Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Умножение епархии и возвышение епископских кафедр




УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕЙ КАФЕДРЫ В МОСКВЕ

Учреждение патриаршества в Москве - 1589 г.

Московские патриархи:

Иов 1589-1605

Святой Гермоген 1606-1612

Филарет 1619-1633

Иоасаф I 1634-1640

Иосиф 1642-1652

Никон 1652-1658

Иоасаф II 1667-1672

Питирим 1572-1673

Иоаким 1574-1690

Адриан 1690-1700

Осада Троице-Сергиева монастыря 1608-1610

Начало русского старообрядческого раскола 1653

Большой Московский собор 1666-1667

Основание Славяно-Греко-Латинской

(Московской Духовной) Академии 1685

Присоединение Киевской митрополии

к Московской Церкви 1686

Начало единоверия 1800

Образование Белокриницкой иерархии 1846

В 1589 году в положении Русской Церкви произошла долгожданная и важная перемена. Из митрополии она была возведена теперь в достоинство патриархата. Явление это не случайное и подготовленное всей предыдущей историей Русской Церкви и русского народа. Действительно, наша Церковь вместе с расширением русского государства постоянно увеличивала свою паству в результате просвещения инородческих племен Поволжья, Урала и Сибири. По территории своего служения Русская Церковь превосходила все восточные патриархаты, вместе взятые. Между тем, Православный Восток к середине XV века окончательно подпал под иго мусульман: восточные Церкви, постоянно подвергаясь преследованиям со стороны турок, постепенно сокращались в числе своих членов, а патриархи в своей церковной деятельности были сильно стеснены деспотизмом турецких властей. Кроме того, сочувствие византийской духовной и светской власти, а также падение Константинополя побудили русских иерархов настороженно относиться к восточной иерархии. Они боялись принимать греков не только на митрополию, но и на епископии именно потому, что в этих условиях ортодоксальность греческих ставленников вызывала правомерные сомнения.

К концу ХVI века Русская Церковь в сосем внутрением и внешнем развитии достигла полной зрелости, Она по прову должна была стать в один ряд с восточными патриархатами и возглавиться своим первосвятителем, равным по иерархическим преимуществам восточным патриархам.

В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, Воспользовавшись его приездам, царь Феодор Иоаннович с одобрения бояр и духовенства через своего шурина Бориса Годунова вышел с патриархом в переговоры по вопросу об учреждении в Москве патриаршего престола. Патриарх Иоаким одобрил это желание царя и духовенства, но сказал, что для исполнения его нужно согласие всех восточных патриархов, чтобы "не подумали другие народы, особенно же пишущие против православной веры латиняне и еретики, что в царственном граде Москве патриарший престол устроился одною только царскою властью". При отъезде из Москвы патриарх Иоаким обещал содействовать желанию царя, предложив вопрос об учреждении патриаршества в России собору восточных Церквей.

Через год был получен ответ из Константинополя, что патриархи Константинопольский и Антиохийским согласны с введением патриаршества в России, но для соборного решения этого вопроса послали за Александрийским и Иерусалимским предстоятелями. Для поставления же патриарха в Москве предполагали отправить в Россию Иерусалимского патриарха. Дело могло значительно замедлиться. Однако летом 1588 г. неожиданно прибыл в Москву сам Константинопольский патриарх Иеремия II, русские церковные и светские власти поспешили ускорить решение этого вопроса. Быть патриархом в Москве сначала предложили Иеремии, на что он дал согласие. Но в Москве понимали неудобство иметь патриархом иностранца, так как он по незнанию русского языка и русских обычаев не мог быть непосредственным советником государя; кроме того, к нему, как и ко всем грекам, относились недоверчиво. Не желая огорчить Иеремию, ему предложили остаться в России патриархом, но жить не в Москве, а во Владимире. В Москве же царь хотел удержать митрополита Иова, но патриарх на это не согласился. Тогда Иеремии было предложено поставить в сан патриарха Московского митрополита Иова. Торжество поставления совершилось 26 января в 1589 году. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на родину провести это дело через собор восточных иерархов.

Собор состоялся в Константинополе в1590 году, но на нем отсутствовал влиятельный Александрийский патриарх Мелетий Пигас, который не вполне одобрял действия Иеремии в Москве. Когда собор был снова созван в Константинополе в 1593 году, на сей раз с участием патриарха Мелетия, Московское патриаршество было утверждено, и русскому патриарху в ряду предстоятелей Церквей по преимуществам чести было назначено пятое место (после Иерусалимокого); право поставления Московских патриархов предоставлено собору местных епископов.

Права патриарха.

С возведением русского митрополита в сан патриарха по иерархичеокому достоинству он сделался равным, прочим патриархам Востока. Русскому патриарху перешли прежние права митрополита. Ему принадлежало высшее рукаводство всей Русской Церковью. Патриарх давал епархиальным владыкам наставления, писал им грамоты и послания, привлекал их к ответственности. Он мог делать общие распоряжения в Церкви, созывать соборы, на которых ему принадлежало первенствующее место. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь образуются постоянные административные учреждения - приказы (наподобие царских), состоявшие из бояр, дьяков и подъячих. Таких приказов было три:

1)Судный, который заведовал судебной частью;

2)Казенный, который занимался всеми церковными сборами, по- ступавшими в патриаршую казну;

3)Дворцовый, который ведал вотчинами и хозяйством патриаршего дома и был организован по образцу царского дворцового приказа. К концу XVI века появился еще четвертый приказ...

4)- Церковных дел, -.рассматривавший вопросы церковного благочиния. Па примеру патриарха стали заводить у себя приказы и архиереи, но только по два: Духовный - для епархиального управления и суда, и Казенный, ведавший архиерейской казной.

УМНОЖЕНИЕ ЕПАРХИИ И ВОЗВЫШЕНИЕ ЕПИСКОПСКИХ КАФЕДР

Преобразование русской митрополии в патриархат повлекло за собой умножение епархий и возведение некоторых из них в вышестоящие достоинства. Новгородская, Казанская, Ротовская и Крутицкая епархии стали митрополиями, а Суздальская, Рязанская, Тверская, Вологодская и Смоленская - архиепископиями. В 1602 году была образована Астраханская епархия, в 1620 г, - Сибирская (Тобольская), а в 1657 г. - Вятская.

На соборе 1667 г. епископии Астраханская, Сибирская, архиепископия Рязанская были возведены в митрополии; была создана новая митрополия в Белгороде; Псковская епископия получила достоинство архиепископии. В 1672 г. появилась новая митрополия в Нижнем Новгороде. По мере расширения пределов Русского государства увеличивалось число архиерейских кафедр. К концу патриаршего периода церковно-административное деление в Московском патриархате было таково: 1 патриаршая.епархия, 13 митрополий; 7 архиепископий и 2 епископии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...