Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы составления отчетности по МСФО




Порядок применения международных стандартов финансовой отчётности

 

Вся деятельность по законодательному и нормативно-правовому обеспечению бухгалтерского учета, которая ведется в последнее время Минфином России, направлена на создание оптимальных условий для дальнейшего развития бухгалтерского учета и аудита в стране.

В основе этой работы - Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренная Министром финансов Российской Федерации летом 2004 г. Концепция предусматривает пять направлений работы:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете;

создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета;

усиление контроля качества отчетности;

повышение квалификации специалистов.

Одно из направлений развития бухгалтерского учета, определенное Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, - создание инфраструктуры применения Международных стандартов финансовой отчетности.

Государственной Думой принят закон №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Первая задача этого закона заключается в том, чтобы придать официальный характер консолидированной финансовой отчетности - той отчетности, которая в настоящее время представляет особый интерес для широких кругов пользователей.

Вторая задача названного закона видится в том, чтобы создать механизм признания международных стандартов для применения на территории Российской Федерации. Механизм признания имеет целью введение Международных стандартов финансовой отчетности в правовое поле Российской Федерации.

Международные стандарты финансовой отчетности вводятся в действие на территории Российской Федерации Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. №107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №10, ст. 1385), по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам и ЦБ РФ. Приказом Минфина России от 22 ноября 2011 года №156н официальным печатным изданием для документов МСФО определен журнал «Бухгалтерский учет».

Составлять отчётность за 2012 г. по МСФО должны будут только публичные компании - «компании, представляющие особый интерес, имеющие особое значение для экономики России, это банковские учреждения, страховые организации и организации, ценные бумаги (долевые ценные бумаги) которых допущены к торгам». Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам (US GAAP), а также организации, облигации которых допущены к обращению на организованных торгах, обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации, но не ранее чем с отчетности за 2015 год.

Однако официальное введение МСФО на территории России не означает отказ от отчётов по национальным стандартам бухгалтерского учёта. «Речь идёт о том, что в российской практике начнут применяться два комплекса стандартов и правил составления финансовой отчётности: МСФО, которая применяется для консолидированной отчётности и для отчётности, которая включает в себя данные не только о самом юрлице, но и обо всех контролируемых им организациях, параллельно с этим будут применяться российские правила бухгалтерского учёта».

Методы составления отчетности по МСФО

Существуют два способа подготовки отчетности в соответствии с МСФО:

· внедрение системы параллельного учета (конверсия);

· трансформация финансовой отчетности.

Независимо от того, примет ли предприятие решение о трансформации финансовой отчетности или сочтет более удобным ведение параллельного учета, сотрудникам потребуются экспертные знания и опыт. При этом технология параллельного ведения учета предполагает обучение большей части специалистов, так как учет каждой операции должен учитываться в двух системах. При трансформации финансовой отчетности, основанной на привлечении внешних консультантов, для оптимизации процесса в штате предприятия необходимы квалифицированные сотрудники, участие которых в подготовке информации существенно сокращает трудоемкость и погрешность процесса. Поэтому подготовка компетентных кадров можно считать первоочередной задачей реформирования системы бухгалтерского учета.

1. Внедрение на предприятиях системы параллельного учета (конверсия) основано на использовании различных программных продуктов. Такие системы предлагают одновременно ведение двух равноправных журналов хозяйственных операций, каждый из которых учитывает хозяйственную деятельность по своему плану счетов, в соответствии со своим стандартом и в своей базовой валюте. Корректность отображения хозяйственных операций в двух книгах обеспечивается путем настройки соответствий между планами счетов.

Существует несколько вариантов ведения параллельного ведения учета:

· полная конверсия: этот метод параллельного ведения учета подходит для компаний, работающих с использованием бухгалтерского программного обеспечения для учета всех финансово-хозяйственных операций. При этом компании будут иметь возможность предоставлять полный пакет финансовой отчетности, предусмотренный как российскими ПБУ, так и МСФО;

· поэтапная конверсия: этот метод подходит для компаний, ведущих учет вручную, и предлагает вариант для перехода к предоставлению информации по МСФО поэтапно и одновременно ведение компьютерной системы бухгалтерского учета. Процесс компьютеризации будет внедрен постепенно в каждой из учетных областей (например, основные средства, ТМЗ, дебиторская задолженность). Новые зоны учета добавляются только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать должным образом. Для предоставления всей необходимой информации по МСФО учетные зоны, неохваченные методом двойного учета, необходимо будет корректировать с учетом требований МСФО.

Преимущества внедрения системы параллельного учета:

· предоставляет финансовую информацию в соответствии с МСФО на каждую дату и на постоянной основе;

· финансовая информация, составленная как в соответствии с МСФО, так и по российским требованиям, предоставляется в то же самое время и с минимальным разрывом во времени по окончании отчетного периода;

· в результате отображения каждой проводки из российской системы в международной сохраняется необходимая детализация информации;

· минимизируется погрешность при составлении отчетности в формате МСФО, так как сохраняется связь между первичным документом и отчетностью.

Однако использование этого способа влечет за собой значительные изменения в организационной структуре многих отделов помимо бухгалтерии, так как параллельный учет может быть выполнен только персоналом компании после соответствующего обучения с привлечением внешних специалистов. Объем дополнительной постоянной рабочей нагрузки на персонал компании, стоимость услуг внешних консультантов, необходимых для помощи в выполнении проекта, и стоимость дополнительного информационно-технологического оборудования делают метод ведения параллельного учета более дорогостоящим и более обременительным для бюджета.

2. Трансформация - это проведение анализа финансовой отчетности, принятой российским предприятием, и внесение корректировок, необходимых для подготовки полного финансового отчета предприятия, который в целом бы соответствовал МСФО.

Процесс трансформации может проводиться на основе существующих данных, что требует меньших затрат, чем ведение двойного учета. Трансформация финансовой отчетности проводится по мере необходимости и не влечет постоянных накладных расходов, связанных с созданием и ведением двойных записей.

Трансформация не требует никакого значительного изменения в организации компании и может быть выполнена для удовлетворения конкретных требований компании, так как конечный пользователь уже определен.

Для осуществления трансформации, как правило, привлекаются внешние консультанты, из профессиональных компаний, так как пользователи финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, будут требовать заключения независимых аудиторов, и внешним консультантам требуется меньше времени, потому что у них имеется предыдущий опыт работы с МСФО и проведения трансформации, а круг вопросов четко определен.

Трансформация финансовой отчетности российских организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности является первым и обязательным этапом на пути перехода от российской отчетности к отчетности МСФО. Это связано с тем, что даже при переходе к параллельному учету в соответствии с МСФО необходимо хотя бы раз провести трансформацию отчетности для получения начального пробного баланса и форм финансовой отчетности, предусмотренных международными стандартами.

Существует несколько вариантов трансформации:

· полная трансформация: при этом методе, по мере необходимости, вносятся различные корректировочные проводки, которые позволяют устранить выявленные различия между МСФО и действующей системой бухгалтерского учета в России. Для корректировки определенных счетов используется информация из первичных документов. Представляется информация в соответствии с МСФО без корректировок финансовой отчетности в условиях гиперинфляции. Финансовая информация представлена в местной валюте;

· полная трансформация с учетом гиперинфляции: этот метод предусматривает все изменения, осуществляемые при полной трансформации, и предоставляет финансовые отчеты в соответствии с МСФО в местной валюте с необходимыми корректировками, которые отражают изменение покупательной способности денег;

· полная трансформация с учетом требований по пересчету показателей в иностранную валюту: в этом случае финансовые отчеты, предоставленные с учетом гиперинфляции в соответствии с МСФО, в местной валюте пересчитываются в стабильную иностранную для того, чтобы иметь возможность сопоставить их с аналогичными иностранными компаниями или для консолидации с иностранной материнской компанией.

Преимущества процедуры трансформации финансовой отчетности:

· предоставляет один комплект финансовой информации, составленной в соответствии с МСФО, в конце отчетного периода, когда существуют четкая потребность в ее составлении;

· не требуется никакого значительного изменения в организации компании;

· может быть осуществлена внешними консультантами при содействии персонала компании и не требует изменений в организационной структуре компании;

· стоимость трансформации может быть определена заранее и считается наиболее дешевым методом;

· внедрение может быть выполнено быстро и незамедлительно;

· финансовая информация, составленная в соответствии с МСФО, предоставляется после предоставления предусмотренной законодательством отчетности.

Недостаток процесса трансформации заключается в том, что точность информации в какой то мере зависит от знаний и умений того, кто проводит трансформацию, что влияет на качество корректировок при подготовке новой версии финансовой отчетности. Поскольку для этого используются промежуточные данные, а не первичная информация бухгалтерских проводок, разрывается связь между причиной (первичными документами) и следствием (отчетностью), а это увеличивает погрешность метода.

Для перехода к предоставлению финансовой информации по стандартам МСФО необходимо прежде всего определить требования, выдвигаемые пользователями финансовой информации, так как это явится той целью, которая будет определять метод внедрения.

Кроме того, необходимо определить преимущества перехода на МСФО, включая такие параметры, как способность предоставлять более полную и точную информацию руководству в таких областях, как калькуляция себестоимости, рентабельность продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния, снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации для корпоративного планирования.

Для разработки стратегических вариантов внедрения необходимо назначить команду, которая должна состоять из финансового директора, главного бухгалтера и директора по планированию, наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами.

Необходимо собрать информацию, касающуюся компании: о системе отчетности компании, действующей в настоящее время, о требованиях по пакету отчетности в системе МСФО, о ресурсах, которые компания может выделить для перехода на МСФО, и о наличии средств для осуществления перехода на МСФО.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...