Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е) Классы и социальный статус.




Правоспособность в сфере частного права могла подчас огра­ничиваться еще

принадлежностью лица к классу общества, кото­рый считался низшим по отношению к другим (разным в различ­ные исторические эпохи), обладавшим общественным, а значит, и юридическим превосходством.

Для всей истории Рима характерно последовательное форми­рование различных типов социальной стратификации, когда одни классы пользуются политическими привилегиями, а другие лише­ны их. Так, в эпоху царей и в первый период республики здесь противостояли друг другу патриции и плебеи, а в последний пери­од существования республики и в императорскую эпоху - пobilitas (нобилитет), ordo equester (сословие всадников) и p lebs. Как пра­вило, bce же различия между ними были несущественны для част­ного права (правда, можно вспомнить, что до принятия lех Caпuleia от 445г. до Н.э. плебеи не могли вступать в брак, соппи biит, с патрициями).

Однако в послеклассический период принадлежность к «колонату» влекла за собой весьма сильное ограничение правоспособности. Крестьяне и их сыновья становились g lebae adscripti, при­крепленными к земле, с которой они образуют с юридической точки зрения как бы единое целое, так что колоны разделяют судьбу земельного участка и переходят вместе с ним от одного собственника к другому. Несмотря на то, что колон является свободным человеком, он, помимо вышеуказанной привязанности к земле, подвергается и иным ограничениям, отличающим его поло­жение от положения других свободных людей. Так, хозяин участка может подвергнуть его телесному наказанию, а если он убегает, с ним обращаются, как с беглым рабом. Колон может отчуждать имущество, входящее в состав его пекулия лишь с согласия хозяина участка, которому он обязан выплачивать ежегодную по­дать.

Ж) Религия.

Языческая религия в силу своего политеистического характера не могла не быть терпимой: исповедание той, а не иной религии не влекло за собой, вплоть до поздней эпохи, никаких юридических последствий. Так, к концу существования республики в Риме по­лучили широкое распространение в высшей степени новые и ди­ковинные культы, по большей части восточного происхождения. Также и христианство не должно было бы встретить в Риме никакой враждебности. Если на деле все получилось иначе, это объясняется, как было уже показано на обширном материале, не I религиозной нетерпимостью, но серьезнейшими юридическими, политическими и социальными последствиями, которые христи­анство влекло за собой. Покушение на сплоченность империи можно было усматривать и в характерном для христианства пренебреже­нии земными благами, и в проповедовании им равенства всех лю­дей, и в его безудержном пацифизме и устранении от обществен­ной жизни. Но с чем власти уж точно смириться не могли, так это с недвусмысленным отказом христиан оказывать божественные почести императору, поскольку такой отказ выходил за пределы чисто религиозной области и в буквальном смысле подпадал под государственные преступления, criтiпa publica (criтeп тaiestatis, покушение на величие императора), каравшиеся смертной казнью. И действительно, процессы против христиан, о которых мы знаем по «Деяниям святых», зачастую опирались на это crimeп maies tatis.. Когда же государственной религией сделалось христианство, исповедание других религий влекло за собой последствия для правоспособности. В юстиниановском законодательстве предусмотрены разные ограничения правоспособности в области частного права (в области завещаний), затрагивающие еретиков, отступников иудеев и т. д.

Утрата правоспособности.

A) Понятие capitis deminutio.

Утрата одного из трех состояний правоспособности   влекла за собою и утрату правоспо­собности - capitis deminutio. Первоначально capitis deminutio рас­сматривалась как гражданская смерть. Однако в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало - то, что некоторые историки римского права (Жирар) называют возрожде­нием: умерший как бы возрождался в качестве новой, с точки зре­ния права, личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся iure natura li поскольку юристы периода империи и признавали всех людей равными перед лицом естественного пра­ва. С утратой римского гражданства capite minutus с того времени, как перегрины стали признаваться правоспособными, рассматри­вался как возрождавшийся iure gentium. Наконец, с утратой преж­него status familiae, лицо, не утрачивавшее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili, ибо оно приобретало но­вое семейное состояние.

Таким образом, с течением времени capitis deminutio стала при­знаваться изменением состояния лица, permutatio status. Отсюда и различия в степенях capitis deminutio: утрата свободы рассматри­валась как capitio deminutio maxima, утрата гражданства составля­ла capitis deminutio media, утрата, или точнее, изменение семейно­го состояния признавалась capitis deminut io minima.

Основания capitis deminutio были различны для разных ее степеней. Capitis deminutio maxima была следствием оснований возникновения рабства. Следует, однако, помнить, что postliminium устранял действие capitis deminutio maxima в случаях, когда взятый в плен римлянин возвращался на территорию римского государства. В тех же случаях, когда он умирал в плену, его считали в силу фикции, введенной lex Cornelia (зако­ном неизвестного времени издания), умершим в самый момент пленения, и наследование после него регулировалось общими правилами римского права.

Б) Основания capitis deminutio.

Основаниями capitis deminutio media были все указанные выше основания утраты римского гражданства. Основаниями capitis deminutio minima были обстоятельства, порывавшие старые и устанавливавшие новые семейные связи. Сюда относились обстоятельства, вследствие которых persona sui iuris стa­новилась persona alieni iuris: вступление женщины sui iuris в брак c um manu, arrogatio, узаконение. Сюда же относились обстоятель­ства, в силу которых лицо a1ieni iuris переходило из-под одной се­мейной власти под другую: вступление дочери in patria potestate в брак cum manu, adoptio, также переход in mancipium (в кабалу). Capitis deminutio mi ni mа имела место и тогда, когда сын становился persona sui iuris с освобождением его от mancipium после треть­ей его продажи, а равно и в тех случаях, когда становились pers ona sui iuris дочь или внук, освобожденные из mancipium после первой продажи их. Очевидно, что в трех последних случаях capitis deminu­tio не только не была гражданской смертью, но и не означала ума­ления гражданской личности, наоборот, она была расширением правоспособности сына, внука или дочери.

 Тем не менее, первоначальная концепция capitis deminutio, как гражданской смерти, проявлялась всегда в регулировании последствий capitis deminutio, в том числе и capitis deminutio minima.

В) Влияние capitis deminutio на личные и имущественные отношения.

В сфере личных правоотношений всякая ca pitis deminutio влекла за собою прекращение для capite minutus агнти­ческого родства с его прежними агнатами. Наоборот, ког­натическое родство оставалось в силе. Manus отпадала, но брак продолжал существовать в качестве брака sine mа nu, по крайней мере, в случаях capitus deminutio minima, ибо ни рабы, ни перегри­ны вообще не могли состоять в римском браке. Понятно, что вы­теснением агнатического родства родством когнатическим и брака cum manu браком sine ma nu, практическое значение capitis dem unitio. ­

Постепенно изменилось и первоначальное значение capitis deminutio для сферы отношений имущественных. По перво­начальной концепции capitis deminutio означала утрату лицом все­го своего имущества: права, входившие в состав этого имущества, переходили к тому, по почину кого происходила capitis deminutio: к кредиторам, которые продавали должника в рабство trans Tiberim, к государству, которое продавало в рабство или лиша­ло римского гражданства в наказание за определенные деяния, к усыновителю или мужу при а rоgаtiо или совершении брака cum manu. Обязанности же лица sui iuris, подвергшегося capitis deminutio, считались прекратившимися. То же происходило и с обязанностям лица alieni iuris, которое, как уже указано, при­обретало имущественные права только для paterfamilias, но посте­пенно стало признаваться в некоторых пределах субъектом имуще­ственных обязанностей.

Немногочисленные исключения из этого общего правила: от­ветственность усыновителя или мужа по долгам, входившим в со­став наследств, открывавшихся для усыновленного или для жены, ответственность самого capite minutus по деликтным обязательст­вам не удовлетворяли потребностей гражданского оборота - capi­tis deminutio должника всегда могла тяжело отразиться на интере­сах кредиторов, требования которых возникли из договоров. Вот почему претору пришлось разными правовыми способами обеспечить покрытие долгов capitie minutus 'a. В случаях, когда capi­tis deminutio была следствием а rоgаtiо, претор предоставлял креди­торам усыновленного actio de рес ulio. Но против усыновителя, как если бы последний выделил имущество усыновленному в качестве пекулия. В остальных случаях capitis deminutio minima претор пре­доставлял кредиторам in integrum restitutio, в силу, которой они бы­ли вправе предъявить иск к capite minиtиs, причем долги последне­го, если он стал persona alieni iиris, должен был покрыть новый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В слу­чаях capitis deminutio media или maxima претор, не прибегая к in integrum restit utio, давал кредиторам иск против лица, к которому перешло имущество capite minutus'a, а если это лицо уклонял ось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.

Существенные изменении были  внесены уже не претором, а за­конодательством византийских императоров вследствие перехода на почве capitis deminutio, входивших в состав имущества capite minutus: ввиду того, что подвластные стали признаваться обладате­лями не только имуществ, входивших в состав peculium castrense и peculium quasi castrense, но и всех bо nа adventicia, capitis deminutio minima перестала означать перемещение имущества: она  лишь превращала, имущество, принадлежавшее лицу sui iuris в peculium castrense, peculium quasi castrense или в bona adventicia! и, наоборот, делала лицо alieni iuris неограниченным в правах обла­дателем только что перечисленных имуществ, на которые до capi­tis deminutio определенные права принадлежали носителю семейной власти над capite minutus. Последствия capitis dе munitiо media остались неизменными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...