Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение: ключ к работе с Программой




«Истоки» — программа нового типа.

В ней отражено базисное содержание дошкольного уровня образования, которое предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития (Запорожец А.В.), взаимосвязь всех его сторон.

Базисная программа направлена на достижение стандарта образования как системы требований к его содержанию, которое обеспечивает высокий уровень развития детей каждого психологического возраста. Стандарт дошкольного образования ориентирован не на минимум достижений ребенка. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка (1989 г.), воспитание должно быть направлено на развитие его умственных, духовных и физических способностей в их самом полном объеме. Реализация стандарта — это выполнение государством обязательств перед ребенком, семьей и обществом в целом, связанных с обеспечением равного старта развития для всех детей и преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.

Базисная программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта, гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, а также создания конкретных условий воспитания и развития детей.

Такой подход позволит перейти от бесконечного разнообразия инноваций к грамотному построению вариативного образовательного пространства.

Программа строится на достижениях отечественной и мировой психологической и педагогической науки. В ее основу положена концепция психологического возраста как этапа, стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания и личности. Психологический возраст не совпадает с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрасты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка, но не предусматривает обязательного объединения детей в разновозрастные коллективы.

В основе Программы лежит деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.

В каждом психологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития. Она появляется в результате противоречий в системе отношений ребенок—взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап.

Генетическая задача возраста предопределяет тип ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра), в которой формируются и перестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникают новые виды деятельности. Поэтому в Программе каждый психологический возраст начинается с характеристики ведущей деятельности.

Игровая деятельность пронизывает все разделы Программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.

В Программе даны задачи развития ребенка в деятельности по четырем основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое и физическое развитие. Развитие ребенка по каждой из этих линий происходит неравномерно, поэтому в Программе их содержание в каждом возрасте представлено с разной полнотой.

«Социальное развитие» характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания.

В «Познавательном развитии» выделяются следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире, формирование способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

«Эстетическое развитие» рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства. В основе — формирование способностей к музыкальной, литературной, изобразительной деятельности; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

В программе «Физического развития» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, двигательной активности на основе «мышечной радости».

У детей развиваются способность адекватно реагировать на изменение окружающей среды; представления о собственном теле, позволяющие более сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Программа включает два блока: базис и вариант его реализации.

Базисную часть Программы каждого возраста составляют четыре компонента:

• характеристики возрастных возможностей психического развития ребенка и его личности;

• задачи развития;

• показатели развития;

• базисные характеристики личности. К ним относятся: компетентность (в плане социального, интеллектуального и физического развития), эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения. Эти характеристики складываются в дошкольном детстве не одновременно и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание.

К базису также относится раздел «Общие условия реализации программы». В нем раскрываются рекомендации по организации жизни детей в детском саду (место самодеятельной игры и самостоятельных видов детской деятельности, специфика дошкольного обучения, работа «предметников» в общем педагогическом процессе и др.); принципы создания развивающей предметной среды; содержание и формы сотрудничества педагога с семьей; работа психолога в дошкольном учреждении.

Вариант реализации базисности представлен в разделе «Содержание и условия педагогической работы». Воспитатель по своему усмотрению, с учетом собственного профессионального опыта и возможностей детей, ориентируясь на заданный базис развития, может творчески использовать как предложенные в программе, так и другие педагогические технологии, что обеспечивает открытость Программы.

«Здоровье», «Речь и речевое общение» представлены в программе как самостоятельные разделы.

В разделе «Здоровье» выражены современные представления о здоровье ребенка как сохранении и укреплении жизнеспособности организма в конкретных условиях социальной и экологической среды. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода его развития.

В разделе «Речь и речевое общение» акцентируется развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. В языковом развитии подчеркивается роль словотворчества, игр детей со звуками, рифмами, смыслами.

Приобрели новую направленность и более традиционные разделы Программы.

Так, основная цель раздела, связанного с ознакомлением старших дошкольников с окружающим — «Мир, в котором мы живем» — сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным для ребенка; формировать у него чувство принадлежности к определенной культуре, уважения к культурам других народов и сопричастности к событиям, происходящим в своем городе и своей стране. Этот раздел во 2-м издании вобрал в себя содержание другого — «Культура быта».

В основе ознакомления детей с явлениями живой и неживой природы («Природа и ребенок») лежит не только и не столько задача передачи знаний, сколько формирование действенного, бережного и ответственного отношения к ней, что составляет первооснову экологического воспитания.

Новый подход к обучению началам грамоты в старшем дошкольном возрасте строится на использовании всех доступных детям видов деятельности для формирования основ чтения, письма и счета в условиях организации особой общности детей — группы ровесников. Во 2-м издании больше внимания уделено дошкольной специфике в работе с детьми.

Задачи трудового воспитания представлены в таких разделах Программы как «Мир, в котором мы живем», «Природа и ребенок», «Культура быта» и др.

В Приложении даны факультативы: «Обучение второму языку», «Компьютер в дошкольном учреждении», «Живой мир природы в городе и ребенок», который во 2-м издании дополнен новым содержанием о растениях. Факультативы предназначены для учреждений, работающих в этих направлениях.

Кроме этого, Приложение дополнено новыми рекомендациями: «Планирование образовательной работы», «Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации».

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

Изображенный символ — «источник» — означает, что ребенок вместе со взрослым, они оба, черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.

Поэтому основным лейтмотивом всей Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: диалога ребенка со взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалог культур и диалог поколений.

Структура Программы «Истоки» четко представлена в ее содержании. В целях более полной презентации Программы «Истоки» мы приводим содержание (оглавление), тексты раздела «Базисные характеристики личности ребенка» трех, пяти и семи лет, а также «Список методических пособий к Программе «Истоки».

СОДЕРЖАНИЕ
Программы «Истоки»

Введение: ключ к работе с Программой (см. выше)

Раннее детство

Младенческий возраст

Ведущая деятельность — общение

Социальное развитие

Физическое развитие

Познавательное развитие

Эстетическое развитие

Общие показатели развития

Ранний возраст

Ведущая деятельность — предметная

Речь и речевое общение

Социальное развитие

Познавательное развитие

Ориентировка в свойствах предметов

Первоначальная культура мышления

Познание окружающего мира

Конструирование

Эстетическое развитие

Художественная литература

Изобразительная деятельность

Музыка

Физическое развитие

Здоровье

Базисные характеристики личности

Дошкольное детство

Младший дошкольный возраст

Ведущая деятельность — игра

Речь и речевое общение

Социальное развитие

Познавательное развитие

Культура быта

Природа и ребенок

Конструирование

Математические представления

Эстетическое развитие

Художественная литература

Изобразительное искусство

Музыка

Физическое развитие

Здоровье

Базисные характеристики личности

Старший дошкольный возраст

Ведущая деятельность — игра

Речь и речевое общение

Социальное развитие

Познавательное развитие

Мир, в котором мы живем

Природа и ребенок

Конструирование

Начала грамоты

Эстетическое развитие

Художественная литература

Изобразительное искусство

Дети в музее изобразительного искусства

Музыка

Физическое развитие

Здоровье

Базисные характеристики личности

Общие условия реализации Программы

Организация жизни детей

Психолог в дошкольном учреждении

Сотрудничество педагога с семьей

Развивающая предметная среда детства

Приложение

Обучение второму языку

Компьютер в детском саду

Живой мир природы в городе и ребенок

Планирование образовательной работы

Выпускник детского сада: параметры развития и способы их фиксации

Список методических пособий к Программе «Истоки»

Заметим, что в Программе «Истоки» даются базисные характеристики личности ребенка первых семи лет его жизни. Прослеживается динамика развития содержания важнейших личностных показателей, выявление которых в разные периоды детства дошкольника является серьезным научным достижением адресованным, адресованным непосредственно практике. Педагог и психолог, работающие с детьми, впервые получают в Базисной программе «Истоки» четкие ориентиры развития личности ребенка.

Базисные характеристики личности

Базисные характеристики личности многомерны и взаимосвязаны. Они складываются в дошкольном детстве не одновременно, находятся в постоянном развитии и на каждом возрастном этапе имеют свое содержание. При отсутствии условий, благоприятствующих своевременному становлению базисных характеристик личности, в дальнейшем могут возникнуть ее серьезные деформации.

К базисным характеристикам личности трехлетнего ребенка относятся: компетентность, эмоциональность, инициативность, самостоятельность.

Компетентность. К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).

Интеллектуальная компетентность выражается прежде всего в том, что ребенок активно интересуется окружающим его миром, задает вопросы; использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре и общении; в практической деятельности учитывает свойства предметов (цвет, форму, величину, фактуру, строение) и их назначение, много и активно экспериментирует.

Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий и словаря разговорной речи.

В плане физического развития компетентность трехлетнего ребенка проявляется в том, что он владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), элементарными гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Эмоциональность. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.

Инициативность проявляется во всех сферах жизнедеятельности: в общении (инициативные обращения ко взрослому, вопросы, просьбы и т.д.), в практической предметной деятельности (пробующие действия, экспериментирование с предметами и материалами — красками, бумагой, пластилином, конструктором;), в самодеятельных сюжетно-отобразительных играх. Все это составляет основу развития у ребенка креативности (способности к творчеству).

Самостоятельность — фундаментальная характеристика ребенка трех лет («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.).

Важно всячески поддерживать эту активность, создавая соответствующие бе зопасные условия. Поскольку словесные предупреждения ребенок часто не учитывает, взрослому необходимо предвидеть опасность и заранее ее устранять (убирать бьющиеся или колющие предметы, закрывать дверцы шкафов и пр.).

В младшем дошкольном возрасте (к пяти годам) складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а также креативности.

Компетентность. Социальная компетентность ребенка к концу младшего дошкольного возраста характеризуется возросшим интересом и потребностью в общении, особенно со сверстниками, осознанием своего положения среди них. Ребенок приобретает способы взаимодействия с другими людьми. Использует речь и другие средства общения для удовлетворения разнообразных потребностей. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, сверстника, проявить внимание и сочувствие.

Интеллектуальная компетентность характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. Пятилетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.д.), профессиональной деятельностью взрослых и т.п. Ребенок владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

В области овладения родным языком для него характерны многообразные игры со звуками, рифмами, смыслами.

Физическая компетентность связана с возникновением интереса и желанием вести здоровый образ жизни — выполнять необходимые гигиенические процедуры, режим дня, регулировать двигательную активность, совершенствовать движения.

Эмоциональность пятилетнего ребенка отличается многообразием способов выражения своих чувств: радости, грусти, огорчения, удовольствия. Ребенок способен проявить сочувствие, сопереживание, которые лежат в основе нравственных поступков.

Произвольность проявляется в том, что ребенок начитает регулировать свое поведение в соответствии с принятыми в обществе нормами; умеет довести начатое дело до конца (соорудить конструкцию, убрать игрушки, запомнить стихотворение, слова песни, правила игры и т. п.).

Креативность наиболее ярко проявляется в специфических видах детской деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке, музицировании, а также в речи. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, поделках из природного материала и др. Может использовать эти образы в игре, выразительном движении, при сочинении сказок. Получает особое удовольствие от экспериментирования с разными материалами, звуками, словами, в результате которого возникает оригинальный продукт.

Инициативность пятилетнего ребенка проявляется в выборе тематики игр, в вопросах и предложениях, с которыми он обращается ко взрослому и сверстникам; организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

Самостоятельность проявляется в элементарном самообслуживании (одевании, раздевании, умывании и др.); выполнении отдельных поручений (дежурство по столовой, уход за растениями и животными); организации предметной среды для самодеятельных игр; использовании имеющихся знаний и способов в разных продуктивных видах деятельности.

Свобода поведения пятилетнего ребенка выражается в стремлении совершать независимые поступки; выбирать ту или иную деятельность, ее средства, партнеров (как детей, так и взрослых), защищать свою позицию. Чувство свободы позволяет ребенку быть более открытым, эмоционально раскрепощенным.

Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков, элементарной опрятности и безопасного поведения представлено в разделе «Здоровье».

К семи годам базисные характеристики личности становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т.п.) и стойкая мотивация достижения.

Компетентность. К концу дошкольного возраста социальная компетентность ребенка позволяет ему понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, свое отношение к ним и выбирать соответствующую линию поведения. Он умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Коммуникативная компетентность проявляется в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Достоинство является ценнейшим качеством личности, которое требует поддержки со стороны всех работников детского учреждения и родителей.

Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию. Ребенок группирует предметы на основе их общих признаков, проявляет осведомленность в разных сферах жизни: знает о некоторых природных явлениях и их закономерностях, знаком с универсальными знаковыми системами — алфавитом, цифрами и др.

Ребенок свободно владеет родным языком (его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности (о звуке, слове, предложении и др.).

Компетентность в плане физического развития ребенка выражается в более совершенном владении своим телом, различными видами движений. Он имеет представления о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и др.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.

Эмоциональность. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).

Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувствии и сопереживании другому человеку, но и содействии ему.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа фантазии, движения и т.п., которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

Произвольность. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка: в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать занятие по своему желанию; включиться в разговор; предложить интересное дело. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.
Детская инициативность, разумная и нравственно направленная, нуждается в доброжелательном отношении взрослых, которые должны поддерживать и развивать эту ценную черту личности.

Самостоятельность и ответственность. Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.). В продуктивных видах деятельности — изобразительной, конструировании и др. — ребенок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку.

Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.

Самооценка. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и своих возможностях.

В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»).

Свобода поведения семилетнего дошкольника основана на его компетентности и воспитанности. Свободный ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

Вместе с тем он осторожен и предусмотрителен, избегает травм, проявляет разумную осторожность в незнакомой обстановке, при встречах с чужими людьми. Ребенок может выполнять выработанные обществом правила поведения (нельзя идти куда-то с незнакомым человеком, нужно соблюдать правила перехода улицы, использовать предметы по назначению, учитывать непредсказуемость поведения животных и т.п.).

Ребенок должен расти смелым, но осторожным. Это дает ему свободу и гарантию безопасности. Воспитание в дошкольнике чувства безопасности и свободы поведения опирается на понимание причинно-следственных связей в самых различных жизненных ситуациях.

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ К ПРОГРАММЕ «ИСТОКИ»:

Опубликованы:

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995.

Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений (аннотированный перечень). М., 1997.

Парамонова Л.А., Богина Т.Л., Алиева Т.И., Терехова Н.Т. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект): Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом. «Карапуз», 1999.

Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение младших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Наглядно-дидактическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Пантелеева Л.В. Музей и дети. М.: Изд. дом «Карапуз», 2000.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

Петрова В.А. Музыка — малышам. М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Шулешко Е.В. Понимание грамотности. Обучение дошкольника чтению, письму и счету. М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Шулешко Е.В. Рабочая тетрадь «Занимательные росчерки». М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Шулешко Е.Е. Комплект наглядных пособий. М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Серия пособий по обучению второму языку в дошкольных образовательных учреждениях:

Протасова Е.Ю. Дети и языки. М., 1998.

Протасова Е.Ю. Немецкий язык и дети. М., 2000.

Готовятся к изданию:

Алиева Т.И. Путешествие образа: восприятие и творчество.

Новоселова С.Л. Игра в развитии ребенка-дошкольника.

Новоселова С.Л. Компьютерный факультатив в детском саду.

Обухова Л.Ф. Пропедевтика математики.

Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Мир, в котором мы живем.

Родина Н.М. Английский язык и дети.

Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Слушание музыки.

Данный список является открытым; комплекс методических пособий к программе «Истоки» будет дополняться еще целым рядом книг и дидактических материалов, обеспечивая реализацию педагогического процесса по всем ее разделам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...