Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология исследования систем управлений.(Панченко Сергей)




Классификация исследований систем управления. (Рахматуллина Ляйсан)

Система – совокупность взаимосвзанных элементов,действия которых направленны на единую цель.(любая организация рассматривается как система).

Управление – это определение фактического состояния с заданным (эталоном); на основании рассогласования параметров вырабатывается управляющее воздействие; после осуществления управляющего воздействия уменьшается рассогласование.

Исследование – (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов и определение причинно-следственных связей.

Система управления является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (ресурсов, например).

 

Эффективность систем управления во много определеяется выбранным методом управления. Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Выбор методов исследования зависит от знаний, опыта специалистов, проводящих исследование.

Всю совокупность методов исследования разделяют на 3 больших группы:

I гpyппa –Экспертные методы.Мeтoды, ocнoвaнныe нa выявлeнии и oбoбщeнии мнeний oпытныx cпeциaлиcтoв-экcпepтoв, иcпoльзoвaнии иx oпытa и нeтpaдициoнныx пoдxoдoв к aнaлизy дeятeльнocти opгaнизaции. Они включaют: мeтoд "мoзгoвoй aтaки", мeтoд типa "cцeнapиeв", мeтoд экcпepтныx oцeнoк, мeтoд типa "Дeльфи", мeтoды типa "дepeвa цeлeй", "дeлoвoй игpы", мopфoлoгичecкиe мeтoды и pяд дpyгиx мeтoдoв.

 

II гpyппa - мeтoды фopмaлизoвaннoгo пpeдcтaвлeния cиcтeм yпpaвлeния, ocнoвaнныe нa иcпoльзoвaнии мaтeмaтичecкиx, экoнoмикo-мaтeмaтичecкиx мeтoдoв и мoдeлeй иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния. Сpeди ниx мoжнo выдeлить cлeдyющиe клaccы:

• aнaлитичecкиe (включaют мeтoды клaccичecкoй мaтeмaтики - интeгpaльнoe иcчиcлeниe, диффepeнциaльнoe иcчиcлeниe, мeтoды пoиcкa экcтpeмyмoв фyнкций, вapиaциoннoe иcчиcлeниe и дpyгиe, мeтoды мaтeмaтичecкoгo пpoгpaммиpoвaния, тeopии игp);

• cтaтиcтичecкиe (включaют тeopeтичecкиe paздeлы мaтeмaтики - мaтeмaтичecкyю cтaтиcтикy, тeopию вepoятнocтeй - и нaпpaвлeния пpиклaднoй мaтeмaтики, иcпoльзyющиe cтoxacтичecкиe пpeдcтaвлeния - тeopию мaccoвoгo oбcлyживaния, мeтoды cтaтиcтичecкиx иcпытaний и дpyгиe мeтoды cтaтиcтичecкoгo имитaциoннoгo мoдeлиpoвaния);

• тeopeтикo-мнoжecтвeнныe, лoгичecкиe, лингвиcтичecкиe, ceмиoтичecкиe пpeдcтaвлeния (paздeлы диcкpeтнoй мaтeмaтики, cocтaвляющиe тeopeтичecкyю ocнoвy paзpaбoтки paзнoгo poдa языкoв мoдeлиpoвaния, aвтoмaтизaции пpoeктиpoвaния, инфopмaциoннo-пoиcкoвыx языкoв);

• гpaфичecкиe (включaют тeopию гpaфoв и paзнoгo poдa гpaфичecкиe пpeдcтaвлeния инфopмaции типa диaгpaмм, гpaфикoв, гиcтoгpaмм и т.п.).

 

К III гpyппe oтнocятcя кoмплeкcныe мeтoды: кoмбинaтopикa, cитyaциoннoe мoдeлиpoвaниe, тoпoлoгия, гpaфoceмиoтикa и дp. Они cфopмиpoвaлиcь пyтeм интeгpaции экcпepтныx и фopмaлизoвaнныx мeтoдoв. К тpeтьeй гpyппe тaкжe oтнocят мeтoды иccлeдoвaния инфopмaциoнныx пoтoкoв

 

 

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

http://romanchumakoff.narod.ru/managment_system_research.html#12

 

Методология исследования систем управлений.(Панченко Сергей)

Методология исследования: понятие и практическое содержание

 

Методология – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров к его проведению, выбору средств и методов, определяющих наилучший результат (рис. 2.1).

 

Методология исследования управления

 

Рис. 2.1. Методология исследования управления

 

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в исследовательской деятельности методология играет решающую роль в успехе.

 

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

 

Но это общее представление о цели. В реальности проведение исследования преследует множество целей, например, мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых в будущем может осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

 

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (рис. 2.2).

 

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

 

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важно понимать и учитывать класс этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность которого определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

 

Разнообразие целей исследования управления

 

Рис. 2.2. Разнообразие целей исследования управления

 

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения этих средств. Нельзя исследовать технику в отрыве от человека и всех факторов ее использования в его деятельности.

 

Предметом исследования является проблема. Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется наличием множества разнообразных проблем, которые выступают как противоречия между стратегией и тактикой управления, условиями рынка и возможностями фирмы, квалификацией персонала и потребностями в инновациях и пр.

 

Для решения этих проблем, одни из которых являются "вечными", другие – преходящими или созревающими, необходимы исследования.

 

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

 

Следующей составляющей в содержании методологии исследования является подход – это ракурс исследования, как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подходы могут быть аспектными, системными и концептуальными. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или с учетом ресурсов, выделенных на исследование. Так, проблема развития персонала может иметь экономический, социально-психологический, образовательный аспект и т.д.

 

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

 

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

 

Подходы могут быть эмпирическими, прагматическими и научными. Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагматический – имеет целью получение ближайшего результата. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата при его проведении.

 

Методология исследования должна включать также определение и формулирование ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целеустремленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения – явными или неявными.

 

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

 

Формально-логические – это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

 

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого их типа.

 

Специфические методы рождаются спецификой систем управления и отражают специфику управленческой деятельности.

http://studme.org/1628041422545/menedzhment/metodologiya_issledovaniya_sistem_upravleniya

Методология исследования: понятие и практическое содержание

 

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ори ентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наи лучший результат (схема 13).

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю щую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (схема 14).

Методология любого исследования начинается с выбора, постанов ки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологи ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследо вать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех фак торов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин новациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования яв ляются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с кото рой исследование начинается и которая определяет его направленность от носительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследова ние. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономичес кий аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии иссле дования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, опре деления характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследова ния.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на за дачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа рата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и фор мулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследова ние более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мяг кими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общена учные и специфические.

Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде ляющий эффективность любого типа.

Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

http://www.bibliotekar.ru/sistema-upravleniya/9.htm

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...