Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы реализации структурной политики.




Государственное воздействие на структурные преобразования в условиях смешенной экономики должно учитывать требования рынка, но полностью ориентироваться на рыночную самоорганизацию при проведении структурной перестройки нельзя, поскольку все рыночные процессы и явления, вызывающие структурные изменения в экономике, влияют на разные аспекты структуры народного хозяйства, как в положительном, так и в отрицательном направлении. Следовательно, совокупность методов государственной структурной политики не может пассивно сосуществовать с рыночными изменениями. Они должны быть призваны своим влиянием усиливать позитивные и приглушать негативные действия рыночных рычагов.

 

Блок методов Направление воздействия Методы
Макроэкономический блок. Воздействует на основные макроэкономические пропорции и структурные связи. Формирует структурные взаимодействия национальной экономики с системой мирового хозяйства. Нормативно-правовые методы; протекционистские меры; дифференцирование налогообложения; выработка и реализация системы приоритетов государственного инвестирования; прогнозирование и программирование; ограничение импорта; дифференцирование таможенных тарифов.
Региональный блок Сосредоточены методы, позволяющие государственным органам федерального центра перестраивать экономическую структуру народного хозяйства с учетом развития федеральных отношений, то есть формировать экономическую базу субъектов федерации, выравнивая их социально-экономический уровень развития. Методы прогнозирования (прогноз развития регионов) и программирования, развитие федерализма и становление правовой базы, налоговая политика, государственные инвестиции, смешенное финансирование научно-технических приоритетов, поддержание уровня занятости, рост мобильности рабочей силы и мобильности капитала, создание свободных экономических зон.
Методы, связанные с повышением экономической устойчивости. Призваны реализовать такие важные направления структурной политики, как реструктурирование первичного производственного и научного звена, интеграция науки, производства и рынка, оптимизация соотношения малых и крупных форм в производстве и рыночном распределении, выведение из хозяйственного оборота неэффективных форм ведения хозяйства, приоритетное развитие высокотехнологичных проектов. Методы программирования и индикативного планирования, налогообложение, государственные субсидии и субвенции, государственные инвестиции и гарантии, государственные заказы, меры по поддержке малого бизнеса, меры антимонопольной деятельности, меры по осуществлению банкротства, протекционизм и регулирование цен.
Институциональный блок. Включает в себя три задачи: 1. Создать общие, наиболее благоприятные условия для структурных преобразований (благоприятный инвестиционный климат). 2. Внедрить предпосылки для развития позитивных регуляторов рынка и одновременно погасить негативное воздействие рынка на структурные преобразования. 3. Обеспечить социальную ориентацию всех структурных преобразований национальной экономики. Нормативно-правовые методы, методы регулирования инвестиционных потоков, формирование инвестиционных ресурсов, методы стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, меры по поддержанию уровня занятости.    

 

Государственная структурная политика, являясь частью общей социально-экономической политики, играет важную роль в системе государственного регулирования экономики. Структурные преобразования являются частью промышленной, инвестиционной, инновационной, финансовой политики, следовательно, направление структурной политики государства необходимо координировать с другими направлениями государственной экономической политики.

 

Промышленная политика. Сущность и цели.

Экономическая мощь любой страны современного мира определяется, прежде всего, уровнем развития её промышленного комплекса. От промышленного потенциала в большей степени зависит и политический вес страны в мировом экономическом сообществе, и благосостояние населяющих страну граждан, поэтому одной из функций государственного регулирования является поддержка промышленного производства и его рациональной структуры, которая реализуется через промышленную политику государства. Для современного промышленного сектора характерен качественно новый уровень развития, а именно информатизация промышленности, необходимость адаптироваться к изменчивой глобальной ситуации в новой экономике, а также нарастание доли и рост значимости интеллектуальных производств.

 

Промышленная политика – это составная часть стратегии общественного развития, основанная на системе отношений между государственными и муниципальными органами власти, хозяйствующими субъектами, научными и общественными организациями по поводу формирования структурной сбалансированности, конкурентоспособной промышленности, интеллектуальное ядро которой представлено новейшим технологическим укладом.

Механизм реализации промышленной политики предполагает систему правовых, экономических, организационных и других мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса и обеспечению его эффективного функционирования. Сущность промышленной политики заключается в обоснованном выборе её субъектами приоритетных видов деятельности и в оказании им эффективной поддержки.

Цели промышленной политики:

1. Стимулирование и поддержка или определенных отраслей хозяйства, важных по своему экономическому значению, или приоритетных с точки зрения научно-технических перспектив высокого потенциала роста и конкурентоспособности на мировом рынке национальных производств.

2. Стимулирование развития экспортного потенциала и конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке.

3. Поддержание сбалансированности экономики.

Ключевыми вопросами промышленной политики являются обоснование выбора приоритетов для той или иной государственной поддержки, отбраковка неэффективных производств, определение институциональных и иных мер для структурных преобразований. При этом надо учитывать национальную специфику, которая обусловлена следующими факторами:

1. Структура внутреннего рынка.

2. Характер финансовых отношений между государством и частным бизнесом.

3. Стадия жизненного цикла отраслей объектов воздействия.

 

 

20.10.11

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...