Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод фокальных объектов.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

В центре внимания многих авторов стоит развитие познавательной деятельности детей, умственных способностей [111; 119]. Все большее место в решении этой задачи занимает технология Г.С. Альтшуллера ТРИЗ [2]. Главная идея теории состоит в том, то технические решения возникают и развиваются не как попало, а по определенным законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ творческая педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Цель технологии ТРИЗ — развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Главное не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Исходным положением технологии по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Кроме того, она опирается на положение Л.С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Тризовская технология подбор коллективных игр и занятий, где используются методы и приемы, разработанные еще М.В. Ломоносовым, Ф. Кунцем, Ч. Вайтингом, адаптированные к работе с детьми В.Ф. Богат, А.М. Страунинг, М.Н. Шустерманом и др. [19; 20; 100; 118; 135; 145; 164].

Методы и приемы технологии ТРИЗ

— метод фокальных объектов;

— «тайна двойного» или выявление противоречивости в объекте;

— решение сказочных задач и придумывание новых сказок;

- «метод маленьких человечков» и др.

Технология ТРИЗ рекомендует беседы с детьми на исторические темы (история изобретения колеса, карандаша, и т.п.). Рассматривание объекта в его временном разнообразии позволяет понять причину постоянных совершенствований, дополнений. Дети начинают понимать, что изобретать это значит решать противоречия [40]. Технология ТРИЗ успешно применяется и на прогулках детьми. Используются приемы, активизирующие детскую Фантазию: оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объектов. О чем спорит ветер с солнцем? Давайте оживим ветер. его мама? Кто его друзья?

Характеристика методов и приемов технологий

Метод фокальных объектов.

Термин фокальный используются для объекта, находящегося в фокусе, в центре внимания. Данный метод позволяет ставить следующие задачи:

- придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта;

- познакомить детей с чем-то новым или закрепить ране полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны;

-составить рассказ или сказку о рассматриваемом объект используя найденные определения;

- проанализировать художественное произведение или картину

В рамках методов фокальных объектов можно проводить различные занятия с детьми в разных возрастных группах детского сада.

Пример1: Занятие «Ознакомление с кошкой» (средняя группа)

Воспитатель. Учился в школе волшебников лентяй. Он баловался на занятиях, не слушал объяснений учителя. Как-то раз ему предложили домашнее задание сделать сказочную, необычную кошку. А как сделать он не слышал. Пришел домой и стал думать: из чего сделать кошку? Взял свою любимую тарелку (показывает детям фарфоровую тарелку), положил ее в кастрюлю с мотором и думает: что бы еще туда положить?

Воспитатель. Как вы думаете, что можно еще положить в кастрюлю?

Дети. Дети называют любой предмет (или несколько предметов) подбирают к нему определения.

Воспитатель. Закрыл лентяй крышку, включил мотор. Все перемешалось кастрюле. Выключил мотор, открыл крышку и видит совсем обыкновенных кошек, но они... Как вы думаете, какие они,

Дети. Объединяя определения придуманных предметов со словом кошка, дети называют, какими свойствами должна обладать эта реальная кошка. Например, фарфоровая кошка, статуэтка, игрушка.

Воспитатель. Долго лентяй любовался на своих кошек. Но вдруг вспомнил, что нужно сделать необычных кошек. Снова закрыл о крышку своей кастрюли, включил мотор и произнес волшебные слова. Открывает кастрюлю, а там... Как вы думаете, какие кошки на этот раз были в кастрюле?

Дети. Дети придумывают сказочных кошек, называют их качества отталкиваясь от полученных словосочетаний. Рассматривая или изменяя какой-то объект, например яблоко, дети произвольно выбирают другой предмет (или два-три), не имеющий к нему отношения. Для такого выбора предлагаются картинки, игрушки. Когда предмет выбран ему нужно дать 5—10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летящий, прыгающий, смеющий, плавающий, заботливый. Подобранные определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, яблоко и рассматриваются полученные словосочетания: прыгающее яблоко, летающее яблоко, бегущее яблоко, плавающее яблоко заботливое яблоко. Затем в понятие яблоко вводятся элементы, которые ему не свойственны. Летающее яблоко ему нужны крылья, или надуть его как шар, яблоко внутри пустое, осталась одна кожура, он легко, может летать. Бегущее яблоко — у него выросли ножки. Смеющееся яблоко — у него должны быть рот и глаза.

Пример 2. Рассматривание картин и составление описательных рассказов

Воспитатель. Выставляется картина «Собака щенятами» (из серии картин по развитию речи В.В. Гербовой). Сначала детям предлагают подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать о картине.

Дети. Затем нужно рассмотреть картину по наводящим вопросам воспитателя и, отвечая на них, использовать найденные определения.

Лев сильный, огромный, грозный, рыжий, пушистый, рычащий/пугающий, быстрый, ловкий,

крадущийся.

Свитер — новый, любимый, пушистый, колючий, легкий разноцветный.

Воспитатель. Кто на картине сильный, огромный?

Дети. Собака,

Воспитатель. А чем еще она похожа на льва?

Дет и. Она рыжая, пушистая и т.д.

В о с п и т а т е л ь. А кто на картине быстрый, ловкий?

Дети отвечают, затем самостоятельно дают описание картины, используя найденные определения.

Дети. Огромная, рыжая, пушистая собака лежала около конуры на траве. Рядом с ней лежал маленький

пушистый ребенок, ее любимый сыночек. Перед собакой и щенком стояла тарелка с едой.

 

2. Педагогический поиск. Это основное средство работы с детьми. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Если ребенок о чем-то спрашивает, не надо тут же отвечать ему. Наоборот, следует спросить, что он сам об этом думает, пригласить его к рассуждению и наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же он не задает вопроса, педагог должен указать на противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Например, давая детям знания о свойствах дерева, воспитатель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений. Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Цепочка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, ли из него можно сделать столько вещей, зачем человек пучился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свойства дерева не нравились человеку? Чем дерево неудобно? люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут лечиться деревья? Какие предметы из дерева можно назвать?» Затем проводятся опыты, во время которых выясняются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит — не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др. Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что дерево можно заменять другими материалами, которые используются при изготовлении посуды, мебели.

3. «Тайна двойного», или выявление противоречий. Противоречия ищутся в объекте, явлении.

Солнце — это хорошо, потому что светит, греет, радует. Но солнце это и плохо, потому что сушит, жжет, испепеляет. Начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен всегда побуждать его находить противоречия в том или ином явлении. От противоречий не следует уходить, надо научиться их разрешать.

4. Разрешение противоречий. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Г.С. Альтшуллер выявил 40 принципов разрешения противоречий. Перечитав многие народные и авторские сказки, мы обнаружили, что сказочные герои успешно пользовались ими при разрешении противоречий. Сделай заранее. Заранее выполняется требуемое изменение объекта. Отправляясь в дальнюю дорогу, герои разматывают ниточку клубка, разбрасывают камешки, которые потом помогут им вернуться. Обратить вред в пользу. Используются отрицательные факторы для получения положительного эффекта. В сказке братьев Гримм «Три пряхи» отрицательный фактор — уродства трех тетушек (отвисшая губа, длинный палец, огромная нога) избавили главную героиню от нелюбимой работы (положительный результат). Объединение разъединение. Ивану-царевичу и Серому Волку удалось найти молодильные яблоки только потому, что они действовали вместе, т.е. успешно объединили, согласовали свои усилия.

5. Прием копирования. Вместо настоящего объекта используется его оптическая копия. Чтобы поймать сбежавшую Людмилу, Черномор превращается в Руслана и легко добивается цели. А в «Молодильных яблоках» такой прием использует Волк, когда превращается сначала в коня, а затем царевича. Принцип дробления. Состоит в разделении объекта на независимые части. Мультфильм «Возвращение Капитошки» отлично иллюстрирует его. Капитошка рассыпался на мелкие брызги, чтобы спастись от злой тетки Волчихи, а затем снова соединился. Принцип матрешки. Основан на расположении одного предмета внутри другого. Кощей Бессмертный прячет свою смерть на кончике иглы, иглу — в яйце, яйцо — в утке, утку — в селезне, селезня — в хрустальном ларце. Принцип изменения окраски. Состоит в изменении окраски объекта или внешней среды, степени прозрачности. В мультфильме «Осьминожки» с помощью этого принципа маленькие плутишки решили массу противоречий/Например, как играть и не мыться одновременно. Для этого они просили более чистоплотного братишку поменять цвет и помыться сколько раз. А как спрятаться от папы, никуда не прячась? Для этого достаточно перекраситься в цвет ковра. Разрешение противоречий во времени. В сказке С.Я. «Двенадцать месяцев» одни месяцы появляются на новогодней поляне раньше своего срока, а другие — значительно позже. Принцип изменения агрегатного состояния. Объект переходит в другое агрегатное состояние, и от этого меняются свойства. Сердце Кая из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» превратилось в льдинку и изменило свои свойства: вместо доброго стало злым. Принцип посредника. Для выполнения действия используется промежуточный объект-переносчик. В сказке «Златовласка» муха-посредник помогла Ирижику отыскать среди шестнадцати принцесс Златовласку.

6. Метод мозгового штурма. Он также способствует развитию познавательной деятельности. Вот так происходит мозговой штурм в старшей группе. Формирование цели занятия. Придумать новую мебель для кукол. Объявление проблемы. Мебель для кукол есть, но она очень большая, в группе для нее недостаточно места, необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы в ней помещались куклы, и в то же время должна быть маленькой, чтобы она сама помещалась в игровом уголке. Формирование ограничений. Использовать имеющийся материал для изготовления мебели; ограниченный ее размер. Сообщение воспитателя и детей о традиционном решении. Мебель бывает складная (раскладушка), раздвижная (полка, кресло-кровать и т.п.). Выявление элементов, подлежащих улучшению. Ножки и спинки у кровати и стульев; ножки у стола; высота и ширина шкафа и т.п. Выдвижение идей. Сделать: ножки складные, выкручивающиеся; кровать без ножек; столы и стулья раздвижные; мебель многоярусную, складную; в шкаф можно вкладывать кухонный стол, в стол тумбочку, в тумбочку полку, в полку стол и т.д.

7.Анализ выдвинутых идей. Отбор решений, встречающихся в художественной литературе. Гамак в «Золотом ключике», скорлупка грецкого ореха постель для Дюймовочки, отсутствие мебели у «Бременских

музыкантов». Отбор оригинальных решений, которые можно реализовать с детьми. Каждый вариант анализируется с разных сторон, выясняются качества хорошие и плохие, лучшие для данного момента. Практическое выполнение. Дети решают, что каждый из них будет делать на занятии по труду. Обсуждаются этапы коллективной работы. Итог. Из куска ткани дети сделали гамак, закрепляющийся на шкафах; стулья-подушки; шкаф-подушка для хранения кукольных вещей; постель-мех, ковер, теплая одежда; кровать перевернутый стол или сдвинутые стулья. Вся мебель разместилась в кузове грузовика. Развивать познавательную деятельность можно с использованием и задач на развитие воображения: сочинение сказок, продолжение известных сказок, «салат» из сказок, творческих заданий, занятий.

Например, «Каменное занятие». Камень выполняет роль ведущего и знакомит детей со способами

обработки и использования камней. Детям рассказывают, где и как используется камень. Затем предлагают пофантазировать: «Если все вокруг станет каменным, как они будут жить, чем питаться...».

«Сердечное занятие». В теплой, доброжелательной обстановке раскрыть природу такого нравственного качества, как сердечность, сердечное отношение к старшим, старикам, близким людям; сердечные тайны; любовь двух сердец. Затем предлагают детям как бы поговорить со своим сердцем, расспросить, что ему нужно для хорошей работы. «Дырявая прогулка». Путешествие в дырку в земле, знакомство с ее обитателями: насекомыми, корнями растений. Космическая прогулка через дырку в небе, прогулка по Млечному Пути. Прогулка по дереву, вхождение в дупло. «Дырка» на теле человека (ухо, нос, рот). Изучение человека — путешествие по его организму. «Вареная прогулка». В борщ к овощам, знакомство с ними. На стройку (кто такой сварщик, каковы свойства металла). Прогулка капельки воды, которая из тучи попадает сначала в реку, потом в водопровод, а потом в кастрюлю на плите. «Ледяная прогулка». На замерзшую реку (что произошло с рекой и ее жителями). На ледяную горку, в ледяной городок. Встреча с Ледяной королевой (соревнования или путешествие в ее царстве).

8. Использование аналогии. Особый вид работы по технологии ТРИЗ решение сказочных задач и

придумывание новых сказок с помощью специальных методов, в том числе аналогий.

Например, детям предлагают спасти колобка от лисы, выручить семерых козлят, самому спастись от Бабы Яги, придумать сказку о том, как вместо большой-пребольшой репка выросла маленькой-премаленькой и т.д. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности игровую, речевую* рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д. Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: «А что, если ты превратился в кустик? О чем шепчутся твои листочки?» «Представь себя на месте божьей коровки. Для чего ты живешь? Кто твои друзья? Что ты любишь есть?»

8.Другим интересным методом, применяющимся в ТРИЗ, является синектика (У.Дж. Гордон, США, 1950-е гг.). Синектика (греч.) объединение разнородных элементов. По Гордону, существуют два вида процессов творчества:

— неоперативный (неуправляемый) — интуиция, вдохновение;

— операционный (управляемый) — использование различного вида аналогий.

Если ребенка и взрослого целенаправленно учить применять аналогии, то можно повысить ффективность творческого мышления. Для творческого процесса важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное, за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и,

следовательно, решаемое известными путями. Аналогия бывает разных видов: прямая и фантастическая.

9. Прямая аналогия. Объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств и отношений. Для знакомства детей с прямой аналогией можно прочитать стихи. На свете все похоже:

Змея — на ремешок из кожи;

Луна — на круглый глаз огромный;

Журавль — на тощий кран подъемный.

Различают несколько видов аналогий.

Компонентная (структурная) аналогия по сходству элементов, составляющих объект. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры. Снег одеяло, вата облако, тополиный пух мука, пена сладкая вата. Функциональная аналогия. Надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект, что он делает? Затем в окружающем мире найти объект, который выполняет аналогичные функции. Искать следует в противоположных областях. Техника природа: машина лошадь, ослик, червяк, муравей, поезд, сороконожка, велосипед, птица, листья на ветру. Ветер пылесос, вентилятор, движение. Аналогия по форме, когда рассматриваемые предметы похожи по внешнему виду. Сосулька карандаш, нож, ручка, нос; фонарный столб жираф, удочка, крючок, двойка, курица, ищущая цыплят. Аналогия по цвету. Солнце — одуванчик, лампа, лимон, лиса. Зеленый лист — огурец, виноград, танк, машина, ель. Аналогия по ситуации или по различным положениям и состояниям явления или предмета. Тихий час утро в лесу, закат, затишье перед бурей. Умывание весенний водопад, паводок. Аналогия по свойствам, требующим ответа на вопрос: Какой? Шарик (какой?) резиновый соска, калоша, купальная шапочка; упругий мяч, зонт, ветер, жвачка, струя. Комплексная аналогия при

рассматривании одного объекта. Например, обсуждается объект дверь.

По форме: плитка шоколада, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крыша, зонт, чемодан.

По свойствам: деревянная сундук, шкаф, ветка; крашеная веки, ногти, обложка; легкая бабочка,

лепесток; скрипучая дерево, стул.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

Развивая и комбинируя различные виды прямой аналогии, Г.Я. Буш предложила метод гирлянды ассоциации. Гирлянды аналогий формируются в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, составляют цепочку слов. Каждая новая ассоциация подбирается не по первому, а по последнему слову.

Например, дети много шумят, бегают, листопад, капли, фонтан, лед, зеркало, лужа, прогулка, дети. Цепочка ассоциаций может быть короткой или длинной, значения не имеет. Каждый находит ту аналогию, которая ближе ему по характеру, настроению, темпераменту.

10. Фантастическая аналогия. При решений различных задач и закреплении знаний фантастическая аналогия позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем. Она способна любую ситуацию перенести в сказку и использовать волшебство, фантастических зверей, насекомых, пришельцев из других миров для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации. Когда удается найти фантастическое решение задачи, необходимо понять, что мешает решить задачу таким же образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие. Дети будут высказывать неожиданные идеи, если предложить им описать, как они представляют себе сказочные детский сад, занятие, прогулку, праздник, обед, выходной, игру и т.п. В таких рассказах дети интуитивно выражают свои потаенные мысли и желания. Обучение новому делу или закрепление навыков проходит более продуктивно, если ситуацию перенести в сказку. Можно вместе с детьми придумать сказку о предстоящем деле, сложившейся ситуации. Например: «Каша сегодня волшебная. Она называется "попрыгунчик". Тот, кто съест всю кашу, будет очень хорошо прыгать. Мы проведем соревнования, кто дальше прыгнет». Помимо перечисленных методов развития творческого мышления, ТРИЗ опирается на различные виды изобразительного творчества детей: рисование, аппликации, лепки, конструирование, моделирование и др., и таким образом эта технология способствует развитию воображения, фантазии детей. Итак, инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников характеризуют дошкольную педагогику как развивающуюся науку, направленную на изучение и познание реальных педагогических явлений. Профессионально образованному и компетентному педагогу знание педагогических инноваций поможет эффективно организовать жизнедеятельность ребенка-дошкольника.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...