Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темперамент, характер, способности, как свойства личности

Память

1.Понятие о памяти в психологии. Значение памяти в жизни и деятельности человека.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в закреплении(запоминании), сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта, делающее возможным его повторное использование в деятельности человека или возвращения в сферу сознания.

Информация и прошлый опыт, слова – синонимы!

Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и поэтому, память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития человека и в основе его обучения.

Обучение без памяти не возможно!

Память является основной психической деятельности человека.

Без памяти невозможно развитие: мышления, речи и других познавательных процессов; невозможно формирование сознания человека, как высшей формы развития психики; если нарушены процессы памяти – человек не развивается как личность, как субъект деятельности, общения, который живёт и проявляет себя в обществе.

Память может носить: сознательный(осознанный) характер и представлена на бессознательном уровне.

Для лучшего изучения, понимания человека необходимо как больше знать о его памяти.

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге человека в результате воздействия этих предметов и явлений на анализаторы, возникают образы, эти образы не исчезают бесследно после прекращения воздействия действительности. Образы сохраняются памятью человека, даже в отсутствии реальных предметов и явлений, и хранятся в нашей памяти в виде представлений памяти.

Представления памяти – это образы, они имеют идеальный характер, тех предметов и явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим с помощью памяти и мышления.

!!! Память и мышление неразрывно связаны между собой на сознательном уровне (воспроизвести мысленно)!!!

Представления памяти могут быть:

1. Зрительные

2. Слуховые

3. Обонятельные

4. Вкусовые

5. Осязательные

Представления памяти в отличии от образов восприятия менее устойчивы, менее выразительны, не так богаты деталями, но они составляют важнейшие элементы нашего закреплённого прошлого опыта.

Память- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения (процессы памяти).

На запоминание отказывает большое влияние эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Всё что запоминается, откладывает глубокий след в сознании, запоминается надолго и прочно.

Продуктивность памяти зависит от волевых качеств человека.

Память связана с особенностями личности человека.

Человек сознательно регулирует процессы своей памяти, управляет ими исходя из тех целей и задач, которые он ставит в своей деятельности.

Физиология памяти

На физиологическом уровне информация в памяти хранится и преобразуется на основе динамических физиологических процессов.

Память –это функция мозга. А физиологической основой памяти является – пластичность НС. Пластичность НС выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс протекающий в головном мозге оставляет после себя так называемый след в нервной ткани(физический след, нейрохимический след, нейробиологический след и т.д., которые изменяют характер дальнейших процессов в головном мозге и дают возможность их повторного возникновения. Пластичность НС проявляется так же в отношении психических процессов, что выражается возникновением связей между различными психическими процессами. В результате чего 1 психических процесс, может вызвать 2ой психический процесс.

На клеточном уровне происходят различные изменения, становление связей между различными психологическими процессами.

Последние 30 лет были проведены исследования, которые показали что запечатление, сохранение и воспроизведение памяти, связанное с глубокими биохимическими процессами на клеточном уровне, в частности с модификацией, такой структуры как РНК в клетках головного мозга, исследование структуры ДНК и РНК в последние 10летия является основой в вопросе исследования памяти. Появились исследования в которых предпринимаются попытки выделить те области мозга, которые необходимы для сохранения следов памяти и неврологические механизмы, лежащие в основе запоминания и забывания. Поэтому исследованием памяти занимается не только психология, но и нейрофизиология, неврология, невропатология, психиатрия и ряд других областей знаний.

С точки зрения психологической науки, в основе памяти лежат механизмы ассоциации.

С физиологической точки зрения, ассоциации представляет собой –временную нервную связь которая устанавливается в коре головного мозга.

2 рода ассоциаций:

1. Простые

выделил Аристотель:

· Ассоциация посмежности – образы восприятия или какие-либо представления, вызывают в памяти те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними.

· Ассоциации по сходству –образы восприятия или определённые представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам.

· Ассоциация по контрасту – образы восприятия или определённые представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними.

2. Сложные(смысловые) в них связываются 2 явления: часть и целое; род и вид; причина и следствие. Эти ассоциации являются основной наших знаний!!!

Существование в сознании ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеются и воспроизводятся независимо друг от друга, а в тесной связи друг с другом.

Воспроизведение 1их образов, влечёт за собой воспроизведение других, что обусловлено, реальные объективными связями предметов и явлений в окружающем мире.

Т.к. сознание человека это отражение окружающего мира, в связи с этим в сознании человека возникают временные связи, в основе которых лежит деятельность мозга человека, являющейся физиологической основной - запоминания и воспроизведения.

Для образования многочисленных ассоциаций в сознании человека требуются повторения.

Иногда связь может возникать с 1го раза, в том случае, когда в коре полушарий головного мозга возник сильный очаг возбуждения. Во всех других случаях необходимо что бы эта информация подкреплялась на практике или фиксировалась с помощью повторений.

2. Виды памяти и их характеристика.

Все виды памяти можно разделить на несколько групп:

1. По характеру психической активности:

· Двигательная(моторная) память – запоминание, сохранение и воспроизведение человеком различных движений. Она необходима для формирования различных практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма, бега.

· Эмоциональная память – память на чувства и эмоции. Заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства и эмоции, самый устойчивый и сильный вид памяти!, долговременный вид памяти. Имеет значение в жизни и деятельности каждого человека, потому что пережитые человеком и сохраненные в памяти чувства, выступают в виде сигнала либо побуждающих человека к новым действиям, либо удерживающих от действий, которые в прошлом опыте вызвали отрицательные переживания.

· Образная память -память о представлениях, тактильной и природной жизни, а также на звуки, запахи и вкусы. Суть этой памяти заключается в том, что воспринятое человеком ранее, воспроизводится затем в форме представлений. Для образной памяти характерна: фрагментарность, неустойчивость, а также бледность образов и представлений.

Зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую.

Зрительная память – воспроизведение и сохранение зрительных образов.

Слуховая память –запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Обонятельная, осязательная, вкусовая – фиксируют раздражители поступающие на соответствующие анализаторы и они преследуют цель: удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранения организма.

· Словесно-логическая память –присуще только человеку! Выражается в запоминании, в сохранении и воспроизведении наших мыслей. Мысли человека оречевляются. Мы запоминаем, воспроизводим мысли, которые возникают в процессе обдумывания, размышления.

 

2. По характеру целей деятельности:

· Произвольная память – произвольная, задача запомнить.

 

· Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение информации как бы «автоматически» без волевых усилий, без контроля со стороны сознания. Непроизвольно запоминается материал, когда с ним связана определённая умственная работа.

 

3. По продолжительности сохранения материала:

· Мгновенная память – её продолжительность от 0.1 до 0.5с. Она даёт нам удержание точной и полной картины, только что воспринятой органами чувств информации. Память-образ-2ое название мгновенной памяти.

· Кратковременная память –представляет собой способ хранения информация в течение короткого промежутка времени. Фиксирует память до 20с. В ней сохраняются наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в кратковременную попадает, только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание. В этом виде памяти не используются специальные мнимические приборы. В этом виде памяти мы принимаем определенные волевые усилия.

· Долговременная память –эта память способна хранить информацию в течении неограниченного временного срока. Может воспроизводится человеком несколько раз, без утраты, но для того что бы она там успешно хранилась, её нужно актуализировать или использовать в процессе практической деятельности.

Наша психика защищается от избытка лишней информации.

Что бы информация перешла в долговременную память необходимо использовать многочисленные мнимические приёмы(приёмы запоминания): повторения, установление взаимосвязи с ранее усвоенным материалом.

· Оперативная память – память, рассчитанная на хранение информации в течении определённого, заранее заданного срока, от нескольких секунд до нескольких дней. По длительности хранения информации в нём занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью и срок хранения информации в этой памяти определяется, той задачей которая стоит перед человеком в процессе его деятельности. Оперативная память =память на операции

От этого вида памяти зависит успешность выполняемой человеком деятельности.

· Генетическая память – эта информация которая хранится в генотипе человека, передаётся и воспроизводится по наследству, это единственный вид памяти, которому у исследователей нету доступа для научного изучения.

Индивидуальные особенности памяти человека:

Память отдельного человека как правило предпочитает материал 1ой модальности, т.е. у людей преобладает или зрительная, или слуховая или двигательная память. Чистых видов памяти не существует, поэтому людей преобладают такие виды памяти: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая, двигательная-слуховая память.

К индивидуальным структурным особенностям памяти относятся такие характеристики как, величина – оперативная единица запоминания(например, первоклассник обучающийся чтению, сначала читает по слогам(они оперативная единица запоминания), затем ею становится слово, взрослые же люди, одномоментно воспринимают более крупные единицы, фразы или абзацы. Многие люди читают страницами. Эти особенности зависят от тренировки памяти. Также наша память отличается: объёмом памяти, полнотой или точностью воспроизведения, прочность запоминания – длительность хранения информации.

Повышению продуктивности памяти способствует:

· Правильность постановки задачи запоминания

· Активная ориентировка в запоминаемом материале, с выбором главного, существенного с отсечением несущественного и не значимого

· Установление или выбор принципа организации запоминаемого материала и формирование оперативной единицы запоминания

· Всестороннее использование различных органов чувств

· Наличие мотивации в содержании материала!

· Необходимо использовать различные вспомогательные средства, которые соответствуют задачам

Готовность к воспроизведению материала, она во многом зависит от особенностей личности человека, темперамента личности. Флегматики проявляют заторможенность в воспроизведении материала и меланхолики.

Готовность – это умение своевременно и достаточно быстро вспомнить/припомнить необходимую информацию.

Вся совокупность характеристик от

На показатели памяти существенное влияние оказывают: возрастные особенности, у детей ведущая память - образная, она достигает максимальных показателей в 8-11лет, вербальная(словесно-логическая) оптимальных показателей достигает 8-16лет и сохраняется на постоянном уровне до 35 лет, после чего наступает снижение памяти.

Процессы памяти:

Запоминание –процесс памяти, запечатление следов памяти и ввод новых элементов ощущений, восприятий, мышления, эмоций и чувств(переживаний) в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в 1 целое. Установление смысловых связей в процессе запоминания-это результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

Сохранение(хранение)- это процесс накопления материала в структуре памяти включающий его переработку и усвоение, сохранения опыта или информации, даёт возможность для обучения человека и развития его психики.

 

 

Воспроизведение и узнавание – представляют собой процессы актуализации элементов прошлого опыта, т.е. образов, мыслей, чувств, движений. Простой формой воспроизведения является –узнавание, т.е. это опознание воспринимаемого объекта или явления, как уже известного ранее, по прошлому опыту и установление сходств между самим объектом и образом этого объекта в нашей памяти.

Воспроизведение бывает произвольным и не произвольным. При непроизвольном воспроизведение образ вникает в памяти без волевых усилий.

В процессе воспроизведения могут возникать затруднения, идёт процесс припоминания. Припоминание – это отбор элементов нужной с точки зрения требуемой задачи. Припоминание всегда сопровождается активной умственной деятельностью и достаточно серьёзными волевыми усилиями. Воспроизведенная информация не является точной копией того что запечатлено в памяти!

 

Забывание – потеря возможности воспроизведения и даже узнавания, того материала который мы когда-либо знали. Забывание может быть частичным(воспроизведение не полностью) и полным(полная невозможность воспроизведения).

К нарушениям памяти относятся различного рода амнезии.

Амнезия – частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта, она может быть органического или эмоционального генеза.

Амнезии могут быть, воспоминания могут возвращаться к человеку в хронологическом порядке, начиная от самых старых. Воспоминания о последних последствиях которые предшествовали амнезии часто не возвращаются в сознание человека никогда.

Органические амнезии возникают по причине травм головы, органических болезней мозга, алкоголизма, отравление снотворными веществами и часто отравлением медикаментами.

Психогенные амнезии - вытеснение воспоминаний о технической травме.

К типам амнезии относятся:

1. Ретроградная (не помнит события, происходящие до начала амнезии)

2. Антероградная амнезия (больной теряет способность запоминать события происходящие после начала заболевания; помнит все что было раньше)

Человек может страдать одновременно антероградной и ретроградными амнезиями.

3. Фиксационная

4. Травматическая амнезия (временная)

5. Диссационированная(дисоциированная) - (забываются факты из личной жизни)

6. Непрерывная амнезия (не запоминает новые события и забывает часть старых событий)

7. Детская амнезия (не способность всех людей вспомнить что происходило с ними в младенчестве и раннем детстве)

8. Постгипнотическая (не способность вспомнить все что что происходило с ним во время гипноза)

Воображение

Воображение тесно связано с памятью и мышлением человека, а также с восприятием, ощущением и другими познавательными процессами, которые позволяют человеку накапливать каким-либо образом информацию или индивидуальный опыт в своём сознании.

Воображение – психический познавательный процесс, заключающихся в преобразовании представлений, прежних знаний о вещах и явлениях, отражающих реальную действительность и созданием на данной основе новых представлений и образов.

Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда(результата труда), а так же обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.

Воображение возникло в процессе труда человека, как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось только в труде и благодаря труду и особенное развитие воображение получило в творческом труде.

Воображение называется познавательным процессом, потому что благодаря воображению расширяются границы познания человеком действительности.

Воображение присуще только человеку!!!

Деятельность воображения опирается на восприятие и на сохраненные памятью представления и понятия.

Функции воображения:

· Преобразование существующих в сознании представлений в новые образы. Расщепление старых представлений и комбинирование на их основе новых представлений.

Фантазия и воображение – слова синонимы.

Новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической деятельности мозга сознания человека.

· Регулирование эмоциональных состояний человека, разрабатывается эта функция в психоанализе. С помощью воображения человек способен частично удовлетворять многие свои потребности.

· Участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

· Формирование внутреннего будущих действий

· Планирование и программирование деятельности.

· Регуляция или управление психофизиологическими состояниями организма (человек в помощью воображения способен влиять на органические процессы: изменять ритм дыхания, изменять частоту пульсу, изменять кровяное давление, температуру тела)

 

Виды воображения:

v Активное воображение – человек по собственному желанию или усилиям воли вызывает у себя в сознании соответствующие образы. Выделяются следующие виды: воссоздающее и творческое

v Творческое воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека(в искусстве, науке)

v Пассивное воображение – образы такого воображения возникают спонтанно, помимо желания человека. Может быть: непроизвольным, а может быть произвольным.

Непроизвольное пассивное воображение проявляется в грёзах(проявляется в полудремотном состоянии), галлюцинациях.

Относятся еще сновидения – возникают спонтанно.

Аналитико-синтетический характер воображений. Способы создания воображения.

Анализ – это разложение образов на отдельные часты окружающих объектов, а затем объединение этих частей в единый образ.

Процессы воображения как и процессы восприятия, памяти и мышления имеют аналитико-синтетический характер.

Анализ и синтез воображений обнаруживают при активном процессе оперирования с образами и представлениями, хранящимися в памяти человека.

Основная тенденция воображения – это разделение, преобразование образов и представлений в сознании человека и создание на этой основе новых образов и представлений. Создание моделей новых ситуаций, ранее не возникавших в жизни человека. Разделение, разъединение – анализ; объединение –синтез.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, это и есть способы создания образов воображений.

1. Наиболее элементарная форма синтезирования новых образов сознания человека, носит название агглютинация. Происходит так называемое «склеивание» различных и в повседневной жизни не соединяемых частей, качеств и свойств предметов и явлений. Способом агглютинации создаются сказочные образы (образ Русалочки, птица Феникс, избушка на курьих ножках, Пегас, Кентавр). Агглютинация используется в техническом творчестве (танк-амфибия, аккордеон).

2. Гиперболизация – характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или смещением этих частей (великан, Гулливер, лилипуты, мальчик-с-пальчик, Змей-Горыныч).

3. Заострение (подчеркивание) – используется при сознании дружеских шаржей или карикатур.

4. Схематизация – создание различных орнаментов.

5. Типизация – широко используется в художественной литературе, скульптуре, живописи. Характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение этого в одном образе.

Физиологические основы процессов воображения.

Фантазия, воображение – функции мозга, возникновение образов фантазии это результат деятельности мозга человека(коры больших полушарий головного мозга).

Воображение присуще только человеку!

Творческое воображение чаще всего носит сознательный характер. Сложность структуры воображение отмечается тесной связью с физиологией человека, а также с эмоциями. Это обуславливает его сложность и дает основание предполагать что физиологические механизмы процесса воображения расположены не только в коре головного мозга, но и более глубоко залегающих отделов мозга. Таким отделами, которые принимают активное участие в создании образов воображения вместе с корой больших полушарий – гипоталамо-лимбическая система мозга (гипоталамус его в связях с древней корой и подкорковыми областями мозга человека). Эти структуры находятся в передней части ствола головного мозга, у входа в полушария головного мозга.

Было экспериментально выявлено, что при повреждении гипоталамо-лимбической системы, у человека могут происходить своеобразные расстройства психики. Возникают впечатления что поведение такого человека не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных, изолированных актов. Такие больные не в состоянии наметить даже простой план действий и не в состоянии предвидеть последствия этих действий.

Продуцирующие образы фантазий человеческий мозг – оказывает регулирующее воздействие на периферические части всего организма и изменяет процессы их функционирования. Это подтверждается наличием таких видов заболеваний - ятрогенных заболеваний.

Ятрогенные заболевания – представляют собой случаи, когда под влиянием неосторожного слова, например врача, пациент воображает что он заболел опасной болезнью и у него через некоторое время на самом деле развиваются симптомы этой болезни.

Есть такие заболевания как:

Дидактогенные заболевания - заболевания, основанные на тех-травмирующих последствиях, которые могут возбуждать фантастические страхи у человека и такие страхи может вызвать педагогически бестактный поступок учителя, не осторожно сказанное слово педагога.

 

Внимание

Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, т.к. оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов, ни связи и отношений и между ними.

Содержанием внимания является та психическая деятельность в которую оно включено!

Внимание влияет на сам процесс этой психической деятельности, на результат этой психической деятельности. Чем активнее внимание присутствует в процессах мышления, памяти, восприятия, воображения и др. процессов, тем качественнее и успешнее их протекание и тем более высокого результата достигает человек размышляя, запоминая, представляя себе что-то, воспринимая и т.д.

Во внимании проявляется активность личности по отношению к предмету деятельности; направленность человека, его интересы, потребности и желания.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности(сознания) человека, на определённом объекте или явлении при одновременном отвлечении от других объектов и явлений, которая сопровождается повышением уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности человека.

О природе внимания до сих пор ведется спор в психологии, одни исследователи предполагают что внимание это лишь сторона или момент какого-то психического процесса, другие считаю внимание вполне независимым сознанием, специфическим психическим процессом, которые имеют свои особенности. И к таким особенностям относятся:

1. Целенаправленность внимания – определяется теми задачи, которые человек ставит перед собой. Преднамеренное внимание вызывают не всем объекты, а только те, которые связаны с конкретной задачи деятельности.

2. Внимание человека также обладает организованностью внимания. Мы заранее готовится быть внимательными к тому или иному предмету. Сознательно направляем на него своё внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

3. Внимание имеет свойство сосредоточенности – внимание направленное на 1 какой-либо объект или вид деятельности. Сосредоточенное внимание бывает: динамическим и статическим.

Динамическое внимание – внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий человек может повысить интенсивность своего внимания.

Статическое внимание – внимание, высокая интенсивность которого возникает уже в самом начале работы человека и сохраняется на протяжении всего времени выполнения работы.

Свойства внимания:

v Концентрация внимания

v Избирательность внимания

v Распределение внимания

v Объем внимания

v Интенсивность внимания

v Устойчивость внимания

***Эти свойства внимания нужно описать(дать определения и когда и как проявляются эти свойства)

Физиологические основы внимания.

Внимание не имеет специального нервного центра в коре головного мозга. Но когда мы говорим о физиологии внимания, мы имеем ввиду наличие в коре головного мозга с повышенной или пониженной возбудимостью. Эти участки связаны между собой по закону отрицательной индукции – когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по закону индукции в других участках коры головного мозга не связанных в выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание и даже полное прекращение нервного процесса. В результате чего, одни участки коры головного мозга оказываются - возбужденными, другие –заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет – доминанты. Т.е. наличия в коре головного мозга, участка с повышенной нервной возбудимостью. Этот очаг как бы господствует, доминирует над остальными частями коры. В результате наличия доминанты в коре головного мозга, сознание человека может быть длительно сосредоточенно, сконцентрировано на определенных предметах и явлениях. Явления доминанты мы наблюдаем, когда человек чем-то очень заинтересован.

Виды внимания и их характеристика:

1. Преднамеренное (произвольное) внимание - внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности.

Характеризуется целенаправленностью, организованностью и повышенной устойчивостью.

Оно всегда мотивировано! (подчиняется мотиву действия или деятельности). Возникает в связи заранее поставленной цели. Осуществляется с помощью волевого усилия. Произвольное внимание возникло в процессе труда, возникло только у человека. Имеет активный характер, оно достаточно энергозатратно для человека и оно истощает нервно-психическую деятельность человека (вызывает усталость). Произвольным вниманием необходимо грамотно управлять, контролировать его. Произвольным вниманием регулируется учебная деятельность.

Без произвольного внимания человек не может действовать планомерно и достигать цели, которые он намечает.

 

2. Непроизвольное(непреднамеренное; пассивное) внимание – простой и генетически обусловленный вид внимания (человек с ним рождается). Есть у человека и у животных!!!

Возникает без сознательно поставленной цели и удерживается на объекте без всякого волевого усилия. Как правило, непроизвольное внимание вызывается внешними причинами, теми или иными особенностями объекта.

Этими особенностями объекта может быть:

· интенсивность раздражения, которые воздействуют на органы чувств (сильный звук, яркий свет, необычный цвет)

· новизна или необычность объектов

· динамичность объекта

· сложные и длительные действия (наблюдения за спортивными соревнованиями, восприятие кинокартины, движущиеся объекты)

В основе непроизвольного внимания лежит условный рефлекс (ориентировочный рефлекс; рефлекс «Что такое?» Непроизвольное внимание обеспечивает выживаемость организма во внешней среде, обеспечивает безопасность.

3. Послепроизвольное внимание - носит целенаправленный характер, но не требует специальных волевых усилий.

Оно обладает устойчивостью произвольного внимания и энергетической экономностью непроизвольного внимания.

Рождается из ранее организованного, произвольного внимания. Например, иногда человеку трудно сосредоточиться на книге, но цель заставляет его прилагать усилия. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса к какому-либо виду действия. Самый продуктивный вид внимания, к возникновению которого мы должны стремится всеми силами. С ним связывается наиболее эффективная интеллектуальная, творческая, физическая деятельность. В основе лежит явление доминанты.

4. Внешнее и внутреннее внимание – выявляются за счет того, на что направлено внимание человека.

Внешнее внимание человека направлено на внешние объекта (окружающую деятельность).

Внутреннее внимание человека направлено на феномены психической деятельности самого человека. Внутреннее внимание направлено на планирование своей деятельности.

Отвлекаемость внимания – свойство внимания, является следствием отсутствия волевого усилия человека. Может привести к плохим последствиям в учебной, ориентировочной деятельности.

 

Темперамент, характер, способности, как свойства личности

Темперамент

Многие наши индивидуальные особенности связаны с динамикой поведения и эмоциональных реакций и проявляются уже с рождения. В раннем детстве мы можем наблюдать, что новорожденные младенцы отличаются особенностями своего поведения. Одни дети подвижны, энергичные, ярко проявляют свои эмоции (громко кричат), а другие наоборот спокойные, медлительные.

В основе таких динамических особенностях поведения лежат:

1. Скорость возникновения

2. Глубина и сила эмоциональных переживаний

3. Общая подвижность нервных процессов

Темперамент - биологически обусловленные, индивидуальные особенности человека, определяющие динамическую и эмоциональную стороны его психической деятельности и поведения.

Врожденное и формируемое свойство личности.

Темперамент по мнению психофизиологов – является биологическим фундаментом, на основе которого формируется характер человека и выстраивается личность в целом.

Темперамент – это природная особенность личности, которую следует принимать как нечто неизбежное, хотя темперамент можно корректировать в процессе жизнедеятельности человека.

Человек должен стремится, что бы мы управляли темпераментом.

Проблема темперамента обсуждалась древними мыслителями, философами. Гиппократ впервые попытался дать объяснение наблюдаемым отличиям поведения людей.

Разделил людей на 4 типа:

1. Сангвиники (преобладает кровь)

2. Меланхолики (преобладает чёрная желчь)

3. Флегматики (преобладает слизь)

4. Холерики (преобладает красная желчь)

Его последователь Дворен развил учение Гиппократа и сказал, да я с ним согласен. Дал название этим темпераментам.

Впервые термин «темперамент» был предложен Гоменом.

Более успешные попытки нахождения более реальных, объективных основ объяснения динамических особенностей человека связывают с исследованиями высшей нервной деятельности И.П.Павлова и открытые и исследованные им закономерности рассматриваются в общей психологии, рассматриваются как физиологические основы темперамента.

Учения Павлова о ВНД в изучении особенностей возбуждения и торможения, как основных процессов лежащих в основе темперамента.

Возбуждение – функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

Процесс торможения – затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Свойства этих процессов:

1. Сила – зависит от работоспособности клеток коры головного мозга. Сила нервных процессов характеризуются выносливостью НС, означает способность НС человека и животного переносить кратковременное или долговременное возбуждение или торможение.

2. Слабость – неспособность нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение или торможение.

3. Уравновешенность.

4. Подвижность – скорость смены возбуждения или торможения. Подвижность нервных процессов влияет на быстроту образования новых условно-рефлекторных связей. Определенные сочетания свойств нервных процессов соответствуют различным типам ВНД.

 

Павлов выделил 4 типа ВНД, которые соответствуют 4 видам темперамента:

1. Сильный тип ВНД (у человека процессы возбуждения и торможения - сильные и между этими процессами существует равновесие, соответствует сангвинический темперамент)

2. Безудержный тип ВНД (возбуждение и торможение – сильные и подвижные, но они не уравновешенны, соответствует холерический темперамент)

3. Инертный тип ВНД (процессы возбуждения и торможения – сильные, уравновешенные, но мало подвижные, соответствует флегматический темперамент)

4. Слабый тип ВНД (процессы возбуждения и торможения протекают слабо, малоподвижны и неуравновешенные, соответствует меланхолическому темпераменту)

Нет хороших и плохих темпераментов. Задача человека в процессе жизни подчеркнуть, выделить и развить положительные качества и свойства и попытаться уменьшить свойства отрицательных качеств.

У слабого типа ВНД есть значимая черта – высокая эмоциональная чувствительность, которая ведет к возникновению характера человека как: сострадательность, чуткость, доброта, отзывчивост

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...