Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военные суды: правовое регулирование деятельности, основы организации, структура, задачи.




Районный суд: правовое регулирование деятельности, основы организации, структура и полномочия. Председатель (судья) районного суда.

 

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей юрисдикции.

В соответствии с Законом о судах общей юрисдикции суды основного звена таких судов могут называться по-разному: районными судами, городскими судами или межрайонными судами.

Суд данного уровня может быть создан соответственно на территории административного района (районный суд), на территории города[1] (городской суд) либо на территории судебного района, охватывающей территории нескольких административных районов со смежными границами (межрайонный суд). Все такие суды в правовых актах, иных официальных документах, а также в повседневном общении могут называться одинаково — районными судами (п. 3 ч. 2 ст. 1 и ст. 33 Закона о судах общей юрисдикции)[2].

Вопрос о создании или упразднении каждого из судов данного уровня или его постоянного судебного присутствия должен решаться путем издания федерального закона[3].

Статья 34. Компетенция районного суда

( Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации")

1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов.

2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Председатель районного суда

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

 

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;

3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

 

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ. Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий. Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Аппарат суда включает консультантов, судебных приставов, старшего секретаря (завканцелярией), секретарей судебных заседаний, архивариуса, бухгалтера, завхоза, машинистку.


Суд присяжных в Российской Федерации: правовое регулирование деятельности, основы организации, структура и полномочия. Правовой статус присяжного заседателя: права и обязанности, порядок наделения полномочиями, гарантии независимости.

Правовое регулирование деятельности суда присяжных проводится согласно Федеральному закону от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Суд присяжных - один судья-профессионал и двенадцать присяжных заседателей.

Суд в таком составе возможен для разбирательства уголовных дел, подсудных всем федеральным судам общей юрисдикции среднего звена и Верховному Суду РФ, если подсудимый заявит ходатайство об этом. (Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.)

Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Одним из основных правил, соблюдаемых при отборе, является использование таких приемов, которые обеспечивали бы случайность выбора лиц, включаемых в списки кандидатов в присяжные заседатели, а в дальнейшем — и в состав коллегий присяжных по конкретным уголовным делам. Во время судебного заседания отбор присяжных заседателей осуществляют судьи с участием сторон. Пожалуй, самой существенной чертой полномочий присяжных заседателей является то, что они при разбирательстве уголовных дел вправе принимать решение (вердикт) лишь по так называемым вопросам факта (к примеру, о виновности или невиновности подсудимого, о наличии или отсутствии обстоятельств, смягчающих или отягчающих его ответственность, и т.д.), а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других важных (преимущественно юридических) вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют. Существенным моментом, характеризующим полномочия присяжных, является и то, что они не должны мотивировать свое решение.

Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является не только их правом, но и обязанностью, сопряженной с выполнением своего гражданского долга.

Отбор граждан для участия в качестве присяжных заседателей осуществляется высшим органом исполнительной власти субъекта РФ, который каждые 4 года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели.

Составленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за 1 месяц до истечения срока полномочий прежних кандидатов в присяжные заседатели, а изменения, внесенные в эти списки, - в течение 1 недели.

Кандидаты в присяжные заседатели призываются к участию в осуществлении правосудия не более одного раза в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела к моменту истечения указанного срока не окончено, то на все время его рассмотрения. Кандидаты, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения этих обязанностей, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Военные суды: правовое регулирование деятельности, основы организации, структура, задачи.

 

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

ФК Закон о военных судах ст. 4: «Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

— нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

— нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Система военных судов строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. По сравнению с подсистемой гражданских судов общей юрисдикции она является намного более компактной — состоит из 13 военных окружных (флотских) и 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немногим более 900 человек.

Подобно системе (подсистеме) федеральных гражданских судов общей юрисдикции она состоит из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам. Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. Полномочия председателей весьма сходны с полномочиями председателей районных судов, о которых было сказано ранее. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Территориальная юрисдикция 12 военных судов этого уровня определена Федеральным законом «О территориальной юрисдикции окружных (флотских) военных судов» от 27 декабря 2009 г. Каждый из них располагается на территории, как правило, нескольких субъектов РФ, названных в этом Законе. На них возлагается выполнение функций первой и второй судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений.

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется Военная коллегия, которая тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций

Законность постановлений или иных решений Военной коллегии может быть проверена Апелляционной коллегией Верховного Суда РФ, а также Президиумом Верховного Суда РФ. Полномочия председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей судебных коллегий и заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда: — по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей; — при рассмотрении дела в качестве второй инстанции или инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, также образуется коллегия из трех судей.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...