Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели, характеризующие воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и использование природных ресурсов




Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2000 г. к 1990 г. %
Забор воды из природных источников, млн м3   в т. ч.   из подземных горизонтов Сброс загрязненных сточных вод, млн. м3 Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух ––всего, тыс. т    в т. ч.    от стационарных источников    от автотранспорта Нарушено земель в связи с несельскохозяйственной деятельностью (на конец года), тыс. га    из них отработано Рекультивировано земель, тыс. га                                             63, 7   89, 4   24, 0   38, 6   30, 6 42, 7     39, 1 25, 0 25, 0  

По существу своему экологическая инфраструктура –– это целенаправленно формируемая система защиты природы и человека от негативного воздействия неэкологизированной человеческой деятельности. Необходимость и целесообразность ее создания в основном определяется экологическим несовершенством современных производственных и бытовых процессов, а также накопленными за предшествующий период нарушениями природного равновесия. Экологическая инфраструктура призвана предотвращать поступление в окружающую среду отходов, стоков и выбросов, либо нейтрализовать их негативное воздействий. Поэтому уровень развития экологической инфраструктуры в стране или в регионе –– это, с одной стороны, показатель экологического несовершенства функционирующего здесь производства и других процессов жизнедеятельности населения, а с другой –– это показатель степени защищенности природы и человека (как ее части) от вредного воздействия всех видов хозяйственной деятельности.

Отмеченная двойственность экологической инфраструктуры определяет неоднозначность в подходе к оценке ее развития, а следовательно, и ее роли в природоохранной стратегии и тактике республики. В этом отношении каждый элемент экологической инфраструктуры должен анализироваться и оцениваться прежде всего с позиции, что эффективнее: продолжать ли его развитие, расширяя сеть объектов и увеличивая их мощность; сконцентрировать ли средства на экологизации производственных процессов; обеспечить ли оптимальное соотношение между затратами на внедрение мало- и безотходных технологий и на создание всевозможных очистных и природоохранных объектов. Рассмотрим под этим углом зрения современную экологическую инфраструктуру Беларуси.

Обобщающими показателями уровня и динамики развития экологической инфраструктуры в определенной степени могут служить данные о стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды и о затратах (капиталовложениях и текущих) на охрану среды. Именно эти показатели наиболее часто используются для характеристики масштабов природоохранной деятельности.

Основные производственные фонды по охране окружающей среды в Беларуси составляют около 2 % от всех производственных основных фондов республики. Большая часть основных производственных фондов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов –– около 60 % их общей стоимости –– сосредоточена в промышленности. Здесь они составляют около 2, 5 3 % от общей стоимости производственных фондов.

Анализ структуры производственных природоохранных фондов свидетельствует о преобладании основных фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов, удельный вес которых в общей стоимости природоохранных фондов составляет около 84 %. На фонды по охране атмосферного воздуха приходится около 15 %, по вывозке отходов производства –– менее 1 %. В состав фондов по охране и рациональному использованию водных ресурсов входят станции для очистки сточных вод (биологической, физико-химической, механической), системы оборотного водоснабжения, водоохранные зоны. Атмосфероохранные фонды –– это установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов, а также контрольно-регулировочные пункты автотранспорта.

Сложившаяся в республике структура природоохранных фондов отражает проводившуюся в течение многих лет плановой экономики и в течение переходного периода политику инвестиций в охрану окружающей среды, когда приоритет отдавался капиталовложениям именно в охрану водных источников (табл. 9).

В то же время, как свидетельствуют приводимые в научной литературе данные, экономический ущерб от загрязнения атмосферы существенно превосходит потери от загрязнения водных источников, что предопределило в последние годы увеличение доли вложений в атмосфероохранную инфраструктуру.

Определенное развитие в республике получила и специальная инфраструктура по охране и рациональному использованию земель, недр и минеральных ресурсов. К ней относятся противоэрозионные гидротехнические сооружения, защитные лесные полосы, оборудованные свалки, рекультивация земель и др. На эти мероприятия в настоящее время затрачивается все возрастающая доля природоохранных капиталовложений (15 % в 1990 г. и 23 % –– в 1999 г. ). Общие капиталовложения в природоохранную деятельность в Беларуси на протяжении последнего десятилетия снижались и не превышали 0, 5 % от ВВП, но доля их в общем объеме также существенно снижавшихся капиталовложений в народное хозяйство повысилась с 1 % в 1990 г. до 2, 7 3, 1 % в 1998 2000 гг.

Безусловно, приведенные данные о величине капиталовложений и стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды далеко не полно характеризуют уровень развития экологической инфраструктуры. Во-первых, к стоимости основных производственных экологических фондов необходимо добавить стоимость основных непроизводственных фондов по охране окружающей среды, составляющих материально-техническую базу всей службы мониторинга, управления, научно-исследовательских организаций. Это стоимость зданий, сооружений, оборудования учреждений Госкомприроды РБ, гидрометеорологической, санитарно-эпидемиологической и прочих служб и организаций по наблюдению, контролю качества окружающей среды, надзору за соблюдением природоохранного законодательства, по управлению природоохранной деятельностью, научно-исследовательских организаций в области охраны среды. Можно полагать, что при всей бедности перечисленных бюджетных организаций, их все увеличивающееся количество дает весомую добавку стоимости непроизводственных фондов экологической инфраструктуры к стоимости экологических производственных фондов.

Таблица 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...