Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивированный (обоснованный) и немотивированный (необоснованный) риск




В случае производственных аварий, пожаров, в целях спасения людей, пострадавших от аварий и пожаров, человеку приходится идти на риск. Обоснованность такого риска определяется необходимостью оказать помощь пострадавшим или спасти дорогостоящее оборудование. Нежелание работников на производстве выполнять требования безопасности технологических процессов, неиспользование СИЗ и других условий безопасности может, сформировать необоснованный риск, как правило, приводящих к травмам и формирующий предпосылки аварий на производстве.

 

Любая опасность реализуется, принося ущерб, благодаря какой-то причине или нескольким причинам, иначе их называют события – предпосылки. Предотвращение опасностей или защита от них базируется на знании этих причин. Между реализованными опасностями и причинами существует причинно-следственная связь; опасность есть следствие некоторой причины (причин), которая, в свою очередь, является следствием другой причины и т.д.

Графическое изображение таких зависимостей напоминает ветвящееся дерево. Поэтому при анализе безопасности объектов в зависимости от цели используются такие как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» является эффективный процедурой выявления причин различных, нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, ДТП и т.д.). Границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей и заканчивается процедура нахождения значений вероятности событий.

Рассмотрим настроение «дерева событий» при аварии и трех параллельно работающих элементов А, В, С. При этом выполняется правило: верхняя ветвь соответствует успешному (безопасному) событию, нижняя нежелательному (опасному). Исходным состоянием является инициирующее события, рассматриваемое состояние.

Из этого узла ветви ведут к узлам, представляющим состояние первого элемента (в соответствии с заданными вероятностями), и таким же образом дальше от каждого из этих узлов к следующим, в которых указаны состояние второго и третьего элементов, пока на выходе не получаются все возможные комбинации событий. В результате получается дерево событий, в котором каждый путь от исходной точки до конечного узла отписывает одну из гуменетий (эволюций) системы. В конце каждого пути определяется результат события. Результирующие вероятности состояния системы получаются простым перемножением отдельных вероятностей.

 

 

РС 1 РА ∙ РB 1 ∙ РС 1

РB 1

РА QС 1 РА ∙ РB 1 ∙ QС 1

РС 2 РА ∙ QB 1 ∙ РС 2

QB1

Инициирующее QС 2 РА ∙ QB 1 ∙ QС 2

событие РА

РС 3 QА ∙ РB 2 ∙ РС 2

РB2

QА QС 3 QА ∙ РB 2 ∙ QС 2

РС 4 QА ∙ QB∙ РС 4

QB 2

QС 4 QА ∙ QB 2 ∙ QС 4

 

Рис.4 Дерево событий

 

 

По данным «дерева событий» и полученным значениям вероятности возможных событий проводят анализ последствий действия опасности. Например: число травмированных при аварии на объекте определяют по формуле:

Пп = SПОР ∙ LС / SОБЩ. ,

где Пп – число травмированных при аварии объекта;

SПОР – площадь объекта, подвергнувшаяся аварии;

SОБЩ – общая площадь объекта;

LС – численность работающих данной смены.

Расчет 1 вариант

Задание: Произвести количественную оценку индивидуального риска используя инженерный подход для предприятия имеющего следующие источники опасности:

1. Автотранспорт

2. Емкости с топливом

3. Сосуды, работающие под давлением

4. Грузоподъемные механизмы

5. Электрические двигатели и генераторы

6. Распределительные устройства

7. Аккумуляторные батареи

8. Нагревательные приборы

9. Станочное оборудование

10. Источники ЭМИ

11. Радиоактивные источники излучения

12. Железнодорожный транспорт.

I. Определить риск от отдельного источника

R = f · p1 · p2 · p3 · p4,

где: – частота несчастных случаев от данной опасности;

– вероятность нахождения работника в цехе в течение года;

– вероятность работы человека на производстве в течение недели;

– вероятность выполнения работником технологического

задания за смену (6-8 часов);

- вероятность применения работником средств защиты за смену.

 

II. Установить вид персональной деятельности работника по степени безопасности и сравнить с индивидуальным риском по таб.19. Сделать выводы.

III. Произвести анализ риска путем построения дерева событий.

1. Определить инициирующее событие и его вероятность

PА = 1 – QА,

где QА = R.

2. Определить процессы и условия, результатом которых явилось инициирующее событие, задавшись риском Qв,с = 10-4 – 10-2 и их вероятностью

Рв = 1 – Qв; Рс = 1 – Qс.

Процессы и условия, представляющие опасность:

а) Разгон, торможение.

б) Загрязнение, запыление.

в) Коррозия.

г) Химическая реакция.

д) Электрические (отключения, включения, защита, ЭМП).

е) Взрывы, пожары.

ж) Нагрев, охлаждение (высокая (низкая) температура и ее изменения).

з) Утечки (газ, вода, химические вещества).

и) Влага (высокая (низкая) влажность).

к) Давление (высокое (низкое) и его изменение.

л) Излучение (термическое, ЭМП, ионизирующее).

м) Механические (удары, поломки).

3. Построить дерево событий и определить результаты (вероятности) каждого пути.

4. Оценить последствия действия опасности по значениям вероятностей всех событий.

Таблица 19

Исходные данные для расчета

№ п/п Показатели Варианты  
                 
  С (чел) среднесписочная численность работающих на предприятии                  
  Н-количество несчастных случаев по отдельным источникам опасности 1-автотранспорт                  
  2-емкости с топливом                  
  3-сосуды работающие под давлением                  
  4-грузоподъем-ные механизмы                  
  5-электродвига- тели и генераторы                  
  6-распределите-льные устройства                  
  7- аккумуляторные батареи                  
№ п/п Показатели Варианты  
                 
  8- нагревательные приборы                  
  9-станочное оборудование                  
  10-источники ЭМИ                  
  11- радиоактивные источники излучения                  
  12- железнодорожный транспорт                  
  Dr-число рабочих дней в году                  
  Dn-число рабочих дней в неделе                  
  tзад-время выполнения задания                  
  tсз-время нахождения в средствах защиты                  

 

 

Практическое занятие № 8

Тема: Методы оценки риска опасного состояния системы.

Цель: изучить и освоить методы количественного анализа опасности систем «ЧМС».

Вопросы:

1. Понятие риска опасного состояния системы «Ч-М-С».

2. Методы оценки риска несчастных случаев и экономического ущерба при опасных состояниях системы «Ч-М-С».

3. Упражнение по оценке риска опасного состояния.

 

Таблица 20. Основные термины, используемые на данном занятии

1. Система «человек — машина» объект, включающий в себя техническое оборудование и одного или несколько операторов, которые в процессе взаимодействия с оборудованием и между собой решают определенную задачу, обычно связанную с потребностями общества
2. Происшествие нежелательное, непреднамеренное событие, происходящее в короткий промежуток времени и нарушающее запланированную работу системы «человек - машина»
3. Опасное состояние системы «человек – машина» ситуация, при которой велика вероятность происшествия, наносящего ущерб здоровью, имуществу или среде обитания
4. Причина опасного состояния событие, последствием которого при определенных условиях может стать происшествие, угрожающее жизни человека или наносящее ущерб здоровью, имуществу или среде обитания
5. Опасность системы «человек - машина» потенциальная возможность возникновения опасного состояния
6. Авария происшествие, заключающееся в повреждении имущества или природной среды
7. Несчастный случай происшествие, заключающееся в повреждении человеческого организма
8. Катастрофа происшествие, характеризующееся гибелью людей и масштабными разрушениями среды обитания
9. Отказ элемента происшествие, заключающееся в нарушении работоспособности элемента системы «человек - машина»
10. Вероятность отказа количественное выражение возможности отказа элемента
11. Вероятность правильных действий количественная характеристика возможности правильного восприятия информации и совершения адекватных действий человеком в конкретной обстановке
12. Предварительный анализ опасности выявление источников опасного состояния, повреждающих факторов и потенциальных происшествий в рассматриваемой системе
13. Дерево происшествий модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными и исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление
14. Анализ последствий отказов метод определения опасности, основанный на составлении дерева происшествий в виде отказов элементов системы
15. Анализ неправильных действий человека метод оценки опасности, основанный на определении возможных инцидентов и установлении действий оператора, приводящих к ним
16. Ожидаемые потери произведение риска потенциального происшествия на предполагаемое число потерянных жизней или на экономический ущерб от данного происшествия
17. Групповой риск величина ожидаемых потерь для рассматриваемой группы людей определенной численности
18. Индивидуальный риск отношение ожидаемых потерь, причиненных за определенный интервал времени группе людей, к численности этой группы
19. Функция опасности системы набор потенциально опасных состояний системы «человек - машина», которым сопоставлены соответствующие значения риска
20. Безопасность системы «человек - машина» состояние системы, при котором вероятность возникновения любого опасного состояния не превышает величину приемлемого риска
21. Избыточность метод построения системы, при котором некоторые элементы и функциональные элементы дублируются с целью повышения надежности системы
22. Резервирование метод построения системы, при котором в ее состав вводятся вспомогательные элементы и функциональные связи, подключаемые в случае отказа основных элементов или связей

 

Идентификация опасностей

Опасности носят потенциальный, т. е. скрытый характер.

Под идентификацией понимается процесс обнаружения и установления количественных, временных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.

В процессе идентификации выявляются: номенклатура опасностей, вероятность их проявления, пространственная локализация (координаты), возможный ущерб и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.

Главное в идентификации заключается в установлении возможных причин проявления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень трудно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или навсегда.

Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т. п.

Причины и следствия

Условия, при которых реализуются потенциальные опасности, называются причинами.

Другими словами, причины характеризуют совокупность обстоятельств, благодаря которым опасности проявляются и вызывают те или иные нежелательные последствия, ущерб.

Формы ущерба, или нежелательные последствия, разнообразны: травмы различной тяжести, заболевания, определяемые современными методами, урон окружающей среде и др.

Опасность, причины, следствия являются основными характеристиками таких событий, как несчастный случай, чрезвычайная ситуация, пожар и т. д.

Триада «опасность - причины - нежелательные следствия» - это логический процесс развития, реализующий потенциальную опасность в реальный ущерб (последствие). Как правило, этот процесс включает несколько причин, т. е. является многопричинным. Одна и та же опасность может реализоваться в нежелательное событие через разные причины.

В основе профилактики несчастных случаев по существу лежит поиск причин

Квантификация опасностей

Квантификация — это введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.

Применяются численные, балльные и другие приемы квантификации. Наиболее распространенной оценкой опасности является риск.

В. Маршалл дает следующее определение: риск — частота реализации опасностей.

Количественная оценка — это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период. Определяя риск, необходимо указать класс последствий, т. е. ответить на вопрос: риск чего?

Формально риск — это частота. Но по существу между этими понятиями имеет место существенная разница, т.к. применительно к проблемам безопасности о возможном числе неблагоприятных последствий приходится говорить с известной долей условности.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.

Социальный риск (точнее - групповой) - это риск для группы людей. Социальный риск - это зависимость между частотой событий и числом пораженных при этом людей.

Для сравнения риска и выгод многие специалисты предлагают ввести экономический эквивалент человеческой жизни. Такой подход вызывает возражение среди определенного круга лиц, которые утверждают, что человеческая жизнь свята и финансовые сделки недопустимы.

Однако на практике с неизбежностью возникает необходимость в такой оценке именно в целях безопасности людей, если вопрос ставится так: «Сколько надо израсходовать средств, чтобы спасти человеческую жизнь?» По зарубежным исследованиям, человеческая жизнь оценивается от 650 тыс. до 7 млн. долл. США.

Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить 4 методических подхода к определению риска.

 

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т. п.

3. Экспертный, когда вероятность событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов.

4) Социологический, основанный на опросе населения. Перечисленные методы отражают разные аспекты риска. Поэтому применять их необходимо в комплексе.

Концепция риска

Традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве - обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция неадекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей потому, что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.

Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Восприятие общественностью риска и опасностей субъективно. Люди резко реагируют на события редкие, сопровождающиеся большим числом единовременных жертв.

В то же время частые события, в результате которых погибают единицы или небольшие группы людей, не вызывают столь напряженного отношения. Ежедневно на производстве погибает 40-50 человек, в целом по стране от различных опасностей лишаются жизни более 1000 человек в день. Но эти сведения менее впечатляют, чем гибель 5-10 человек в одной аварии или каком-либо конфликте. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении проблемы приемлемого риска. Субъективность в оценке риска подтверждает необходимость поиска приемов и методологий, лишенных этого недостатка. По мнению специалистов, использование риска в качестве оценки опасностей предпочтительнее, чем использование традиционных показателей.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Прежде всего нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем небезграничны.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например ухудшить медицинскую помощь.

При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. Суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Это обстоятельство и нужно учитывать при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться.

В некоторых странах, например в Голландии, приемлемые риски установлены в законодательном порядке. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6 в год. Пренебрежительно малым считается индивидуальный риск гибели 10-8 в год.

Максимально приемлемым риском для экосистем считается тот, при котором может пострадать 5% видов биогеоценоза.

На самом деле приемлемые риски на 2-3 порядка «строже» фактических. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, прямо направленной на защиту человека.

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности. Очевидно, что для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

  1. совершенствование технических систем и объектов;
  2. подготовка персонала;
  3. ликвидация последствий.

Априорно трудно определить соотношение инвестиций по каждому из этих направлений. Необходим специальный анализ с использованием конкретных данных и условий. Переход к риску открывает принципиально новые возможности повышения безопасности техносферы. К техническим, организационным, административным добавляются экономические методы управления риском. К последним относятся: страхование, денежная компенсация ущерба, платежи за риск и др. Специалисты считают целесообразным в законодательном порядке ввести квоты за риск.

Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровне.

Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I — предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II — выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III — анализ последствий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...