Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если в доме установлен ОПУ




В соответствии с абз. 2 п. 42 (1) Правил № 354 и п. 3 приложения 2 к данным правилам размер платы за отопление в доме, оснащенном ОПУ, в котором не все помещения оборудованы ИПУ (то есть хотя бы одно помещение не оборудовано счетчиком), определяется путем распределения объема потребленной тепловой энергии согласно показаниям ОПУ пропорционально площади помещения потребителя. Иначе говоря, зафиксированный коллективным счетчиком объем тепловой энергии оплачивается всеми потребителями в течение отопительного периода.

В свою очередь, Постановление № 307 даже при наличии ОПУ тепловой энергии предполагает внесение платы за отопление равномерно ежемесячно в течение всего года. Так, согласно пп. «б» п. 21 Правил № 307 и пп. 2 п. 2 приложения 2 к данным правилам при наличии ОПУ и отсутствии ИПУ размер платы за отопление соответствует стоимости среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошлый год согласно показаниям ОПУ. Другими словами, следует разделить годовой объем фактически потребленной тепловой энергии на 12 и площадь всех помещений в доме, так получим среднемесячный объем потребления в Гкал/кв. м – показатель сродни нормативу потребления. Его умножают на площадь помещения потребителя и тариф, в результате определяется размер платы за каждый месяц года (неизменен в течение всех 12 месяцев). Если ОПУ был установлен меньше года назад, в связи с чем отсутствуют сведения об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, размер платы за отопление определяется по нормативам потребления. Одновременно накапливается информация для осуществления расчета в следующем году.

Неотъемлемым элементом порядка расчета платы за отопление при наличии ОПУ является так называемая корректировка, с помощью которой объем потребления, за который начисляется плата, приводится к фактическому объему, который показал ОПУ. Соответствующая формула представлена в пп. 3 п. 2 приложения 2 к Правилам № 307. Чтобы посчитать размер переплаты или доначисления, нужно определить реальный размер платы за отопление в конкретном помещении. Для этого умножают размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний ОПУ, на отношение площади помещения к общей площади помещений в МКД. Из результата вычитают общий размер платы за отопление, начисленный за прошедший год.

К сведению: выбирать порядок расчета платы за отопление вправе только органы государственной власти субъекта РФ на основании Постановления № 857. Из действующих нормативных актов не следует, что собственники помещений на общем собрании вправе реализовать такое полномочие и принять решение начислять плату за отопление иным образом, нежели это определено региональными властями. Поэтому если в регионе было принято решение о применении Постановления № 307, а общее собрание требовало от УК начислять плату по фактическому потреблению с учетом показаний ОПУ, то УК не вправе следовать решению общего собрания. Такой вывод представляется автору справедливым. Он изложен, в частности, в Постановлении ФАС СЗО от 24.04.2014 по делу № А13-6060/2013.

Хотя, к примеру, АС ПО в Постановлении от 08.09.2014 по делу № А12-31843/2013 пришел к противоположному заключению: в таких условиях выставление платы по факту вполне законно, если оно предусмотрено договором управления, заключенным задолго до принятия Постановления № 857. Согласиться с этим нельзя, и вот почему. На основании п. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила, которые отличаются от действовавших при заключении договора, то условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу п. 4 ст. 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ может издавать правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (а договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, является публичным). Принятые в соответствии с ЖК РФ Правила № 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих правил (пп. «а» п. 2 Постановления № 354). В свою очередь, Постановление № 857 устанавливает особенности применения Постановления № 354 в определенной части, поэтому его действие точно так же распространяется в том числе на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Если в доме установлен ОПУ и по решению региональных властей до 01.07.2016 при расчете платы за отопление применялось Постановление № 307, исполнитель обязан провести корректировку платы за отопление за первое полугодие 2016 года. Детально порядок корректировки платы за отопление в нормативных актах не описан. Однако представляется справедливым завершить расчеты за отопление незамедлительно – в июле 2016 года.

В связи с тем, что с 01.07.2016 Постановление № 307 не действует, а Постановление № 354 подразумевает оплату фактически потребленной тепловой энергии, что называется, в режиме онлайн (сколько поставлено в дом, столько и должны оплатить потребители), величина платы за отопление за июль будет отличаться от размера платы за июнь даже без учета корректировки. Ведь за июль плата начисляться не должна – услуга отопления не оказывается.

Расчеты с РСО

Не меньше вопросов, связанных с расчетом платы за отопление для потребителей, УК и ТСЖ волнуют нюансы расчетов за тепловую энергию с РСО. Принцип о том, что обязательства исполнителя коммунальных услуг перед РСО не могут быть большими, чем аналогичные обязательства потребителя перед исполнителем, следует как из Правил № 307 (п. 8), так и из Правил № 354 (п. 13). Когда в доме отсутствует ОПУ, объем тепловой энергии, поставленной в дом, определяется по формуле как сумма слагаемых, среди которых – объем тепловой энергии в помещении, определенный по нормативам потребления. В связи с этим в отсутствие ОПУ объем начисленной потребителям платы совпадает со стоимостью тепловой энергии, подлежащей оплате РСО. Конкретные применяемые нормативы и порядок расчета (в течение года либо отопительного периода) предопределяются правилами, установленными для расчета платы для потребителей. Точнее, если в регионе плата начисляется согласно Постановлению № 307 по нормативам, действовавшим на 30.06.2012, то именно так рассчитывается и объем коммунального ресурса (Постановление ФАС МО от 22.05.2014 по делу № А41-24133/13). Если региональные власти реализовали механизм применения коэффициента периодичности внесения платежа, то и РСО будет получать плату от УК (ТСЖ) ежемесячно с учетом данного коэффициента (Постановление АС СЗО от 12.08.2014 по делу № А42-6170/2013).

Если в доме есть ОПУ, объем коммунального ресурса, поставленного в дом и подлежащего оплате РСО, определяется только по его показаниям. Принцип соответствия обязательств потребителей перед исполнителем и обязательств исполнителя перед РСО в полной мере соблюдается, если при расчете платы за отопление применяется Постановление № 354: плата потребителям начисляется за фактически поставленный в дом ресурс с учетом показаний ОПУ. Совсем другая ситуация складывается, когда при расчетах с потребителями применяется Постановление № 307: хотя по итогам года жильцам будет выставлена плата за фактическое потребление, в течение года платежи поступают равномерно и их суммы не совпадают со стоимостью фактически поставленного в дом коммунального ресурса в месяцы отопительного периода. В связи с этим у УК (ТСЖ) может образоваться дефицит средств для расчетов с РСО. Однако ввиду необходимости обеспечить тождественность обязательств потребителей и исполнителя последний должен вносить РСО плату также исходя из норматива потребления или среднемесячного объема потребления за прошедший календарный год (постановления ФАС ВВО от 07.10.2013 по делу № А43-20769/2012, от 02.09.2013 № А43-20724/2012). А, к примеру, в Постановлении от 03.02.2014 по делу № А44-1983/2013 арбитры ФАС СЗО утвердили условие договора ресурсоснабжения в редакции ТСЖ, согласно которой товарищество имеет право оплачивать тепловую энергию в суммах, начисленных потребителям, задолженность в полном объеме должна быть погашена на начало отопительного периода, календарного года и на момент расторжения договора.

* * *

В большинстве субъектов РФ плата за отопление начислялась по принципам, действовавшим до введения Постановления № 354. В связи с утратой Постановлением № 307 силы данные принципы применяться больше не могут, поэтому с 01.07.2016 плата за отопление будет начисляться иначе. Так, если в доме был установлен ОПУ, в июле 2016 года следует провести корректировку и далее начислять плату исходя из его показаний только в течение отопительного сезона. Если в доме отсутствовал ОПУ и применялись прежние нормативы потребления, то с 01.07.2016 нужно перейти на применение нормативов потребления, утвержденных в соответствии с действующими правовыми актами, и оплату отопления в течение отопительного сезона. Вместе с тем в регионе может быть в любой момент принято решение об оплате отопления по нормативам в течение года равномерно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...