Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь безработицы и инфляции. Кривая Филлипса.




Анализируя экономику и средства воздействия на неё, экономисты обратили внимание на то, что политика, направленная на снижение уровня безработицы, сопровождалась ростом цен и, наоборот, дефляционная политика приводила к росту уровня безработицы.

Однако в 70-е годы в западных странах стало наблюдаться устойчивое сочетание высоких темпов инфляции и высоких уровней безработицы при застое в производстве, получивших название стагфляции.

Инфляция оказывает сильное воздействие на занятость. В 1958 году английский экономист А. Филлипс предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую такое воздействие. Используя в своей работе данные английской статистики за 1861-1956гг., он построил кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок заработной платы и уровнем безработицы. Филлипс сделал вывод, что правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей.

 

 

Р

 

U

 


Рис.1. Кривая Филлипса

 

где P - темп роста товарных цен (уровень инфляции);

U - уровень безработицы

 

Если правительство рассматривает уровень безработицы в стране как чрезвычайно высокий, то для его понижения проводятся бюджетные и денежно-кредитные мероприятия стимулирующие спрос. Это приводит к расширению производства и созданию новых рабочих мест. Норма безработицы снижается, но одновременно темпы инфляции возрастают. Такая ситуация вынуждает правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий правительства уровень цен снизится, а безработица возрастет.

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Иными словами, соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных периодов времени. Переливание безработицы в инфляцию по этому методу опасно для экономики из-за непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты правительства большинства западных стран, в том числе США и Англии, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая используется по сей день.

Суть этой теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. Естественный уровень безработицы (4-5%) должен определяться структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика обеспечения естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех положительных факторах этого метода у него существует довольно важный недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться: ее темпы не могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный уровень безработицы не всегда является социально приемлемым.

Проблемам связи безработицы и инфляции большое внимание уделял М. Фридман. Его точка зрения на нестабильность кривой Филлипса основывается на концепции естественной нормы безработицы, под которой понимается при данной структуре спроса и предложения в экономике такая норма безработицы, при которой реальная зарплата и цены стабильны. Он различает краткосрочную и долгосрочную кривые Филлипса. Для первой характерен отрицательный наклон, а вторая - вертикальна. Его выводы: «правительству следовало бы отказаться от регулирования спроса, нацеленного на полное устранение безработицы, ибо ее уменьшение ниже естественной нормы связано с инфляцией; поскольку удержание высокой инфляции в регулируемых пределах не гарантирует достижение полной занятости, предпочтительнее в качестве цели иметь отсутствие инфляции, а не полную занятость.


 


Вопрос № 49?. Теории длинных волн. Взгляды Й.Шумпетера, Н.Д.Кондратьева

Длинные волны Кондратьева - долговременные тенденции циклического развития экономики, включающие понижательную и повышательную фазы. Анализ длинных волн явился основой метода долгосрочного прогнозирования воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве.

Длинные волны в экономике начали анализироваться экономистами в середине ХIX века.

В 60-х годах того же века была разработана теория циклических кризисов К. Марксом. Эта теория дала толчок к изучению феномена длинных волн.

В настоящее время в мировой экономической науке с именем известного советского экономиста Н.Д. Кондратьева связывают такие понятия как «длинные волны Кондратьева» или «большие циклы конъюнктуры Кондратьева». Концепция больших циклов Кондратьева состоит из трёх основных частей:

1) эмпирическое доказательство существования больших циклов конъюнктуры;

2) установление закономерностей, сопровождающих длительные колебания конъюнктуры;

3) попытка их теоретического объяснения.

Объяснения большим циклам необходимо искать в особенностях функционирования экономической системы, которая никогда не находится в состоянии идеального равновесия. По мнению Кондратьева, существует равновесие трёх видов:

1) равновесие между рыночным спросом и предложением товаров и услуг;

2) равновесие, связанное с изменением спроса на оборудование, сооружения;

3) равновесие, связанное с оборотом «основных капитальных благ».

Одним из первых идею больших циклов Н.Д.Кондратьева воспринял и по-своему применил австрийский экономист Й. Шумпетер. С его именем связана инновационная теория длинных волн. Суть основных разработанных Й. Шумпетером положений сводится к следующему:

- причину возникновения циклического движения следует искать в инновациях, жизненный цикл которых рассматривается им как «процесс созидательного разрушения»;

- многочисленные жизненные циклы отдельных инноваций сливаются в пучки («кластеры»);

- процесс внедрения инноваций не протекает равномерно, он характе­ризуется скачками и рывками. Основополагающей мотивацией для ново­введений служат психологические факторы;

- предложенная концепция динамического равновесия связана с раз­ными видами инноваций


.

 


Вопрос №51. Протекционизм и фритредерство в истории экономической мысли

Процессы, протекающие в современной международной торговле, позволяют сделать вывод, что либерализация становится её основной тенденцией. На это указывает увеличивающаяся открытость национальных экономик, снижение уровня таможенных пошлин, отмена многих квот, ограничений, обострение конкурентной борьбы на мировом рынке.

Свобода торговли -отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран.

На ряду с явным и многосторонним процессом либерализации международной торговли существует и противодействующая этому процессу протекционистская тенденция. Эта тенденция свидетельствует о наличии глубинных политико-экономических интересов, стремлений всеми силами защищать отечественных производителей, сохранять рабочие места, поддерживать конкурентоспособность национальных товаров и отраслей.

Фритредеры провозглашают принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь или же сводят его к незначительным дозам

Протекционизм -экономическая политика государства, имеющая цель оградить национальный внутренний рынок от иностранной конкуренции путём введения высоких пошлин на ввозимые в страну товары, ограничения или полного запрета ввоза определённых товаров.

Международная практика свидетельствует, что обе тенденции являются внутренне присущими характеристиками международной торговли. И главная проблема в разрешении противоречия между этими тенденциями - это нахождение их рационального сочетания.

Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестаёт существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран.


 


Вопрос № 52. Государственная собственность и государственный сектор в экономике. Национализация и приватизация. В повседневной жизни под собственностью обычно понимают принадлежность тех или иных вещей определенным лицам (группам лиц). Собственность бывает: частная, групповая (коллективная) и общая (государственная). Общая собственность представляет собой совместное достояние, то есть принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Термин «Приватизация» в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран.

Приватизация (от лат. privatus - частный) - продажа или безвозмездная передача государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц. Главная цель приватизации - повышение эффективности использования объектов хозяйствования.

В России прошла два этапа - бесплатный (ваучерный) и денежный. Первый пришелся на 1992-1993 гг., второй - с 1994г. Главное отличие второго этапа в том, что объекты государственной и муниципальной собственности передавались в частные руки не бесплатно, а путем продажи по рыночным ценам с использованием аукционов, конкурсов, тендеров и т.д.

Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерческие структуры, бывшие государственные структуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению мелкого производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Национализация – переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть: земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь и т. д. Как правило, затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Социалистическая национализация ликвидирует частную собственность на средства производства, создаёт социалистический уклад в экономике. Может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп, а также обобществление мелкой собственности в процессе кооперирования. В 1917-1918 гг. государство национализировало крупную промышленность, транспорт, внешнюю торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Капиталистическое государство, как правило, выплачивает владельцам национализированных предприятий значительную компенсацию.

 


Вопрос № 53. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики ставит своей целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоёв населения. Существуют и применяются разнообразные формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные из них:

Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов. Полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим большое значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.

Налоговое регулирование осуществляется путём установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объём денежной массы. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные (кроме налоговых) платежи в бюджет.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями.

Социальное регулирование со стороны государстванаправлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоёв населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся группам населения, страхование здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий.

Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий.

Государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма.

Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических связей, обеспечение экономической безопасности.

Методы государственного регулирования рыночной экономики .

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия на экономику. Среди методов можно отметить: административные и экономические.

Просматривается по крайней мере пять областей, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства:

1. Прямой государственный контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

2. Побочные эффекты рыночных процессов. Необходимы жёсткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

3. Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п.

4. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала.

5. Реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономические методы государственного регулирования опираются в основном на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:

· налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;

· регулирование цен, их уровней и соотношений;

· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;

· таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.


Вопрос №54.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...