Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к оформлению интерьера кабинета




2.9.8.1. Необходимо правильно подобрать цветовую гамму окраски стен кабинета. Наиболее благоприятными для работы являются холодные цвета: зеленый, голубой, сине-зеленый и их оттенки.

Оформление экспонируемых материалов должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели.

2.9.8.2. В кабинете целесообразно разместить стенды: рабочие, относящиеся к какой-либо теме программы; справочные (длительного пользования); юбилейные, не имеющие прямого отношения к программам.

Основу экспозиции учебного кабинета составляют рабочие стенды. Содержание этих стендов может быть связано с разными аспектами в изучении языка и литературы.

2.9.8.3. Справочно-информационный и инструктивный материал целесообразно распределить между стендами; он может экспонироваться и на специальном щите.

2.9.8.4. Рабочие стенды размещают в центре боковой стены свободной от различных приспособлений. Для юбилейных экспозиций используют верхнюю часть задней стены.

2.9.8.5. Стенд не должен быть перегружен экспонатами: на нем целесообразно поместить 3-4 карточки (формат машинописной страницы) и 2-3 книги.

2.9.8.6. Специфику экспозиции в кабинете русского языка и литературы отражает выставка лучших тетрадей и литературный календарь, который может включать материал по искусству в целом.

2.9.8.7. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов средств обучения в остекленных секциях комбинированных шкафов.

Выписка из нормативного документа «Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образования» http://cit.vvsu.ru/MIRROR/Ucheba/pos_rus/baza/baz_rus.htm

Иллюстрированный каталог учебного оборудования   Русский язык
 
Наименование Фото Инфо
Мультимедийные пособия
Компакт-диск "Уроки русского языка КиМ" (5 класс)    
Компакт-диск "Уроки русского языка КиМ" (6 класс)    
Компакт-диск "Уроки русского языка КиМ" (7 класс)    
Компакт-диск "Уроки русского языка КиМ" (8-9 класс)    
Печатные пособия
Демонстрационные
Таблицы демонстрационные "Основные правила орфографии и пунктуации 5-9 класс" есть есть
Таблицы демонстрационные "Правописание гласных в корне слова" есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык 5 кл." есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык 6 кл." есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык 7 кл." есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык 8 кл." есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык 9 кл." есть есть
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Глаголы"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Имя прилагательное"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Имя существительное"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Наречие"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Орфография" (5-11 класс)    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Причастие и деепричастие"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Синтаксис" (5-11 класс)    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Союзы и предлоги"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Частицы и междометия"    
Таблицы демонстрационные "Русский язык. Числительное и местоимение"    
Раздаточные
Литература
Портреты писателей (37 шт, ф А3) есть есть
Видеофильмы
Таблицы демонстрационные "Основные правила орфографии и пунктуации 5-9 класс"
Учебный альбом из 12 листов. Склонение имен существительных. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Спряжение глаголов. Гласные в приставках ПРЕ - ПРИ. Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Тире между подлежащим и сказуемым. Обособление определений. Обособление обстоятельств.

 

Иллюстрированный каталог учебного оборудования по кабинетам

Приложение 7

v Познакомьтесь с КРАТКИМ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЕМ МЕТОДИСТОВ РУССКОГО ЯЗЫКА (XIX-XX вв.), составленным М.Т. Барановым.

v Назовите авторов учебников по русскому языку (от начала XIX века до сегодняшнего дня).

Алгазина Надежда Николаевна (1922); доктор пед. наук, проф., действ, член Академии информатизации образования.

Основные методические интересы: методика орфографии, культура речи учащихся.

Основные труды. Изучение правил правописания окончаний прилагательных и причастий. - М., 1960; Трудные случаи правописания. - М., 1961; Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. - М., 1962; Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов. - М., 1965; Обучение орфографии с учетом вариантов орфограмм. - М., 1981; Вариантность дидактического материала по орфографии. - М., 1981; Работа над орфографическим правилом. - М., 1982; Формирование орфографических навыков. - М., 1987; Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой (соавтор). - М., 1996; Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой (соавтор). - М., 1998.

Афанасьев Петр Онисимович (14/XI 1874 - 20/VIII 1944); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, организация урока, история методики.

Основные труды. Методические очерки о преподавании родного языка и примерные уроки по всем отделам русского языка с методическими пояснениями. - 2-е изд. - М., 1917; Методика родного языка в трудовой школе. - М., 1923; Русский язык в трудовой школе. - М., 1924, 1926; Родной язык в комплексной системе преподавания. - М., 1926; Система методики русского языка как научной дисциплины // Рус. яз. и лит. в школе. - 1931. - № 1; Методика русского языка в средней школе: Учебник для педагогических и учительских институтов. - 2-е изд., доп. - М., 1947.

Бабайцева Вера Васильевна (1925); доктор фил. наук, проф.

Основные методические интересы: школьный учебник, методика грамматики, общие вопросы методики преподавания русского языка.

Основные труды. Русский язык. Теория. V-IX. Учебник для V-IX классов общеобразоват. учреждений (соавтор). - 8-е изд. - М., 1999; Русский язык. Теория. V-IX. Учебник для учебных заведений с углубленным изучением русского языка. - М., 1995; Лингво-методические основы синтаксического анализа простого предложения // Многоаспектность синтаксических единиц. - М., 1993; Лингвистические основы преподавания синтаксиса в школе и вузе // Лингвистические основы преподавания языка. - М., 1983; Изучение членов предложения в школе. - М., 1975; Виды разбора на уроках русского языка (автор и редактор). - М., 1985; Обучение русскому языку в VII-VIII классах (автор и редактор). - М., 1983; Русский язык: IV-VIII классы: Пробный учебник (соавтор). - М., 1988; Тема "Словосочетание и предложение" в VII классе //Рус. яз. в школе. - 1973. -№ 4; Изучение односоставных предложений в VII классе // Рус. яз. в школе. - 1973. - № 5; Лингвометодические основы изучения сложного предложения в VIII классе // Рус. яз. в школе. - 1974. -№ 3; Лингвистические основы школьного курса синтаксиса // Рус. яз. в школе. - 1975. - № 5 и 6; Об углубленном изучении русского языка в школе // Русская словесность. - 1995. - № 5.

Баранов Михаил Трофимович (1924-1999); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, методика лексики, орфографии, пунктуации, словарная работа, углубленное изучение русского языка в школе, школьные словари, история методики преподавания русского языка, школьный учебник.

Основные труды. Работа над орфографическими ошибками в V-VIII классах. - М., 1962; Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 4; Формирование лингвистического мировоззрения учащихся на уроках русского языка в IV-VIII классах // Рус. яз. в школе. - 1977. - № 3; Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Рус. яз. в школе. -1981. - № 3; Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в V-VIII классах // Рус. яз. в школе. - 1965. - № 6; Обучение орфографии в IV-VIII классах (соавтор). - Киев, 1987; Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. - М., 1988; Повышение пунктуационной грамотности учащихся IV-VIII классов // Рус. яз. в школе. - 1983. - № 3; Русское слово: Пособие к факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка" (соавтор). - М., 1970; 5-е изд. - М., 1990; Обучающие изложения в V классе (соавтор). - М., 1962; Русский язык: Учебник для IV (V) класса средней школы (соавтор). - М., 1970; 26-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для V (VI) класса средней школы (соавтор). - М., 1971; 21-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для VI (VII) класса средней школы (соавтор). - М., 1972; 20-е изд. - М., 1999; Школьный орфографический словарь русского языка. - М., 1995; 4-е изд. - М., 1999; Школьный словарь образования слов русского языка. - М., 1997; Русский язык: Справочные материалы (соавтор). - М., 1982; 7-е изд. - М., 1995; Русский язык в школе: К 210-летию включения в учебные планы // Рус. яз. в школе. - 1996. -№ 4; От риторики к развитию речи // Рус. яз. в школе. - 1998. - № 4.

Баринова Елена Анатольевна (1909-1985); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: методика грамматики, развитие речи, история методики.

Основные труды. Изучение имени существительного в V классе. - 2-е изд. - М., 1956; Методика русского языка: Учебное пособие для студентов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов (соавтор). - М., 1974; Проблемы развития речи в методической науке советской

Блинов Григорий Иванович (1914); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: методика синтаксиса, методика пунктуации, дидактический материал для школьных упражнений.

Основные труды. Сопоставление при изучении пунктуации. - М., 1959; К вопросу о негативных правилах пунктуации // Рус. яз. в школе. - 1975. - № 5; Изучение связи слов на уроках русского языка. - М., 1963; Методика изучения пунктуационных правил. - М., 1972; Методика пунктуации в школе. - М., 1978; О системе упражнений по пунктуации // Рус. яз. в школе. - 1989. -№ 1.

Бунаков Николай Федорович (1837-1904); педагог, организатор съездов, курсов учителей.

Основные методические интересы: цели изучения русского.языка, организация урока, обучение орфографии, школьный учебник.

Основные труды. Концентрический учебник русской грамматики для русских детей (в четырех частях). - СПб., 1872-1874; Родной язык как предмет обучения в народной школе с трехгодичным курсом. - СПб., 1872; Школьное дело: Учебный материал, проработанный на учительских курсах, съездах за 30 лет. - 3-е изд. - 1906.

Буслаев Федор Иванович (1818-1897); проф., акад. Основоположник научной методики преподавания русского родного языка. Создатель обобщающего труда по теории и практике преподавания родного языка.

Основные труды. О преподавании отечественного языка. - М., 1844; 2-е изд. - 1867; 3-е изд. - 1992; Краткое руководство к первоначальному преподаванию русского языка. - М., 1867; Мои воспоминания. - М., 1897.

Власенков Александр Иванович (1927); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, методика орфографии, школьный учебник.

Основные труды. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. - М., 1973; Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся. - М., 1978; Развивающее обучение русскому языку. - М., 1983; Обучение русской орфографии в школе с белорусским языком преподавания. - Минск, 1980; Пособие по орфографии для учащихся средних профтехучилищ. - М., 1983; Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для X-XI классов общеобразовательных учреждений (соавтор). -М., 1996; 4-е изд. - М., 1999; О школьных курсах русского языка и практической русской словесности // Рус. яз. в школе. - 1995. - № 6;

О курсе практической русской словесности // Рус. яз. в школе. -1996. -№ 6; Основы методики русского языка в IV-VIII классах (соавтор). - М., 1978; 2-е изд. - М, 1983.

Данилов Владимир Валерианович (1881-1970); ст. науч. сотр.

Основные методические интересы: общие вопросы методики, методика орфографии.

Основные труды. Методика русского языка. - 2-е изд. - Пг., 1917; К вопросу об этиологии современной школьной безграмотности // Родн. яз. в школе. - 1927. - № 1.

Дейкина Алевтина Дмитриевна (1939); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы методики русского языка, формирование лингвистического мировоззрения учащихся, содержание обучения русскому языку, развитие речи учащихся, средства обучения.

Основные труды. Домашние задания по русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 2; Межпредметные связи русского языка и литературы и пути их реализации // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 3; Обучение и воспитание в сельской малокомплектной школе // Рус. яз. в школе. - 1984. - № 4; Нормализация учебной нагрузки учащихся по русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1985. - № 5; Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М., 1990; Вопросы методики уроков родного языка. - М., 1993; Игры на уроках русского языка. - М., 1993; Воспитание русского национального сознания при обучении родному языку // Рус. яз. в школе. -1993. - № 5; Подготовка к изложению как виду экзаменационной работы // Рус. яз. в школе. - 1994. - № 1; Дискуссия как метод формирования у учащихся взгляда на родной язык // Рус.яз. в школе. - 1994. - № 3; Сочинения малой формы в школьном обучении // Рус. яз. в школе. - 1994. - № 5; Концепция развития русской национальной школы вне России // Рус. яз. в школе. - 1995. - № 2; Родной язык в средней школе как условие развивающего обучения // Наука и школа. - 1997. - № 1; Универсальные дидактические материалы по русскому языку (V, VI-VII, VIII-IX кл.) (соавтор). -СПб., 1997; Тексты-миниатюры на уроках русского языка (соавтор). - М., 1998.

Державин Николай Севастьянович (1877-1953); акад. АН СССР, действ, член АПН РСФСР.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, преподавание орфографии, учебник русского языка.

Основные труды. Родной язык и трудовая школа. - СПб., 1913; Из лекций по методике русского языка: Орфография. - Пг., 1916; Основы методики преподавания русского языка и литературы в средней школе. - Пг., 1917; 3-е изд. - Пг., 1923; Учебник грамматики русского языка: Опыт научно-элементарного курса. - Пг., 1918.

Добромыслов Василий Алексеевич (1892-1965); член-кор. АПН РСФСР.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, методика развития речи, методика грамматики, учебник русского языка, методика орфографии и пунктуации.

Основные труды. К вопросу о языке рабочего подростка. - М., 1932; Изложения и сочинения в семилетней и средней школе. - М., 1946; Изучение грамматических определений и правил в V-VII классах. - М., 1951; Развитие речи в связи с изучением грамматики (морфология). - М., 1954; О развитии логического мышления учащихся V-VII классов на занятиях по русскому языку. - М., 1956; Обогащение активного словарного запаса учащихся (V-VII классы) // Рус. яз. в школе. - 1958. - № 3; О состоянии и задачах развития методики русского языка как науки. - М., 1956.

Донская Тамара Константиновна (1931); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, методика грамматики.

Основные труды. Дифференцированная работа на уроках русского языка. - Л., 1978; Индивидуальный подход к учащимся на уроках русского языка // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 3; Обучение и развитие на уроках русского языка. - Л., 1981; Работа над логическими ошибками при обучении русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1983. - № 2; Принципы развивающего обучения русскому языку. - Л., 1985; Типология текстовых ошибок // Работа над текстом на уроках русского языка и развития речи. - Л., 1990; Развитие творческой

самостоятельности учащихся // Рус. яз. в школе. - 1991. - № 1; Динамические тексты на уроках русского языка и развития речи // Рус. яз. в школе. - 1994. - № 3.

Дудников Алексей Виссарионович (1916-1994); доктор пед. наук, проф., член-кор. АПН СССР.

Основные методические интересы: общие вопросы методики преподавания русского языка, методика грамматики и пунктуации, школьные факультативы, пособия для студентов, методика преподавания русского языка как наука.

Основные труды. Методика синтаксиса и пунктуации в восьмилетней школе. - М., 1963; Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. - М., 1977; Лексика и фразеология русского языка (факультатив). - М., 1970; О теоретических основах методики преподавания русского языка как педагогической науки // Рус. яз. в школе. - 1973. - № 4; О стратегических и тактических принципах методики преподавания русского языка // Рус. яз. в школе. - 1974. -№ 3; Взаимосвязь между морфологией и синтаксисом как ведущий тактический принцип изучения грамматики в школе // Рус. яз. в школе.- 1975.-№ 5.

Еремеева Ангелина Павловна (1937); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: речевая деятельность учащихся, грамматика и развитие речи.

Основные труды. Грамматико-стилистический анализ предложений с обобщающими словами // Рус. яз. в школе. - 1968. - № 5; Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами. - М., 1974; Обогащение речи учащихся в процессе работы над сложносочиненными и бессоюзными сложными предложениями // Рус. яз. в школе. - 1978. - № 1; Развитие речи учащихся при изучении синтаксиса (редактор и соавтор). - М., 1977; Языковая подготовка к сочинению в VIII классе // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 4; Актуальные проблемы развития речи учащихся (редактор и соавтор). - М., 1980; Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку (соавтор). - 3-е изд. - М., 1988; Изучение грамматических категорий существительного // Рус. яз. в школе. - 1994. - № 5; Об изучении темы "Союз" в VI классе // Рус. яз. в школе. - 1994. - № 6; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для V класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1992; 5-е изд. - М., 1998; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для VI-VII классов общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1993; 6-е изд. - М., 1998; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для VIII-IX классов общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1992; 4-е изд. - М., 1998.

Зельманова Людмила Моисеевна (1932); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: развитие речи учащихся, средства обучения и методика их использования в учебном процессе, кабинет русского языка.

Основные труды. Кабинет русского языка в средней школе. -3-е изд. - М., 1984; Методика использования средств обучения на уроках русского языка в средних профтехучилищах. - М., 1980; Наглядность в преподавании русского языка. - М., 1984; Практическая методика русского языка. V класс (соавтор). - 2-е изд. - М., 1995; О методике использования кинофильма на уроках развития речи // Рус.яз. в школе. - 1985. - № 2; Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для IV класса. - М., 1970-1981; Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для V класса. - М., 1972-1982; Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VI класса. - М., 1974-1983; Рисунки и карточки с заданиями по развитию речи. VI класс. - М., 1995; Герои мультфильмов у нас в гостях (раздаточный изобразительный материал по развитию связной речи в V классе). - М., 1997; Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. V-VII классы (соавтор). - 2-е изд. - М., 1997; Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. VIII-IX классы (соавтор). - М., 1997; Раздаточный изобразительный материал по риторике для I класса. - М., 1997; Звуковое пособие по русскому языку для IV класса. -2-е изд. - М., 1982; Звуковое пособие по русскому языку для V класса (соавтор). - 2-е изд. - М., 1985; Звуковое пособие по русскому языку для VI класса (соавтор). - М., 1976; Серия диафильмов к урокам русского языка и развития речи в IV-VIII классах. - М., 1972-1984; Серия диапозитивов к урокам русского языка и развития речи. - М., 1970-1990; Серии кинофильмов для уроков русского языка и развития речи в IV-VI классах (консультант). - М., 1980-1990; О методике использования кинофильма на уроках развития речи // Рус.яз. в школе, - 1985. - № 2.

Ипполитова Наталья Александровна (1940); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы обучения русскому языку, методика грамматики, методика развития речи учащихся, обучение чтению.

Основные труды. Упражнения по грамматической стилистике в средней школе. - М., 1980; Текст в системе обучения русскому языку в школе. - М., 1998; Виды чтения на уроках русского языка // Рус. яз. в школе. - 1987. - № 2; Совершенствование механизмов речи школьников на уроках русского языка // Рус. яз. в школе. - 1995. - № 3; Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Рус. яз. в школе. - 1997. - № 1; Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение // Рус. яз. в школе. - 1998. - № 2; Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение // Рус. яз. в школе. - 1999. - № 1.

Капинос Валентина Ивановна (1926); кандидат пед. наук, ст. науч. сотр.

Основные методические интересы: речеведение в школьном курсе русского языка.

Основные труды. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Рус. яз. в школе. - 1978. - № 4; Основные вопросы методики стилистики // Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М., 1978; Культура речи. Стилистика // Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980; О критериях оценки речи и об ошибках - грамматических и речевых // Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (составитель). - М., 1978; 2-е изд. - 1986; Речеведческие понятия: их специфика и функция в школьном курсе русского языка // Рус. яз. в школе. - 1988. - № 1; Развитие речи: теория и практика обучения (соавтор). - 2-е изд. - М., 1994; Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - 2-е изд. - М., 1994; Русский язык: Учебник для V класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1995; 4-е изд. -М., 1998; Русский язык: Учебник для VI класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1996; 4-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для VII класса общеобразоват. учреждений (соавтор). -М., 1997; 3-е изд. - М., 1999; Государственный общеобразовательный стандарт по русскому (родному) языку (соавтор) // Учебные стандарты школ России. - М., 1998.

Китаев Николай Николаевич (1892-1963); кандидат психол. наук,ст. науч. сотр.

Основные методические интересы: психология обучения орфографии, методика орфографии, оценка письменных работ учащихся.

Основные труды. Самостоятельная работа учащихся над ошибками // Рус. яз. в школе. - 1941. - № 3; Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. - М., 1959; Критерии оценки ученических сочинений. - М., 1961; Работа с учащимися, отстающими по русскому языку. - М., 1962; Словарно-орфографическая работа в V-VIII классах // Рус. яз. в школе. -1957.-№3.

Кульман Николай Карлович (1876 -?); проф.

Основные методические интересы: преподавание грамматики, обучение орфографии.

Основные труды. К вопросу о преподавании грамматики в средней школе // Труды 1-го съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях. - СПб., 1904; Историко-теорети-ческие основы современной методики грамматики // Журнал МНП. - 1910. - № 4-5; Элементарно-практическая грамматика русского языка: Этимология. - СПб., 1913; Синтаксис. - 2-е изд. - СПб., 1914; Методика русского языка. - 6-е изд. - СПб., 1916.

Купалова Александра Юльевна (1930); доктор пед.наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы обучения родному русскому языку, функциональный аспект изучения грамматики, методика синтаксиса, деятельностный системно-коммуникативный подход к обучению родному языку в школе, школьный учебник.

Основные труды. Формирование понятия о местоимении // Рус. яз. в школе. - 1965. - № 4; Обучение русскому языку в IV-VI классах по новой программе (соавтор). - М., 1970; О терминах школьной грамматики // Русская речь. - 1971. - № 3; Обучение русскому языку в VII-VIII классах по новой программе (соредактор и соавтор). - М., 1973; Словосочетание и предложение в школьном курсе синтаксиса. - М., 1974; Динамика знаний учащихся по синтаксису // Рус. яз. в школе. - 1976. - № 2; Школьные правила и языковая действительность // Русская речь. - 1977. - № 3; Основы методики русского языка в IV-VIII классах (соавтор). - М., 1978; 2-е изд. - М., 1983; Организация самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в малокомплектной сельской школе (редактор и соавтор). - М., 1984; Отбор теоретического материала для учебника русского языка в целях формирования умений и навыков // Проблемы школьного учебника. - Вып. 14. - М., 1984; Интеграция двух начал в обучении // Сов. педагогика. - 1988. - № 3; Совершенствование или перестройка? (О курсе русского языка в школе) // Рус. яз. в школе. - 1988. - № 4; Методика развития речи на уроках русского языка (соавтор). - М., 1980; 2-е изд. - М., 1990; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для V класса общеобразоват. учреждений (составитель и соавтор). - М., 1992; 5-е изд. - 1998; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для VI-VII классов общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1993; 6-е изд. - М., 1998; Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений. Учеб. пособие для VIII-IX классов общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1995; 4-е изд. - М., 1998; Практическая методика русского языка. VIII класс (соавтор). - М., 1992; Текст в занятиях родным языком. - М., 1996; Язык и речь в школьном курсе родного языка // Рус. яз. в школе. -1999.- № 1.

Ладыженская Таиса Алексеевна (1925); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: общие вопросы обучения русскому языку, методика грамматики, методика развития связной речи учащихся, ошибки учащихся, нормы оценки знаний и умений учащихся, углубленное изучение русского языка в школе, школьный учебник.

Основные труды. Обучающее сочинение по картине на уроках русского языка. - М., 1958; Творческие диктанты. - М., 1963; Развитие речи учащихся: О подготовке учащихся V-VIII классов к устным и письменным сочинениям. - М., 1960; Анализ устной речи учащихся // Изв. АПН РСФСР. - Вып. 125. - М., 1963; Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М., 1974; Особенности языка ученических изложений (совместно с

М.Т.Барановым). - М., 1965; Обучающие изложения в V классе (соавтор). - М., 1952; Система обучения сочинениям в IV-VIII классах (редактор и соавтор). - 2-е изд. - М., 1973; Развивайте дар слова: Факультативный курс (редактор и соавтор). - М., 1970; 5-е изд. - М., 1990; Методические указания к факультативному курсу "Теория и практика сочинений разных жанров" (VII-VIII классы) (редактор и соавтор). - 4-е изд. - М., 1990; Русский язык: Учебник для IV (V) класса средней школы (соавтор). -М., 1970; 26-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для V (VI) класса средней школы (соавтор). - М., 1971; 21-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для VI (VII) класса средней школы (соавтор). - М., 1972; 20-е изд. - М., 1999; Практическая методика русского языка. V класс (соавтор). - М., 1992; 2-е изд. - М., 1995; Речевые уроки. - М., 1994; Основы методики русского языка в IV-VIII классах (соредактор, соавтор). - М., 1978; 2-е изд. -М., 1983; Детская риторика (ред.). - М., 1996.

Лапатухин Михаил Семенович (1905); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: история методики русского языка, общие вопросы методики.

Основные труды. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России: (Дореволюционный период). -Ч. 1 и 2. - Калинин, 1963; Методика русского языка в средней школе. - Калинин, 1974; Школьный толковый словарь русского языка (соавтор). - М., 1981; 2-е изд. - 1998; Методические взгляды академика Я.К. Грота // Рус. яз. в школе. - 1957. - № 4.

Лебедев Алексей Матвеевич (1881-1953); учитель, создатель и редактор журнала "Родной язык в школе" (1914-1928).

Основные методические интересы: общие вопросы преподавания русского языка, развитие речи учащихся, словарная работа в школе.

Основные труды. Самодеятельность и творчество учащихся на занятиях родным языком. - М., 1918; Устные и письменные сочинения. Для учителей русского языка на всех ступенях обучения. - М., 1918; Словарная работа на уроках литературного чтения в V-VII классах национальной школы (в соавторстве). - М., 1959.

Лебедев Василий Иванович (1899-1976); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: методика грамматики и орфографии.

Основные труды. Методика развития устной и письменной речи. - М., 1929;О повышении орфографической грамотности

учащихся. - Л., 1947; О преодолении формализма в грамматическом разборе. - Л., 1949; Первые уроки синтаксиса русского языка в VI-VII классах. - М., 1964; Методика русского языка: Учебное пособие для пединститутов (соавтор). - М., 1974; Об изучении сложноподчиненного предложения // Рус. яз. в школе. - 1963. - № 6; Осодержании работы над словосочетаниями (в IV-VI классах) //Рус. яз. в школе. - 1967. - № 5.

Леонтьев Алексей Алексеевич (1936); доктор психол. и доктор фил. наук, проф., действит. член РАО, действит. член Академии педагогических и социальных наук.

Основные психолого-методические интересы: общие вопросы дидактики и методики обучения русскому языку в школе, психолингвистика и психология общения, психология личности и деятельности, языковая политика и языковые права человека.

Основные труды. Слово в речевой деятельности. - М., 1965; Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969; Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969; Методика (соавтор). - М., 1988; Педагогическое общение. - 2-е изд. - М., 1996; Психология общения. - 2-е изд. - М., 1997; Основы психолингвистики. - М., 1997.

Ломизов Анатолий Федорович (1911-1984); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: методика синтаксиса, методика пунктуации, развитие речи учащихся.

Основные труды. Методика пунктуации в связи с изучением синтаксиса. - М., 1964; Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. - М., 1968; Основы методики русского языка в IV-VIII классах (соавтор). - М., 1978; 2-е изд. - М., 1983; Обучение пунктуации в средней школе. - М., 1975; Трудные вопросы методики пунктуации. - М., 1975; Изучение пунктуационного правила //Рус. яз. в школе. - 1970. - № 6; Выразительное "чтение"" знаков препинания как важнейший принцип методики обучения пунктуации //Рус. яз. в школе. - 1974. -№ 4.

Львов Михаил Ростиславович (1927); доктор пед. наук, проф., член-кор. АПН СССР, член-кор. РАО РФ.

Основные методические интересы: общие вопросы обучения русскому языку, детская речь, развитие речи учащихся, словарная работа, обучение орфографии, школьный учебник.

Основные труды. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., 1975; Тенденции развития речи учащихся. - Вып. I. - М., 1978; вып. П. - М., 1979; Развитие грамматического строя речи учащихся // Основы методики русского языка в IV-VIII классах. - М.,

1978; Общие вопросы методики русского языка. - М., 1983; Основы обучения орфографии в начальной школе. - М., 1987; Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988; Правописание в начальных классах. - М., 1998; Методика обучения русскому языку в начальных классах (соавтор). - М., 1987; Школьный словарь антонимов русского языка. - М., 1980; 3-е изд. - 1998; Риторика. Для X-XI классов. - М., 1996; Школа творческого мышления. - М., 1993; 2-е изд. - 1997; Хрестоматия по методике русского языка. Методы обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях (автор-составитель); Русский язык. - Часть I (соавтор). - М., 1989.

Львова Светлана Ивановна (1953); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: содержание обучения русскому языку в школе, программы и учебники для школ разного типа, проблема углубленного обучения русскому языку, преемственность и перспективность в изучении родного языка в начальной и средней школе, обучение словообразованию, лексике и грамматике, проблема интеграции уроков русского языка и литературы.

Основные труды. Русский язык: Учебник для V класса общеобра-зоват. учреждений (соавтор). - М., 1995; 4-е изд. - М., 1998; Русский язык: Учебник для VI класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1996; 4-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для VII класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1997; 3-е изд. - М., 1999; Русский язык: Учебник для VIII класса общеобразоват. учреждений (соавтор). - М., 1998; Русский язык: Учебник для V класса гимназий (редактор и соавтор). - М., 1996; Русский язык: Учебник для VI класса гимназий (редактор и соавтор). - М., 1997; Русский язык: Учебник для VII класса гимназий (редактор и соавтор). - М., 1998; Уроки словесности. VH-VIII классы. - М., 1993; Уроки словесности. V-IX классы. - М., 1996; 2-е изд. - 1997. Работа над составом слова на уроках русского языка в начальной школе. -М., 1995; Морфемика и словообразование. - М., 1996; Обучение русскому языку в V классе. - М., 1996; Обучение русскому языку в VI классе. - М., 1998; Язык в речевом общении: Факультативный курс (VTII-IX кл.): Книга для учителя. - М., 1991; Язык в речевом общении: Факультативный курс (VIII-IX кл.): Книга для учащихся.-М., 1992.

Напольнова Тамара Васильевна (1928); доктор пед. наук, проф.

Основные методические интересы: развивающее обучение на уроках русского языка, методика грамматики и орфографии, развитие мышления и речи.

Основные труды. Познавательные задачи в обучении русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1967. - № 3; Уроки по теме "Безличные глаголы" // Рус. яз. в школе. - 1959. - № 4; Усвоение орфографии в процессе активной познавательной деятельности учащихся (на материале повторения в начале года в IV классе) // Рус. яз. в школе. - 1975. - № 4; О самостоятельной работе учащихся по стилистике в VIII классе // Рус. яз. в школе. - 1979. - № 1; Познавательные задачи в обучении русскому языку / Под ред. И.Я.Лернера. - М., 1968; Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. - М., 1983; Орфографические трудности в усвоении глагола и некоторые их причины // Изв. АПН РСФСР - Вып. 132. - М., 1964.

Озерская Виктория Павловна (1917-1984); доктор пед. наук, ст. науч.сотр.

Основные методические интересы: методика синтаксиса, методика морфологии, факультативные занятия в школе, школьный учебник.

Основные труды. Методика изучения сложного предложения. - М., 1959; Система работы по синтаксису и пунктуации в V-VIII классах. - М., 1964; Работа над синонимами на уроках грамматики в V-VI классах // Рус. яз. в школе. - 1969. - № 3; Языковые оппозиции как методический фактор // Рус. яз. в школе. - 1976. - № 5; Изучение морфологии на синтаксической основе. - 2-е изд. - М., 1989; Методика факультативных занятий по русскому языку // Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М., 1978.

Палей Исаак Рувимович (1902-1968); проф.

Основные методические интересы: работа по русскому языку со взрослыми, самообразование по языку, методы изучения грамматики, общие вопросы методики.

Основные труды. Учебник для взрослых "От станка к книге". - М., 1925; Методика русского языка в занятиях со взрослыми. - М., 1941; О применении "вопросов" в школьном преподавании грамматики // Рус. яз. в школе. - 1956. - № 5; Правила в школьном курсе грамматики // Рус. яз. в школе. - 1963. - № 4; Очерки по методике русского языка. - М., 1965.

Панов Борис Трофимович (1923); кандидат пед. наук, проф.

Основные методические интересы: урок русского языка, обучение синтаксису, работа по стилистике в школе.

Основные труды. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. - М., 1967; Обучение навыкам различения союзов и союзных слов // Рус. яз. в школе. - 1977. - № 6; Формирование стилистических навыков учащихся в процессе интонационно-смыслового анализа речи // Рус. яз. в школе. - 1965. - № 1; Типы и структура уроков русского языка. - М., 1986; Школьный грамматико-орфографический словарь (соавтор). - М., 1976; 3-е изд. - М., 1991; Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе (автор-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...