Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Погребальные обряды.




Введение

 

В нашей работе мы постараемся рассмотреть, как в древнеримской цивилизации зарождались традиции отмечать праздники и зрелища, каковы были корни их происхождения и как, с течением времени, они культивировались и превращались в грандиозные зрелища и игры для развлечения населения.

Очень интересно описывает обычаи, нравы древних эллинов, и сопоставляет их с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, автор книги «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима»- Лидия Винничук. В ее книге прослеживаются все этапы развития Рима и Греции, их особенности. В результате сравнительного анализа возникает реальная и живая историческая картина событий на протяжении полутора тысячелетий. Автор широко использует в своей книге письменные и археологические источники, которые были изучены и обработаны ею лично. Книга изобилует цитатами из античных сочинений, что придает ей особое очарование при прочтении.

В этой работе мы постараемся более подробно рассмотреть, как зарождались обычаи людей в Древнеримской цивилизации справлять праздники, после тяжелой работы на земле, и проводить свое свободное время с пользой для совершенствования ума, тела и души. Цель работы: показать какую роль играли праздники и зрелища в жизни древнеримской цивилизации. Задачи: рассмотреть истоки зарождения праздников и зрелищ в древнеримской цивилизации; появление в Древнем Риме традиции, организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа.

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ ДРЕВНЕГО РИМА.

Свадебные обряды.

Свадебные обряды в Древнем Риме были очень торжественными, свадьбы праздновались шумно и весело. Для невесты и жениха это было радостное и важное событие. Интересным фактом является то, что хотя жен и мужей для своих детей родители выбирали сами, но все равно зачастую они прислушивались к мнению детей. Но в любом случае брак должен был сулить не только любовь, но и определенную выгоду, например, денежную или политическую. Именно по этой причине и составлялся брачный договор. Девочек отдавали замуж с 14 лет, но бывали случаи и более ранних браков с 12-13 лет. Вся свадебная подготовка начиналась только тогда, когда был обозначен день важного события. Следует отметить, что день свадьбы древним римлянам выбрать было не так-то просто, ведь многие дни считались неблагоприятными. И обычно свадьбы праздновались в середине или конце июня месяца, который сулил новой семье счастливую жизнь. Сначала молодые обручались, невеста надевала кольцо на палец левой руки. В этот же день составлялся брачный договор. И только потом праздновалась сама свадьба. Римские свадебные обряды уделяли большое значение невесте. В ночь перед свадьбой она приносила на домашний алтарь все свои детские игрушки и прощалась с ними, этот обряд символизировал вступление во взрослую замужнюю жизнь. Когда наступал день самой свадьбы, невеста наряжалась в бело-красные одеяния. Белый цвет означал радость жизни. Невеста надевала белую тунику, красную вуаль и красные туфли. На голову накидывалось свадебное покрывало, которое украшали разными цветами. И невеста ждала приезда жениха. Во время свадебной церемонии жрец устанавливал, является ли день свадьбы удачным. После чего подписывался уже составленный брачный договор. И молодожены соединяли руки для совместной молитвы богам. После церемонии гости с молодоженами праздновали свадьбу в доме невесты. И только потом новоиспеченные муж и жена отправлялись в дом главы семейства. Жених переносил невесту через порог своего дома на руках. Гости и флейтисты в дом жениха уже не входили. На этом празднование свадьбы заканчивалась и начиналась семейная жизнь.

Погребальные обряды.

В древнем Риме знания по лечению некоторых болезней передавались в каждой семье из поколения в поколения. Обычно это были названия целебных трав, сиропы, настойки и мази, употребляемые при простуде, температуре, кашле. использовался так же метод аборта и противозачаточные средства, хотя аборт был запрещён и делавший его, при поимке, высылался из Рима с полной конфискацией имущества. большое применения получили магические амулеты от сглаза, в силе действия которых жители не имели никаких сомнений. использовали также, так называемые, любовные фильтры и практиковали заклинания типа вуду со сжиганием на огне восковых и глиняных фигур, поэтому, к врачам (ими обычно являлись слуги или даже рабы, которых в последствии сменили греческие учёные), древние римляне обращались в самый последний момент, когда болезнь заходила очень далеко. это приводило к тому, что основная часть пациентов умирала. практически, в тот период предназначением врача было не лечить, а сопровождать умирающего больного, стараясь как можно больше облегчить его страдания. врач, часто находился у изголовья своего бывшего пациента и составлял все необходимые юридические документы о происшедшей смерти. Интересно отметить, что ювелиры того времени производили, помимо прочего, золотые коронки для зубов. по закону, это было единственное золото, которое могло сопровождать граждан после их смерти. Древние римляне представляли свою смерть с большим страхом, поэтому в противовес этой печальной неизбежности они старались, как можно больше есть и развлекаться, как бы говоря тем самым: "видишь, я ещё жив!" в обеденных залах часто выставлялись настоящие скелеты, чтобы постоянно напоминать присутствующим о той участи, которая никого не обходит стороной. эта традиция дошла до средневекового периода. Смерть для древних римлян являлась публичным фактом, в котором принимали участие родственники умирающего и весь социальный клан, в котором он жил. поэтому важным элементом являлся последний эффект оставленный умирающим. многие римские императоры умирали при полном убранстве со словами величия на губах. После смерти одного из членов семьи, близкие родственники должны были закрыть ему глаза и поцеловать умершего. таким образом, считалось, что дух покойного переходил к ним. после этого ритуала можно было приступать к траурной церемонии, которая обычно начиналась с причитаний и плача об усопшем. во многих районах юга Италии до сих пор действует эта традиция. Детская смертность во времена римской империи была очень высокой, 30-40% умирало, не достигнув одного года, а 1/3 - до 10 лет. возможно, именно из-за такой большой смертности древнеримское общество привыкло к ней и детей (как бедняков) хоронили на общественном кладбище без каких-либо церемоний, что имело название funus tacitum. это происходило обычно ночью. детей, умерших до трёхлетнего возраста хоронили под фундаментом родительского дома и не носили по ним траур.

знатных римлян после смерти натирали бальзамными маслами, одевали в дорогие одежды и выставляли для всеобщего прощания в одном из богато убранных залов. в знак траура гасили огонь во всём доме и вывешивали на воротах листья кипариса, римской сосны или платана. интервал с момента смерти до погребения мог быть самым различным. так, например бедняка хоронили в тот же день, а император находился в траурном зале около недели. В первых рядах похоронной процессии шли музыканты с флейтами. за ними - женщины, оплаченные для крика и рыданий, мимы, танцоры и коляска с imagines предков. имаджинес предков - были рабы одетые в одежду давно умерших родственников покойного. на лице у них красовались маски с изображением этих родственников. и только в конце несли открытый гроб, за которым следовали родственники, друзья и свободно наёмные слуги. если умерший занимал важный государственный пост, похороны начинались от центрального форума. Захоронение происходило вдоль больших дорог за городскими стенами. перед этим произносилась прощальная речь, а затем приступали к сожжению трупа на костре. кости и пепел собирались в специальную урну, которую устанавливали в сооружённый на месте надгробный алтарь с высеченным именем. нередко вокруг него разбивали настоящий сад. для бедняков надпись на могиле являлась единственным следом, оставленным ими в истории.

траурные церемонии не проводили по самоубийцам, покончивших со своей жизнью через повешение. все остальные были погребены с теми же почестями, которые их ждали ли бы в случае "нормальной" смерти.

 

Религиозные обряды.

 

Римская религия бедна легендами. Религиозные представления римлян, которые, по существу являли собой смесь различных италийских племен, сложившихся путем завоевания и союзных договоров, содержали в своей основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятным явлением природы, стихийными бедствиями и преклонение пред производящими силами земли (итальянские земледельцы почитали небо, как источник света и тепла, и землю, как подательницу всяческих благ и символ плодородия). Для древнего римлянина, существовало еще одно божество - семейный и государственный очаг, центр домашней и общественной жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах - у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли свою волю полетом птиц, ударами молний, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты храма или пещеры. И молящийся римлянин в отличие от грека, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того ненароком не увидеть призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество. Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями жертвоприношениях, молениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности. Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента - списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим “двинулись” множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева. Свершено особую роль римской религии сыграли эльтруски - удивительный и загадочный народ, чья письменность до сих пор не расшифрована, чьи памятники представляют совершенно особый мир, до сих пор не разгаданный учеными. В религии эльтрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами. Поскольку эльтрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их формальным и расчетливым подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у эльтрусков лишь науку о предсказаниях, гаданиях и знамениях, как наиболее практическую и имеющую прикладное значение, часть их религиозных представлений. Эту науку эльтрусских жрецов - гаруспиков (гадателей по внутренностям жертвенных животных, в особенности по печени) римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались эльтрусские специалисты. Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...