пробуждение интереса к игре.

2.Обучение игровым действиям.

3.Развитие эмоциональной сферы.

4.Развитие психических процессов.

5.Формирование функций имитирования, соотнесения, осмысления, замещения.

6.Развитие речи.

7.Формирование первичных навыков коммуникации в игре.

В играх моделируются элементы сюжетов из программы «Сказка» и другие. В связи с возрастом детей и начальным этапом овладения игровой деятельностью в тематике игр преобладающее место займут игры с куклами, имитация действий самообслуживания и игры с транспортными игрушками с учетом функционального назначения разных видов транспорта.

Педагог знакомит детей с сюжетными игрушками и показывает элементарные игровые действия с ними, сопровождая их выразительной мимикой и речью. Далее педагог привлекает ребенка к выполнению совместных элементарных игровых действий с сюжетной игрушкой и побуждает его к выполнению самостоятельных действий.

Затем ребенку предлагают другие игрушки аналогичного функционального назначения для переноса игрового действия.

После усвоения детьми игровых действий организуются игры двух детей рядом с одинаковыми игрушками, а затем — игры двух детей вместе с одной игрушкой.

Далее детей обучают выполнению цепочки функциональных действий с игрушкой, начиная с 2—3 элементов и постепенно наращивая цепочку. Цепочка действий плавно переходит в элементарную сюжетную игру сначала одного ребенка с игрушками, а затем — нескольких детей, выполняющих одинаковые роли.

В раннем возрасте игра ребенка полностью зависит от наличия и функции игровых предметов. Важно так подбирать игрушки, чтобы они были привлекательны для ребенка и доступны для его манипуляций с ними. Желательно, чтобы поверхность игрушек не была скользящей. Игрушки должны обеспечивать возможность максимального функционирования. Поэтому желательно, чтобы у кукол головы поворачивались, руки и ноги сгибались; у машин двери открывались, колеса крутились и т. п.

В результате работы по программе «Игра» дети должны быть подготовлены к участию в сюжетно-ролевых играх. На следующей ступени дошкольного образования игровая деятельность развивается и используется как одна из ведущих форм при реализации программы «Адаптация».

Программа «Креативная терапия» направлена на развитие творческих способностей ребенка, его фантазии с помощью изобразительных средств. Основным в программе «Креативная терапия» является развитие эстетического восприятия, умения выражать свое видение мира с помощью разнообразных изобразительных средств. При этом особое внимание уделяется не качеству, а содержанию изображаемого: пятно на бумаге может быть лужей, облаком и т.д., в зависимости от фантазии ребенка.

Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и позволяющие практически любому ребенку что-то изобразить.

Так, первоначально ребенок может создавать изображение краской на бумаге с помощью валика и накладываемого на бумагу трафарета с «окошком» определенной формы. Важно, чтобы ребенок увидел в изображенном какой-то предмет. Например, круг: мяч, колобок. Далее ребенок может создавать более сложное изображение, добавляя к исходному простые элементы. Если к кругу добавить линию, получается шарик, а несколько линий — солнце. Затем из нескольких элементов составляется предметное изображение или композиция: например, из трех кругов можно сделать снеговика.

Можно комбинировать разные техники исполнения, например, создавать изображения с помощью штемпеля и трафарета.

Не следует заставлять детей использовать более сложные изобразительные приемы. Нужно, чтобы формировалась естественная потребность в совершенствовании техники исполнения по мере развития творческой фантазии. Для этого необходимо, чтобы ребенок был уверен в своих творческих возможностях, в своей способности к изобразительной деятельности.

В обучении приемам творческой деятельности можно использовать пассивные действия (когда педагог работает рукой ребенка) с переводом их в активные. При выраженных двигательных затруднениях нужно изобретать разнообразные компенсаторные приспособления.

В приложении представлена программа «Креативная терапия», подготовленная педагогом Н. И. Ивановой. В результате усвоения этой программы у детей формируется интерес к продуктивной деятельности, заинтересованность в положительной оценке окружающими продуктов своей деятельности, развивается сенсомоторика, внимание, работоспособность.

Активизация различных сторон психофизической деятельности детей за счет воздействия музыки на эмоциональную сферу является основной целью программы «Музыка». Эта программа (автор Новицкая А.А.), также представлена в приложении.

Музыка создает основу для эмоционального контакта между людьми и, следовательно, является прекрасным средством педагогического воздействия на психическое развитие.

Характер музыки может способствовать коррекции эмоционального состояния детей.

В процессе пения развивается слуховое восприятие, дыхание, голос, речь.

Необходимо всех детей приобщать к танцам. В зависимости от двигательных возможностей это могут быть традиционные танцы, включающие простые движения, или танцы в сидячем или лежачем положении. Ребенок может лежа или сидя совершать танцевальные движения или руками, или пальцами, или головой. Важно придать этим движениям осмысленность, например, дети могут изображать птенцов, сидящих в гнезде. Для танцев требуются красивое оформление, атрибуты. Необходимо особое мастерство педагогов для того, чтобы танцующие дети выглядели красиво.

На прогулках педагоги организуют двигательную активность детей, игры и, вместе с тем, расширяют представления детей об окружающем по программе «Знакомство с природой на прогулках» (см. в приложении). Эта программа предусматривает ступенчатое формирование знаний о природе в процессе непосредственных наблюдений.

Программы 1-й ступени могут быть использованы в работе с детьми, имеющими выраженные отклонения в психофизическом развитии, независимо от их возраста.

Кроме того, в работе с детьми раннего возраста, не имеющими экспрессивной речи, а также с детьми групп «Особый ребенок», необходимо использовать рекомендации Е. Ф. Архиповой.

Подведем итоги.

1.На 1-й ступени дошкольного образования ребенка необходимо адаптировать в новой для него общественной среде —создать положительную установку на посещение учреждения, взаимодействие с детьми и взрослыми, сформировать основы игровой, познавательной деятельности и деятельности самообслуживания.

2.Оптимальной формой целенаправленного решения образовательных задач являются занятия с детьми по специальным программам. В данном пособии предлагается ряд таких программ, разработанных и апробированных автором совместно с педагогами специального дошкольного учреждения.

 

Глава 10

Педагогическая работа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...