Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила, регламентирующие синтез начальных ярусов дерева




Очень важной является группа правил, обеспечивающих учет в д. свойств взаимосвязей, возникающих в системе "человек - среда - объект". В соответствии с этими правилами, для таких объектов, на основе которых создаются технические системы (машины, механизмы, сооружения), для первых 10-12 ярусов д. в квалиметрии разработано так называемое "обобщенное д. свойств", в основных своих чертах применимое к любым типам подобных объектов. Специфика же каждого отдельного, подвергающегося анализу объекта учитывается следующим образом: из обобщенного д. просто исключают те свойства, которые не соответствуют специфике анализируемого объекта.


43 вопрос: Шкалированием называется мера качества, водящая упорядочившие отношения свойств или их мер на измеряемом множестве.

Типы квалиметрического шкалирования:

-метрическое (абсолютное, отношений, интервальное);

-номинальное;

-порядковое;

-семантическое (использование знаков как средств выражения смысла);

-их различные сочетания.

Шкалирование на множестве мер называется производственным шкалированием. Так, к производным метрическим шкалированиям относятся линейное, логарифмическое, и др. шкалирование.

Особое место в шкалировании занимают предикаты пригодности (в науке «логика» предикат отражает признак предмета). В квалиметрии предикат пригодности принимает два значения: «1» (его семантический эквивалент- «истина», «пригодно», «выполняется» и т.п.) или «0» (его семантический эквивалент- «ложь», «непригодно», «не выполняется» и т.п.).

Понятию предикатов пригодности соответствует альтернативное шкалирование. Как следует из трактовки предикатов пригодности, альтернативное шкалирование имеет количественный и семантический эквиваленты.

Квалиметрической шкалой называется тройка формальных обьектов:

-исходное множество измеряемых свойств или их мер;

-множество типов квалиметрического шкалирования;

-множество значений, получаемых при применении различных типов квалиметрического шкалирования.

Классификации шкалирования соответствует квалификация квалиметрических шкал. Например, шкалы могут быть порядковыми, номинальными, метрическими, семантическими и т.п. Семантическому шкалированию соответствует понятие семантической квалиметрической шкалы.

По характеру зависимости между градациями свойств различают шкалы следующих типов

Порядка (ранговые)

Качественные;

Наименований

 

Абсолютные

Интервалов Количественные.

Отношений

Пространство мер качества одновременно может рассматриваться и как пространство шкал, т. к. шкалирование- это мера качества.

 

44 вопрос: Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.В практике социологических исследований используется:

для прогноза развития того или иного явления

для оценки степени достоверности массового опроса

для сбора предварительной информации о проблеме исследования (зондаж)

в ситуациях, когда массовый опрос простых респондентов не возможен или не эффективен.

Количество членов экспертной группы значительно меньше в сравнении с количеством респондентов, опрашиваемых при массовом опросе. Отбор экспертов, формирование экспертных групп — достаточно сложная задача, результат которой в наибольшей степени определяет эффективность метода и правильность полученных решений.

Предварительная группа

Подбор специалистов для участия в экспертном опросе, начинается с определения научных, технических и административных проблем, непосредственно связанных в решением поставленной задачи.

Составляется список компетентных в необходимых областях лиц, который служит основой для выбора экспертов.

Формирование группы потенциальных экспертов начинается методом «снежного кома». Оценив число возможных кандидатов в эксперты, решается вопрос о численности экспертной группы.

Оптимальное количество вряд ли возможно определить точно, но очевидно, что в малой группе экспертов на итоговую оценку оказывает излишнее влияние оценка каждого из экспертов. Слишком большое число экспертов затрудняет формирование согласованного мнения. Кроме того, при увеличении числа участников уменьшается роль нестандартных мнений, отличающихся от мнения большинства, но не всегда оказывающихся неправильными.

Принципиальное значение имеет возможность обеспечения «равноправия» учёных-специалистов различных направлений, различного уровня компетентности с учётом специфики исследуемой проблемы.

Тем не менее, можно установить некоторые общие требования, подразумевающие выяснение следующих параметров:

компетентность потенциального эксперта в исследуемой области

эрудированность в смежных областях

учёная степень

звание

стаж научной или практической работы в определённой сфере

должностное положение

принципиальность

объективность

способность творчески мыслить

интуиция.

Реестр качеств, которыми должен обладать «идеальный» эксперт, с которым предпочтительно работать:

креативность, то есть способность творчески решать задачи, метод решения которых полностью или частично не известен

эвристичность, то есть способность видеть или создавать неочевидные проблемы

интуиция — способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания пути движения мысли к этому заключению

предикаторность, то есть способность предсказывать, предчувствовать будущее состояние исследуемого объекта

независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения

всесторонность, то есть способность видеть проблему с различных точек зрения.

Рабочая группа

Для отбора специалистов в рабочую группу используют некоторые простые статистические способы и приемы, а также их комбинацию.

Так, подбор экспертов может быть:

экспериментальным (с использованем тестирования, проверки эффективности их прежней экспертной деятельности)

документальным (на основе социально-демографических данных)

при помощи голосования (на основе аттестации потенциальных экспертов их коллегами)

при помощи самооценки (оценка степени компетентности изучаемой проблемы, которая дается самим потенциальным экспертом).

Кроме указанных способов возможен расчёт достоверности и точности экспертных оценок, представленных каким-либо из потенциальных экспертов в прошлом. В этом случае специалистов-экспертов можно рассматривать как «прибор», дающий информацию о вероятности каких-либо предстоящих событий или гипотез, объясняющих происходящие события. Следует определить точность и достоверность этой информации, подобно тому, как это делается для измерительных приборов. Рассматривая эксперта именно в таком ключе, определяют достоверность и точность его оценок по результатам прошлой деятельности. Для этого рассчитывают степень надёжности эксперта, под которой понимается относительная частота случаев, когда эксперт приписал наибольшую вероятность гипотезам, впоследствии подтвердившимся (то есть количество прогнозов, сделанных экспертом вообще делится на количество сбывшихся прогнозов). Под степенью точности эксперта при вынесении им суждения о значении вероятности для некоторого события понимается степень соответствия его персональной оценки корректности того класса гипотез, которым он приписал эту вероятностную оценку. Понятие надёжности и точности эксперта базируется на предположении о том, что существует класс задач для решения которых эксперт либо подходит, либо не подходит.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...