Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Б.М. Неменского.




Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.

Содержание и средства. Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.

Особенности: Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.

«Изобразительное искусство», Т.Я. Шпикалова и др.

Цель: Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.

Содержание и средства Содержание построено на основе непреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство.

Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5-9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.

Особенности. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.


6. Структура и содержание программ предметов художественного цикла для учреждений дополнительного художественного образования.

Характеристика программ «Клавишный синтезатор» (И.М. Красильников), «Ансамбль клавишных синтезаторов» (И.М. Красильников), «Студия компьютерной музыки» (И.М. Красильников), «Художественный шрифт» (Т.А. Копцева), «Студия изобразительного творчества» (Н.В. Гросул).

Характеристика программы «Клавишный синтезатор» (И.М. Красильников). Все программы И.М. Красильникова рассчитаны на 5 лет обучения – для детей 7-12 лет или 12-17 лет. Их освоение возможно без предварительной музыкальной подготовки.

Клавишный синтезатор – чрезвычайно ценное средство музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребенка и развитию его музыкальных способностей. Простота и доступность позволяют значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков. Важно преодолеть односторонние представления о синтезаторе как об инструменте, связанном исключительно с молодежной развлекательной музыкой, сделать этот инструмент средством формирования хорошего музыкального вкуса.

Цель: приобщение детей к музицированию на клавишных синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронная аранжировка и исполнительство, игра по слуху и в ансамбле, звукорежиссура, создание оригинальных электронных тембров, импровизация и композиция). Программа предполагает обучение музицированию в рамках не только специализированного учебного курса (музыкальный инструмент), но и дополнительного (предмет по выбору).

Предполагаемый результат обучения: формирование способности выпускника сделать электронную аранжировку и исполнить (или записать с помощью секвенсера) на синтезаторе музыкальное произведение, относящееся к классике, народной или современной музыке, а также развитие способности к игре по слуху и в ансамбле, формирование навыков импровизации и композиции, ознакомление с элементами звукорежиссерской деятельности.

«Ансамбль клавишных синтезаторов» (И.М. Красильников).

Ансамблевое музицирование развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению, чувство взаимной поддержки, коллективизма. Программа предполагает ансамблевое исполнительство, занятия импровизацией, аранжировкой, звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества.

Задачи:

· Изучение художественных возможностей клавишных синтезаторов;

· Получение базовых знаний по музыкальной теории;

· Освоение исполнительской техники и навыков игры в ансамбле;

· Совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности.

Минимально необходимое оборудование: 2 и более клавишных синтезаторов. Для концертных выступлений усилитель и акустические колонки. В целях балансировки звучания ансамбля клавишных синтезаторов следует добавить микшерный пульт. Звуковой процессор, который позволяет облагородить электронное звучание и значительно расширить его выразительные возможности. Для записи и воспроизведения – магнитофон.

«Студия компьютерной музыки» (И.М. Красильников),

Цель: приобщение детей к музицированию на основе инструментов студии компьютерной в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности; (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и формирование музыкальных способностей и интересов, музыкального вкуса. Занятия в студии компьютерной музыки предполагают получение более сложных творческих навыков, ориентированных не только на любительскую музыкальную деятельность, но и на профессиональную.

Процесс изучения художественных возможностей цифрового инструментария идет от простого к сложному. Ознакомления с одним из «Музыкальных конструкторов». В этих редакторах музыка, подобно фигурке из детского конструктора, складывается из готовых фрагментов, что не требует ее создателя никакой музыкальной подготовки и доступно самым маленьким ученикам. Затем осваиваются редакторы – автоаранжировщики. Далее МИДИ-сеетвенсеры, предполагающие использование в музыкально-созидательном процессе готовых наборов тембров, и, наконец, более сложные в обращении программы – редакторы аудиофайлов виртуальные синтезаторы, дающие пользователю возможность более тонкой работы со звуком.

Результат обучения – способность выпускника сделать электронную аранжировку музыкального произведения, относящегося к классике, народной или современной музыке, способность к игре по слуху и; в ансамбле, навыки импровизации и композиции, знакомство с элементами звукорежиссерской деятельности.

«Художественный шрифт» (Т.А. Копцева).

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, диаграмм, стендов принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.

· «Буквица» – 1-ый год обучения (возраст детей 6-10 лет). Дети 6-10 лет после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, сочиняют свой оригинальный образ буквы.

· «Художественный шрифт в истории изобразительного искусства» – 2-ой год обучения (возраст детей 11-13 лет). Содержание программы: расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с выразительными стилистическими особенностями разных шрифтов, с именами выдающихся художников.

· «Искусство шрифта» – 3-ий год обучения (возраст детей 14-15 лет) Программа предлагает искусство дизайна, оформительская деятельность.Задача:развитие у подростков интереса к высоким духовным образцам, которые они смогут воспринять через общение с искусством книги и, шире, с мировым изобразительным искусством, представленным в графике, искусстве плаката, дизайне.

«Студия изобразительного творчества» (Н.В. Гросул).

Цель работы студии – это в первую очередь возможность интенсивного духовного роста, расширение художественного опыта ребенка, выявление и развитие у него творческих способностей и задатков в области живописи, графики, скульптуры. Задания в каждой из программ адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их интересов, возможностей и предпочтений.

· «Образы и символы времени» (1-ый год обучения) дети выполняют различные задания – осуществляют своими силами постановку кукольного спектакля, работают над графической серией «Фантастический город», «Образ эпохи Античности», «Культура эпохи Средневековья», «Образы культуры народов Востока» и т.д.

· «Художественный образ и законы творчества» (2-ой год обучения) задания имеют индивидуальный характер, что обусловлено возрастными особенностями подростка 13-15 лет. В этом возрасте ребята с интересом работают в графических техниках, как в уникальных (тушь, палочка, перо, уголь), так и в тиражных (гравюра, граттаж, монотипия).

· «Изобразительное творчество в синтезе с другими искусствами» (3-ий год обучения) дети 16-17 лет создают индивидуальные работы в области живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства. Эскизы костюмов к спектаклю, моделирование атрибутов костюма, элементов оформления, разработка эскизов пригласительных билетов и тиражирование их в технике гравюры, создание афиши спектакля, роспись декораций.


7. Характеристика основных элементов содержания художественного образования.

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к искусству как основа художественного образования. Роль эстетического переживания при восприятии художественного произведения. Художественные знания как знания какого-либо вида искусства и как знания о каком-либо виде искусства. Художественно-теоретические и художественно исторические знания. Художественные умения и навыки. Организация художественно-творческой учебной деятельности школьников.

Опыт эмоционального отношения учащихся к искусству является основой художественного образования, так как без него невозможно дальнейшее обучение предметам художественного цикла. Эмоциональная составляющая присутствует в любом виде искусства и без нее невозможно полноценное восприятие любого произведения искусства.

Эстетические переживания складываются в нашем сознании как мозаика. Это сложное сочетание и переплетение различных, как правило, противоположно направленных, более элементарных эмоциональных реакций, образов, идей, которые закономерно выстраиваются в нашем сознании. Поэтому их нельзя охарактеризовать какой-либо одной простой эмоцией. Смех и слезы, любовь и ненависть, симпатия и отвращение, счастье и горе, печаль и радость – все эти эмоции в каждом отдельном эстетическом переживании у человека сочетаются своеобразно, дополняя, уравновешивая, умеряя и облагораживая друг друга.

Подобное многообразие и сложное переплетение эмоциональных реакций мы переживаем и при восприятии трагедий. Страх и сострадание, тяжёлое горе при осознании гибели близких нам людей и крушения идеалов вместе с наслаждением – вот далеко не полная картина эмоциональных реакций, входящих в состав трагического эстетического чувства. Это сложное взаимодействие переживаемых одновременно и сменяющих друг друга, взаимно усиливающих и тормозящих эмоций обусловливает ни с чем несравнимую прелесть эстетических чувств.

Художественные знания как знания какого-либо вида искусства представляют собой совокупность всех знаний о классификации, техниках данного вида искусства. Знания о каком-либо виде искусства подразумевают уровень фактических знаний человека о предмете.

Художественно-теоретические знания – знания о структуре, языке, техниках данного вида искусства.

Художественно-исторические знания – знания об истории развития вида искусства, ключевых исторических фигурах.

Умение – способность выполнять действия, приобретенная в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма.

Организация художественно-творческой деятельности школьников представляет собой порядок взаимодействия учителя и школьников в соответствии с целями непрерывного образования:

· учебный процесс строится на основе гуманизации;

· создается художественно обогащенная педагогическая среда, предполагающая сотворчество и творческую атмосферу;

· освоение содержания образования предметов художественно-эстетического цикла происходит с опорой на художественно-творческую деятельность детей;

· художественно-творческая деятельность организована как взаимодействие детей и педагогов в учебном процессе и во внеурочное время;

· процесс обучения детей художественно-творческой деятельности строится на основе их субъектного опыта.


8. Типы и виды уроков дисциплин художественного цикла.

Типы уроков дисциплин художественного цикла. В водно-информационные уроки: урок-беседа, урок-лекция (исследование, путешествие, репортаж, описание), проблемный урок. Уроки освоения художественных знаний и умений: урок творчества, урок- исследование, урок-дискуссия (регламентированная), урок-«мнемотурнир», урок-беседа, урок-ролевая игра (расследование, суд, путешествие, сочинение, составление тезауруса или опорно логического конспекта и т. д.), урок-концерт, урок-анализ, урок «открытых мнений», урок-«квазидиалог». Контрольные уроки.

Урок – отрезок времени образовательного процесса, где педагог взаимодействуя передает знания, умения, навыки учащимся; в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня подготовки.

Педогог на уроке преследует цели: образование, воспитание и развитие.

Дисциплины художественного цикла в школе: Музыка, театр, ИЗО и художественный труд, ритмика, МХК, литература.

Типы уроков дисциплин художественного цикла:

· Комбинированный;

· Монотематический.

Вводно-информационные уроки:

Урок-беседа –диалогический метод обучения, в котором педагог передает новый материал или проверяет изученный материал педагог побуждает учащихся к беседе словами: расскажите, опишите, объясните, докажите, помогите, а как вы думаете.

Виды беседы:

· Эвристическая – педагог опирается на опыт учащихся подводит к пониманию и усвоению новых знания;

· Сообщающая – педагог передает новые знания;

· Закрепляющая – применяется после изученного материала;

· Индивидуальная (с 1человеком) и фронтальная (с аудиторией, классом);

· Собеседование – обсуждение проблем учащихся.

Урок-лекция – системное, последовательное монологическое изложение педагогом учебного, теоретического материала, преимущественно для старших классов

· исследование-форма при которой развивается активность, самостоятельность; путешествие-выезд на экскурсию где педагог превращается в гида, комментируя историю или события мест; репортаж- материал с места событий, беспристрастное (без оценок)

· освещение событий и подразумевается, что репортер является очевидцем или участником описываемого;

· описание-педагог описывает какое либо произведение искусства,

Проблемный урок – организованный учителем способ активного взаимодействия, в ходе которого учащиеся приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способом их разрешения. Учатся мыслить творчески, усваивать знания.

Уроки освоения художественных знаний и умений:

· урок-исследование,

· урок-творчество,

· урок-изобретательства,

· урок-выставка,

· урок-сочинение,

· урок-творческий отчет и т.д.

Урок-дискуссия – стихийное рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждении, решении заданий и т.д. Правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора; в споре не допускать тона превосходства; грамотно и четко ставить вопросы; формулировать главные выводы.

Урок-диспут –в отличие от урока-дискуссии – всегда проводится с предварительной подготовкой доказательных материалов для определенной точки зрения.

Урок-«мнемотурнир» – формируются группы, задаются вопросы (письменно, устно), каждый отвечает на вопрос и заносит в таблицу, затем все вместе отвечают и заносят в таблицу и сравнивают с эталоном. Вид проверки позволяет контролировать свои знания, формирует навыки сотрудничества, развивает умение отстаивать собственную точку зрения, позволяет в короткое время проверить уровень усвоения пройденного материала;

Урок-ролевая игра – моделирование жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями. Важна условность, и серьезность. Подразделяется на: имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия; ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации; условные, посвященные разрешению, напр.: учебных или производственных конфликтов и т.д. Этапы: подготовительный; игровой; заключительный; анализ результатов.

Урок-концерт это нерасторжимое единство трех составляющих: слова, звука и зрительного образа. Проходит в отдельно взятом классе или по параллелям. Присутствуют гости: учителя, родители учащихся, учащиеся других классов.

Урок-анализ Учащиеся проводят наблюдения. Делают определенные выводы, исходя только из материала наблюдений (тайна слова). Потом сравнивают свои исследования.

Урок «открытых мнений» – каждый высказывает свое мнение

Урок-«квазидиалог» (квази-нечто, вроде, как будто как-бы, яка-бы мнимый ложный) (диалог с самим собой). – педагог задает вопросы, но ответы и реакции он сочиняет за учеников.

Контрольные уроки – оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

· урок-зачет;

· викторина;

· конкурсы;

· смотр знаний;

· защита творческих работ, проектов;

· творческий отчет,

· контрольная работа;

· собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений – осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков. Бывает устный письменный, и комплексный (сначала фронтальный опрос затем взаимный опрос в парах).


9. Методы обучения, их классификации и специфика применения на дисциплинах художественного цикла.

Дифференцированные подходы в художественном образовании. Многообразие методов обучения художественным дисциплинам. Методика организации творческой деятельности учащихся. Овладение образным языком искусства. Формирование ассоциативно-образного мышления. Художественное осознание мира. Классификации методов обучения. Общепедагогические информационно- рецептивные, репродуктивные, продуктивные методы и методы контроля. Методы проблемного обучения. Игровые методы обучения. Комплексные методы формирования творческой активности. Методы анализа произведений искусства. Единство восприятия и воображения. Переживание и сопереживание. Формирование отношения учащихся к произведениям искусства. Общение по поводу произведения искусства и рефлексия.

Основой дифференцированного обучения является хорошее знание уровня подготовки и развития каждого ученика, изучение его индивидуальных особенностей. Дифференцированный подход позволяет исправлять наиболее нарушенные процессы художественно-изобразительной деятельности, а значит, дифференцированный подход – это одна из форм корректирующей работы. В результате обучения недостатки (ошибки в рисунках) у учащихся преодолеваются, благодаря чему дети быстрее продвигаются в своем творческом развитии. Формирование и развитие – единый, взаимосвязанный процесс. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подходы помогают решать задачи развивающего обучения. Дифференцированный подход – это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Назначение дифференцированных заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях учащихся, обеспечить каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе рисования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...