Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции социальных институтов




Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:
1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;
2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;
3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;
4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Семья как социальный институт

А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности[3]. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: 1) вступление в первый брак - образование семьи; 2) начало деторождения - рождение первого ребенка; 3) окончание деторождения - рождение последнего ребенка; 4) "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А. Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) Воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) Хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) Сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) Духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) Социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) Досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на: супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные и т. д.

В настоящее время наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций семейных. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Институты образования и науки

Обучение является фунда­ментальным процессом в жизни современного общества. Оно позволяет индиви­ду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способ­ностях, являющееся следствием опыта[4]. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социо­логи называют образованием.

Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учите­ля, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим стату­сам роли.

Школы имеют существенное функ­циональное значение для выживания и сохранения современного общества. Социализация молодежи осуществляется в них «естественным» путем.

Все общества придают индивидам независимо от их ка­честв и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современ­ные общества должны производить отбор молодежи для долж­ностей и профессий, требующих особых талантов. Институт об­разования, как правило, выполняет эту функцию, выступая по­средником в отборе индивидов для определенных типов профес­сиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу.

Но если когда-то университетский диплом давал человеку эли­тарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего клас­са с соответствующей ему оплатой труда. Несмотря на то, что население становится образованнее, относительное по­ложение различных групп в системе стратификации практически не меняется.

Наука — это сфера человеческой деятельности, основ­ной функцией которой является выработка и систематиза­ция общезначимых знаний о действительности[5].

В настоящее время практически нет ни одной сферы че­ловеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Жизнь современного об­щества в значительной мере зависит от успехов науки.

Предмет социологии науки — изучение сложного комп­лекса отношений, складывающихся как в рамках самой науч­ной деятельности, так и между наукой и другими областями общественной жизни[6].

Хотя современная наука невоз­можна без централизации, чрезмерная цен­трализация порождает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас ре­шение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предпола­гает поиск новых организационных форм. Наука как социальный институт становится важнейшим фак­тором социально-экономического развития любого нашего общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.

По мнению американского социолога Р. Мертона, научное знание можно определить как эмпирически подтвержденные и логически согласованные утверждения, выражающие существование тех или иных регулярностей (и вследствие этого являющиеся предсказаниями). Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура техничес­ких и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию.

В России наука всегда была зависима от государства. Ис­торически сложилась противоречивая и во многом губитель­ная для ее развития ситуация. С одной стороны, следуя соб­ственным интересам, государство финансировало и поддержи­вало научные учреждения и ученых. С другой стороны, госу­дарственные структуры предпринимали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблематику своей деятельности.

Наука в России представляет собой сферу деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе соци­альной ломки. Это связано с такими факторами:

1) почти полная государственная институциональность науки и научного образования, что делает эту сферу зависимой от государственной политики;

2) зависимость современных научных ис­следований и подготовки кадров от социально-экономическо­го заказа, что в условиях резких социальных изменений требу­ет быстрой переориентировки как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. Однако в силу естественной инерционности этих сфер и традиционно скуд­ного финансирования такие изменения затруднены;

3) существенное влияние на ход процессов в науке и об­разовании общей культурной атмосферы в обществе.

Разумная государственная политика в отношении науки и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях ее су­ществования.

Институт религии

Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое со­циальное образование, смысл существования которого определяются потребностью общества в священном.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал — социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного. В своем религиозном поведении люди формируют социальный мир значений и правил, которыми руководствуются в мыслях, чувст­вах и поступках точно так же, как и в других сферах жизни.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следую­щие функции:

- Мировоззренческая функция. Религия дает от­веты на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

- Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на во­просы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

- Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разде­ляющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели

- Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения применимы к повседневной жизни людей.

- Функция социального контроля. Религия осуществляет контроль за поведе­нием людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религи­озной общине.

- Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адап­тироваться к новой среде.

- Охранительная функция. Большинство религий оказывает под­держку правительству и сопротивляется любым изменениям в социальной ситуации. Церковь охра­няет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

- Социально-критическая функция. Хотя религия зачастую на­столько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обществе.

Дисфункциями религии являются разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приво­дящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеис­тов, а также изуверские формы поклонения, связанные с челове­ческими жертвоприношениями и самоистязаниями[7].

Современное российское общество находиться на сложном и противоречивом этапе развития. Происходит трансформация не только политического, административного и экономического устройства, но и духовных основ общества. Данный процесс в настоящее время далек от своего завершения, которое можно понимать как оформление в более-менее устойчивых духовных ориентиров, разделяемых членами общества.

13) Социальные группы и социальные общности

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, — один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для со­циологического анализа крайне важным и принципиальным явля­ется вопрос о том, что понимать под термином «социальная груп­па», какой критерий следует использовать для вычленения групп из многообразия объединений, которые возникают в обществе.

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный при­знак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, об­разования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жи­тельства и др.

Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъек­тов общественных отношений, образовавшихся в результате исто­рической дифференциации общества как единого организма на от­дельные структурные составляющие.

В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятием личности (индивида) и общества встречаются уже у Аристотеля. Т. Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политиче­ские и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX — начала XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимали первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения груп­повых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность самому по себе».

Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем они отличаются?

Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социа­льная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разно­му, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рас­сматриваемых по огромному количеству оснований.

Зачастую, приводя в средствах массовой информации некото­рые статистические данные (о численности рабочих, студентов ву­зов и т.д.), говорят о социальной общности, социальной группе. Это не совсем справедливо. Точнее было бы говорить о том, что статистика определяет некоторое, как отмечает Я. Щепаньский, множество,т.е. выделяет людей по такому-то признаку, но не по признаку наличия между людьми социальных связей. Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. Группы же людей, объединенных социальной связью, называют социальной общностью.

Социальная общность— это реально существующая, эмпириче­ски фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Социальные общности имеют огромное разнообразие конкрет­но-исторических и ситуационно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений; по времени продолжительности существова­ния — от минут и часов (аудитория кинозала) до живущих столетия и ты­сячелетия этносов, наций; по плотности связи между индивидами — от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды «Спартак») и т.д.

Однако значительно более существенным в классификации со­циальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие сообщества не­льзя назвать социальными, группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги,в которых людь­ми осуществляются определенные, неглубокие социальные кон­такты, общение. Отличительными нертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) не­устойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

Общность, основу которой составляют связи типа взаимодей­ствия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования со­вместных условий, можно назвать социальной группой.

Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и призна­ющихся членами этой группы с точки зрения других. Можно выде­лить три существенных условия,необходимых для того, чтобы со­вокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) взаимные ожидания каждого члена группы относи­тельно других ее членов; 3) достаточно продолжительный срок су­ществования.

В соответствии с этим определением два человека, ожидаюшие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Может случи­ться, что и более объемная агрегация может стать группой. В развитии взаимоотношений участников квазигруппы и перерастание этих образова­ний в социальные группы заключается механизм их взаимосвязи, анализ которого позволяет понять процесс группообразования и формирования социальных структур.

Основные виды квазигрупп —аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория —это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социаль­ное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различ­ных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следова­тельно, аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные группы в зависимости от отношения к той или иной информации.

Толпа —это собрание людей, объединенных в замкнутом фи­зическом пространстве общностью интересов. Социальная струк­тура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа — это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно яв­ляются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа — наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа — заранее планирующееся и относительно структурированное собра­ние людей; экспрессивная толпа — социальная квазигруппа, кото­рая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее чле­нов и активность людей в которой сама по себе уже является це­лью и результатом; действующая толпа — форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер.

Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт груп­повой «инфекции», вызывающей «коллективное устремление». По мнению французского ученого Г. Лебона коллективное устремление» приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Современные исследователи считают идею «коллективного устремления» ошибочной. По их мнению, поведение толпы — это в пер­вую очередь поведение отдельных индивидов, в то же время зависящее от «общественного устремления». Американский социолог Ральф Тернер, ав­тор теории «возникающих норм», объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.

Наиболее близкими к социальным группам являются квазиг­руппы, называемые социальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, осно­ванные на контактах с очень слабо установленной связью, лишен­ных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные — по­стоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, основа­ний (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональ­ные — объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские — основанные на сов­местном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее меж­ду общей компанией и группой друзей); статусные — образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как не­которые переходные образования на пути от хаотичных к устойчи­вым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социаль­ных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового образова­ния. В социологической литературе существует множество класси­фикаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для про­ведения классификации социальных групп:

этническая или расовая принадлежность;

уровень культурного развития;

типы структуры, существующей в группе;

задачи и функции, выполняемые группой в более широких об­щностях;

преобладающие типы контактов между членами группы;

различные виды связей, существующих в группах;

другие принципы.

К другим методам классификации относится, например, разде­ление групп на основе принадлежности к ним индивидов.Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он при­надлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются имгруппами — человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит инди­вид, будут для него аутгруппамл («не мы», «другие»).

В большинстве случаев, особенно в неразвитых, традиционных обществах, природу ингрупп и аутгрупп определяют родственные отноше­ния. В современных обществах признаками людей, принадлежащих к од­ной ингруппе, могут быть социальный статус, политические или иные сходные взгляды и интересы, достаточно значимые для этих людей. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стрем­ления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки. В то же время у них есть чувства, отличные от чувств членов ингрупп, и люди непроизвольно отмечают эти черты, разделяя ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

Р. Парком, Э. Берджесом, а также Э. Богартусом была разработа­на концепция социальной дистанции, обосновывающая и позволяю­щая (с помощью шкалы Богартуса) измерить чувства и отношения, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аут-группам. Этот инструмент еще далеко не совершенен, но он помога­ет прогнозировать действия людей в той или иной группе, условиях.

Близкой к ингруппе является референтная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, си­стема ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид, или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отноше­ний, «личность — общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавли­вающую для личности социальные нормы общества, других социа­льных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), опреде­ляющую установки, ценности, идеалы и цели человека.

Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.

В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоцио­нально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.

Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпера­ментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане — замкнуты и молчаливы и т.д. Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех чле­нов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуаль­ных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истин­ным. Хотя не бывает и полностью ложным.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять ли­нию своего поведения.

Социальные группы различаются и по другим признакам, на­пример по характеру взаимоотношений между ее членами социаль­ные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.

Социальные группы, для которых характерно наличие непо­средственно личных взаимодействий, контактов, естественно, мо­гут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 — 20 человек). Поэтому они называются малыми группами(термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутри групповых взаимодействиях, делает их более персонифи­цированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с обще­групповым «Мы». Это основной объект социологических исследо­ваний.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, явля­ются непосредственный, межличностный контакт ее членов, кото­рый характеризуется высоким уровнем эмоциональности. 'Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды по­лучают первичный опыт социального единства.

Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких групп: «первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и тради­ции; к этим группам индивид принадлежит обычно независимо от его же­лания (пример такой группы — семья); «личные группы», т.е. группы дру­зей, основывающиеся на взаимной симпатии, личных потребностях в объе­динении; «идеологические группы», объединяющие людей, имеющих одинаковое представление о ценностях.

Вторичные группыобразуются из людей, эмоциональные отно­шения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодей­ствие подчинено лишь достижению определенных целей и социа­льных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуаль­ность личности не имеет значения — больше ценится умение вы­полнять определенные функции. Основным типом вторичной со­циальной группы является большая социальная группа,сформиро­ванная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных про­странствах, связи между которыми не могут носить характер непо­средственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как пер­вичной, так и вторичной — в зависимости от того, какой тип взаи­моотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с ними по причине их небольшого размера такие группы представ­ляют огромный интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, просле­живаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ро­левых взаимоотношений.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО

В любых группах имеют место динамические процессы, назы­ваемые групповой динамикой,— это различного вида взаимодейст­вия членов социальных групп между собой.

Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа мо­жет подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники. На уровне возник­новения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимо­действий, — так называемых коммуникаций.

Пожалуй, впервые достаточно серьезно влияние различных способов коммуникаций на деятельность групп было изучено А. Бавеласом и Л. Лйвиттом. В ходе практических экспериментов, воспроизводящих различные способы коммуникаций (взаимосвя­зи) между членами небольших групп (4—5 человек), было уста­новлено, что при выполнении групповых заданий результатив­ность действий в большой степени зависит от самой схемы комму­никации. Различные способы взаимосвязи между членами групп по аналогии с геометрическими фигурами ученые назвали «круг», «змея — цепочка», «игрек», «колесо — штурвал», «паутина». Воз­можны и другие варианты коммуникации.

Важным является то, что эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью групп, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Причем уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высок в многоканальной модели, наиболее низок в круговой схеме и является средним в центрированной схеме, в которой централь­ная фигура может испытывать большее удовлетворение, а люди, окружающие ее, могут чувствовать себя изолированными. Необхо­димо также иметь в виду, что групповое взаимодействие во многом опосредуется нормативным поведением ее членов.

При анализе групповой сплоченности можно выделить пере­менные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, совокупности причин и следствий симпа­тии членов малой группы.

К причинам относятся частота взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства груп­пой, фрустрация (гнетущее напряжение), статусные и поведенче­ские (межличностные) характеристики членов группы (по установ­кам, возрасту, этическим нормам поведения и др.).

Последствиями симпатий, а значит, и сплоченности являются агрессивное поведение по отношению к лицу, несимпатичному группе, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения оценки других лиц и внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрас­тание продуктивности группы и т.д.

Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позво­ляет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.

Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, — это роли лидеров. Что же такое лидер, лидерство?

В Философском энциклопедическом словаре лидерствоопреде­ляется как один из механизмов интеграции групповой деятельно­сти, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязан­ность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер— это член груп­пы, принимающий на себя значительно большую меру ответствен­ности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объ­ективная потребность определенной группы, преломившаяся в со­знании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщест­во, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкива­ется уже с детства. Стихийные детские группы всегда возглавляются лиде­рами, это же присуще школьным и студенческим группам.

По мере развития социальной жизни эволюционировал и фе­номен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладала личностная форма ли­дерства, т.е. функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, при котором руководящую функцию в группе выполня­ет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в сис­теме общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство.

В системе институциональных форм общественной жизни ста­ли различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидерназначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руково­дителя. Неформальный лидер— это член группы, наиболее полно в с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...