Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Количественная теория денег.




Среди различных теорий и концепций денег самой ранней стала количественная теория, корни которой уходят в теории Аристотеля. Эту теорию наиболее полно изложил английский философ Д. Юм (1711-1776). Поскольку на тот период общим эквивалентом было золото и серебро, то представители этой теории утверждали, что стоимость денег формируется не в процессе производства благородных металлов, а в обмене, во время выполнения деньгами функции средства обращения. В соответствии с этой теорией не сумма цен товаров (товарной массы) определяет количество денег в обращении, а любое изменение количества денег обусловливает изменения абсолютного уровня цен товаров.

В рамках этой теории сложилось два основных течения: механистическое и психологическое. Согласно первому, представителем которого был американский экономист И. Фишер (1867-1947), цены товаров находятся в прямой пропорциональной зависимости от количества денег и скорости их обращения и в обратной – от количества товаров, находящихся в обороте.

Второе течение представлено теоретиками кембриджской школы А. Маршаллом и А. Пигу, а также маржиналистами и получило название субъективно-психологической теории, поскольку представители неоклассической теории называют деньги декретивными (декретируются правительством, центральным банком), т. е. деньги имеют стоимость вследствие того, что люди их ценят и соглашаются считать деньгами. Ценность денег также определяется доверием людей к правительству, которое контролирует денежную массу в стране.

Современную кредитно-бумажную денежную систему они еще называют "фидуциарной", т. е. основанной на доверии (от лат. fiducia – доверие). Это течение представляют такие известные американские экономисты, как П. Самуэльсон, Дж. Гелбрейт и др. Так, П. Самуэльсон называет деньги "искусственной социальной условностью", а Дж. Гелбрейт – "продуктом соглашения между людьми".

Недостаток количественной теории денег заключается в том, что она лишает деньги стоимости, а товары – цены до процесса обмена. На самом деле товары измеряют свою стоимость в деньгах как меры стоимости еще до того, как они попадают на рынок. В процессе обращения происходит лишь определенная корректировка таких цен в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Кроме того, деньги возникают стихийно вследствие развития общественного разделения труда, товарного производства, постепенного выделения из товарного мира товара-эквивалента. Товары измеряют свою стоимость в деньгах при выполнении деньгами функции меры стоимости, а не средства обращения. Последняя функция также в определенной степени влияет на цены товаров, что находит свое проявление в инфляции вследствие чрезмерного количества денег в обращении.

Позитивной стороной количественной теории является то, что она дает возможность предварительно выяснить такой аспект инфляции, как обесценивание денег, сопровождающее повышение цен на товары. В то же время динамика денежной массы и цен на товары и услуги во время инфляции показывает несоответствие этих показателей, что свидетельствует о несовершенстве количественной теории денег.

Развил количественную теорию денег Дж. Кейнс, который утверждал, что увеличение количества денег в обращении не влияет на цены только в условиях безработицы, а при полной занятости цены изменяются пропорционально количеству денег. Усовершенствованный Дж. Кейнсом вариант количественной теории нашел свое воплощение в теории регулируемой валюты. Образцом валюты в условиях отсутствия золотого стандарта он и его последователи считали систему бумажно-кредитного денежного обращения. Кроме того, Дж. Кейнс разделил денежную и товарную массу на составные элементы и сопоставлял их в соответствии с концепцией количественной теории денег.

Тем не менее ни одна из перечисленных теорий не раскрывает комплексно, чем определяется стоимость современных денег. Это касается и марксистской теории денег, которая адекватно отображала сущность денег лишь во времена господства золотого стандарта. В современных условиях близки к реальности идеи английского экономиста Дж. Хикса, который выводит сущность денег из выполняемых ими функций. Однако определение им денег как того объекта, который используется как деньги, является научно некорректным.



Вопрос №12. Классическая экономическая теория об условиях и причинах возникновения рыночных отношений.

Рынок – механиз или институт, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг

Возникновение и становление рынка представляют собой длительный исторический процесс. Объективными причинами возникновения рынка являются:

1) Разделение труда и специализация трудовых функций (отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение торговли и возникновение машинного производства), которое вызывает увеличение производительности труда. В условиях разделения труда лишь малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Большую их часть он удовлетворяет обменом производимых продуктов своего труда на продукты труда других людей, в которых он нуждается.

2) Обмен экономических благ. Обменивая одни продукты на другие, люди наиболее полно удовлетворяют свои разнообразные потребности. В этом смысле рынок возникает как процесс обмена продуктами труда людей, способный каждый по отдельности производить весьма немногое. В результате усиливаются экономические взаимосвязи членов общества. Результат обмена взаимовыгоден.

3) Экономическое обособление товаропроизводителей. Обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т, е. будучи первоначально мелкотоварным, но уже развивающимся рыночным хозяйством.

Таким образом, на поверхности явлений рыночные процессы проявляются, прежде всего, в сфере обмена, но основной и важнейшей сферой их формирования является производство. Отсюда возникает следующее определение рынка: Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства.

История.

А. Смит впервые в анализ рынка включил и сферу производства, и сферу обмена. Придерживаясь позиций физиократов, он отводил основную роль сфере производства, но также не абстрагировался и от игры рыночных сил в сфере обмена, вносящей свои коррективы в экономические процессы. Он не исключал сферу производства из системы рыночных отношений, а считал её основной. Всякое богатство создаётся трудом, но продукты труда создаются не для себя, а для обмена. Поскольку невозможно найти точное мерило труда, затраченного на производство различных продуктов, то пропорции обмена регулируются конкуренцией, зависящей от соотношения количества товара, поставленного на рынок, и спросом на него. На этой основе он ввёл понятия действительной и рыночной цены товаров. Под действительной ценой товара А. Смит подразумевал затраты личного труда человека или затраты труда и усилий других людей, которые он приобретает в обмен на собственные.

Рыночный автоматизм, по мнению А. Смита, вполне может в определённом смысле оптимизировать распределение ресурсов, а децентрализованная, атомистическая конкуренция в определённом смысле обеспечивает "максимальное удовлетворение потребностей": свободная конкуренция стремится приравнивать цены к издержкам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри отраслей. Устанавливается оптимальное распределение ресурсов между отраслями.

А.Смит также отметил, что свободная рыночная экономика не всегда обеспечивает наилучшее устройство жизни, личные интересы могут в равной мере и препятствовать, и способствовать росту благосостояния общества, рыночный механизм установит гармонию только тогда, когда он включён в соответствующие правовые и институциональные рамки.

К. Маркс не разделяет сферу производства и сферу обмена при анализе рыночной формы организации общественного производства. Центральной идеей К. Маркса при изучении процесса обмена был вывод о двойственном характере труда, содержащегося в товаре. Эта двойственность состоит в том, что одновременно затраты абстрактного труда создают стоимость товара, а конкретный труд создаёт потребительную стоимость. Прежде чем обмениваться, продукт труда должен быть создан человеческим трудом, а затем в сфере обмена этот труд получает общественное признание, приобретая статус общественно-необходимого, а продукт труда становится товаром, лишь доказав на рынке свою полезность для других людей. Сфера производства и сфера обмена для него одинаково важны. Производство и обмен взаимосвязаны, их функциональная роль состоит соответственно в создании и продуктов труда и затем доведении их до потребителя.

Товарно-рыночный механизм стимулирования и регулирования производства сыграл важную роль в преодолении свойственного докапиталистическим формациям застоя в экономическом развитии. Возникновение и укрепление товарных отношений знаменуют собой серьёзное ускорение экономического прогресса. Обмен товаров в соответствии с затратами общественно-необходимого труда способствует развитию производительных сил общества и регулирует распределение труда по сферам производства.

С другой стороны, этот механизм вызывает дифференциацию или прямое разорение товаропроизводителей, чьи индивидуальные затраты превышают общественно-необходимые. Тем самым подготавливаются условия для капиталистических форм производства: разорившиеся товаропроизводители превращаются в наёмных рабочих, богатеющие - формируют ряды капиталистов.

Кроме А. Смита и К. Маркса вопросом рынка занимались многие ведущие ученые, как Дж. Б. Кларк, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэй, У. Петти и др.



Вопрос №13. Рынок как форма организации хозяйственной деятельности. Классификация рынков.

Рынок как экон. категория – это сово-купность экон.отношений и связей меж-ду покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками. Возник в резу-льтате товарного производства и разде-ления труда. Рынок – это обмен, органи-зованный по законам товарного пр-ва и обращения; совокупность отношений то-варного и денежного обращения.

Существуют различные классифика-ции рынка в зависимости от выбора критерия:

1) По степени экономической самостоя-тельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, моно-полистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсо-ния)

2) По объекту купли-продажи (рынок: то-варов и услуг, капиталов, средств произ-водства, духовных благ, труда, земли, жилья, информации).

3) По способу продаж (оптовый, розничный).

4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национа-льный, мировой).

Для изучения рынка вводят понятие "конкурентного рынка" - модель свобод-ной игры рыночных сил, действия которых не ограничены препятствиями. Существенными признаками конкурентного рынка являются:

1) Число покупателей и продавцов - неограниченно, каждый из них не может повлиять на общий уровень цен.

2) Производимые товары должны быть однородны с точки зрения покупателей, а все покупатели должны быть одина-ковы с точки зрения продавцов.

3)Свобода входа и выхода из отрасли.

4) Любые формы тайного сговора, как среди продавцов, так и среди покупа-телей исключены.

5) Информация полностью открыта.

Функции рынка:

1) Информационная. Рынок дает объективную информацию об обще-ственно необходимом кол-ве ассор-тимента и качестве тех товаров и услуг, которые не него поставляют. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2) Стимулирующая. Рынок посред-ством цен стимулирует внедрение в производство и достижение научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расшире-ние ассортимента товара и услуг.

3) Регулирующая. Дает ответы на вопросы что, где, для кого. Рынок дает сигнал на что спрос растет, а на что падает. Обеспечивает произ-водство товаров и услуг в соответ-ствии с обществ-ми потребностями.

4) Посредническая. В рыноч-ной эко-номике потребитель имеет возмож-ность выбора оптимального постав-щика продукции, а продавцу предос-тавляется возможность выбрать подходящего покупателя.

5) Очищает производство от эконо-мически слабых хоз. единиц и поощ-ряет развитие перспективных фирм.

6) Ценообразующая. Позволяет оп-ределить общественные затраты на товар.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...