Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русское археологическое общество




СПб. 1846

Цель: состоит "Не только в изучении классической археологии, но и в особенности археологии и нумизматики новейших времен стран Восточных и западных. Оно будет иметь в виду ознакомление с существованием монет, медалей и изящных произведений древности, еще неизвестных в ученом свете, которые могли бы открыты быть в России."
"Изучение Археологии классической преимущественно же памятников средних веков и Нумизматики новейшей, как Восточной, так и Западной, обращая в особенности внимание на монеты и медали и др.предметы древнего искусства, находящихся или открываемые в России." (Устав 1849 г.).

Деятельность: До 1849 г. общество занималось исключительно нумизматикой, но в дальнейшем изменило ориентацию. Общество начало проявлять интерес к церковным памятникам. В 60-70 годы членами общества были обследованы памятники Северо-Западного края. В 80-х гг. к обществу начали обращаться за консультациями по оценке проектов реставрации и починки. Общество участвовало в ряде крупных реставрационных работ. Главные заслуги общества заключаются в создании доступных всем музея и библиотеки и в издании целого ряда выдающихся ученых исследований.

В обществе - 3 отделения: Русской и славянской археологии, Восточной археологии, и древней археологии. Нумизматическое отделение прибавилось к ним в 1904 году.

 

 

Билет 21

Декрет о памятниках Республики

12 апреля 1918 г.

В ознаменование великого переворота, преобразившего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет: 1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.

2) Особой комиссии из народных комиссаров по просвещению и имуществ Республики и заведующего Отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.

3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.

4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1 мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.

5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1 мая и замену надписей, эмблем, названий улиц, гербов и т.п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России.

6) Областные и губернские Совдепы приступают к этому же делу не иначе, как по соглашению с вышеуказанной комиссией.

7) По мере внесения смет и выяснения их практической надобности ассигновываются необходимые суммы.

 

"Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря" (ВХНРЦ) - старейшая государственная реставрационная организация России - была основана 10 июня 1918 года по инициативе художника и исследователя искусства Игоря Эммануиловича Грабаря, собравшего в созданных им "Центральных государственных реставрационных мастерских" цвет отечественной научной реставрации того времени: и выдающихся ученых-искусствоведов, и опытных реставраторов-практиков. За почти вековую историю центра трудами его сотрудников для отечественной и мировой культуры были сохранены тысячи памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Среди этих памятников фрески Новгородских и Владимирских храмов, соборов Московского Кремля, древнерусские иконы.

На сегодняшний день Центр является одной из немногих реставрационных организаций, обладающих проверенной временем системой подготовки новых сотрудников. Еще в 1947 г. в ГЦХРМ было принято "Положение о художниках-реставраторах", вменявшее в обязанность каждому мастеру "постоянное совершенствование: а) по истории и теории искусства; б) по методике реставрационных процессов; в) по общему художественному уровню. Центр стоял у истоков создания государственной системы обучения новых реставрационных кадров.

 

Билет 22

Стремление к единству в архитектурном облике отдельных фрагментов и центров городов привело к осуществлению реставраций. Формирование этой тенденции связано с условиями, в которых оказалось после Великой Отечественной войны архитектурно-градостроительное наследие нашей страны. В предвоенные годы научные методы реставрации, основанные на строгих архитектурно-археологических исследованиях и на прогрессивных концепциях и достижениях русской дореволюционной практики, в Европе и России находились на одном уровне.

Первыми действиями по спасению наследия стала работа по учету разрушений и повреждений, нанесенных наиболее ценным объектам. Она была начата в 1941 г. специально организованной Комиссией по охране и восстановлению памятников искусства. Специальные бригады обследовали поврежденные сооружения, принимали меры против их дальнейшего разрушения, расчищали завалы и тщательно обмеряли сохранившиеся руины, архитектурные детали. Значение этой работы для будущей реставрации было исключительно важным, так как до войны сохранившееся архитектурное наследие не было достаточно полно зафиксировано и исследовано. В первые послевоенные годы на памятниках проводились преимущественно ремонтно-консервационные работы и параллельно шло их исследование.

Но постепенно масштаб послевоенных разрушений направил развитие отечественной реставрации в иное русло. Предстояло возродить огромное количество исторических сооружений и восстановить жилую и общественную застройку, чтобы вернуть цельность архитектурному облику городов. Ведущая роль стала принадлежать целостной реставрации.

Более противоречивую картину представляют реставрационные методы, применявшиеся при восстановлении средневекового архитектурного наследия. Огромное количество ценных памятников этого времени, обнажив при разрушении свою структуру, дало возможность изучить их более подробно, учитывая временные наслоения. При корректировке времени строительства часто выяснялось, что сооружение более древнее, чем считалось ранее.

Создавшаяся ситуация и примеры первых реконструкций и реставраций первоначального облика древних сооружений, наиболее выразительных в архитектурно-художественном отношении, повлияли на судьбу ценных наслоений многих реставрируемых объектов. Так как памятников, подлежащих первоочередной реставрации, было очень много и не всегда удавалось обеспечить квалифицированное обследование и заключение, исчезло много ценных наслоений, появившихся в ХVII-ХVIII, XIХ и XX вв. Сказывалось и отсутствие методических документов.

Первый инструктивно-методический документ был разработан в 1949 г. Разъясняя основные положения работы с памятниками архитектуры, Инструкция не могла предусмотреть ответы на все вопросы, возникающие в практике реставрации огромного количества объектов. Цель реставрации здесь определялась как "восстановление или воссоздание памятника в его первоначальной форме или в ином виде, в каком памятник находился на определенную научно обоснованную оптимальную дату"

В основном утраченные части возводились в том виде, какой они имели до разрушения во время войны. Если были достоверные научные данные об их более древнем или первоначальном облике, то его воссозданию отдавалось предпочтение.

Как правило, при восстановлении разрушенных фрагментов старались использовать традиционный строительный материал, поэтому с течением времени визуально отличить подлинную древнюю кладку от реставрированной стало почти невозможно.

С 1945-1948 гг. повсеместно организуются Специальные научно-реставрационные мастерские (СНРМ), начинают проводиться крупные реставрационные работы на памятниках национального зодчества.

50-е годы были очень плодотворными для накопления опыта в области реставрационной методики, так как постоянно росло количество реставраций, обеспечившее большое разнообразие применявшихся приемов.

В 1964 г. Венецианская хартия реставраторов способствовала смещению акцентов в реставрационной деятельности: приоритет начинает отдаваться не целостным реставрациям, а сохранению подлинности и историчности памятников. На первое место ставится консервация, отвергается удаление усложняющих наслоений и стремление к единству стиля в облике восстанавливаемого сооружения.

Реконструкция исторических городов и их центров в послевоенные годы заключалась в основном в выборочном строительстве на местах сильных разрушений. Не ставилось цели сохранять при реконструкции историческую городскую среду, а выборочное строительство новых зданий быстро превращалось в повсеместную перестройку. Ценную архитектурную застройку предполагалось учитывать при реконструкции преимущественно в аспекте сохранения памятников.

Билет 24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...