Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание, важно!. 2.6. Об элементах ТРИЗ для детей от рождения до года. 2.7. Практико-ориентированное обучение ТРИЗ. 2.7.1. Изобретайте и переиначивайте сказки сами




Внимание, важно!

В детской литературе, как и жизни, все переплетается причудливым образом. Но родителю, радеющему душой за интеллектуальный потенциал своего ребенка, вовсе не помешают эти знания, расширить которые он сможет уже позже – самостоятельно изучив научные источники по теме книги.

Говорят, что ничего недозволенного в жизни нет: «пороки входят к нам в дверь, а выходят в щелочку». А сказки – как отражение извечных вопросов выбора и ориентации личности помогают нам учиться; и учиться есть у кого – на примере признанных и маститых писателей – авторов сказок и художественных произведений для детей.

Все эти сведения, надеюсь, помогут родителям осознать насколько богата история отечественной детской литературы, и как ее правильно использовать в занятиях по детской ТРИЗ.

 

2. 6. Об элементах ТРИЗ для детей от рождения до года

 

Когда моему сыну Андрюхе было 8 месяцев. Он проговаривал и повторял несколько слов; а, поскольку слова повторялись, у нас есть возникла гипотеза, что они, возможно, осознаны малышом. Словарь ребенка в восьмимесячном возрасте был скромен:

 

Д-ге – хочу в ванну

Ге – сменить памперс (поход в ванную)

Блю – люблю

А-ву – агу

Бай – дай

Агивва-аю – ожидаю внимания

Ма-ма (мама)

Ехи – ехай (пора ехать (в коляске))

 

И, конечно же, другие.

Вот что показывает статистика, объединившая результаты нескольких исследований по теме.

В среднем малыш к школьному возрасту слышит 20 млн. обращенных к нему слов. Дети, растущие в семьях с «разговорчивыми» и активно читающими родителями, имеют возможность услышать аж 35 миллионов слов, а трехлетки с «пассивными» в части чтения родителями (не любящими читать) – меньше десяти миллионов. В этой связи логично предположить, что сколько родители дали, столько ребенок и получил: средний трехлетка знает около 700 слов, словоохотливый – 1100, а дитя родителей-молчунов только пять сотен.

Какая связь с чтением? С позволения сказать – прямая. Воспитательница в саду не успеет выговорить вашему чаду то, на что вы не нашли время или желания в первые три года его жизни. Поэтому тезис «читают взрослые – читают и дети» (И. И. Тихомирова) подтверждается практикой.

Чтение вместе с ребенком – это естественное продолжение общения. Общение, коммуникация среди людей – нормальный (если предполагать, что в этом мире вообще существуют нормы) процесс. Отсюда – в гармонично развивающихся семьях чтение с ребенком даже сегодня скорее норма, нежели что-то экзотическое.

Разумеется, воспитывать детей надо с применением комплекса разносторонних методов ТРИЗ, ведь с учетом индивидуальных особенностей ребенка нам доподлинно неизвестно – какой из них в его душе отзовется. Так (при желании) ходят с ребенком в храм.

Как один методов ТРИЗ для детей, касательно гуманитарных дисциплин и чтения в частности таков: делитесь тем, что вы читаете своим детям, и о чем говорите. Вечером возьмите любимую книгу, и почитайте вместе с ребенком. Помочь в этом процессе могут красочно оформленные, захватывающие внимание ребенка книжки, увиденные мною в соседней Финляндии и затем здесь, в библиотеках России. Они выпущены в 2007–2015 годах и уже прошли на нашей почве столь необходимую экспертизу временем; наших детей не пугают «иностранные» имена авторов и героев, как когда-то – во времена моего детства – в XX веке нас не пугало творчество замечательного Джанни Родари.

Федор Конюхов, побывавший во многих странах мира, думает о книге так: «Книги были, есть и будут. И через сто лет, и через двести, и через тысячу. Они изменятся – станут другими, только слово останется тем же. Сейчас не открывают материки или острова. Но ты открываешь свою духовность».

Как показывает эмпирика детей «цепляет» или отталкивает не страна происхождения героев, авторов или сюжета, а интересный или неинтересный язык, которым через книгу автор общается с весьма пристрастным ребенком. Наши дети в данном конкретном случае пристрастны, сами того не ведая, выступают в роли чуткого индикатора качества: плохие книги вы их читать не заставите.

А хорошие – способствуют тому, чтобы у ребенка возникло желание научиться читать самому (просто так это желание необоснованно, зачем – ну почитают же тебе, если очень попросишь) и совершенствоваться в этих важнейших для развития навыках.

 

2. 7. Практико-ориентированное обучение ТРИЗ

 

2. 7. 1. Изобретайте и переиначивайте сказки сами

 

Как самому написать сказку? На этот вопрос можно ответить по-разному. Но наиболее известным является метод снежного кома, который, кстати, тоже можно причислить к ТРИЗ для детей. При лепке снеговика суть в том, что в руках у вас сначала оказывается маленький снежок, который помещается между ладоней. А потом этот комок просто прокатывается по снежной целине. Чем больше снега на него налипнет, тем больше становится ком для снеговика.

Метод снежного кома в ТРИЗ-педагогике построен по такому же принципу. Придумывается фантастическая, нереальная идея, которая «помещается» в реальную жизнь. Вокруг центральной идеи начинают накручиваться слои реальности, с учетом влияния на них нашей придуманной фантастической ситуации.

Сюжеты многих сказок, рассказов, повестей, имеют такую же структуру повествования.

В рассказе В. Катаева «Цветик-семицветик», действие раскручивается вокруг волшебного цветка, исполняющего желания, полученного в подарок другой девочкой.

Подходящей иллюстрацией упрощенного метода снежного кома для малышей является мультфильм «Варежка». Обычная детская варежка периодически превращается в щенка, который вписывается в реальную жизнь девочки: его можно гладить, с ним можно гулять и играть, он принимает участие в собачьих соревнованиях.

Кроме прочего, родители могут научить своего ребенка составлять небольшие фантастические или сказочные рассказы по методу «снежного кома».

Сначала привнесите нереальную ситуацию в известную вам реальную жизнь. За основу можно взять прочитанное произведение или мультфильм. Предложите представить, что будет, если прямо-таки у вас дома поселится домовенок Кузька? Какие изменения сразу произойдут в жизни? Как можно узнать, что дома поселился домовенок?

Ответ: кто-то будет поддерживать порядок, убирая по ночам забытые игрушки, помогать по хозяйству маме, оставлять маленькие следы. А если у вас появится чудо-юдо-ковер-самолет? Откуда он может появиться? Как вы его сможете эту новость использовать? Какие события могут произойти дома при наличии ковра-самолета?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...