Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шкала трудности учебных предметов на уровне основного общего образования (СанПиН 1.2.3685-21, Таблица 6.10)




Шкала трудности учебных предметов на уровне основного общего образования (СанПиН 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 10)

 

Учебные предметы

Количество баллов (по классам)

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Физика - -
Химия - - -
История
Иностранный язык
Математика - - -
Геометрия - -
Алгебра - -
Природоведение - - -
Биология
Литература
Информатика и ИКТ
Русский язык/Родной язык
География -
Изобразительное искусство - -
Мировая художественная культура (МХК) - -
Музыка -
Обществознание (включая экономику и право)
Технология
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура

 

Таблица 3

 

Шкала трудности учебных предметов на уровне среднего общего образования (СанПиН 1. 2. 3685-21, Таблица 6. 11)

 

Учебные предметы Количество баллов
Физика
Математика (геометрия), Химия
Математика (алгебра)
Русский язык/Родной язык
Литература/Иностранный язык
Биология
Информатика и ИКТ
История, Обществознание (включая экономику и право), Искусство (МХК)
География
Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура

 

Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.

При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Для обучающихся основного общего и среднего общего образования при составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели, естественно-математические предметы чередовать с гуманитарными предметами.

В течение учебного дня следует проводить не более одной контрольной работы и проводить их рекомендуется на 2-4 уроках, когда умственная работоспособность обучающихся наиболее высокая (Рекомендации для системы общего образования по основным подходам формирования графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году N СК-228/03).

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг (п. 3. 4. 16. СП 2. 4. 3648-20).

Для сохранения и восстановления работоспособности обучающихся в расписании уроков необходимо предусмотреть достаточные по длительности перемены: между уроками - не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20-30 минут. Вместо одной большой перемены допускается устанавливать две перемены по 20 минут каждая после 2 и 3 уроков (п. 3. 4. 16. СП 2. 4. 3648-20).

Образовательная деятельность связана с высоким объемом статической нагрузки. Поэтому двигательная активность обучающихся, помимо уроков физической культуры, может обеспечиваться за счет:

- физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений (Приложение 1);

- организованных подвижных игр на переменах;

- спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

- внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

- самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах. (п. 2. 10. 3. СП 2. 4. 3648-20).

Таким образом, в СП 2. 4. 3648-20 и СанПиН 1. 2. 3685-21 предусмотрен целый ряд научно обоснованных требований и рекомендаций, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность ОО. Расписание уроков для обучающихся основного общего и среднего общего образования должно быть составлено с учетом целого комплекса факторов: возрастных функциональных возможностей организма детей, особенностей дневной и недельной динамики работоспособности, что позволит минимизировать " школьные риски" для здоровья обучающихся 5-11 классов и повысить эффективность обучения.

 

Расписание уроков при обучении по четвертям и триместрам

 

Как было отмечено ранее, в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации" общеобразовательные организации могут самостоятельно выбирать систему организации обучения и продолжительность каникул.

Режим обучения по четвертям, традиционный для большинства образовательных организаций, предусматривает 4 учебные четверти. Каникулы - 4 раза в году: осенние, зимние, весенние и летние. Точная дата окончания учебного года зависит от многих факторов: например, от возраста обучающихся или наличия/отсутствия экзаменационных испытаний.

Триместры в школе - это разделение учебного года не на привычные четверти, а на шесть учебных периодов с каникулами между ними, равными одной неделе, и стандартными летними каникулами в три месяца. В учебном году вся учебная нагрузка делится равномерно на три триместра по три месяца. Каждый триместр дополнительно разделяют на 2 части, между которыми у обучающихся есть промежуточные каникулы (таким образом учебную нагрузку распределяют равномерно на весь период обучения).

Режим обучения выглядит примерно так:

1 триместр (10 учебных недель): учеба (5 недель) - осенние каникулы (5 дней) - учеба (5 недель), осенние каникулы (5 дней);

2 триместр (11 учебных недель): учеба (5 недель) - зимние каникулы (10 дней) - учеба (6 недель) - зимние каникулы (5 дней);

3 триместр (12 учебных недель): учеба (6 недель) - весенние каникулы (5 дней) - учеба (6 недель) - летние каникулы.

Промежуточная аттестация проходит в конце ноября, февраля, мая. В конце учебного года выставляются годовые оценки. Например, первая часть второго триместра оканчивается недельными каникулами. После них ученики продолжают обучение, начинают писать проверочные и контрольные работы для проведения аттестации к концу второй части второго триместра (Рекомендации для системы общего образования по основным подходам формирования графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году N СК-228/03). Когда заканчивается второй триместр (в середине февраля), обучающимся выставляют оценки и снова отпускают на каникулы.

Независимо от формы организации образовательной деятельности перед педагогическим коллективом обязательно стоит проблема составления расписания уроков. Задача это достаточно сложная и трудоемкая. В основе разработки расписания лежит учебный план образовательной организации. Помимо этого, необходимо знать и принимать во внимание еще целый ряд факторов: количество классов, наличие необходимого числа педагогов и их учебная нагрузка, наличие и оборудование кабинетов и много другое. Все эти факторы будут вносить элемент индивидуальности для каждой образовательной организации. И все эти факторы, безусловно, должны быть учтены.

Но важнейшая роль в составлении расписания отводится соблюдению гигиенических требований и рекомендаций, т. к. именно эти аспекты позволяют сохранить работоспособность обучающихся, их здоровье и в конечном итоге - повысить эффективность образовательной деятельности. ОО должна быть всегда на стороне ребенка и учитывать его интересы.

Требования и рекомендации к составлению расписания уроков, изложенные в СП 2. 4. 3648-20 и СанПиН 1. 2. 3685-21, базируются на результатах многочисленных научных исследований по изучению функциональных возможностей организма детей разного возраста. В связи с этим принцип построения учебного расписания един для всех ОО, как занимающихся по четвертям, так и для тех, в которых обучение проводится по триместрам.

Различия касаются преимущественно длительности учебной недели: 5-ти дневная и 6-ти дневная.

Для наглядности основные гигиенические требования и рекомендации представлены в таблице Приложения 2.

В качестве иллюстрации использования гигиенических принципов составления расписания (нормирование недельной и дневной учебной нагрузки в зависимости от возраста обучающихся, учет дневной и недельной динамики работоспособности, учет шкал трудности предметов, чередование разных видов деятельности, длительность учебной недели) приводим примеры расписания для обучающихся основного общего и среднего общего образования в таблицах Приложения 3.

В заключение еще раз важно подчеркнуть, что расписание уроков в каждой образовательной организации имеет элемент уникальности, т. к. качественное и количественное наполнение конкретным содержанием зависит от целого комплекса факторов (содержание учебного плана образовательной организации, включающего не только обязательную часть, но и часть, формируемую участниками образовательных отношений); число параллелей классов, наличие необходимого количества педагогов по всем преподаваемым учебным предметам, материально-техническое оснащение ОО, количество специализированных предметных кабинетов и спортивных залов и др. ). Приведенные в методических рекомендациях примеры составления расписаний представляют собой лишь иллюстрацию использования гигиенических принципов составления расписания (нормирование недельной и дневной учебной нагрузки в зависимости от возраста обучающихся, учет дневной и недельной динамики работоспособности, учет шкал трудности предметов, чередование разных видов деятельности).

 

Приложение 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...