Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды объектов авторского права

Понятие и признаки объекта авторского права

 

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и содержания произведения, а также от способа и формы его выражения. В национальном законодательстве в области авторско­го права определены списки таких объектов, которые, к сожалению, не явля­ются исчерпывающими. Авторское право распространяется как на опубли­кованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-прост­ранственной и в других формах. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия или простые факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на про­изведение, выраженное в этом объекте.

Произведение — это результат творческой деятельности. Творческая дея­тельность — это процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального. Значит, результат будет творческим, если он является оригинальным.

Произведение может состоять из различных оригинальных частей. Они, равно как и оригинальное название произведения, охраняются авторским пра­вом. Авторское право охраняет элементы содержания произведения лишь в той форме, в которой они выражены в произведении, а не сами по себе.

В зависимости от того, использовались ли при создании произведения дру­гие произведения, все они подразделяются на самостоятельные и несамостоятельные. Самостоятельным является произведение с оригинальной формой. Несамостоятельным — произведение, созданное на основе другого произведения. В нем обязательно должна содержаться ссылка на оригинал. Если в несамостоятельном произведении было использовано другое охраняе­мое авторским правом произведение, то его называют зависимым. Для исполь­зования зависимого произведения нужно согласие авторов использованных в нем других произведений. Несамостоятельные произведения подразделяются на производные произведения (переводы, обработки, рефераты, аннотации и др.) и составные произведения (сборники, энциклопедии, базы данных).

Согласно авторскому праву не подлежат охране официальные документы (законы, судебные решения, инструкции), их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, изображения на купюрах и монетах и т. п.). Объекты, носящие официальный или государственный ха­рактер, имеют одну общую особенность — они должны широко и беспрепятст­венно распространяться. Объем и характер их использования определяют не их создатели-разработчики, не лица, их утвердившие или которым принадлежит право на воспроизведение и использование, а потребности общества. Поэтому они не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограни­чения в пользовании произведением. Не охраняются и произведения народно­го творчества (они не получают охраны в связи с отсутствием или неизвестно­стью автора), сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный ха­рактер (охрана не предоставляется в связи с отсутствием оригинальности).

 

Виды объектов авторского права

 

Объектами авторского права являются литературные произведения — рома­ны, рассказы, произведения драматургии и любые другие письменные произве­дения. На охрану этих произведений не влияет ни их содержание (развлекатель­ное, информационное и т. д.), ни форма воплощения (рукопись, машинопис­ный текст, типографский оттиск), ни факт опубликования (во многих странах охране подлежат также устные произведения, т.е. произведения, не закреплен­ные в письменной форме). Охрана распространяется и на музыкальные про­изведения независимо от жанра (гимны, симфонии, хоровые произведения, песни, оперетты и т.д.), сочиненные для одного исполнителя (соло), для испол­нения на нескольких инструментах (соната, камерная музыка) или для испол­нения на многих инструментах (произведения для оркестров и ансамблей). Законодательством об авторском праве обеспечивается охрана карт и техничес­ких чертежей; произведений фотографии — независимо от жанра (портрет, пей­заж, репортаж и т.д.) и назначения; кинематографических произведений всех жанров (художественный фильм, документальный фильм, кинорепортаж и т.д.), озвученных и не озвученных, предназначенных для показа в кинотеатрах или по телевидению, независимо от технических средств и материалов, применяемых при их создании (целлулоидная пленка, видеолента и т.д.). Авторским правом охраняются также произведения прикладного искусства (ювелирные изделия, лампы, обои, игрушки, мебель и другие, художественно оформленные изделия), хореографические произведения.

С точки зрения авторского права, общее понятие — литературные произведе­ния — включает в себя всевозможные оригинальные литературные произведе­ния, независимо от их ценности, жанра, назначения и формы воплощения: рукопись, зафиксированы на магнитном носителе, существуют просто в устной форме или как часть кинематографического произведения. К этой категории относятся и письма, интервью, а также произведения, написанные особым ма­тематическим языком (уравнения, геометрические фигуры и др.), языком кода или специальным техническим языком, не являющиеся произведениями художественной литературы. Что же касается научных литературных произведений, то авторским правом охраняется само произведение, а не содержащиеся в нем открытия или теории.

Следует отметить сложность охраны литературных произведений, выражен­ных в устной форме (речи, лекции, доклады и иные устные выступления). Ли­цо, претендующее на охрану своих авторских прав, должно доказать факт их нарушения. Это весьма трудно сделать автору, который публично произнес или исполнил свое произведение, но не позаботился о какой-либо материаль­ной форме воплощения.

Самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых автор­ским правом, является перевод произведений на другой язык. Как литератур­ные произведения охраняются компьютерные программы. Охрана распростра­няется на все их виды, выраженные на любом языке и в любой форме.

Объектами авторского права признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Драматическое произведение — это литературное про­изведение, написанное в диалогической форме и предназначенное для исполне­ния актерами на сцене. Оно может быть выпущено в свет и в письменной форме.

Авторским правом охраняются также музыкальные произведения, независимо от сложности темы и композиции, предназначенные для исполнения на музы­кальных инструментах и (или) с помощью голоса, с текстом (либретто и т.д.) или без текста, а также различные виды использования музыкальных произве­дений, охраняемых авторским правом: воспроизведение (в виде нот или звуко­записей), исполнение, передача по радио или телевидению, другие формы пуб­личного сообщения, аранжировка, использование в качестве фоновой музыки или как части кинематографического произведения. Предоставляя охрану при условии фиксации музыкального произведения в материальной форме, автор­ское право охраняет лишь произведения, представленные нотной записью, либо перенесенные на магнитные или цифровые носители, а также импрови­зации, или аранжировки.

Современная электронная музыка тоже пользуется охраной авторского права, как результат работы конкретного автора, а не случайного выбора «машины».

К объектам авторского права относятся сценарные произведения, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления. Каждое из них имеет специфические особенности. Так, сценарий в кино создается с учетом та­ких выразительных средств кинематографа, как план и монтаж, с учетом воз­можностей свободной перемены времени и места действия, широкого охвата исторических событий, одновременного развития параллельных сюжетных ли­ний. В то же время сценарий в балете представляет собой детальное изложение сюжета с описанием всех танцевальных и мимических номеров. Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате пе­реработки чужого повествовательного или драматического произведения, счи­тается охраняемым объектом авторского права.

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, рассчитанных на одновременное слуховое и зрительное вос­приятие аудиторией. Сюда относятся кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популяр­ные, учебные, мультипликационные и т. д.), объема (полнометражные, корот­кометражные, многосерийные), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные), слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и теле­произведения.

Творческий вклад в создание такого комплексного произведения, как кино- и телефильмы, вносят сценарист, художник, композитор, оператор, актеры и иные лица, труд которых синтетически объединяется искусством режиссера в новое художественное целое. При этом некоторые компоненты фильма, такие как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображе­ния (кадры), эскизы, рисунки и макеты декораций, костюмов, реквизиты мо­гут существовать и использоваться отдельно от фильма и имеют значение са­мостоятельных объектов авторского права.

Заметное место среди объектов авторского права занимают произведения изо­бразительного искусства. Важнейшей особенностью этих произведений явля­ется тесная, неразрывная их связь с материальной формой, в которую они во­площены — формой, существующей зачастую в единичном экземпляре, а по­тому особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру как вещь и авторское право на само произведение. Многие деяте­ли изобразительного искусства живут именно тем, что продают оригинальные экземпляры своих произведений частным лицам и музеям, при этом авторское право как бы не затрагивается. Однако это право необходимо для того, чтобы иметь возможность контроля за репродуцированием произведений, демонст­рацией их по телевидению, а также для защиты от плагиата и извращения про­изведения. Наброски, эскизы и другие предварительные работы при создании картины или скульптуры также подлежат охране.

В отдельную группу выделены произведения декоративно-прикладного искус­ства и дизайна — изделия бытового назначения, обладающие художественны­ми и эстетическими качествами, удовлетворяющие не только прямые практи­ческие потребности, но и являющиеся предметами украшения.

В самом широком смысле дизайн понимается как любое расположение эле­ментов, составляющих произведение искусства, а также предварительные на­броски произведений, которые предстоит создать. Однако в авторском праве этот термин относится в собственном смысле слова к промышленным дизай­нерским разработкам. Это характерные узоры, орнаменты и формы, используемые при изготовлении промышленных изделий и придающие готовому изде­лию эстетичный внешний вид. Дизайнерские разработки подлежат охране как художественное произведение.

Объектами авторского права признаются фотографические произведения, представляющие собой изображения реальных объектов, получаемых на ма­териалах, чувствительных к свету или другому излучению. Они могут охранять­ся авторским правом как художественные произведения при условии, что ком­позиция, отбор или способ запечатления выбранного объекта отличаются ори­гинальностью. Некоторые нормы авторского права предусматривают охрану фотографий при условии соблюдения определенных формальностей, напри­мер, упоминания года первого опубликования на изданных экземплярах. На­ряду с фотографиями авторское право охраняет произведения голографии, слай­ды и иные произведения, созданные способами, аналогичными фотографии.

Охране подлежат права лица, изображенного на произведении изобрази­тельного искусства. Опубликование, воспроизведение и распространение та­кого произведения допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия детей и пережившего супруга. Данное право относится к одному из личных неимущественных прав граждан. Оно не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление ав­торских правомочий.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусст­ва обладают известной спецификой. С одной стороны, они служат удовлетво­рению определенных бытовых, материальных, культовых потребностей людей, а с другой — выступают как произведения искусства.

Авторским правом охраняются как произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, фасады, перспективы, проекты застройки, рисунки, планы озеленения, модели, макеты, так и собственно произведения архитектуры в ви­де зданий, сооружений, кварталов застройки, садов, парков.

Объектом авторского права признается произведение архитектуры, несущее идею оригинальности, с учетом художественной ценности проекта, а также чертежи архитектурного сооружения, если даже проект не был реализован.

Самостоятельными объектами авторского права являются произведения хорео­графии и пантомимы. Хореографическое произведение — это композиция движе­ния для танца на сцене или любая другая объединенная одной мыслью система жестов, созданная для исполнения. Представление пантомимы — это исполне­ние сочинения, выражающего чувства или драматические действия посредством жестов, поз и мимики, не прибегая к словам. Современные технические средства позволяют зафиксировать хореографическое произведение или пантомиму более детально, чем любые самые подробные письменные указания постановщика. Од­нако и без фиксации хореографических произведений на каком-либо материальном носителе многие из них нередко могут быть весьма точно воспроизведены, что делает актуальной задачу их охраны с момента обнародования.

К объектам авторского права относятся картографические произведения, включающие географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и дру­гим наукам. В большинстве случаев создание карт и иных картографических произведений требует не только большой технической работы, но и творчес­кого вклада составителя.

Особым объектом авторского права признаются сборники и другие составные произведения как результат творческого соединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Сборники представляют собой произ­ведения, состоящие из нескольких произведений или из их отдельных частей. Составитель пользуется авторским правом на сборник и так же, как при перево­де или обработке, должен учитывать авторские права на использование произве­дения или его части, вошедшие в сборник. Предусматривается, что при составле­нии сборника из различных частей должно получиться самостоятельное литера­турное или художественное произведение. Это означает, что составление должно отличаться индивидуальностью и осуществляться по определенному плану или замыслу. К числу сборников относятся энциклопедии, словари, антологии. Ав­торы произведений, включенных в составное произведение, вправе использо­вать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Исключительное право на использование таких составных произведений, как энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающие­ся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежит их издателям. Издатель при любом использовании таких произве­дений вправе указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Законами охраняется и такой объект авторского права, как база данных, под которой понимается объективная форма представления и организации данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти дан­ные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. Результат твор­ческой деятельности здесь выражается в особом подборе и организации дан­ных, независимо от того, являются ли эти данные объектами авторского права.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Довгий С.А., Дробязко В.С., Жаров В.А. и др. Авторское право и смежные права: т. 2. / Под ред. Миронюка Г.И., Дробязко В.С. – К.: Iн Юре, 1999. – 478 с.

2. Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2002. – 352 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...