Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санитарно-гигиеническая оценка рекреационных лесов




 

Санитарно-гигиеническая оценка лесов проводится по шкале, приведенной в таблице 8 [7, 11].

Таблица 8

Категории санитарно-гигиенической оценки участка леса

 

Санитарно-гигиенические признаки Основные показатели Количество единиц (коэффициент)

1. Кислородная продуктивность насаждений

Состав, возраст, полнота  
Хвойные в возрасте 50-80 лет и лиственные 40-60 лет с полнотой 0,6-0,8 1
Хвойные и лиственные древостои других возрастов и полнот 2
Класс бонитета  
I-II 1
III и ниже 2

2. Обогащение воздуха биоактивными веществами (фитонцидами)

Состав древостоев  
хвойные 1
лиственные 2
Полнота древостоев  
0,6-0,8 1
0,3-0,5 и 0,9-1,0 2

3. Ионизация воздуха

Насыщение воздуха легкими, отрицательно заряженными ионами  
хвойные 1
лиственные 2
4. Газоочищающая способность древостоев Состав, полнота Лиственные с полнотой 0,6-0,8 Лиственные с полнотой 0,3-0,5 и 0,9-1,0 и хвойные всех полнот   1     2

 

Примечание. Высший балл санитарно-гигиенической оценки (1) дается участкам при сумме коэффициентов 6 – 7; средний (2) при сумме коэффициентов 8 – 10; низший (3) при сумме коэффициентов 11 – 12.

Для открытых пространств применяется следующая классификация [10]:

1 класс – участки, наиболее пригодные для отдыха, хорошо дренированные, инсолируемые, с нормальным ветровым режимом.

3 класс – участки, не пригодные для отдыха, заболоченные, закустаренные, захламлённые.

2 класс – участки, занимающие промежуточное положение между 1-м и 3-м классами.

 

Санитарно-гигиеническая оценка условий на прогулочном маршруте проводится для каждого выдела на протяжении всего маршрута до и после формирования ландшафтов по форме таблицы 9.

Данные в графы 1, 2, 3, 4, 5, 6 выписываются из таксационного описания. Графы 7, 8, 9, 10, 11, 12 оцениваются в баллах по шкале санитарно-гигиенической оценки. Графа 13 – сумма баллов, по которой определяется класс санитарно-гигиенического состояния насаждений (графа 14).

Делается вывод о соотношении суммы площадей на протяжении маршрута и соответствующих классов санитарно-гигиенической оценки до проведения рубок формирования ландшафтов и о изменении (улучшении, ухудшении) санитарно-гигиенического состояния насаждений после проведения рубок.

 

После выполнения задания ответить на контрольные вопросы по материалам лекций и практических занятий:

 

1. От чего зависит санитарно-гигиеническая оценка насаждений и открытых пространств?

2. Как проведение рубок формирования ландшафтов сказывается на санитарно-гигиенической оценке насаждений?

3. Как проводится эстетическая оценка насаждений?

4. Связь между эстетической и санитарно-гигиенической оценкой объектов

 


Таблица 9

Санитарно-гигиеническая оценка условий прогулочного маршрута до формирования ландшафтов

№ выдела

Площадь выдела, га

Состав

Возраст

Полнота

Класс бонитета

Кислородная продуктивность

Обогащение воздуха фитонцидами

Ионизация воздуха, балл

Газоочищающая способность, балл

Сумма баллов

Класс санитарно-гигиенической оценки

По возрасту, балл По классу бонитета, балл По составу, балл По полноте, балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
                           
                           

 


Лесовосстановительные и биотехнические мероприятия

В рекреационных лесах

 

Задание. Запроектировать основные типы лесных культур в выделенных функциональных зонах. Показать их на плане. В тексте дать обоснование по выбору целевой породы и технологии создания.

 

После выполнения задания ответить на контрольные вопросы по материалам лекций и практических занятий:

 

1. Виды и способы лесовосстановительных мероприятий в рекреационных лесах

2. Мероприятия по содействию естественному возобновлению в рекреационных лесах

3. Лесные культуры и их значение в рекреационных лесах

4. Предварительные лесные культуры

5. Ландшафтные (декоративные и маскирующие) лесные культуры

6. Средозащитные почвозащитные, водоохранные, шумо-газо-пылеулавливающие лесные культуры

7. Биотехнические мероприятия

8. По каким признакам и свойствам выбирают целевую породу при проведении лесовосстановительных мероприятиях в рекреационных лесах?

9. Перечислите основные требования к лесным культурам в рекреационных лесах

10. Каким должно быть количество посадочных мест при создании лесных культур в рекреационных лесах?

11. Особенности создания лесных культур при формировании открытых, полуоткрытых и закрытых ландшафтов

12. Какова роль фауны в создании рекреационных лесов?

13. Назовите основные биотехнические мероприятия, которые проводят в рекреационных лесах


Литература

1. ОСТ 56-84-85. Использование лесов в рекреационных целях: Термины и определения. / Л.В. Логинова, Л.П. Рысин, Б.В. Веселин и др. – М.: Изд. офиц., 1986. – 7с.

2. Казанская, Н. С. Рекреационные леса / Н.С. Казанская, В.В. Ланина, Н. Н. Марфенин – М.: Лесная промышленность, 1977. – 96 с.

3. Миленин, А. И. Рекреационное лесоводство: методические указания к семинарским и практическим занятиям для студентов специальности 250201 – Лесное хозяйство / А. И. Миленин; М-во образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «ВГЛТА». – Воронеж, 2012. – 32 с.

4. Пронин, М. И. Лесопарковое хозяйство: Для спец. 3112 (1206) «Зеленое стр-во и садово-парковое хоз-во» / М.И. Пронин. - М.: Агропромиздат, 1990. – 174 с.

5. Рысин, Л. П. Лесные заповедные участки / Л.П. Рысин, Л.И. Савельева. – М: Агропромиздат, 1985. – 168 с.

6. Султанова, Р. Р. Основы рекреационного лесоводства: учебник / Р.Р. Султанова, М.В. Мартынова – СПб: Изд-во «Лань», 2018. – 264 с.

7. Тарасов, А. И. Рекреационное лесопользование / А. И. Тарасов. – М.: Агропромиздат, 1986. – 176 с.

8. Трещевский, Ю. И. Рекреационное лесопользование в Воронежской области / Ю. И. Трещевский // Лесной журнал. - 1988. - № 1.- С. 21-25.

9. Хайретдинов, А. Ф. Рекреационное лесоводство / А. Д. Хайретдинов, С. Н. Конашова. – М.: МГУЛ, 2002. – 307 с.

10. Кряжевских, Н. А. Рабочая тетрадь для практических занятий по рекреационному лесоводству: для обучающихся очной формы обучения по направлениям 35.03.01 «Лесное дело», профили «Лесное хозяйство» и «Лесоустройство и лесоуправление»; 05.03.06 «Экология и природопользование», профиль «Природопользование» / Н.А. Кряжевских; Екатеринбург [Электронный ресурс]: Редакционно-издательский отдел УГЛТУ, 2016. – 43 с. – URL: http://www.elar.usfeu.ru – (20.04.2019)

11. Рекомендации по организации и ведению хозяйства в лесах рекреационного назначения, 1985 – URL: http://docs.cntd.ru/document/9032037 - (20.04.2019)

 


Учебное издание

 

 

РЕКРЕАЦИОННОЕ ЛЕСОВОДСТВО

Методические указания по выполнению практических работ

для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата

«Ландшафтная архитектура»

 

 

Составитель: ЮРЬЕВА Анна Леонидовна

 

Ответственный за выпуск –

Компьютерная верстка

 

 

Подписано в печать 2019. Формат 60×84 1 /16.

Бумага офсетная. Уч.-изд. л.. Тираж 100 экз. Изд. №

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Отпечатано в типографии Издательства ПетрГУ

185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...