Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Автор и герой как литературоведческие понятия




Филологический факультет

Кафедра литературы

Самостоятельная работа по курсу «Современная русская литература»

 

 

Автор и герой в рассказе Некрасова В.П. «Девятое мая»

 

 

  Исполнитель: студент группы ФЛ-РЛБ-51 Дядькина Анастасия Викторовна __________________________
  Провериладоктор филол.н-к, проф. С.В.Перевалова  

 

 

Волгоград - 2015

 

 

Глава I

МЕСТО И РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В.П.НЕКРАСОВА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

Некрасов Виктор Платонович (4.(17).6.1911,Киев-3.9.1987,Париж) - русский прозаик. Родился Некрасов В.П. в семье банковского служащего (отец- Платон Федосеевич Некрасов) и врача (мать – Зинаида Николаевна Некрасова). Детство провел в Лозанне и в Париже. В 1915 г. семья вернулась в Россию и остановилась в Киеве. После окончания школы учился в железнодорожно-строительной профшколе, в Киевском строительном институте и в театральной студии при Киевском Театре русской драмы.

До начала войны Некрасов В.П. работал архитектором, потом актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону.

С августа 1941 г. – в армии. Воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. После второго ранения в 1944 г. демобилизовался в звании капитана.

В 1946 г. Некрасов В.П. опубликовал в журнале «Знамя» (№8-10) повесть «В окопах Сталинграда», которая в 1947 г. была удостоена Сталинской Государственной премии. Эта книга стала главной в творчестве писателя. Он рассказал о том, что видел своими глазами его герой – один из защитников Сталинграда, воссоздал в точных, неповторимых подробностях – психологических, бытовых, батальных – невиданно ожесточенные бои.

Основные произведения последующих лет: повести «В родном городе»(1954) и «Кира Георгиевна»(1961), сборник военных рассказов «Вася Конаков». Кроме того, очерки о путешествиях: «Первое знакомство», «Месяц во Франции», «По обе стороны океана». Книга «По обе стороны океана» была раскритикована Хрущевым Н.С. в 1963 г., что привело к Исключению Некрасова В.П. из КПСС и из СП СССР.

В 1974 г. писатель эмигрировал во Францию, где им были написаны следующие книги: «Записки зеваки»(1975), Взгляд и нечто»(1976), «По обе стороны стены…»(1978), «Из дальних странствий возвратясь…»(1979-81), «Маленькая печальная повесть»(1986).

 

 

ГЛАВА II

СУБЪЕКТНЫЕ ФОРМЫ ПРИСУТСТВИЯ АВТОРА В РАССКАЗЕ НЕКРАСОВА В.П. «ДЕВЯТОЕ МАЯ»

Автор и герой как литературоведческие понятия

Автор – создатель художественного произведения как целого. Сущность и функции автора во многом определяются его «вненаходимостью» [М.М.Бахтин] по отношению как к изображенному миру, так и к той действительности (природной, бытовой, исторической), которую этот вымышленный мир воспроизводит. А этом отношении автор противопоставляется герою. В то же время, будучи источником единства эстетической реальности, инстанцией, ответственной за целостный смысл художественного высказывания, автор должен быть отграничен, с одной стороны, от писателя как исторического и частного лица, с другой – от различных «изображающих субъектов» внутри произведения [Николюкин: 17-18].

Автор (от лат.autor – субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т.е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. В-третьих, это художник слова, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор в этом значении определенным образом попадает и освещает реальность, ее осмысливает и оценивает, а также демонстрирует свою творческую энергию. Всем этим он проявляет себя в качестве субъекта художественной деятельности. Авторская субъективность организует произведение и порождает его целостность. «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности[Хализев:96-97].

Автор — носитель напряженно-активного единства завышенного целого, целого героя и целого произведения. Сознание автора есть сознание сознания, то есть объемлющее сознание героя и его мир сознание, объемлющее и завершающее это сознание героя моментами. Автор не только видит и знает все то, что видит и знает каждый герой в отдельности и все герои вместе, но и больше их, причем он видит и знает нечто такое, что им принципиально недоступно, и в этом всегда определенном и устойчивом избытке видения и знания автора по отношению к каждому герою и находятся все моменты завершения целого — как героев, так и совместного события их жизни, то есть целого произведения. Общая формула основного эстетически продуктивного отношения автора к герою — отношения напряженной вненаходимости автора всем моментам героя, пространственной, временной, ценностной и смысловой вненаходимости, позволяющей собрать всего героя, который изнутри себя самого рассеян и разбросан в заданном мире познания и открытом событии этического поступка, собрать его и его жизнь и восполнить до целого теми моментами, которые ему самому в нем самом недоступны, как-то: полнотой внешнего образа, наружностью, фоном за его спиной, его отношением к событию смерти и абсолютного будущего и проч., и оправдать и завершить его помимо смысла, достижений, результата и успеха его собственной направленной вперед жизни [Бахтин].

Герой литературный – действующее лицо в литературном произведении, а также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. Главный герой часто не отграничивается, с одной стороны, от типа- когда последнему приписывают нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны- от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве [Николюкин:176-177].

Персонаж (от лат. «persona» - маска)- это либо плод чистого вымысла писателя, либо результат домысливания облика реально существовавшего человека, либо итог обработки и достраивания уже известных литературных героев. Персонаж имеет как бы двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета: он выступает как носитель стабильных и устойчивых качеств [Хализев:177-178].

Автор неизменно выражает свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа (героя- по терминологии Бахтина М.М.). При этом образ персонажа предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т.е. как нечто целое, пребывающее, однако, в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности. Герой зависит от этой целостности и по воле автора ей служит. В литературных произведениях как или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх, либо сверху вниз. Но наиболее глубоко укоренена в литературе ситуация сущностного равенства писателя и персонажа. При подобном внутреннем равенстве может возникнуть своего рода диалогическое отношение писателя к вымышленному или изображаемому им лицу. По словам Бахтина М.М., «герой- не выражающий, а выражаемое», он «пассивен во взаимодействии с автором»[Хализев:185-186]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...