Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос: Понятие энергетическая безопасность и международная энергетическая безопасность. Основные документы, принятые для осуществления энепгобезопасности.




2 вопрос:

Энергобезопасность — это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:

· политическая энергобезопасность;

· экономическая энергобезопасность;

· техногенная энергобезопасность.

Политическая энергобезопасность

Энергобезопасность ассоциируется с энергонезависимостью государства, его субъекта или региона.

Экономическая энергобезопасность

В понятие энергобезопасности включаются тарифы и запасы энергоресурсов, позволяющие решить поставленные задачи. В сознании простых людей энергобезопасность предстает в виде горящей лампочки и теплой батареи.

Техногенная энергобезопасность

Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок».[7] «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии».[8] Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.

Все чаще в публикациях исследователей о проблемах мирового масштаба вводятся такие термины, как энергетическая безопасность, энергетическая стабильность, модель энергети­ческого мира. В определениях этих терминов содержится идея защищенности стран от угроз нехватки энергетических ресурсов, также говорится о недоступности энергоносителей или об опасности потребления некачественного сырья.

В последнее время можно наблюдать и определенную смену акцентов в трактовке самого понятия энергетической безопасности. Если раньше под энергобезопасностью пони­малось исключительно стабильное снабжение основных потребителей углеводородными ре­сурсами, то теперь оно трактуется значительно шире и включает в себя добычу, транспор­тировку и продажу на мировых рынках. Соот­ветственно, не только страны-поставщики, но и транзитные государства, потребители, а также транснациональные энергетические корпорации, то есть представители всех звеньев энергети­ческой цепи, должны нести свою долю соли­дарной ответственности.

Нефтяной кризис 1970-х гг. наглядно продемонстрировал уместность экономических вопросов и проблемы дефицита ресурсов для безопасности государств. С точки зрения генезиса концепция "энергетической безопасности" во многом порождена перебоями в снабжении и трудностями в финансировании подорожавшей вследствие энергетического кризиса нефти, которые в конце 70-х годов испытывали развитые страны Запада. Именно поэтому в этих странах была разработана концепция энергетической безопасности, которая имела следующие цели:

1) ускоренное развитие традиционных внутренних источников энергии (угля, нефти и особенно природного газа) для ослабления зависимости от импорта;

2) сокращение удельного потребления энергии за счет повышения его эффективности, освоения энергосберегающих технологий;

3) развитие экологически чистых энерготехнологий, создание альтернативной энергетики;

4) обеспечение стабильности развития национального энергохозяйства при разумном сочетании рыночных отношений с государственным регулированием, включая перспективное планирование развития его отраслей;

5) немаловажную роль в обеспечении энергетической безопасности должны были сыграть стратегические запасы топливно-энергетических ресурсов, создаваемые на случай различного рода кризисов и форс-мажорных обстоятельств.

Очевидно, что приоритеты стран-экспортеров нефти в области энергетической безопасности отличаются от приоритетов стран-импортеров. К числу наиболее часто встречающихся формулировок целей энергетической безопасности стран-экспортеров нефти и газа относятся:

1. энергетический суверенитет;

2. создание стабильного и долговременного источника формирования доходной части государственных бюджетов различных уровней;

3. содействие экономическому развитию страны за счет активного использования отечественного производственно-технического потенциала;

4. минимизация ущерба, наносимого окружающей среде в результате эксплуатации углеводородного потенциала;

5. поддержание эффективной производственно-технологической структуры в рамках нефтегазового сектора экономики;

6. использование финансово-экономического потенциала добычи невоспроизводимых ресурсов углеводородного сырья для создания более современной экономики, основанной на передовых технологиях и воспроизводимых производственно-технологических и природных ресурсах.

Весьма емко и точно сформулировал основную цель государства собственника ресурсов углеводородного сырья - А. Нуйстад: "Увеличение и продление во времени социальной ценности углеводородов - это основная цель страны - владелицы данных ресурсов. Одним из элементов государственной стратегии должно стать создание механизма, который бы позволил превратить нефтяные капиталы в долгосрочные активы страны".

Очевидно, что из-за значительных размеров территории и неравномерного размещения ресурсов нефти и газа решение проблем энергетической безопасности многих государств сочетает подходы, свойственные как странам-импортерам, так и экспортерам энергетических ресурсов.

 

Итак, можно сделать вывод о том, что энергетическая безопасность – это внутреннее и внешнее состояние или положение страны, при котором:

• отсутствуют реальные и потенциальные угрозы энергетическим интересам государства и отдельных потребителей, возникающие в процессе добычи, переработки, транспортировки и использования природных энергоресурсов и получаемых на их основе всех видов энергии, а в случае возникновения угроз – система мер по обеспечению охраны или защиты энергетических интересов с целью устранения или минимизации негативных последствий;

• поддерживается требуемый уровень жизнеобеспечения и жизнедеятельности общества и государства за счет оптимизации топливно-энергетического баланса и рационального потребления имеющихся энергоресурсов;

• обеспечиваются необходимые условия как для надежного функционирования и развития энергетики, промышленности и транспортного комплекса страны, так и для достойной жизнедеятельности общества и каждого из его членов.

Исходя из того, что энергетическая безопасность так же, как и национальная безопасность, может быть внешней и внутренней, она в своей основе имеет три базовых понятия: «энергетические интересы», «энергетические угрозы» и «энергетическая защита».

 

Энергетические интересы государства и его граждан являются, безусловно, жизненно важными и долгосрочными. Суть энергетических интересов, в конечном итоге, сводится к рациональному использованию имеющихся энергоресурсов и получаемых за их счет всех видов энергии, а также к производству, сохранению и накоплению энергетического потенциала и энергоресурсов высокого качества, в том числе и за счет альтернативных источников получения энергии. Особая роль в системе энергетических интересов принадлежит научно-техническому прогрессу, поскольку именно он определяет уровень развития энергетики, промышленности и транспортной системы страны и, в конечном итоге, благосостояние граждан, подлинную независимость, международный авторитет и экономическую мощь любого государства.

Угрозы энергетической безопасности государства и его гражданам бывают реальные и потенциальные, они могут исходить как изнутри страны, так и извне. Внутри страны – от отдельных физических и юридических лиц (и государства в целом), деятельность которых значительно снижает, а в отдельных случаях и исключает производство, накопление и рациональное использование топливно-энергетических ресурсов, внедрение результатов научно-технического прогресса, тормозит поступательное развитие энергетики, промышленности и транспортного комплекса, например за счет необоснованного завышения стоимости сырья, энергоносителей и всех видов энергии. Извне – деятельность других государств, с одной стороны, делающая энергоресурсы инструментом политического и экономического давления, а с другой, приводящая к возникновению различных кризисов, в том числе и топливно-энергетических, а иногда и к военному противостоянию.

Под энергетической защитой понимаются различные мероприятия по обеспечению энергетической безопасности страны, а также меры, направленные на выявление, оценку и устранение реальных и потенциальных энергетических угроз. Очевидно, что меры, связанные с предупреждением угроз энергетическим интересам, следует считать пассивной защитой или пассивным обеспечением энергетической безопасности. В то же время меры, направленные на ограничение и ликвидацию последствий появившихся угроз энергетическим интересам, можно назвать активной защитой или активным обеспечением энергетической безопасности.

Уже в середине 70-х годов, по мере того как мировое сообщество стало все глубже осознавать степень взаимозависимости современного мира и всех существующих в нем проблем, энергетическая безопасность стала пониматься значительно шире, чем только как процесс обеспечения непрерывности поставок энергоносителей и достижения максимальной "энергетической независимости". Все больше распространяется мнение, что односторонние действия государств по обес­печению своей энергетической безопасности, а в целом и экономической безопасности, могут привести - и при отсутствии соответствую­щей координации и согласованности, как показывает практика, часто приводят - к транс­граничной передаче экономических потрясений и различного рода "внешних шоков", а в конечном итоге - к межгосударственным, в т. ч. военно-политическим конфликтам. Иными словами, реальная односторонняя национальная энергетическая безопасность невозможна. Трудности в достижении международной энергетической безопасности, равно как и постепенный переход к созданию альтернативной энергетики, т. е. к развитию принципиально новых источников и технологий, формированию энергоэкономического типа хозяйства, диверсификации энергобаланса, -напрямую связаны с положением на рынке нефти и ее ценой.

«Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик — к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах».

Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергобезопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергобезопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.

Приведу несколько различных определений энергобезопасности:«Энергобезопасность — это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» — считает глава Европарламента Ежи Бузек"[2]. К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надежность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.

«Энергетическая безопасность — это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене»[3]. Представленные выше определения — это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам[4]. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортеров нефти и природного газа, оказывать давление на импортеров энергоресурсов для достижения политических целей[5].

В настоящее время резко обострилась конкуренция за энергоресурсы, появились прогнозы о скором их истощении. Все это сделало проблему энергобезопасности наиважнейшей в первую очередь для стран, зависящих от нефтегазового импорта.

При этом нужно понимать, что экспортеры и импортеры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель — в низких ценах на продукт, и оба -в надежности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.

Понятие «энергетическая безопасность» было сформулировано Международным энергетическим агентством после нефтяного кризиса в 1973 г. в следующей трактовке. ЭБ есть «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях» [7].

Понятие энергетической безопасности в настоящее время в научной литературе не имеет однозначного толкования, для определенной страны и региона дается свое определение энергетической безопасности. Тогда с учетом определения энергетического потенциала (энергетический потенциал – это совокупность существующих ресурсов, источников энергии, как невозобновляемых, так и возобновляемых с учетом экономической целесообразности их использования и развития в перспективе.) понятие энергетической безопасности на уровне субъекта РФ, на основе рационального использования энергетического потенциала, от внешних и внутренних факторов, приводящих к ухудшению функционирования и развития энергетического сектора.

Понятие «энергетическая безопасность» Российской Федерации следует рассматривать в двух аспектах: одной стороны, как один из элементов стратегического потенциала государства. Или другими словами, отсутствие энергетики может рассматриваться как наличие опасности для функционирования государства; другой стороны, имплементируя нормы Федерального закона «О безопасности», как состояние защищенности энергетических систем от аварийных и катастрофических проявлений[2].

Энергетическая безопасность субъектов Российской Федерации в значительной степени определяется формированием и рациональным использованием минерально-сырьевой базы (МСБ) полезных ископаемых и, в первую очередь, ТЭР.

Первый важный документ, посвященный энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы. Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.

Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвященным только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.

1. В июне 1990 года в Дублине на встрече лидеров Европейского совета премьер министр Нидерландов выступил с предложением о создании Европейского энергетического сообщества. 17 декабря 1991 года в Гааге была подписана Европейская Энергетическая хартия. Хартия создавалась как механизм сотрудничества между Западной и Восточной Европой по энергетическим вопросам. В последние годы Энергетическая хартия расширяет географию своей работы и охватывает более широкое "Евроазиатское измерение".

На сегодняшний день Хартию подписали более 60 государств Евразии, в том числе все страны бывшие республики бывшего Советского Союза, а также Австралия.

Согласно Европейской Энергетической хартии, стороны, подписавшие документ, стремятся на приемлемой с экономической точки зрения основе повысить надежность энергоснабжения и в максимальной степени обеспечить эффективность производства, преобразования, транспортировки, распределения и использования энергии с тем, чтобы повышать уровень безопасности и сводить к минимуму проблемы окружающей среды, обязуются содействовать развитию эффективного энергетического рынка во всей Европе и лучше функционирующего глобального рынка, в обоих случаях на основе принципа недискриминации и ориентированного на рынок ценообразования, учитывая должным образом озабоченность в области окружающей.

Предпринимая эти совместные или скоординированные действия, они обязуются поощрять частную инициативу, полностью использовать потенциальные возможности предприятий, учреждений и всех имеющихся источников финансирования, а также способствовать сотрудничеству между такими предприятиями или учреждениями разных стран, действуя на основе рыночных принципов.

17 декабря 1994 года были подписаны Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и Протокол к ней по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам. Подписанные документы вступили в силу в апреле 1998 года.

ДЭХ является межправительственным соглашением по сотрудничеству в области энергетики. На 2006 год к договору присоединилось 51 государство Европы и Азии, 17 стран и 10 международных организаций имеют статус наблюдателя. Договор к Хартии устанавливает многостороннюю систему правил, регулирующих сотрудничество в энергетике, существующее в рамках международного права. Положения Договора сосредоточены на пяти основных направлениях: защите и поощрении иностранных инвестиций в энергетику; свободной торговле энергетическими материалами; свободе энергетического транзита по трубопроводам и сетям; сокращении неблагоприятного воздействия энергетического цикла на окружающую среду; механизмах разрешения споров между государствами или между инвестором и государством.

Договором от 1994 года была учреждена Конференция по Энергетической хартии межправительственная организация, которая является руководящим органом процесса Энергетической хартии. Все государства, подписавшие Договор или присоединившиеся к нему, являются членами Конференции, которая на регулярной основе проводит сессии обычно два раза в год – для обсуждения политических вопросов, влияющих на энергетическое сотрудничество между участниками Договора. Конференцию по Энергетической хартии обслуживает постоянный Секретариат со штаб квартирой в Брюсселе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...