Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дать характеристику эксперименту как методу сбора информации




Одним из своеобразных методов сбора первичной информации является эксперимент. Основная цель эксперимента – проверка гипотез, имеющих непосредственное применение на практике. Как разновидность углубленного, аналитического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Эксперимент лучше проводить в небольших однородных группах обследуемых. Объект, с помощью которого проводится эксперимент, выступает только как средство создания экспериментальной ситуации и, в отличие от объекта массового исследования, может иметь отношение к использованию полученных результатов и выводов.

Суть метода эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик (контрольных характеристик).

Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий:

в качестве контрольных выбираются самые важные характеристики (с точки зрения изучаемой проблемы);

изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик, которые вводятся или изменяются самим исследователем;

на протекание эксперимента не должны оказывать влияние те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны ее изменить.

Известны различные типы эксперимента. Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации, по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо нет о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы как правило осведомлены об эксперименте.

Как в полевом, так и в лабораторном эксперименте в качестве дополнительных методов сбора информации о ходе эксперимента могут быть использованы опрос и наблюдение. Их результаты дают основание исследователю решать вопрос о том, вмешиваться в процесс протекания эксперимента или нет.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, нейтральные, факторные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам. Важно, чтобы в ходе линейного эксперимента было исключено воздействие на объект анализа всех мешающих факторов.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным и нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на ход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

Для успешного проведения эксперимента необходим правильный подбор его участников. Различают следующие методы отбора участников эксперимента:

· метод попарного отбора;

· метод структурной идентификации;

· метод случайного отбора.

Ко всем этим методам отбора экспериментальных групп выдвигается одно общее требование: они должны гарантировать правомерность распространения выводов эксперимента на тот объект, изменение характеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается экспериментальная группа.

Метод попарного отбора наиболее популярен при параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем: из генеральной совокупности отбираются две идентичные по контрольным и различные по факторным характеристикам группы. После этого для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Метод структурной идентификации используется в параллельном и линейном экспериментах. Экспериментальная группа в линейном эксперименте отбирается таким образом, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть произведен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп.

Метод случайного отбора осуществляется методами вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой численности экспериментальной группы.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают осуществление ряда этапов:

· определение цели эксперимента;

· выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной группы (групп);

· выделение предмета эксперимента;

· выбор контрольных, факторных, нейтральных признаков;

· определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

· формулировка гипотез и определение задач;

· выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

· определение метода фиксации результатов;

· проверку эффективности эксперимента.

Проведение эксперимента сопровождается большими трудностями, что объясняет его непопулярность в среде исследователей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...