Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и формы правовой охраны Конституции РФ.

Принципы верховенства и прямого действия Конституции РФ и проблемы их реализации.

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Конституция РФ – основной нормативный акт России, обладающий высшей юридической силой на всей территории РФ и прямым действием.

Исходя из определения Конституция РФ базируется на 2 основных принципах: 1) верховенства Основного Закона; 2) прямого действия конституционных норм.

Верховенство конституционных норм означает, что Конституция РФ 1993 г. действует на всей территории РФ. Этот принцип отражается и в федеративном устройстве РФ. Несмотря на то что субъекты РФ наделены правом принимать собственные конституции (уставы), все же действие этих нормативных актов ограничивается территорией субъектов, тогда как Конституция РФ распространяет свое действие на все субъекты одновременно.

Верховенство Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, т. е. все принимаемые на территории РФ нормативные акты (независимо от того, являются ли они федеральными или приняты только в отдельных субъектах РФ) должны соответствовать конституционным нормам. Поэтому Конституцию РФ можно назвать первоосновой всей правовой системы России.

Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

Действующая Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Она является писаной, постоянной конституцией второго поколения.

Структура Конституции РФ состоит из краткой преамбулы, двух разделов, причем первый из них разбит на 9 глав.

Содержание Конституции РФ включает в себя: 1) полное и последовательное закрепление общепризнанных основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами защиты прав человека; 2) характеристику институтов и механизмов обеспечения взаимодействия прав и свобод человека и гражданина со всеми остальными конституционными институтами в сфере политического, экономического устройства государства; 3) правила обеспечения реализации конституционных прав и свобод личности.

Многие из глав Конституции РФ посвящены структуре и компетенции органов государственной власти: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ. Кроме того, Конституция закрепляет принципы и структуру судебной власти.

Конституция РФ закрепляет все основные демократические принципы: выборность высших государственных органов, право граждан на местное самоуправление и т. д.

Конституция РФ в своем содержании закрепляет еще один из главных принципов демократического государства – принцип разделения властей, в соответствии с которым в России одновременно действуют три ветви власти: 1) законодательная; 2) исполнительная; 3) судебная.

Благодаря этому принципу устанавливается система «сдержек и противовесов» в структуре власти, что обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие различных органов власти. Этот принцип обеспечивается также за счет разграничения нормотворческой деятельности Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ, сферы совместной и раздельной компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.

 

Понятие и формы правовой охраны Конституции РФ.

Правовая охрана конституции — комплекс специальных юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. В более широком смысле под П.о.К. понимают создание необходимых условий, развитие соответствующих

гарантий, совершенствование государственно-правовых средств и методов обеспечения действия конституционных норм. В специальном же значении П.о.К. предполагает применение специфических конституционно-правовых средств в целях обеспечения верховенства Конституции в правовой системе. Субъектный состав охраны Конституции в разных странах различный. Чаще всего к нему относят главу государства, суды общей юрисдикции, верховный суд как высшую судебную инстанцию, органы конституционного контроля (судебного и внесудебного характера). В конституционной практике РФ сложились следующие правовые формы (способы) охраны Конституции:1) охрана Конституции Президентом РФ. Во-первых, как гарант федеральной Конституции Президент РФ наделен прерогативами по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него;2) осуществление конституционного надзора судами общей юрисдикции. Суды наделены правом не применять те правовые нормы, которые, по убеждению суда, не соответствуют Конституции РФ (в этом случае суд обязан обратиться в установленном порядке в Конституционный Суд по поводу признания такой нормы неконституционной);3) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека РФ по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;4) деятельность федерального Конституционного Суда как специализированного органа конституционного контроля в РФ. Кроме того, П.о.К. осуществляется посредством: возложения Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц конституционной обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы; предусмотренного Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрета на присвоение кем бы то ни было власти в РФ; преследования федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий; установления конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещения создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства; установления конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения; предусмотренного Конституцией РФ права граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др. Одной из форм охраны конституции является конституционный контроль. Он заключается в оценке соответствия различных нормативных правовых актов государства его основному закону – конституции. Принимая решение о признании акта противоречащим конституции, орган конституционного контроля одновременно объявляет об утрате актом юридической силы, прекращении его действия. Конституционный надзор заключается в том, что саму отмену осуществляет сам орган, издавший акт. Эту функцию в Российской Федерации выполняет Конституционный Суд как специализированный орган конституционного контроля. 3.Конституционный контроль и конституционный надзор: понятие, виды и функции в правовом государстве. Конституционный контроль представляет собой определенную деятельность специальных или уполномоченных органов государства, конечная цель которых – выявление и пресечение (вплоть до отмены действия) не согласующихся с действующей конституцией законов и иных нормативных правовых актов. Конституционным надзором является деятельность государственных уполномоченных органов с целью выявления неконституционных актов, результат такой деятельности – уведомление органов, принявших или собирающихся принять противоречащий конституции акт. Существует два вида органов конституционного контроля: 1) политический конституционный контроль в качестве органов, которые не считаются специализированными; 2) судебный конституционный контроль, действующий в: а) европейской системе, основанной на специализированных органах конституционного контроля: судебных органах (органах конституционной юстиции) и квазисудебных органах (Конституционный Совет во Франции); б) американской системе, при которой конституционность законов имеют право проверять судьи общей юрисдикции в рядовом процессе рассмотрения определенных дел. Существует несколько видов конституционного контроля. 1. Предварительный и последующий контроль, при котором уполномоченные органы дают свои заключения о соответствии конституции конкретных актов до времени вступления их в силу. В случае возникновения спора о законности акта он может быть рассмотрен после вступления его в законную силу. Все признанные незаконными правовые акты прекращают действовать или же запрещаются к публикации и не вступают в силу. Еще возможно, что законы остаются в самих сводах законов, но их нельзя применять. Решение о законности конкретного закона данным органом является окончательным и обжалованию не подлежит. 2. Конкретный и абстрактный виды контроля, т. е. принимается решение по конкретному делу или абстрактному делу, в общем варианте. 3. Обязательный и факультативный виды контроля, т. е. некоторые законы и подзаконные акты подлежат обязательному контролю, а некоторые – по инициативе субъекта. 4. Решающий и консультативный виды контроля. 5. Существуют решения, имеющие обратную силу, и решения, действующие только после его принятия, если рассматривать эти решения с точки зрения применения решения органа конституционного контроля. 6. Существует внутренний и внешний контроль, т. е. контроль осуществляется или самим издавшим закон органом, или иным органом. 7. Контроль различают по содержанию: формальный, при котором проводится проверка конституционности процедуры принятия акта, и материальный – проверяется конституционность содержания. В современных правовых государствах конституционный контроль наряду с другими политико-правовыми институтами выступает важнейшим средством обеспечения реального существования конституционализма. По мере того как писаные конституции, особенно кодифицированного характера, становились неотъемлемым требованием, а зачастую условием и основополагающей юридической гарантией развития демократического и правового государства, возникала потребность в обеспечении их особым механизмом правовой охраны. Наличие писаной конституции, которая возглавляет иерархию правовых норм, делает необходимым проверку вновь издаваемых правовых актов на непротиворечивость ее положениям. Оказывая влияние на весь процесс применения права, конституционный контроль, в свою очередь, испытывает воздействие правовых, геополитических, социально-экономических, морально-этических факторов, определяющих в значительной мере своеобразие его системы и порядка осуществления. Контроль за конституционностью законов и иных правовых актов является разновидностью реализации контрольной власти в государстве. 4.Судебный конституционный контроль как разновидность конституционного контроля: особенности и модели
Судебный конституционный контроль (СКК)- это проверка на соответствие конституции законов и иных нпа, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. (решения КС выносятся от имени государства, как правило, являются окончательными, обжалованию не подлежат и имеют общеобязательную юридическую силу. Судебный Конституционный Контроль – это наиболее действенное и эффективное средство в охране и защите конституции, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными, конституционными судами. В зависимости от того, какие суды осуществляют контроль, различают 2 основные модели: 1. североамериканскую 2.Европейскую (континентальную), но есть еще и III. Смешанная (совмещение элементов1 и 2ой) 1.Северо-американская Принята кроме США, в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Мексика и др); Австрии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Израиль, Индия, Иран и др); в ряде англоязычных африканских стран (как правило, там, где действует система общего права). Особенность: данный контроль осуществляется судами общей юрисдикции. Виды: 1. контроль осуществляется всеми общими судамипри рассмотрении конкретных дел (гр, административных, уг-х) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль). 2.контроль верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (децентрализованный контроль) 2.Европейская Является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Корея и др), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция и др), Африки (Ангола, Египет, Мали и др), т.е. эта модель характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции. Имеет 2 разновидности: Конституционность объектов контроля проверяют специализированные – конституционные – суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших судов, для которых конст контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (ценрализованный контроль). В РФ действует европейская модель в виде функционирования самостоятельно КС РФ. В федеративных гос-ах сущ-ет как федеративный КС РФ, так и СК S-в РФ, которые правда не образуют единую инстанционную систему судебного конст контроля (Германия, Россия и др). 3. Смешанные Верховный суд Канады – главная апелляционная инстанция страны – рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, в тоже время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства «важные вопросы права или факта», касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, а так же по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения носят рекомендательный характер. Верховный суд Израиля – последняя апелляционная инстанция по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет конституционный контроль в качестве Высшего Суда справедливости. В странах Латинской Америки – североамериканская (децентрализованная) модель + европейская (централизованная) модель = создание специализированных судов, наделенных полномочиями конст контроля, с использованием традиционной для латинского конституционализма процедуры ампаро, процессуальных средств защиты и коллективных прав (Перу, Бразилия, Мексика и др) Виды судебного конституционного контроля: · Предварительный(проверка принятых парламентом, но не вступивших в силу законов).Последующий(на всту
Внутренний, Внешний · Обязательный, Факультативный(в силу принципа диспозитивности как правило факультативный т.е. по инициативе заинтересованного органа, юрика, физика) · Материальный(проверка содержания акта конституции), Формальный(соблюдение конституционных требований относительноформы акта, правомочности его издавать, процедуры принятия, опубликования и введения в действия) · Консультативный(обязывает к рассмотрению решения КС либо аналогичному ему органа тем органом, от которого зависит дальнейшая судьба проекта или самого закона, принятого парлемантом),Постановляющий(не подлежит обсуждению и сомнению, его результаты обязательны для всех S-в права)   5.История становления и развития конституционного правосудия в СССР, РСФСР и современной России. 6.Понятие и основные черты конституционного правосудия в Российской Федерации. Правосудие – это такой особый вид правоохранительной деятельности, который осуществляется специальными государственными органами (судами) в строгом процессуальном порядке (регламентируемом законом), от имени государства, в форме открытого рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел, посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Каждое определение понятия должно включать свои специфические признаки (черты), выделяющие его качественно от других понятий. Признаки (черты) правосудия: а) осуществляется специальными государственными органами – судами; б) решения принимаются и объявляются судьей (судом) от имени государства; в) проходит в форме открытого рассмотрения на судебных заседаниях гражданских, уголовных, арбитражных и иных дел; г) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Принципы правосудия – это наиболее общие понятия и правила, которые определяют способы осуществления правосудия. К принципам правосудия относятся: 1. Законность. 2. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. 3. Независимость судей от других органов власти, партий, движений и общественных объединений. 4. Состязательность и равноправие сторон. 5. Гласность (за исключением дел, касающихся государственной тайны, безопасности граждан, общественной нравственности). 6. Обеспечение прав, свобод и законных интересов личности при осуществлении правосудия. 7. Презумпция невиновности. 8. Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту. 10. Обеспечение каждому лицу права на обращение в суд за защитой своих законных интересов. 11. Демократизм (участие граждан в осуществлении правосудия в лице присяжных, народных и арбитражных заседателей). 12. Язык судопроизводства и делопроизводства в суде. В Конституционном Суде, Верховном Суде и Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, военных судах судопроизводство и делопроизводство ведутся на русском языке – государственном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. 13. Несменяемость судей (без его согласия судья не может быть назначен или избран на другую должность. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только в определенных законом случаях и по решению соответствующей коллегии судей). 14. Неприкосновенность судей.  

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...